скачать рефераты

МЕНЮ


Институт гражданства и его социально-юридическая функция

Институт гражданства и его социально-юридическая функция

Оглавление

Введение

1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

2. Полномочия Президента Российской Федерации

3. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов

4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

5. Порядок решения дел о гражданстве

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема гражданства в нашей стране приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбы миллионов людей, объединение государств в союзы стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Гражданство является звеном международным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

Таким образом, проблемы гражданства России, носившие в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.

1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации. К числу таких органов относятся:

1. Президент Российской Федерации;

2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (Министерство внутренних дел РФ), и его территориальные органы;

3. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел РФ), и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России.

Закон в ч. 2 ст. 7 прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтобы "гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами", установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями. Им вменяется в обязанность защищать права и законные интересы граждан, а также "при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан РФ".

В системе органов, ведающих делами о гражданстве, центральное место отведено Президенту РФ. Пункт "а" ст. 89 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ право решать вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.

В соответствии с Законом и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ, восстановления в гражданстве РФ, выхода из гражданства РФ, отменяет решения по вопросам гражданства РФ и прочее.

По всем названным вопросам Президент издает указы. Все прочие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

В числе органов исполнительной власти, решающих вопросы гражданства, можно назвать Федеральную миграционную службу и ее территориальные органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

В число полномочий этих органов входят прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях и др.

Решение по вопросам гражданства РФ (прием в гражданство, прекращение и изменение гражданства) исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению. Решения принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство РФ и восстановления в гражданстве РФ либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства РФ либо отказа в выходе из гражданства РФ.

2. Полномочия Президента Российской Федерации

Конституция РФ в ст. 89, регулирующей полномочия Президента РФ, не случайно первым пунктом называет полномочие Президента в сфере решения вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Это, прежде всего, характеризует государство как берущее на себя обязательство по защите и охране прав и интересов гражданина РФ вне зависимости от его места нахождения.

Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере.

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке (по ст. 13, ФЗ "О гражданстве Российской Федерации");

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке (по ст. 15 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации");

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке (в соответствии с ч. I ст. 19 и ч. 1 ст. 26 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (при выходе из гражданства РФ лиц, проживающих на территории России, и при решении вопроса о гражданстве детей при усыновлении (удочерении));

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации (в соответствии со ст. 23 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Для того чтобы Президент принял верное решение по вопросам гражданства РФ, заявлению заинтересованного лица необходимо пройти несколько инстанций. Заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя:

- лицом, проживающим на территории РФ, - в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

- лицом, проживающим за пределами РФ и не имеющим места жительства на территории РФ, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящееся за пределами РФ.

Порядок прохождения документов по вопросам гражданства определен Административным регламентом исполнения ФМС функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденным Приказом федерального органа власти от 19.03.2008 N 64. В соответствии с п. 14.1 нормативного документа территориальные органы Службы принимают заявления о приеме в гражданство РФ в общем порядке (восстановлении в гражданстве РФ) и принимают заявления о выходе из гражданства РФ с последующим уведомлением (извещением) заявителя о принятом Президентом РФ решении. Кроме того, органы также исполняют процедуру приема в гражданство РФ или выхода из гражданства РФ в упрощенном порядке с последующим исполнением решения и уведомлением заявителя о принятом решении.

Заявление об изменении гражданства в общем порядке, поданное лицом, проживающим за пределами РФ, а также представленные им документы после их проверки вместе с заключением дипломатического представительства или консульского учреждения РФ и иными имеющими отношение к делу материалами направляются в Министерство иностранных дел РФ.

Приказом МИД России от 24.12.2002 N 18560 "Об утверждении форм решений, заключений и справок по вопросам гражданства РФ" предусмотрена форма такого заключения дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, направляемого в МИД России.

Срок рассмотрения заявлений в ФМС России, ее территориальных органах, МИД России, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, ФСБ России и ее территориальных органах не должен превышать двух месяцев в каждом из органов.

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным в общем порядке со дня подписания и издания указа Президента РФ.

