скачать рефераты

МЕНЮ


Исчисление НДС в 2008 году

Исчисление НДС в 2008 году

39

ИсчислЕНИЕ НДС в 2008 году

В 2008 году в Закон Республики Беларусь от 19.12. 1991 №1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) внесен ряд изменений, о которых уже сообщалось ранее немало, но мы остановимся на влиянии этих изменений на порядок исчисления и уплаты НДС по отдельным объектам и операциям, на основании письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14.03. 2008 №2-1-9/236.

Вычет НДС по объектам основных средств

Исходя из норм, установленных ст.15 и ст.16 Закона, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов, принимаются к вычету без распределения в порядке, установленном ст.15 Закона, и без учета характера их использования (производственного или непроизводственного назначения). На основании п.5 ст.16 Закона указанные суммы налога подлежат вычету после отражения в бухгалтерском учете и в книге покупок.

Согласно ст.2 Закона для целей исчисления НДС основными средствами являются амортизируемые объекты, учитываемые на счетах бухгалтерского учета в составе основных средств, за исключением, в частности, оборудования к установке.

В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05. 2003 № 89, счет 07 "Оборудование к установке" предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Этот счет используется организациями-застройщиками.

Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается с кредита счета 07 "Оборудование к установке" в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

На счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражается информация о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов.

На счете 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" отражается информация о причитающихся к оплате и оплаченных организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, принятым работам и услугам.

К счету 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" может быть открыт субсчет 18-1 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам".

На субсчете 18-1 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам" учитываются суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к строительству, созданию и приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования), причитающиеся к оплате и оплаченные организацией поставщикам (подрядчикам) или в бюджет Республики Беларусь, в том числе при ввозе основных средств на таможенную территорию Республики Беларусь.

Учитывая вышеизложенное, суммы налога, уплаченные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее - объекты), использованных в создании основных средств, стоимость которых учтена на счетах 07 и 08 до списания их на счет 01, принимаются к вычету без распределения согласно ст.15 Закона, если они отражены на субсчете 18-1 и в книге покупок.

До 01.01. 2008 суммы НДС, уплаченные при приобретении объектов, использованных в создании объектов завершенного капитального строительства, относились к суммам налога, уплаченным при приобретении товаров (работ, услуг), которые могли приниматься к вычету по мере их накопления при постановке объекта на счет 01. В 2008 году данные суммы налога относятся к суммам налога, учитываемым на субсчете 18-1. Учитывая, что п.15 ст.16 Закона установлены правила осуществления налоговых вычетов по приобретаемым (ввозимым) товарам (работам, услугам) при изменении норм, регулирующих осуществление налоговых вычетов, и не установлено особенностей осуществления налоговых вычетов по создаваемым основным средствам, то, сумма накопленных налоговых вычетов до 01.01. 2008 при ведении строительства может быть вычтена в 2008 году до ввода объекта в эксплуатацию без распределения в порядке, установленном ст.15 Закона, с отражением в книге покупок и на субсчете 18-1.

Суммы налога, отраженные на субсчете 18-1 и не отраженные в книге покупок, к вычету не принимаются. В этом случае вычет будет осуществлен также без распределения в том налоговом периоде, в котором сумма налога будет отражена в книге покупок при наличии на то оснований, установленных ст.16 Закона.

Вместе с тем, суммы налога, отраженные как на счете 18, так и на субсчете 18-1, относящиеся к затратам, учтенным на счетах 07 и 08, которые будут списаны в будущем на счет 01, плательщик вправе включить в сумму налоговых вычетов, подлежащую распределению в порядке, установленном ст.15 Закона, в момент, когда эти суммы налога внесены в книгу покупок.

Сумма налога, уплаченная при приобретении объектов, одновременно используемых как для создания новых объектов основных средств, так и для реконструкции имеющихся основных средств, в процессе которых невозможно определить, какие именно объекты и в каком объеме использованы при реконструкции и создании основных средств, учитывается на счете 18 и принимается к вычету с распределением в порядке, установленном п.3 ст.15 Закона.

При вводе объектов основных средств в эксплуатацию сумму налога, подлежащую распределению, плательщик вправе уменьшить на сумму налога, уплаченную при приобретении объектов, использованных в создании основных средств, и учесть ее на субсчете 18-1 с осуществлением вычета в порядке, действующем в 2008 году для основных средств.

