скачать рефераты

МЕНЮ


Исследование трасологических следов, образующихся при наезде транспортных средств на пешехода

- по механизму образования - выделяют следы точечные (статические), например следы-отпечатки, и линейные (динамические), например трения, скольжения, волочения и т.п.

- по природе - различают следы с наслоением вещества образующего объекта (лакокрасок, ГСМ, металла и др.) и без отслоения вещества (разрывы, разрезы, разрежение материала).

В статическом следе отображаются внешние особенности (общая форма, строение рельефа и др.). Степень выраженности элементов рисунка протектора в следе-отпечатке на одежде зависит от многих факторов:

- характера загрязненности колеса;

- уровня изношенности шины (рельефного рисунка протектора);

- величины давления (массы транспортного средства);

- жесткости (упругости) воспринимающей поверхности;

Следы качения - образуются при поступательно-вращательном движении колеса и представляют собой развёртку круга на плоскости. Механизм их образования аналогичен механизму образования статических следов, поскольку в каждый конкретный момент отображение отдельных особенностей колеса возникает при статическом контакте: в момент кратковременного покоя объектов. Однако колесо при прокатывании всегда несколько проскальзывает (особенно ведущие) по следовоспринимающей поверхности, тем самым, внося в процесс самообразования элементы динамики. Это выражается в том, что длина следа иногда бывает несколько короче участка колеса, которым след образован. При образовании объёмных следов качения происходит деформация отображения некоторых элементов рельефного рисунка, а именно поперечных углублений и выступов. Чем выше эти выступы и уже промежутки между ними, тем больше они деформируются, и их отображение в следе изменяется. На отображения особенностей в следе оказывает влияние и физическое состояние и свойства следовоспринимающего объекта - его эластичность, упругость, плотность и т.д.

Из перечисленных исходных данных наибольшую информацию для эксперта дают следы шин на дороге. Они характеризуют действительное положение транспортных средств на проезжей части и их перемещение в процессе ДТП. В период между столкновением и осмотром места ДТП такие следы обычно изменяются незначительно. Остальные признаки характеризуют положение места столкновения лишь приблизительно, а некоторые из них могут даже за сравнительно короткий промежуток времени измениться, иногда существенно. Так, например, вода, вытекающая из поврежденного радиатора в летний жаркий день, часто высыхает до приезда автоинспектора на место ДТП.

Место столкновения и положение транспортных средств в момент удара иногда можно определить по изменению характера следов шин. Так, при внецентренном встречном и поперечном столкновениях следы шин в месте столкновения смещаются в поперечном направлении в сторону движения автомобиля.

При встречном столкновении следы юза могут прерваться или стать менее заметными. Если ударные нагрузки, действующие на заторможенное колесо, направлены сверху вниз, то оно может на мгновение разблокироваться, так как сила сцепления превысит тормозную силу.

Если ударная нагрузка направлена снизу вверх, то колесо может оторваться от дороги. Иногда, наоборот, колесо в момент удара заклинивается деформированными деталями автомобиля и, перестав вращаться, оставляет на дороге след шин, обычно небольшой.

Детали кузова, ходовой части и трансмиссии автомобиля, разрушившиеся от удара, могут оставить на покрытии следы в виде выбоин, борозд или царапин. Начало этих следов расположено, как правило, недалеко от места столкновения. Такие же следы оставляют детали (подножки, педали, руль) опрокинувшегося мотоцикла, мотороллера и велосипеда при волочении или отбрасывании в ходе ДТП. Царапины и борозды на покрытии начинаются с малозаметного следа, затем глубина его увеличивается. Достигнув максимальной глубины, след резко обрывается. На асфальтобетонном покрытии в конце вмятины образуется бугорок вследствие пластической деформации массы.

В ряде случаев на детали автомобиля, повредившей покрытие, остаются частицы его массы. Идентификация этих частиц позволяет уточнить деталь, соприкоснувшуюся с покрытием.

Некоторое представление о месте столкновения могут дать траектории предметов, отброшенных в процессе столкновения. Эти траектории могут быть различными в зависимости от формы и массы предметов, а также от характера дороги. Круглые и близкие к ним по форме предметы (колеса, колпаки, ободки фар), перекатываясь, могут удалиться на большое расстояние от места падения. Выбоина или возвышение на покрытии создает местное повышенное сопротивление перемещению предмета, способствуя его разворачиванию и искривлению траектории. Однако начальные участки траекторий обычно близки к прямолинейным и при наличии нескольких следов, расположенных под углом, можно считать, что место столкновения находится вблизи точки их пересечения.

