скачать рефераты

МЕНЮ


Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества

Выполнение обязательных работ во время очередного отпуска является одним из карательных элементов данного наказания.

Приостановка исполнения наказания может иметь место при невыходе осужденного на обязательные работы в связи с болезнью или непредоставлением объекта работы. Приостанавливается исполнение наказания и при невыходе осужденного на обязательные работы по неуважительным причинам. В последнем случае для него могут наступить негативные последствия, предусмотренные ст. 29 УИК.

Закон не предусматривает случаев зачета времени, когда осужденный не работал, в срок наказания, даже если он не работал по уважительным причинам.

Статья 29 УИК не определяет конкретные виды нарушений, за совершение которых осужденные к обязательным работам могут быть привлечены к ответственности.

Из смысла ст. 25, 26 и 30 УИК к таким нарушениям могут быть отнесены:

- неявка осужденного без уважительных причин в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет и получения разъяснения о порядке и условиях отбывания наказания в течение 15 дней после вступления приговора в законную силу;

- отказ осужденного приступить к выполнению обязательных работ по направлению инспекции в указанный там срок;

- неявка без уважительных причин на работу в организацию, куда он направлен инспекцией;

- нарушение осужденным правил внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы;

- нарушение трудовой дисциплины;

- несообщение в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении своего места жительства.

Если осужденный злостно уклоняется от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ ограничением свободы или арестом. В данном случае это является не правом, а обязанностью инспекции.

Сущность наказания в виде исправительных работ. Порядок исполнения этого наказания. Исчисление срока исправительных работ. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания и могут быть назначены на срок от двух месяцев до двух лет. Осужденному к исправительным работам может быть назначено любое из дополнительных видов наказаний, кроме конфискации имущества.

Закон предписывает, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Согласно ст. 50 УК исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. УИК конкретизирует эту норму, указав на основное место работы. Такая конкретизация предопределена, прежде всего, тем, что карательное содержание рассматриваемого наказания заключается не столько в количестве взыскиваемых денег, сколько в самом факте наличия такого ограничения прав осужденного, как производство удержаний из его заработка. Поэтому если осужденный устроится на работу по совместительству, удержания из этого дополнительного заработка не производятся.

Основным местом работы осужденного является предприятие, организация или учреждение, где на него ведется трудовая книжка; размеры заработной платы (доходы) осужденного по другому месту работы при определении основного места работы во внимание не принимаются.

Персональный учет осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ, является организационной основой деятельности инспекций, призванной обеспечить отбывание осужденными наказания, контроль за их трудовой деятельностью, правильным удержанием части их заработной платы, а также своевременное освобождение от наказания.

Практикой выработаны четыре вида учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.

Статья 40 УИК устанавливает ряд условий отбывания наказания, которые осужденный к исправительным работам обязан соблюдать. Названные условия носят как общий, так и специфический для данного вида наказания характер. Часть из них не содержит элементов кары и адресована непосредственно осужденному, другая выражает карательное содержание наказания.

К условиям общего характера относятся обязанности осужденного: соблюдать установленный порядок отбывания наказания; добросовестно относиться к труду.

К специфическим условиям отбывания наказания в виде исправительных работ отнесены: обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденного уголовно-исполнительной инспекцией; производство удержаний из заработка осужденного; запрет увольнения осужденного с места работы по собственному желанию.

Объединяющими признаками перечисленных условий отбывания наказания являются их обязательность и наступление для осужденного негативных последствий в случае их нарушения.

Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу.

Закон устанавливает, что в срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. Сюда входит время: болезни, за исключением случаев, когда это время не засчитывается в срок отбывания исправительных работ; предоставленное для ухода за больным; нахождения в очередном и дополнительном отпусках; проведенное в отпуске по беременности и родам; участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля; когда в силу объективных причин осужденным работникам сельского хозяйства не предоставлялась работа и общее количество отработанных дней при этом было не ниже установленного по ходатайству годового минимума по отдельным его периодам.

