скачать рефераты

МЕНЮ


Исполнительные органы общества: конфликт между Законом "О хозяйственных обществах" и трудовым законодательством

Анализируя особенности регламентации одних и тех же отношений трудовым законодательством и законодательством о хозяйственных обществах, следует отметить и такой аспект.

Статья 53 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З (далее - Закон) предусматривает возможность приостановления полномочий единоличного исполнительного органа. То есть указанная статья позволяет, не увольняя руководителя с должности, приостановить его полномочия и передать их иному лицу до образования нового единоличного исполнительного органа. Решение об этом согласно ст. 53 Закона вправе принять совет директоров (наблюдательный совета), причем даже в случаях, если образование исполнительного органа осуществляется общим собранием участников. Правда, для реализации указанной возможности необходимо, чтобы соответствующее право совета директоров (наблюдательного совета) было предусмотрено в учредительных документах общества.

Такое решение совет директоров (наблюдательный совет) может принять большинством не менее 3/4 голосов списочного состава членов совета. Одновременно указанный орган обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания участников, на котором должен быть решен вопрос о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества.

В то же время трудовое законодательство не содержит института приостановления полномочий руководителя организации, в связи с чем реализация указанных норм Закона на практике может быть затруднена необходимостью разрешения многочисленных неурегулированных ситуаций, связанных как с надлежащим оформлением данного состояния, так и с обоснованностью выплаты заработной платы руководителю за период, когда его полномочия приостановлены.

Статья 54 Закона допускает возможность принятия обществом соответствующего локального нормативного акта, утверждаемого общим собранием участников либо советом директоров (наблюдательным советом), в котором могут содержаться требования к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов в члены исполнительного органа.

В свою очередь, Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК) в ст. 254 предусматривает, что собственник имущества организации или уполномоченный им орган вправе устанавливать в учредительных документах организации процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем, например проведение конкурса.

Помимо общих оснований прекращения трудового договора, изложенных в главе 4 ТК, трудовое законодательство предусматривает дополнительные основания для прекращения контракта или трудового договора с руководителем.

Так, согласно п. 2.10 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее - Декрет № 29) контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя за перечисленные в этом Декрете нарушения работником возложенных на него трудовых обязанностей. Непосредственно к руководителю относятся следующие дополнительные основания расторжения контракта:

- нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий;

- неоднократное нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан;

- неоднократное представление в уполномоченные органы неполных или недостоверных сведений;

- непринятие необходимых мер для своевременного поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам;

- необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушений ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;

- непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства.

ТК (ст. 257) также предусматривает дополнительные (по сравнению с общеустановленными) основания для прекращения трудового договора с руководителем организации, в том числе хозяйственного общества, а именно:

- проведение в отношении организации процедуры экономической несостоятельности (банкротства) (далее - процедура банкротства);

- принятие собственником имущества организации или уполномоченным им органом соответствующего решения о прекращении трудового договора.

При этом согласно ст. 258 ТК, если в отношении организации возбуждена процедура банкротства, трудовой договор с руководителем организации, в том числе хозяйственного общества, может быть расторгнут по инициативе собственника имущества организации или уполномоченного им органа. Поскольку законодатель не связывает возможность расторжения договора с конкретным моментом в рамках процедуры банкротства либо с какой-либо из стадий указанной процедуры, по нашему мнению, договор может быть расторгнут в тот же день, когда в отношении соответствующего хозяйственного общества будет возбуждена процедура банкротства. То есть уже самого факта возбуждения указанной процедуры достаточно для того, чтобы расторгнуть трудовой договор с руководителем, причем для расторжения этого договора не требуется наличия вины руководителя в возбуждении процедуры банкротства. Более того, наличие процедуры экономической несостоятельности (банкротства) вообще может быть не связано с действиями (бездействием) руководителя.

Таким образом, законодатель просто "механически" увязывает между собой два вышеназванных факта и не предусматривает обязательного наличия причинной связи между действиями (бездействием) руководителя и экономической несостоятельностью (банкротством). Это означает, что руководитель может быть назначен на должность, например, сроком на 5 лет за один день до принятия хозяйственным судом решения о возбуждении процедуры банкротства, однако уже на следующий день будет уволен на основании ст. 258 ТК в связи с проведением процедуры банкротства. Кроме того, неуказание законодателем конкретного момента в рамках процедуры банкротства для увольнения руководителя делает возможным такое увольнение в любой день в период проведения этой процедуры, то есть руководитель может быть уволен по рассматриваемому основанию и через месяц, и через полгода, и через год, даже несмотря на то, что в момент возбуждения самой процедуры банкротства договор с ним расторгнут не был.

Подчеркнем, что вышеназванное основание расторжения трудового договора имеет отношение исключительно к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества. Что касается членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, то на них основание досрочного расторжения трудового договора, предусмотренное п. 1 ст. 257 ТК, может быть распространено в силу ст. 261 ТК учредительными документами соответствующего общества. Если же в учредительных документах хозяйственного общества указанный вопрос не урегулирован, то расторгнуть трудовой договор с членом коллегиального исполнительного органа общества в связи с проведением процедуры банкротства будет нельзя.

