скачать рефераты

МЕНЮ


Исчисление и уплата земельного налога. Льготы по налогу

В полосу отвода автомобильных дорог входят и земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям.

Таким образом, при применении рассматриваемой льготы (п.2.ст.395 НК РФ) следует обязательно учитывать нормы постановления Правительства РФ №61 « О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации». Так, например, налоговая служба, принимая во внимание этот документ, считает, что организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, расположенные в границах городских населенных пунктов, освобождаются от уплаты земельного налога (письмо ФНС России от 11.12.2007г. № 11-0-09\1454@).

Религиозные организации в праве основывать и содержать следующие издания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружение, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (половничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п.ст.16.Закона №125-ФЗ и п.1 Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001г №490).

Религиозные организации в праве осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п.1ст.18 Закона №125-ФЗ).

Таким образом, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.

Обратите внимание: Некоторые представители налоговой службы на местах считают, что рассматриваемая льгота предоставляется только в отношении земельного участка, находящегося непосредственно под храмом или иным культовым зданием, в отношении же иных участков земли этой религиозной организации льгота не предоставляется.

По нашему мнению, это утверждение не верно, поскольку данная норма сформулирована так, что если на земле религиозной организации находится хотя бы одно здание (строение, сооружение) религиозного и благотворительного назначения, то весь земельный участок, на котором оно расположено, полностью освобождается от уплаты земельного налога.

В разъяснение трактования рассматриваемой нормы в письме Минфина России от 24.05.2005г. №03-06-02-02\41 отмечено, что от обложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащей религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, не зависимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

При применении льготы, установленной п.5 ст.395 НК РФ, налогоплательщики должны знать следующее.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможности решение задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители ( один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляет не менее 80%, а также союзы ( ассоциации) указанных организаций (ст.33 Федерального закона «О социально защите инвалидов в Российской федерации» от 24.11.1995г.№181-ФЗ). Общественные организации инвалидов, в том числе учреждения, созданные такими общественными организациями не в праве применять указанную льготу. В то же время освобождение от уплаты земельного налога для них может быть предусмотрено местным законодательством.

Под учреждение понимается не коммерческая организация созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций не коммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст.120 ГК РФ).

При применении норм п.6 ст.395 НК РФ в части освобождения от обложения земельным налогом организации народных художественных промыслов отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий художественных промыслов, необходимо обратить внимание на следующее.

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных,оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляет не менее 50% (п.2 ст.5 Федерального закона « О народных художественных промыслах» от 06 .01.1999г №7-ФЗ ).

При применении норм п.7ст.395 НК РФ необходимо подчеркнуть следующие:

Коренные малочисленные народы Российской Федерации -это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (п.1.ст. 1 Федерального закона « О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999г № 82-ФЗ и ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07 2000г №104-ФЗ).

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден постановление Правительства РФ от 24.03.2000г № 255.

Что касается льгот для научных организаций при Российских академиях (п.8 ст.395 НК РФ), то хотелось бы отметить следующее.

Научная (научно-исследовательская) деятельность, к которой относится фундаментальные и прикладные научные исследования, -это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (ст.2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политики» от 23.08.1996г. №127-ФЗ).

Из вышесказанного становится очевидным, что научная организация имеет право на льготу по уплате земельного налога только при условии, что выделенный ей земельный участок относится к землям какой либо из указанных академий наук (по нашему мнению, это должно содержаться в документе, удостоверяющем право собственности, владения или пользование земельным участком).

Местные власти как упоминалось ранее, имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу. Согласно ст.3.1 «Налоговые льготы» Закона г. Москвы №74 от обложения земельным налогом освобождаются:

· органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

· учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств профсоюзов,- в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры социального обеспечения, физической культуры и спорта ( в соответствии с законом г.Москвы от 16.07.2008г. №36 с 1 января 2010 г. слова «федерального бюджета» будут исключены);

· государственные учреждения города Москвы, созданные по решениям Правительства Москвы и финансируемые из бюджета города Москвы, - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

· организации и физические лица - в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;

· государственные научные центры, а также научные организации, выполняющие научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, - в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности (согласно Закону г.Москвы №36 с 1 января 2010г. этот пункт утрачивает силу);

· учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий,- в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26.09.2001г. №48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;

· организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда -не менее 25% (при определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договором подряда и другим договорам гражданско-правового характера), -в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. № 223), работ и услуг (за исключение брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков);

· органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел- в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