После столкновения транспортных средств на дороге в зоне ДТП почти всегда остаются сухие частицы осыпавшейся земли, засохшей грязи, пыли. Место расположения этих частиц довольно точно совпадает с местом положения во время столкновения детали, на которой находилась земля. Земля может осыпаться одновременно с нескольких деталей, в том числе и далеко отстоящих от места первоначального контакта автомобилей. Например, при встречном столкновении автомобилей частицы грязи могут осыпаться с заднего бампера или с картеров задних мостов. Поэтому при определении места столкновения эксперту необходимо выяснить, с какого автомобиля и с какой детали отделилась земля. Ответ на этот вопрос, полученный с помощью криминалистической экспертизы, поможет точнее установить взаимное положение транспортных средств и расположение их на дороге в момент удара.

Очень часто при столкновении автомобилей разбиваются стекла и пластмассовые детали, осколки которых разлетаются в разные стороны. Часть осколков падает на детали кузова автомобиля (крышку капота, крылья, подножки) и отскакивает от них или движется вместе с ними, после чего падает на дорогу. Частицы стекла, контактировавшие непосредственно с деталями встречного автомобиля, падают вблизи места столкновения, так как их абсолютная скорость невелика. Частицы, не входившие в контакт, продолжают движение по инерции в прежнем направлении и падают на землю дальше. Кроме того, небольшие кусочки стекла и пластмассы в период между происшествием и началом осмотра могут быть передвинуты от места их падения ветром, дождем, транспортными средствами или пешеходами. В результате зона рассеивания осколков получается достаточно обширной (иногда площадь ее составляет несколько квадратных метров) и определить по ней точное положение места удара невозможно.

В зоне ДТП, как правило, остается много признаков, каждый из которых по-своему характеризует положение места столкновения. Однако ни один из этих признаков, взятый в отдельности, не может служить основанием для окончательного вывода. Только комплексное исследование всей совокупности сведений позволяет эксперту решить с нужной точностью поставленные перед ним задачи.

Основные следообразующие объекты, признаки которых отображаются в следах транспортных средств, можно условно разделить на две группы:

- детали ходовой части (колеса, гусеницы, полозья);

- внешние детали корпуса (облицовка, бампер, фары, крылья и др.), детали подвески, рулевого управления и трансмиссии, выступающие в просвет между корпусом и дорожным покрытием.

Необходимо отметить, что перечисленные детали могут являться не только следообразующими, но и следовоспринимающими объектами (носителями следов).

Поскольку транспортное средство непосредственно контактирует с окружающей средой в первую очередь своей ходовой частью -- колесами, следы последних наиболее часто обнаруживают при осмотре мест дорожно-транспортных и других преступлений. В связи с этим необходимо более подробно остановиться на технических характеристиках ходовой части автомототранспортных средств.

Колесо состоит из металлического обода (диска) и пневматической шины.

Шиной автомототранспортного средства называют комплект резины для колеса, состоящий из покрышки, камеры и ободной ленты. Имеются также бескамерные шины, где функцию камеры выполняет сама покрышка.

Как следообразующий объект, наибольший интерес представляет покрышка, ее устройство и конструктивные характеристики.

Покрышка -- прочная, эластичная, резинокордная оболочка, защищающая камеру от механических повреждений. В покрышке различают протектор и боковины (или боковые поверхности).

Протектор -- утолщенный наружный слой покрышки. Он состоит из беговой дорожки и грунтозацепов.

Беговая дорожка -- часть протектора, соприкасающаяся с дорогой и имеющая рельефный рисунок (между торцевыми ребрами грунтозацепов).

Грунтозацепы -- массивные выступы по краям беговой дорожки и боковин, служащие для увеличения сцепления покрышки с дорогой и повышения проходимости в трудных дорожных условиях.

Рельефный рисунок беговой дорожки протектора включает следующие элементы: узкие и широкие канавки, щелевидные прорези и надрезы, продольные ребра, изолированные выступы. Эти элементы образуют шаг рельефного рисунка.

Шаг -- это длина участка беговой дорожки, на котором наблюдаются все элементы, характеризующие рельефный рисунок. Шаг бывает постоянным и переменным.

