скачать рефераты

МЕНЮ


Исполнительная система Российской Федерации

Исполнительная система Российской Федерации

2

Содержание

Введение

1 Правительство РФ как исполнительный орган государственной власти

2 Место Правительства в системе органов исполнительной власти Российской Федерации 9

3 Структура Правительства России

4 Центральные федеральные исполнительные органы

4.1 Министерства РФ

4.2 Иные центральные органы

Заключение

Список литературы

Введение

Исполнительную власть и ее органы в литературе и быту также именуют административной (от лат. аdministrare -исполнять, проводить). На нее возложено непосредственное ведение государственных дел.

На современном этапе идущей сейчас административной реформы законодательство, регулирующее деятельность Правительства РФ, дополняется, уточняется. Президентский законопроект «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ», принятый весной 2004 года «направлен на совершенствование правовых основ деятельности российского Правительства и федеральных органов исполнительной власти». Этот законопроект регулирует взаимоотношения российского Правительства, федеральных министерств и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и конкретизирует отдельные положения действующего Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» «Новое правительство обретает базу» / Парламентская газета. 30.04.04./ www.thec.ru / press / 2004 / 04/ 300404_3.html

Президент в обращении к Совету Федерации указал на необходимость реформирования законодательства, регулирующего деятельность Правительства и поставил перед ним задачи: «Вторая задача - порядок в системе территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Сейчас они финансово и организационно слабы, дублируют деятельность региональных органов и не в состоянии выполнять даже контрольные функции. …Правительство должно определить обновленный порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и ведомств…мы должны начать подготовку к административной реформе, в первую очередь - Правительства, министерств и ведомств, их территориальных органов. И пересмотреть не только их структуру, штаты, но функции органов власти.» История государственного управления в России (X - XXIвв.): Хрестоматия/ Под общ. Ред. Р. Г. Пихои. - М.: Издательство РАГС, 2003.С.590.

Целью работы является всесторонняя характеристика структуры федеральной исполнительной власти нашего государства. Задачи, соответственно, - характеристика современных организационно-правовых форм федеральных органов исполнительной власти - министерств, государственных служб, надзоров, российских агентств и других подразделений правительственных органов, их полномочий; места Правительства Российской Федерации в системе государственной власти; законодательства, регулирующего деятельность Правительства и правительственных органов.

Современная политическая жизнь России не отличается стабильностью. Продолжается административная реформа, начатая главой государства несколько лет назад. Эти факторы не позволяют сделать точный анализ системы государственной исполнительной власти, так как эта система достаточно подвержена изменениям. Этому способствует конституционное законодательство, согласно которому органы исполнительной власти зависят от современной политической конъюнктуры - от прихода к власти нового главы государства, либо от назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации.

1 Правительство РФ как исполнительный орган государственной власти

Институт правительства нашего государства имеет свою историю. В 1704 г. Петр I образовал Кабинет его императорского величества. После его смерти Екатерина I переименовала его в Кабинет ее императорского величества. В последующие годы этот орган назывался и Кабинетом Министров, и Комитетом Министров, но не менялась его суть -- он был совещательной коллегией при императоре. И только через 200 лет, в 1906 г., Николай II преобразовал эту коллегию в первое российское правительство -- Совет Министров, самостоятельный орган государственной власти.

Правовое положение российского Правительства сейчас регулируется Конституцией (ст.110 -117), принятым в 1997 г. Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», другими законами, а также указами Президента России. Упразднение данной статьи Конституции означает упразднение самой власти.

Ст. 110, п.1.Конституции РФ гласит: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.» Таким образом, Правительство РФ - совокупный федеральный орган исполнительной власти, вбирающий в себя, консолидирующий все федеральные органы исполнительной власти - именно такое определение заложено в данной статье Конституции.

Ст.113: Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

В ст. 114 определены основный полномочия и направления работы правительства:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Конституция РФ. - Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998. С.53.

Таким образом, исходя из конституционных положений, правительство РФ (Председатель Правительства) формирует те органы, свои подразделения и т.д., которые, исходя из принципа эффективности и продуктивности, обеспечивали бы нормальную работу правительства. Правительство направляет и координирует деятельность государственного аппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.

В ст. 3 Закона о Правительстве сформулированы основные принципы деятельности Правительства: верховенство закона, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность, обеспечение прав и свобод человека. Нетрудно заметить, что речь идет об общих принципах деятельности исполнительной власти:

- законности (обеспечение прав и свобод человека, верховенство закона);

- демократизме (народовластие, гласность, разделение властей, ответственность);

- федерализме.

К сожалению, в законе не назван принцип целесообразности, эффективности деятельности. Но фактически он признается всеми. Если любой орган государственной власти есть инструмент, средство достижения общественно полезных целей, то Правительство -- это главный инструмент исполнения конституционных норм, реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства. Как центральный федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, оно наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности граждан, общества, государства, состояние международных связей России.

По содержанию деятельности отличаются органы общей и специальной компетенции. Правительство, так же как президентуры, администрации являются органами общей компетенции, они несут ответственность за положение дел в государстве, субъекте Федерации, городе федерального значения. Они руководят многими органами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют. Они выполняют все общие административные функции.

По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные. Преобладает первый тип органов, правительство относится к коллегиальным. В процессе административной реформы единоначалие в системе исполнительной власти расширялось. Необходимо отметить, что оно сочетается с совещательной коллегиальностью -- коллегии министерства, советы при Президенте и другие вырабатывают рекомендации, которые проводятся в жизнь единоличными актами руководителей.

