скачать рефераты

МЕНЮ


Источники гражданско-процессуального права

Поэтому при изучении юридических источников, регулирующих соответствующие отрасли права, первым среди них называется Конституция.

Действующая Конституция РФ, следовательно, является основным источником и гражданского процессуального права, хотя оно как отрасль права возникло и сложилось задолго до принятия Конституции РФ 1993 года.

Действующее гражданское процессуальное законодательство базировалось на Конституциях СССР 1936 г., 1977 года, на Конституции РСФСР 1978 года, в последствии в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию СССР и РСФСР, принимались новые гражданские процессуальные законы, вносились изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс и в гражданские процессуальные законы.

Конституция РФ 1993 года, имея преемственный характер, сохранила многие законодательные положения Конституции РСФСР 1978 года о суде, о принципах организации суда и судопроизводства. Одновременно она закрепила юридические основы демократических реформ, начавшихся в сфере правосудия, и стала определенной концепцией судебной реформы в РСФСР 1991 года.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ст. 15). Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Все остальные правовые акты, принимаемые в государстве, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Исходя из этого, после принятия Конституции 1993 года ранее принятые гражданские процессуальные законы (включая ГПК РСФСР) были приведены в соответствие с ее положениями.

Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15). Аналогичное значение должны иметь Конституции республик в составе Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации содержит нормы, служащие исходной базой для принятия новых правовых актов по вопросам организации суда и судопроизводства (ст. 45, 48, 118, 119 и др.), и нормы прямого действия, т.е. непосредственно применяемые при разбирательстве гражданских дел.

Всего насчитывается около тридцати статей, имеющих содержание с элементами гражданского процесса, посвященных судебной защите прав и свобод граждан и юридических лиц.

Важнейшей статьей, составляющей одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является норма (ст. 10), устанавливающая принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. Органы этих властей самостоятельны. Самостоятельность судебной власти сочетается с осуществлением ею контроля за законодательной и исполнительной властями.

Ст. 18 Конституции, объявляющая права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими, гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина правосудием.

Согласно ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Все равны перед законом и судом, т.е. перечисленные обстоятельства не ограничивают права на судебную защиту. Это положение Конституции воспроизводит текст ст. 3 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.91 г. Оно также вытекает из ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, где указано, что “все люди равны перед законом и имеют право без какого-либо различия на равную защиту закона”. Осуществление защиты в соответствии с законом может предоставляться гражданам как в судебной, так и в иной, в том числе в административной форме. Более того, во многих случаях наиболее эффективным может оказаться сочетание различных форм защиты, когда лицу, не согласному с решением, принятым в административном порядке, предоставляется законом право обратиться за его окончательным разрешением в суд.

Ст. 23 устанавливает судебную защиту от посягательств на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, иных сообщений.

В соответствии со ст. 32 (ч. 5) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Эта норма предполагает участие граждан непосредственно в качестве народных или присяжных заседателей в разбирательстве гражданских и уголовных дел в суде.

Согласно ст. 45 (ч. 2) Конституции каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Наряду с гарантией государственной защиты прав и свобод, основной из которых является судебная защита, Конституция предусматривает возможность их защиты негосударственными средствами: переговоры, посредничество, самозащита, арбитраж и т.д.

Ст. 46 Конституции гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В данной статье закреплено положение (ст. 8) Всеобщей декларации прав человека о том, что “каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом”.

В ч. 2 ст. 46 сказано, что решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Аналогичная норма впервые была закреплена в ст. 8 Конституции СССР 1977 г. Такая норма, но более совершенная, содержалась в ст. 63 Конституции РСФСР 1978 г. В соответствии с ней и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 января 1988 года ГПК РСФСР был дополнен новой главой 24 “Жалобы на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие права граждан”.

Следует, заметить, что эти нормы имели половинчатый, не завершенный характер.

Норма о праве на судебную защиту в Конституции РФ 1993 г. имеет всеобщий и универсальный характер. На основе этих конституционных положений можно определить главную функцию суда, т.е. основное направление его деятельности - разрешение любых, без каких-либо изъятий и иных прямых или косвенных ограничений споров, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина.

По мнению И.Л. Петрухина, право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу. Однако, как утверждает В.М. Жуйков, “это относится и к защите прав организаций”, которые также имеют право на судебную защиту своих прав без каких-либо ограничений.

Объектом обжалования в суд могут быть решения, действия (бездействия) органов, административных лиц. Под решением нужно понимать как нормативные, так и ненормативные правовые правоприменительные акты. В частности, в суд можно обжаловать ненормативные акты Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств, ведомств, касающиеся прав и свобод граждан (ст. 119 ГК РФ).

Решение в форме правоприменительного акта может выразиться в форме приказа, распоряжения, постановления. Бездействие может выразиться в нерассмотрении должностным лицом в установленный законом срок заявления, жалобы и т.д.

Рассмотрение жалобы производится в порядке гражданского судопроизводства (см. главу 24 ГПК в редакции Закона РФ от 28.04.1998 г.).

В соответствии с ч.1 ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Данное правило является источником гражданского и уголовного процессуального права.