Второе дополнительное основание для прекращения трудового договора с руководителем организации, в том числе хозяйственного общества, установленное ТК, заключается в возможности в соответствии со ст. 259 ТК расторгнуть трудовой договор с руководителем до истечения срока его действия по решению собственника имущества и уполномоченного им органа и при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя хозяйственного общества. Единственное, чего требует в этом случае законодатель, - собственник имущества или уполномоченный им орган должен выплатить руководителю компенсацию за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором. Отметим, что Верховный Суд распространил указанное правило и на контракты с руководителями (см. п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде").

Вместе с тем ст. 53 Закона предусматривает, что полномочия единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества в соответствии с учредительными документами могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания участников хозяйственного общества или совета директоров (наблюдательного совета). Таким образом, Закон также предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий исполнительного органа, то есть увольнение руководителя без объяснения причин такого увольнения, но при этом не связывает реализацию такой возможности с обязательным отражением в трудовом договоре (контракте) размера компенсации, которую необходимо выплатить в этом случае руководителю.

Кроме того, Закон требует, чтобы процедура досрочного прекращения полномочий исполнительного органа была прописана в учредительных документах хозяйственного общества. Это означает, что в случае отсутствия соответствующих положений в уставе акционерного общества, уставе или учредительном договоре общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью уволить лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа или члена коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, невозможно.

Как следует из ст. 53 Закона, решение о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа может принять либо высший орган управления общества - собрание участников, либо совет директоров (наблюдательный совет). По нашему мнению, выбор соответствующего органа управления в конкретных учредительных документах должен быть обусловлен тем, какой из указанных органов принимает решение о назначении членов исполнительного органа: если это делает общее собрание участников, то логично, чтобы оно же принимало решение о прекращении полномочий исполнительного органа, если же назначение (избрание) осуществляет совет директоров (наблюдательный совет), то именно он должен прекращать полномочия назначенных (избранных) им лиц.

Возвращаясь к коллизии норм ст. 53 Закона и ст. 259 ТК в части выплаты руководителю компенсации при расторжении с ним договора по решению собственника, необходимо отметить, что в отношении единоличного исполнительного органа при решении указанной коллизии безусловный приоритет будет иметь ТК в силу более высокого места в юридической иерархии. Следовательно, даже при наличии в учредительных документах хозяйственного общества указания на возможность немотивированного увольнения директора (генерального директора) без выплаты такому лицу компенсации в связи с указанными действиями, если размер компенсации не оговорен заранее в трудовом договоре (контракте) с руководителем, увольнение по рассматриваемому основанию будет незаконным.

Более того, если трудовой договор (контракт) содержит положение о возможности расторжения договора (контракта) с руководителем до истечения срока его действия в случае отсутствия виновных действий (бездействия) руководителя, однако не определяет размер компенсации за такое досрочное расторжение, то реализовать указанное положение в правоприменительной практике будет невозможно, поскольку отсутствует условие его реализации, предусмотренное законодателем. Единственное "послабление", которое, на наш взгляд, допустимо в подобной ситуации: трудовой договор (контракт) может предусматривать выплату компенсации определенного размера при досрочном расторжении трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя вне зависимости от основания такого расторжения. В последнем случае, полагаем, требование ст. 259 ТК следует считать соблюденным.

Справедливости ради заметим, что нормы ст. 259 ТК и ст. 53 Закона позволяют освободить от должности лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, без каких-либо фактических на то оснований. Со своей стороны, руководитель организации, в том числе хозяйственного общества, будет способен как-то "обезопасить" себя от увольнения по ст. 259 ТК только в ситуации, если он имеет возможность влиять на содержание трудового договора. Например, он может предусмотреть в трудовом договоре (контракте) такой размер компенсации за свое увольнение по рассматриваемому основанию, что само увольнение станет невыгодным для собственника имущества организации (уполномоченного им органа). В этом случае, с одной стороны, собственник будет применять указанное основание лишь в крайнем случае, с другой - потеря работы для руководителя окажется не столь "болезненной".

Иначе дело обстоит с расторжением трудового договора (контракта) с членами коллегиального исполнительного органа. Дело в том, что ТК напрямую не регулирует отношения, связанные с указанными лицами, а лишь устанавливает, что рассматриваемое дополнительное основание досрочного расторжения трудового договора может быть распространено и на членов коллегиального исполнительного органа в случаях, предусмотренных учредительными документами. В связи с этим в учредительных документах можно предусмотреть, что основания досрочного расторжения трудового договора, установленные ТК в отношении руководителя юридического лица, на членов коллегиального исполнительного органа не распространяются в полном объеме, и определить особый порядок досрочного прекращения трудового договора с членом коллегиального исполнительного органа в соответствии с Законом.