Появление в последние годы такого негативного явления, как безработица, обусловило специальную оговорку в отношении лиц, осужденных к исправительным работам и по каким-то причинам потерявших работу. Законодатель установил, что время, в течение которого осужденный официально был признан безработным, также включается в срок отбывания наказания.

Не засчитывается в срок отбывания наказания время, в течение которого осужденный не работал (за исключением специально оговоренных случаев) и ему не выплачивалась заработная плата, в том числе время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; время прогула; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержания под стражей в порядке меры пресечения за совершение нового преступления.

Основная роль в организации исполнения наказания отведена законом уголовно-исполнительной инспекции, однако и администрация, где работает осужденный, также несет ответственность за исполнение предписаний приговора.

Сфера участия администрации организации сужена до обеспечения правильного и своевременного производства удержаний из заработка осужденного, перевода удержанных сумм в доход государства, контроля за поведением осужденного на производстве, информирования инспекции о всех его передвижениях по работе и содействия инспекции в проведении воспитательной работы.

Таким образом, с администрации сняты обязанности по уведомлению трудового коллектива о приговоре суда посещать осужденного по месту жительства.

За нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ предусмотрено взыскание в виде письменного предупреждения о замене исправительных работ другим видом наказания.

В соответствии со ст. 50 УК таким видом наказания могут быть ограничение свободы, арест либо лишение свободы.

Уголовно-исполнительная инспекция должна оценить характер нарушения, личность осужденного и войти в суд с предложением о замене исправительных работ наказанием, адекватным поведению осужденного.

Помимо признака повторности нарушения порядка и условий отбывания наказания ч. 3 ст. 46 УИК предусматривает признание злостно уклоняющимся от отбывания наказания лицо, скрывшееся с места жительства.

Осужденный может быть признан скрывшимся, если он оставил место жительства в целях уклонения от отбывания наказания. О намерении уклониться от отбывания наказания может свидетельствовать, в частности, тот факт, что осужденный в течение времени, достаточного для сообщения в уголовно-исполнительную инспекцию о своем месте пребывания, не сделал этого.

В данном случае для замены исправительных работ лишением свободы не требуется письменного предупреждения осужденного.

Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы. Исправительный центр как учреждение, исполняющее ограничение свободы, его задачи, функции, нормативная основа деятельности.

При ограничении свободы осужденные отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах. Они находятся под надзором и обязаны, в частности, работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, постоянно находиться в пределах исправительного центра и не покидать его без специального разрешения, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и без разрешения не покидать их в ночное время. Осужденным, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и имеющим семью, может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади.

Осужденным, которым ограничение свободы назначено в порядке замены более мягким видом наказания, в необходимых случаях может быть разрешен краткосрочный выезд до пяти суток за пределы исправительного центра.

Осужденные обязаны участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству здания и территории исправительного центра. Такие работы выполняются по утвержденному руководством исправительного центра графику, в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю. В соответствии с международными правилами обращения с осужденными не допускается назначение этих работ в качестве меры дисциплинарного взыскания осужденного.

Осужденные обязаны постоянно иметь при себе документ установленного образца. Этот документ выдается взамен паспорта и других личных документов осужденного, которые хранятся в его личном деле, в специальной части исправительного центра.

Осужденные к ограничению свободы обязаны помимо установленных в ч. 3 ст. 50 УИК обязанностей выполнять основные обязанности, предусмотренные в ст. 11 УИК. В их числе - выполнение общегражданских обязанностей, нравственных норм поведения и требований санитарии и гигиены; требований федеральных законов, нормативных правовых актов и законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливое отношение к персоналу, другим осужденным и иным лицам; выполнение требования о явке в администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, даче объяснений по вопросам исполнения требований приговора.

Исправительный центр представляет собой самостоятельное государственное учреждение, находящееся на бюджетном финансировании, обладающее правами юридического лица. Деятельность исправительных центров по исполнению ограничения свободы помимо УИК регламентируется рядом нормативных правовых актов. В их числе Положение об исправительном центре, разрабатываемое и принимаемое Правительством Российской Федерации на основе п. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 января 1997 г. "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", а также Правила внутреннего распорядка. Согласно ч. 5 ст. 16 УИК исправительные центры входят в уголовно-исполнительную систему, организационно находящуюся в подчинении Минюста России, поэтому Правила внутреннего распорядка утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Обязанности администрации исправительного центра обусловлены действием норм Общей и Особенной частей УИК, регулирующих порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Администрация исправительного центра ведет учет осужденных к ограничению свободы.