В зависимости от того, из какого бюджета финансируется органы (а это совпадает с их подчиненностью), можно различать федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральные делятся на две группы: центральные (министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Центральные органы обладают полномочиями на всей территории России, а территориальные федеральные органы -- только на части ее территории (например, облвоенкомат).

2 Место Правительства в системе органов государственной власти Российской Федерации

Система органов государственной администрации схематично может быть представлена путем последовательного использования разных критериев их группировки. В ней можно выделить два уровня: федеральный и субъектов Федерации. Мы рассмотрим федеральные органы под углом их взаимосвязи и ответственности.

Федеральные государственные органы исполнительной власти.

1. Общефедеральные (центральные) органы:

Президент РФ - глава исполнительной власти;

Орган общей компетенции -- Правительство России;

а) центральные федеральные органы специальной компетенции.

б) территориальные органы исполнительной власти.

Статья 111 Конституции гласит:

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статьи 116, 117 регламентируют порядок и случаи сложения полномочий Правительством РФ:

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

В Конституции, таким образом, определена политическая ответственность Правительства РФ: оно отчитывается перед Госдумой по вопросам формирования и выполнения бюджета, по иным важным государственным решениям. Парламент осуществляет контроль за деятельностью Правительства. Правительство также политически ответственно перед Президентом, как главой государства и исполнительной власти. Все случаи отставки Правительства отражены в Конституции РФ:

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Конституция РФ. - Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998. - 64 с.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

В системе государственной власти, как уже говорилось, идут реформы. Некоторые политики видят правительство России и его отношения с законодательной властью немного по-иному, например, Юрий Шарандин, председатель Комитета СФ по конституционному законодательству, считает: «логично, что парламентское большинство будет формировать и Правительство, которое реализует идеи партии. Сегодня этого нет, Правительство никак не связано с парламентом, который и не несет ответственность за то, что делает Правительство. А такая связь должна быть прочной... Сегодня крайне важной проблемой является максимальное развитие партийной жизни в России. И предлагаемые изменения избирательного законодательства наверняка эти процессы будут стимулировать. Парламентская газета, 21.10.2004. С. 2. Есть однако мнения, поддерживающие усиление власти Президента в России, считая, что такое положение ближе к российскому менталитету - наш народ на протяжении многовековой истории связывает надежды на будущее с личностью именно главы государства. А таким является Президент, и это вполне нормально и конституционно, что всенародно избранный лидер также назначает руководителя правительства и, таким образом, имеет большие полномочия в сфере исполнительной власти, в процессе формирования правительства и его контроле «Новое правительство обретает базу» / Парламентская газета. /www.thec.ru/press/2004/04/300404_3.html.

3 Структура Правительства России

В предыдущих пунктах мы выяснили, что правительство имеет следующие признаки:

1.Его создание, компетенция предусмотрены конституцией страны и (или) специальным законом.

2.Оно возглавляет систему государственной администрации.

3.Оно является органом общей компетенции.

4.Оно вправе действовать, издавать акты от своего имени.

5.Это орган коллегиальный.

6.Работой правительства руководит глава государства - президент

В статье 110 п.2 предусматривает состав Правительства РФ:

«Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров».

Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

По представлению председателя Правительства Президент назначает других членов Правительства. А министров обороны, внутренних дел, иностранных дел Президент назначает, не согласовывая их кандидатуры с Государственной Думой.

Конституция не устанавливает численный состав Правительства. Фактически это делает Президент, который решает вопросы о количестве заместителей председателя, создании и ликвидации федеральных министерств.

Правительство само определяет, кто может быть его постоянным членом с правом совещательного голоса. Постановлением от 8 июня 1999 г. такое право предоставлено Председателю Центробанка, президенту Российской Академии наук, руководителям межрегиональных ассоциаций глав субъектов РФ.

Большую работу Правительство России осуществляет по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации, названным в ст. 72 Конституции РФ. Это вопросы владения и пользования землей, недрами, водными и другими ресурсами, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Порученные задачи Правительство выполняет непосредственно или действует через подведомственные ему органы. Правительству подчинены центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. Оно направляет их работу, дает им поручения, устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов и размеры ассигнований на их содержание. Председатель Правительства вносит Президенту предложения о назначении руководителей центральных федеральных органов исполнительной власти, а Правительство назначает их заместителей. Кроме того, оно принимает положение о каждом центральном федеральном органе исполнительной власти, утверждает его структуру, состав коллегии.

Единая исполнительная власть как вертикаль должна иметь логическое завершение сверху донизу. Пока это не обеспечивается ни Конституцией, ни законодательством о правительстве, ни указами Президента Глазунова Н.И. Система государственного управления.: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.252.

.

Правительство осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, оно может отменить принятые ими акты. Оно вправе создавать комиссии, комитеты, центры и иные, непосредственно подчиненные ему органы и назначать их руководителей.

В своей многогранной повседневной деятельности Правительство опирается не только на центральные федеральные органы, но и на органы исполнительной власти субъектов Федерации. К сожалению, законодательство, действующее в этой сфере, нельзя назвать полным и четким, и этот пробел должен быть устранен.

Пленарные заседания Правительства проводятся регулярно, не реже одного раза в месяц, заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Правительства. Решения принимаются большинством голосов. Руководит заседаниями Председатель Правительства, а в его отсутствие -- один из его первых заместителей.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.