В первом случае элементы рельефного рисунка, составляющие шаг, одинаковы по форме и размерам на всех участках беговой дорожки, т. е. беговая дорожка, состоит из определенного количества равных по длине участков.

Постоянный шаг рисунка имеют шины мотоциклов, мотороллеров и всех грузовых автомобилей.

Переменный шаг означает, что элементы рельефного рисунка, составляющие шаг, одинаковы по форме, но различны по размерам (по длине и ширине) на соседних участках беговой дорожки, т. е. беговая дорожка, содержит определенное количество неравных по длине участков.

Переменный шаг рисунка изготавливают на шинах для легковых автомобилей в целях уменьшения шума при высоких скоростях.

Автомобильные шины также классифицируют по конструктивным и эксплуатационным характеристикам.

В зависимости от величины внутреннего давления (т. е. давления в камере) различают два вида шин:

-- высокого давления;

-- низкого давления, которые в свою очередь, подразделются на балонные и сверхбалонные.

Шины высокого давления отличаются высокой прочностью и применяются на тяжелых грузовых автомобилях и автобусах.

Балонные шины эксплуатируют при давлении от 1,75 до 5,5 атмосфер (чем больше размер шины, тем больше давление). Эти шины получили наибольшее распространение. Их устанавливают на легковых и грузовых (кроме тяжелых) автомобилях.

Сверхбалонные шины применяют при давлении от 0,8 до 1,75 атмосфер. Такие шины повышают проходимость по песку, снегу, вспаханному грунту и т. д., но быстро изнашиваются, а на мощеных дорогах не обеспечивают быстрого торможения.

В настоящее время для повышения проходимости автомобиля в трудных дорожных условиях используют арочные, широкопрофильные шины и шины с регулируемым давлением воздуха.

Арочные шины отличаются от обычных тем, что они в 2--2,5 раза шире. Их устанавливают только на заднюю ось грузового автомобиля вместо спаренных. Давление воздуха в этих шинах составляет от 0,5 до 2,0 атмосфер, вследствие чего они подвергаются значительной деформации и быстро изнашиваются.

Широкопрофильные шины также шире обычных шин, но уже арочных. Конструкция их прочнее. Используются аналогично арочным шинам.

Шины с регулируемым давлением воздуха применяют на автомобилях, имеющих специальное устройство, позволяющее на ходу изменить давление воздуха в шине. При уменьшении давления площадь контакта шины с дорогой увеличивается, следовательно, улучшается проходимость.

Шина имеет следующие размерные характеристики:

а)наружный диаметр;

б)внутренний (посадочный) диаметр;

в)ширина профиля;

г)ширина беговой дорожки.

Иногда обозначение шины состоит из двух чисел, одно из которых выражает ширину профиля.

Шины одной размерной группы различаются по моделям. Основными отличительными признаками модели являются строение рисунка протектора (его форма, размеры и расположение элементов рисунка) и ширина беговой дорожки. Модель шины обозначают сочетанием букв и цифр.

Помимо указанных, существуют шины со съемным протектором. Эти шины эксплуатируют только на грузовых автомобилях. Они состоят из каркаса и одного или трех съемных протекторных колец. После износа их заменяют, а шину продолжают использовать.

Рассмотренные выше следообразующие детали и части транспортных средств при взаимодействии с объектами окружающей среды вносят в них определенные материальные изменения, т. е. оставляют следы.

В широком смысле, следы -- это любые изменения окружающей обстановки, причинно связанные с расследуемым событием. С таких позиций под следами транспортных средств нужно понимать:

1) отображения внешнего строения отдельных деталей и частей транспортного средства на различных объектах в результате контакта с ними;

2) отображения внешнего строения различных объектов, образовавшиеся в ходе происшествия на самом транспортном средстве;

3) части, составлявшие с транспортным средством единое целое и отделившиеся от него при происшествии;

4) вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств (масла, тормозная жидкость и т.д.), а также попавшие на транспортное средство в результате происшествия (пятна крови, наслоения грунта и т. д.).

В дипломной работе в основном рассматриваются следы как объект трасологической экспертизы, т. е. следы-отображения внешнего строения автомототранспортных средств. Эти следы могут возникать при подготовке к преступлению (во время подвоза преступников и орудий преступления и т. д.), на стадии его совершения и при сокрытии следов преступления (в ходе вывоза украденных вещей).