В соответствии с п.5 ст.15 Закона суммы налога, подлежащие уплате при приобретении либо ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, могут относиться плательщиками на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Таким образом, сумму налога, учтенную на субсчете 18-1 при создании основных средств, плательщик вправе отнести на увеличение стоимости созданного основного средства в момент ввода его в эксплуатацию.

Применительно к оборудованию приобретенному (ввезенному) в 2007 году, постановка которого в качестве основных средств будет осуществлена в 2008 году, следует руководствоваться п.15 ст.16 Закона, в соответствии с которым при изменении порядка применения налоговых вычетов новый порядок вычетов действует в отношении:

- товаров, оприходованных с момента изменения порядка применения вычетов (по товарам, по которым сумма налога предъявляется продавцом);

- товаров, ввезенных с момента изменения порядка применения налоговых вычетов. Дата ввоза определяется по дате таможенного оформления.

Таким образом, сумма НДС по оборудованию, требующему монтажа, будет распределяться в порядке, установленном п.4 ст.15 Закона (в редакции, действовавшей до 01.01. 2008). В соответствии с указанной нормой суммы налога, уплаченные (подлежащие уплате) плательщиком при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь основных средств и нематериальных активов либо при их приобретении, подлежат отнесению на увеличение стоимости этих основных средств и нематериальных активов пропорционально доле оборота от операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, освобожденных от обложения налогом, в общем объеме оборота от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за предшествующий налоговый период.

Предшествующим налоговым периодом является налоговый период, налоговая декларация за который имеется на начало отчетного налогового периода. Например, при постановке в феврале 2008 года на учет в качестве основного средства оборудования, приобретенного (ввезенного) в 2007 году, для отнесения суммы НДС на увеличение стоимости используется декларация по НДС за декабрь 2007 года.

При этом, суммы налога, уплаченные при приобретении объектов, использованных для монтажа в 2007 году, также подлежат распределению в вышеуказанном порядке. Суммы НДС по объектам, использованным в 2008 году для монтажа оборудования, принимаются к вычету в порядке, установленном для основных средств, действующем в 2008 году.

При реализации объектов незавершенного капитального строительства сумма НДС, учитываемая на субсчете 18-1 по данному строительству, подлежит распределению в порядке, установленном п.3 ст.15 Закона, в том налоговом периоде, в котором объект незавершенного капитального строительства будет реализован.

Суммы налога, уплаченные при приобретении объектов, относящихся к затратам по увеличению стоимости имеющихся основных средств, при наличии освобожденных от НДС оборотов по реализации объектов подлежат распределению в порядке, установленном п.3 ст.15 Закона.

В 2008 году согласно ст.2 Закона принятие на учет в качестве основных средств товаров (работ, услуг) собственного производства, а также объектов (этапов) завершенного капитального строительства не является объектом обложения независимо от срока начала строительства.

Исчисление НДС по таре

В соответствии со ст.2 Закона объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

Согласно п.3 ст.7 Закона при реализации приобретенной многооборотной тары налоговая база определяется как разница между ценой реализации и ценой ее приобретения. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом налога.

Таким образом, поскольку многооборотная тара (приобретенная или собственного производства) является товаром, то положения Закона об исчислении налога применяются только в том случае, если возникает оборот по реализации тары, который отражается в бухгалтерском учете через счета реализации (в том числе с применением залоговых сумм по таре, подлежащей возврату).

Момент фактической реализации тары определяется в соответствии с п.1 и 1-1 ст.10 Закона в зависимости от принятого согласно учетной политике метода определения момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (по отгрузке или по оплате). В этом случае, исходя из нормы п.5 Инструкции о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.02. 2007 № 22, при возврате покупателем тары продавцу у последнего на сумму оборота по реализации указанной тары уменьшаются обороты по реализации того налогового периода, в котором осуществлен возврат тары.

Вместе с тем, при отражении операций по таре, подлежащей возврату, на иных счетах бухгалтерского учета (кроме счетов реализации), оборот по реализации тары отсутствует, а сумма денежных средств, полученных продавцом в качестве залога, согласно пункту 5 статьи 6 Закона не учитывается при определении налоговой базы как средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

При этом, в налоговом периоде, в котором истек срок, в течение которого тара должна быть возвращена покупателем продавцу, и получены сведения от покупателя о том, что тара не будет возвращаться, стоимость тары включается в облагаемый оборот с учетом особенностей определения налоговой базы, установленных п.3 ст.7 Закона.