· органы, подразделения и организации пожарной охраны - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

· товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье,- в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

При этом налоговые льготы в соответствии с п.3 ст.3.1 Закона г.Москвы№74 не распространяются на земельные участки(части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду. Правда, есть и исключения из этого правила (п.4 ст.3.1 Закона №74). Однако это совершенно иное, убедитесь сами. Налогоплательщики перечисленные в поп.2,9 и 10 п.1 ст.3.1 Закона №74, освобождаются от налогообложения в отношении сдаваемых в аренду земельных участков(частей, долей земельных участков) в случаях, когда арендная плата в полном объеме учитывается в доходах федерального бюджета, бюджета города Москвы с отражением доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сметах доходов и расходов учреждений. Действие указанной нормы распространяется на учреждения, финансируемые из федерального бюджета, с 1 января 2005г, на учреждения, финансируемые из бюджета города Москвы,- с 1 января 2006г.

Глава 3. Порядок исчисления и уплаты земельного налога

В общем случае сумма земельного налога исчисляется по истечению налогового периода (календарного года как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базе (п.1 ст.396 НК РФ).Иначе говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.

Пример 5. ООО «Афина» имеет в собственности земельный участок в городе Москве занятый офисным здание и производственными помещениями. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2009 года составляет 20млн. руб.Сумма земельного налога за 2009 год с этого участка составит для ООО «Афина» 300000руб.(20000000*1,5%).

Организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. (В отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности), исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогам) самостоятельно (п.2 ст.396 НК РФ).

Если иное предусмотрено п.2 ст.396 НК РФ, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогам), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками являющимися физическими лицами, исчисляются налоговыми органами (п.3 ст.396 НК РФ).

Организации и предприниматели, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего года как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.6 ст.396 НК РФ).

Пример 6 . ЗАО «Гефест» имеет в собственности земельный участок, который находится на территории г. Москвы и занят офисным зданием. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января 2009г составляет 4 млн.руб.

Сумма авансового платежа по земельному налогу за первый квартал 2009г рассчитывается ЗАО «Гефест» следующим образом:

4000000 руб. :4 * 1,5% = 15000 руб.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между суммой налога, исчисленной согласно п.1 ст.396 НК РФ, и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года (п.5 ст. 396 НК РФ)

Обратите внимание: если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15 -го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.

Пример 7. ООО «Электра» в январе 2009 г. приобрело земельный участок на территории города Москвы для строительства на нем офиса и зарегистрировала право собственности на эту землю 14 января 2009г.

Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка по состоянию на 1 января 2009г составляет 6 млн. руб.

При исчислении ООО «Электра» суммы авансового платежа по земельному налогу за первый квартал 2009г январь принимается в качестве полного месяца, в связи с чем сумма платежа рассчитывается следующим образом:

6000000 руб. : 4 * 1,5%= 22500 руб.

Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Пример 8. ЗАО «Прокруст» в феврале 2009г. продало земельный участок на территории г. Москвы который относится к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и на котором осуществлялось сельскохозяйственное производство.

В связи с продажей право собственности ЗАО «Прокруст» на эту землю прекращено 16 февраля 2009г. Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка по состоянию на 1 января 2009г. составляет 10млн.руб.

При исчислении ЗАО «Прокруст» суммы авансового платежа по земельному налогу за первый квартал 2009г. февраль учитывается в качестве времени нахождения земли в собственности организации, в связи с чем сумма платежа рассчитывается следующим образом:

10000000 руб. : 4 * 0,3% * 2 = 5000 руб.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, земельный налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства (п.8 ст.396 НК РФ). Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с п.3 ст.45 ГК РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, -день смерти, указанный в решении суда (ст.1114 ГК РФ)

Пример 9. Гражданину Волнушкину С.В.(не имеющему право на уменьшение налоговой базы согласно п.2 ст.3.1. Закона г.Москвы №74 и п.5 ст.391 НК РФ ) по наследству перешел земельный участок в г.Москве, предоставленный для садоводства. Наследство открыто 1 июля 2008г. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2008г. составляет 1 млн. руб.

Сумма земельного налога рассчитывается следующим образом :

1000000 руб. * 0,3% * 6 мес. : 12мес. = 1500 руб.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическим и юридическим лицам на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу)производится с учетом коэффициента2.

Данный коэффициент применяется в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п.15 ст.396 НК РФ).

Обратите внимание: в случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке (т.е. налогоплательщик праве зачесть ее в счет будущих платежей или вернуть)

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.