ТК предусматривает дополнительные (по отношению к общим) основания для досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации, в том числе хозяйственного общества, не только по инициативе собственника имущества (уполномоченного им органа) юридического лица, но и по инициативе самого руководителя.

Так, согласно ст. 260 ТК руководитель имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом собственника имущества организации или уполномоченный им орган в письменной форме не позднее, чем за один месяц. При этом, если трудовой договор расторгается без уважительных причин, то руководитель по требованию собственника имущества организации или уполномоченного им органа обязан выплатить организации компенсацию в размере, определяемом трудовым договором. Одновременно законодатель приводит примерный перечень уважительных причин, при наличии которых компенсация уплачиваться не должна. Это, в частности (но не исключительно): достижение руководителем организации пенсионного возраста; болезнь, препятствующая продолжению трудовой деятельности; необходимость ухода за больным членом семьи; нарушение собственником имущества организации или уполномоченным им органом условий трудового договора.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что законодатель пытается уравновесить позиции нанимателя и руководителя, предоставляя и последнему право расторгнуть в одностороннем порядке трудовой договор. Причем аналогично тому, как наниматель может немотивированно уволить руководителя организации, руководитель хозяйственного общества также может уволиться без объяснения причин своего ухода. В то же время соответствующим хозяйственным обществом и (или) его участниками могут быть вложены и силы, и средства в "воспитание" такого руководителя (например, затрачены денежные средства на его обучение, повышение квалификации и т.п.), то есть руководитель может даже не успеть "отработать" соответствующие вложения. С целью предотвратить возникновение подобных ситуаций законодатель и предусматривает обязательное включение в трудовой договор условия о размере компенсации, которую руководитель должен выплатить соответствующему хозяйственному обществу при увольнении без уважительных причин.

В данном случае, как и при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению нанимателя, снижению вероятности использования руководителем своего права на расторжение договора будет способствовать установление в трудовом договоре (контракте) такого размера компенсации за его расторжение по инициативе руководителя, который сделает для последнего указанное расторжение невыгодным.

Отметим также, что, хотя с формальной точки зрения, если в трудовом договоре отсутствует указание на размер вышеупомянутой компенсации, руководитель не вправе по своей инициативе расторгнуть трудовой договор с нанимателем без уважительных причин, на практике такое расторжение все-таки может иметь место. В конце концов, если увольняющееся лицо найдет более высокооплачиваемую работу, на которую его будут готовы принять независимо от основания увольнения с предыдущего места работы, такое лицо может просто не являться на свою прежнюю работу и в результате быть уволенным за прогул. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно урегулировать в трудовом договоре (контракте) с руководителем хозяйственного общества рассматриваемые отношения, то есть предусмотреть соответствующий (и не малый) размер компенсации. Как показывает практика, угроза "наказания рублем" во многих случаях бывает более эффективным стимулом, нежели "некрасивая запись" в трудовой книжке.

Из приведенного выше примерного перечня уважительных причин, досрочное расторжение трудового договора по которым не будет влечь для руководителя негативных последствий, отдельного внимания заслуживает лишь причина, выражающаяся в нарушении собственником имущества организации или уполномоченным им органом условий трудового договора. Применительно к хозяйственным обществам в данном случае, полагаем, речь может идти о любом нарушении условий трудового договора (контракта) с руководителем со стороны общего собрания участников или совета директоров (наблюдательного совета). В том числе вполне достаточно будет и формального нарушения какой-либо из обязанностей нанимателя, например, предоставление руководителю кабинета меньшей площади, чем указано в трудовом договоре, либо необеспечение руководителю доступа к определенной информационной системе и т.д.

Статья 260 ТК опять же распространяет свое действие исключительно на лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества. На членов коллегиального исполнительного органа ее нормы будут распространяться лишь в случае прямого указания на то в учредительных документах хозяйственного общества. Завершая разговор о том, как соотносятся нормы трудового законодательства и законодательства об обществах, хотим обратить внимание на необходимость учитывать нюансы правового регулирования отношений в хозяйственных обществах с участием Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц. В частности, трудовое законодательство предусматривает особенности регламентации размера оплаты труда руководителя открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных унитарных и арендных предприятий в процессе разгосударствления и приватизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. / Минск « Беларусь» 1997.

Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года / Мн.: Амалфея 1999. - 240с.

Дмитрук В. Н. Трудовое право. / Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000.

Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Под ред. Василевича Г.А. Издательство Амалфея. / 2003. - 1120с.

Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2001 - 592с.

Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 - 672с.

Трудовое и социальное право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. Мн.: Амалфея, 1999.-664с.

Трудовое право: Учебник/В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. - 3-е изд.; перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2006с.

Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Важенкова Т.Н. - Мн.: УП «Молодежное», 2003.

Трудовое право Республики Беларусь, Краткое изложение курса / В.А. Круглов. - Мн.: Дикта 2004. - 75с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.