Если после того, как указанный оборот будет отражен в налоговой декларации по НДС, стороны придут к согласию о возврате тары, то у продавца уменьшаются обороты по реализации того налогового периода, в котором осуществлен возврат тары.

В вышеуказанных случаях, в том числе применяемых и при вывозе тары за пределы Республики Беларусь, при наличии обязательств по исчислению НДС по операциям с тарой применяются ставки НДС, установленные ст.11 Закона.

Изложенный порядок налогообложения операций с тарой, подлежащей возврату, действовал в 2007 году и применяется в 2008 году.

Исчисление НДС при получении субсидий (дотаций)

В соответствии с п.5 ст.6 Закона при определении налоговой базы не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе средства, поступившие из бюджета Республики Беларусь либо из создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь фондов и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из бюджета либо из указанных фондов в качестве оплаты за реализованные плательщиком товары (работы, услуги), имущественные права.

Таким образом, в 2008 году дотации (субсидии), полученные на покрытие разницы в ценах (тарифах) при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от обложения НДС, связаны с оплатой данных товаров (работ, услуг) и увеличивают налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они получены, с отражением в строке 8 налоговой декларации по НДС.

В 2007 году данные дотации (субсидии) не увеличивали налоговую базу по НДС согласно статье 8 Закона (в редакции, действовавшей до 01.01. 2008).

Дотации (субсидии), полученные на финансирование затрат или покрытие убытков, не связаны с оплатой товаров (работ, услуг) и, соответственно, как и ранее не увеличивают налоговую базу по НДС и не подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.

Согласно ст.15 Закона в случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, отнесение сумм налога, отраженных в книге покупок, являющейся регистром налогового учета, за исключением сумм налога, уплаченных (предъявленных) при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов, на затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота от операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Таким образом, определение сумм налоговых вычетов, приходящихся к оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от обложения НДС, осуществляется в порядке, установленном п.3 ст.15 Закона, которые относятся к освобожденным оборотам и вместе с затратами по производству указанных товаров (работ, услуг) по итогам деятельности за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год) покрываются за счет дотации (субсидии), выделенной из бюджета.

При получении дотации (субсидии) на покрытие убытков от реализации освобожденных от НДС товаров (работ, услуг) плательщик размер убытка, подлежащий дотированию (субсидированию), должен определить исходя из суммы превышения затрат над выручкой, полученной от их реализации. При этом, указанные затраты определяются с учетом включенной в них суммы налога в порядке, установленном п.3 ст.15 Закона.

Следовательно, сумма дотируемого (субсидируемого) убытка является частью затрат с учетом суммы налога на добавленную стоимость, отнесенной на затраты по производству и реализации освобожденных товаров (работ, услуг). Соответственно, к указанной сумме налога применяется норма подп.7.3 п.7 ст.16 Закона, поскольку дотация (субсидия) выделена на покрытие убытков, полученных от реализации освобожденных от НДС товаров (работ, услуг).

Ввиду того, что оставшаяся сумма налоговых вычетов после отнесения суммы налога на затраты в вышеуказанном порядке (при получении дотации (субсидии) на финансирование затрат и на покрытие убытков) не относится к оборотам по реализации освобожденных от НДС товаров (работ, услуг), то, соответственно, она подлежит вычету без применения норм, установленных подп.7.3 п.7 ст.16 Закона.

Отнесение затрат (включая учтенные в затратах налоговые вычеты, приходящиеся к оборотам по реализации, освобождаемым от налога) за счет дотаций (субсидий) не является объектом обложения НДС.

Изложенный порядок налогообложения применяется в отношении дотаций (субсидий) независимо от того, по какому элементу расходов бюджетной классификации они отражены (финансирование затрат или покрытие убытков).

При поступлении дотации (субсидии) в качестве оплаты (разницы в ценах (тарифах)) реализованных освобожденных от НДС товаров (работ, услуг) суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычету с учетом норм, установленных п.3 ст.15 Закона, и без учета норм подп.7.3 п.7 ст.16 Закона.

Вместе с тем, плательщики могут определять сумму НДС, подлежащую отнесению за счет дотации (субсидии), путем умножения списываемой дотации (субсидии) на 18 и делением на 118. В этом случае сумма налога, подлежащая отнесению на затраты, по освобождаемым от НДС операциям, определяется исходя из суммы налоговых вычетов, уменьшенной на сумму НДС, отнесенной за счет дотации (субсидии).