Пункт "г" наделяет Президента РФ правом отмены решений по вопросам гражданства РФ. В п. 54 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ указано, что Президентом издается указ об отмене решения по вопросам гражданства. Также Президент РФ вправе отменить решение, принятое другим полномочным органом.

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, представленных лицом, ходатайствовавшим о данном решении.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства РФ, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения. В случае отмены решения по вопросам гражданства РФ, полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на ее территории, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. При отмене решения о выходе из гражданства РФ у лица изымается справка о выходе из гражданства РФ и выдается паспорт гражданина РФ.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 было принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1318 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ и ее состава" также было принято соответствующее Положение о Комиссии.

Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства РФ, а также предоставления политического убежища. Комиссия формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии. Председатель Комиссия и ее состав утверждаются Президентом РФ.

Основными задачами Комиссии являются:

- информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ по реализации полномочий, по решению вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища;

- подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища.

Основными функциями Комиссии являются:

- предварительное рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, восстановлении или прекращении гражданства РФ, предоставлении политического убежища в РФ, а также подготовка по ним предложений Президенту РФ;

- анализ и обобщение практики применения законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища;

- взаимодействие с международными организациями по вопросам гражданства;

- подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту РФ.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. Решение Комиссии оформляется протоколом, который должен быть подписан всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании. В исключительных случаях по поручению председателя Комиссии также допускается принятие решения путем персонального опроса членов Комиссии. Решение оформляется протоколом в установленном порядке.

Комиссия в целях решения своих задач имеет ряд полномочий, в частности она имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, от учреждений, организаций и должностных лиц, а также право направлять полномочным органам, ведающим делами о гражданстве РФ, рекомендации и разъяснения, касающиеся порядка применения законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

Подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти по вопросам гражданства является одной из функций Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан.

Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан также проводит проверку исполнения федеральных законов, указов и других решений Президента РФ по вопросам гражданства.

Задачами Управления в соответствии с Положением также являются:

- анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и загранучреждений, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по исполнению ими законодательства РФ по вопросам гражданства;

- обобщение практики применения законодательства РФ по вопросам гражданства.

Управление для осуществления своих задач и функций имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и загранучреждений, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, от учреждений, организаций и должностных лиц.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

Часть 1 ст. 90 Конституции РФ наделяет Президента правом издавать указы или распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Указы Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это значит, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов. Однако в результате действия принципа разделения властей указы Президента не могут быть отменены законом. Их несоответствие Конституции РФ и федеральным законам может быть установлено лишь Конституционным Судом РФ, в результате чего они утрачивают силу (иногда, руководствуясь решением Суда, их отменяет сам Президент).

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" - "ж" ст. 16 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Президент Российской Федерации в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со ст. 13 - 15 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Данная часть статьи дополняет компетенцию Президента возможностью рассмотрения вопроса о приеме в гражданство или восстановлении в гражданстве лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, чьи заявления должны быть по общему правилу отклонены в связи со следующими обстоятельствами:

- указанные лица в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство или о восстановлении в гражданстве, выдворялись за пределы РФ;

- указанные лица использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

- состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

- имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;

- преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за преступления;

- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Эти обстоятельства указаны в п. п. "б" - "ж" ст. 16 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в качестве оснований отклонения заявления о приеме в гражданство или восстановлении в гражданстве РФ. Тем не менее, заявления таких лиц могут быть рассмотрены Президентом. Как и все остальные заявления об изменении гражданства, они проходят через Комиссию по вопросам гражданства.

3. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов

Федеральный орган исполнительной власти - самостоятельная структурная часть системы органов исполнительной власти в стране как целостной системы (ст. 78 Конституции РФ), так и системы федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять и реализовывать предметы ведения РФ.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации призваны обеспечивать государственное управление в соответствующих сферах жизни общества: в сфере экономики, социальной и культурной деятельности, в обеспечении общественного порядка и государственной безопасности, укреплении обороноспособности страны.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают в рамках своих полномочий решение соответствующих общегосударственных вопросов, отнесенных к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ, организуя исполнение законов и иных правовых актов. В этих целях они могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным реализовывать государственную политику в сфере миграции и осуществлять правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба, подведомственная МВД России (Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы").

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.