Администрация исправительного центра разъясняет осужденному порядок и условия отбывания наказания, в том числе его права и обязанности (ст. 11, 12, 50 УИК), порядок трудоустройства и правила проживания в общежитии исправительного центра (ст. 50, 53), порядок и основания применения мер поощрения и взыскания (ст. 57, 58 УИК). Одновременно до осужденного доводятся нормы материально-бытового и медицинско-санитарного обеспечения осужденных (ст. 51, 52 УИК).

Администрация исправительного центра: организует трудовое и бытовое устройство осужденных ( ст. 51 и 53); обеспечивает соблюдение осужденными порядка и условий отбывания наказания (ст. 50); осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания ст. 60); проводит с осужденными воспитательную работу ( ст. 56 УИК); применяет установленные законом меры поощрения и взыскания (ст. 57, 58, 59); ведет работу по подготовке осужденных к освобождению (ст. 180, 181, 182).

Задача №1

Осужденный Парамонов, отбывая наказание на строгом режиме в тюрьме, перенес инсульт, в результате чего стал инвалидом I группы.

Какие меры в отношении осужденного должна предпринять администрация учреждения?

В соответствии с ч.4 ст.130 на строгом режиме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы. Поэтому администрация учреждения должна перевести его на общий режим.

Задача №2

Осужденный Ильцев, переведенный из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение, через два месяца, употребив спиртные напитки, самовольно ушел из колонии и был задержан лишь через трое суток. Суд отказал в возврате осужденного в колонию общего режима на том основании, что правонарушение было единичным и ранее к Ильцеву дисциплинарные взыскания не применялись.

Обосновано ли решение суда?

Решение суда не обосновано.

В соответствии с ч. 4. ст. 78 УИК возврат осужденного в колонию общего режима может быть осуществлён, если он является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Понятие злостности не предполагает повторности, тем более систематичности совершения проступка. Для признания его таковым требуется совершение впервые любого из перечисленных в ч. 1 ст. 116 проступков (в частности, употребление спиртных напитков).

Для того чтобы быть признанным злостным нарушителем, осужденному недостаточно совершить эти правонарушения. Для этого он должен быть одновременно подвергнут таким взысканиям, как водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток или отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней или совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Поэтому для признания Ильцева злостным нарушителями режима он должен быть одновременно водворен в штрафной изолятор.

  • Поэтому, в данном случае, суд должен был обосновать свое решение тем, что Ильцев не понёс установленное законом взыскание за совершённое, хоть и однократно, нарушение режима.

Библиографический список литературы

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве” (ред. от 10.01.2003) // “Российская газета” от 5 августа 1997 г.

2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ “О судебных приставах” (ред. от 07.11.2000) // “Российская газета” от 5 августа 1997 г.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ. (в редакции от 09.05.2005 N 47-ФЗ).

4. Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 " Вопросы Федеральной службе исполнения наказаний".

5. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729.

6. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под общ. ред. д.ю.н. проф. О.О. Миронова; научн. ред. д.ю.н. проф. А.С. Михлин и д.ю.н. проф. В.И.Селиверстов. - М.: ИД Юриспруденция, 2003. - 496 с.

7. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 571 с.Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А.А. Толкаченко. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

8. Шалавин С.Г. О понятии "исполнительный документ // Журнал российского права. - №2, 2001 г. - с.44.

9. Ягузинский А.Н. Правовое регулирование исполнения судебных актов и актов иных органов // Законодательство. - №4, 2000 г. - с.12.

10. Ярков В. В. “Комментарий к Федеральному закону “Об исполнительном производстве” (постатейный) и к Федеральному закону “О судебных приставах”. - М.: Юристъ, 2000.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.