Применение льгот по НДС банковскими учреждениями

В соответствии с подп.2.22.1. п.2 ст.3 Закона освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций по предоставлению гарантий по кредитам или иных видов обеспечения кредитно-денежных операций.

Под операциями по предоставлению гарантий понимается выдача банками поручительств, банковских гарантий, связанных с принятием на себя обязательств перед кредиторами клиента банка. Освобождаемыми от налогообложения оборотами являются все суммы расчетов по данным операциям, включая суммы получаемого вознаграждения.

Таким образом, получаемое банком вознаграждение за предоставление гарантий по кредитам освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно подп.2.22.2. п.2 ст.3 Закона от налога освобождаются операции по осуществлению банковского обслуживания клиентов, в том числе операций, связанных с ведением текущих (расчетных), депозитных или иных счетов, а также операций, непосредственно связанных с денежными переводами, перечислениями или поручениями, долговыми обязательствами, чеками либо другими обращающимися платежными документами.

В освобождаемые от налогообложения обороты включаются суммы, в частности, за передачу, в том числе по электронной связи, выписок, справок, дубликатов по счетам.

Таким образом, полученная банком от клиента комиссия по операции по выдаче справок (об отсутствии задолженности по счетам, о наличии открытых счетов, об остатках денежных средств на счетах, о продаже валюты и т.д.) является доходом (суммой), полученной по вышеуказанной операции, подлежащим освобождению от обложения НДС.

Реализация билетов на городской и пригородный общественный транспорт

В соответствии с подп.2.15 п.2 ст.3 Закона освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом пригородного сообщения. Положения данного подпункта распространяются на всех плательщиков, осуществляющих продажу билетной продукции по номинальной стоимости.

Таким образом, комиссионное вознаграждение, получаемое плательщиком за реализацию билетов по номинальной стоимости, предоставляющих право проезда в городском пассажирском транспорте (кроме такси), а также в речном, железнодорожном и автомобильном транспорте пригородного сообщения, освобождается от обложения НДС как в 2007 году, так и в 2008.

Налоговая база по НДС при реализации строительных работ с привлечением субподрядчиков

В соответствии со ст.7 Закона налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется с учетом положения п.4 ст.6 Закона как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. Данные положения распространяются на операции по реализации как произведенных так и приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Согласно письму Министерства архитектуры и строительства и Министерства финансов от 11.02. 2004 № 04-1-16/518 "Об отражении в бухгалтерском учете у генерального подрядчика работ, выполненных субподрядными организациями" выручка и себестоимость работ в бухгалтерском учете у генерального подрядчика отражается по объемам, выполненным собственными силами.

Таким образом, при выполнении строительных работ по договорам подряда для целей налогообложения выручка от реализации и затраты принимаются по объемам работ (услуг), выполненных собственными силами.

Исчисление НДС при строительстве объектов жилищного фонда

В соответствии с подп.2.12 п.2 ст.3 Закона освобождаются от обложения налогом обороты по реализации объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.

Согласно п.11 Приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 26.03. 2007 № 138 (далее - Указ № 138) в число освобожденных от обложения НДС строительных работ включены функции заказчика, застройщика.

Таким образом, вознаграждение, получаемое плательщиком при исполнении им функций заказчика (застройщика) при строительстве объектов жилищного фонда, как в 2007 так и в 2008 годах освобождается от обложения НДС в рамках норм Указа № 138.

Поставка энергии субабонентам по тарифам с НДС

В соответствии со ст.2 Закона объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

Таким образом, суммы, полученные заводом от субабонентов в оплату потребленной электроэнергии, не отражаемые на счетах реализации, не являются объектом обложения НДС у завода и, следовательно, не отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС. Соответственно, сумма налога, предъявленная энергоснабжающей организацией, к вычету у завода не принимается, а перевыставляется субабонетам.

Отражаемая через счета реализации поступившая оплата за электроэнергию от субабонентов включается в объект обложения НДС. В этом случае сумма НДС, указанная энергоснабжающей организацией в счет-фактуре (энергия), у завода принимается к вычету.

Налогообложение страхового агента, брокера, оказывающего услуги по страхованию

В соответствии с п.2 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08. 2006 № 530 (в редакции от 31.12. 2007), применяются термины, имеющие следующие значения:

"страховой брокер" - коммерческая организация, осуществляющая посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страховой организации или страхователя либо одновременно каждого из них на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, выданного Министерством финансов;

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.