По событиям, обусловившим их возникновение, выделяют несколько видов следов.

Следы столкновения образуются при встречном, боковом или одностороннем движении участвующих в столкновении транспортных средств либо при ударе транспортного средства о неподвижный объект. В результате на столкнувшихся объектах появляются следы вдавливания, скольжения, наслоения или отслоения, образуемые выступающими участками транспортных средств.

Следы переезда образуются в результате качения колес по лежащему предмету и проявляются в виде погнутостей, поломок или продавливания поверхности деталей транспортного средства. На них могут остаться царапины, соскобы, следы скольжения или части объектов, по которым проехало транспортное средство.

Следы наезда как бы объединяют следы столкновения и неполного переезда. Если в нем участвуют транспортное средство и человек, то следы остаются на транспорте, совершившем наезд, в виде вмятин от удара о тело потерпевшего, отпечатков рук и одежды или следов скольжения тела (одежды) по поверхности транспортного средства. Обычно такие следы расположены спереди -- на передних крыльях, капоте, радиаторе и т. д. На теле и одежде потерпевшего образуются следы наслоения, оставленные транспортным средством,-- грунт с колес, краска, а также следы в виде разрывов, разрезов или размятия участков тела и одежды.

Следы качения возникают при поступательно-вращательном движении колеса и представляют собой развертку круга на плоскости. Механизм их образования аналогичен механизму образования статических следов, поскольку в каждый конкретный момент отображение отдельных особенностей колеса происходит в виде статического контакта -- в период кратковременного покоя объекта. Однако колеса при прокатывании по следовоспринимающей поверхности слегка проскальзывают (особенно ведущие), тем самым внося в процесс следообразования элементы динамики. Это выражается в том, что длина следа иногда бывает несколько короче или длиннее (при торможении) участка колеса, которым данный след образован.

При образовании объемных следов качения происходит деформация отображений некоторых элементов рельефного рисунка протектора, а именно поперечных углублений и выступов. Чем рельефнее эти выступы и уже промежутки между ними, тем больше деформируются их отображения в следе. На деформацию отображения особенностей колеса в следе также оказывают влияние физическое состояние и свойства следовоспринимающего объекта -- его пластичность, упругость, плотность и т. д.

По объекту происхождения можно выделить: следы ходовых частей (колес) и неходовых частей (бампера, кузова, капота и т. д.).

Типичными примерами следов ходовых частей являются следы юза и заноса, образованные вследствие торможения (их нельзя смешивать с тормозным путем).

1.3 Получение розыскной и доказательственной информации по следам транспортных средств, их фиксация и изъятие

Обнаружение следов и их предварительное исследование. Основными задачами специалиста криминалистического подразделения, участвующего в собирании доказательств на месте дорожно-транспортного или иного происшествия, связанного с использованием транспортных средств, следует считать обнаружение и предварительное исследование следов с целью получения по ним розыскной и доказательственной информации, которая могла бы способствовать скорейшему раскрытию преступления, пресечению его последствий и предупреждению подобных преступлений. Для обнаружения следов требуется хорошее освещение и тщательный осмотр местности. Осмотру подвергаются: полотно дороги; предметы, обнаруженные на месте происшествия; подъезды к нему, обочины, кюветы; места стоянки автотранспорта. Следы необходимо осматривать на возможно большем протяжении для отыскания участков с четким отображением признаков. Чтобы судить об особенностях шин всех колес, надо изучить следы на повороте или в месте разворота транспорта.

Закончив осмотр места происшествия, эксперт проводит исследование обнаруженных следов, в результате которого могут быть предварительно установлены:

1. Групповая принадлежность транспортного средства:

а)тип;

б)вид;

в)модель.

2. Взаиморасположение транспортных средств перед столкновением.

3. Повреждения, причиненные транспортному средству в результате происшествия (разбита фара, деформирован бампер и т. д.).

4. Вещества, попавшие на транспортное средство (пятна крови, краска, частицы грунта).

5. Направление движения транспортного средства, которое определяют по ряду признаков.

а)При переезде транспортным средством лужи, жидкой грязи брызги от передних колес отлетают вперед в сторону по направлению движения. В этом случае влажный след от колес, идущий в сторону движения, постепенно будет сходить на нет. Аналогичные следы образуются при переезде колесом какого-либо красящего вещества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.