Она распространяется как на предметную, так и территориальную подсудности. Правила о подсудности установлены законом, поэтому суды не вправе произвольно изменить подсудность дела. Судья, к подсудности (например, мировой судья) которого относится данное дело, также не вправе отказать в рассмотрении дела. В рассматриваемой статье речь идет о праве на законного судью, т.е. установленного законом судью. В связи с этим содержащиеся в ст. 122, 123 ГПК основания на переход дела из одного суда в другой суд по мотивам целесообразности должны быть отменены.

В ст. 50 (ч. 2) закреплено положение, согласно которому при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Оно послужило основанием для дополнения ст. 49 ГПК Законом от 30 ноября 1995 г. следующей новеллой (ч. 3): “доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда”.

Нормой прямого действия частично является правило ст. 51 (ч. 1) Конституции, согласно которому никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом; могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Давать свидетельские показания против супруга - это право, а не обязанность, поэтому ст. 51 в этой части не нуждается в дополнительной регламентации.

ГПК РСФСР (ст. 61) установил, что свидетелем может быть любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу, и перечисляет лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей. Ст. 170 ГПК регламентирует порядок допроса свидетеля. Представляется, что председательствующей после установления личности свидетеля и его отношения к лицам, участвующим в деле, при наличии одного из обстоятельств, названного в ст. 51 Конституции, будет обязан разъяснить свидетелю его права не давать показания против лица, с которым состоит в супружеских либо в близких родственных отношениях.

Исключительно важное значение имеет для гражданского процесса глава 7 “Судебная власть” Конституции Российской Федерации. Термин “судебная власть” является отражением существенных изменений, происшедших в назначении и в полномочиях судов. Деятельность судов, осуществляющих судебную власть посредством судопроизводства, поставлена на один уровень с законодательной и исполнительной властями. Более того, судебная власть осуществляет контроль за актами двух других ветвей власти.

Ст. 118 Конституции гласит, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Правосудие является основным содержанием судебной власти. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Из этих положений вытекает вывод, что правосудие осуществляется посредством разбирательства дел в порядке конституционного, гражданского, административного судопроизводства.

Следует заметить, что из перечисленных в Конституции (ст. 118) видов судопроизводства в настоящее время реально не существует четко регламентированного административного судопроизводства, и наоборот в ст. 118 не названо реально действующее арбитражное судопроизводство, а отнести его к гражданскому судопроизводству не позволяет самостоятельный характер.

Из содержания ст. 125-129 Конституции видно, что судебную систему Российской Федерации составляют: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Конституция, однако, не дает исчерпывающего перечня судов. Она отсылает (ч.3 ст. 118) к Федеральному конституционному закону и заключает, что создание чрезвычайных судов не допускаются. Этот перечень может быть дополнен: конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, являющимися судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, названными в ст. 4 Федерального конституционного закона “О судебной” системе Российской Федерации” от 31.12.1996 г. и военными судами.

В ст. 119 установлены основные (базовые) требования, предъявленные лицам, претендующим на должность судьи. Дополнительные требования сформулированы в Законе РФ “О статусе судей в Российской Федерации” от 26.09.1992 г. и Федеральном конституционном законе “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12.1996 г.

В Конституции (ст. 120) закреплен принцип независимости судей и подчинения только Конституции Российской Федерации и Федеральному закону. Независимость судей - главное условие существования в стране самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. О гарантиях, обеспечивающих независимость судей, содержится ряд норм в Законе РФ “О статусе судей” (ст. 9-20) в УК РФ, в КоАП РСФСР и других законах.

Эти гарантии независимости судей распространяются на судей всех действующих в Российской Федерации судов.

Независимость судей связывает также их подчинением Конституции и Федеральному закону, т.е. Основному закону Российской Федерации. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 года и о некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия разделения (п. 7), что оценке, с точки зрения соответствия Закону, подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента РФ, постановления Палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств, ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).

При применении закона вместо не соответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить.

Положение ст. 121 Конституции о несменяемости судей - совершенно новое явление в судебном законодательстве. Оно означает, что полномочия судей не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 11 Закона РФ “О статусе судей в РФ”).

В этом смысле несменяемость судей служит одной из гарантий их независимости.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом.

В ст. 122 Конституции закреплен принцип неприкосновенности судей. Неприкосновенность судьи ограждает от всяких посягательств на личность судьи, его жилище, служебное помещение, транспорт, корреспонденцию и др.

Установлен особый порядок привлечения судьи к уголовной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья, безусловно, не подлежит административной ответственности, и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания.

Принцип неприкосновенности судей - одна из существенных гарантий их независимости.

Более подробно содержание принципа неприкосновенности судьи раскрыто в ст. 16 Закона РФ “О статусе судей в РФ”.

Ст. 123 Конституции содержит важнейшие межотраслевые принципы судопроизводства.

Во-первых, провозглашена гласность судопроизводства. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Федеральным законом. Этот принцип не новый, он был закреплен как в Конституции СССР (ст. 157) 1977 г., так и в Конституции РСФСР (ст. 169) 1978 г. В настоящем этот принцип и исключения из него закреплены в ГПК РСФСР (ст. 9), в УПК РСФСР (ст. 18), в АПК РФ (ст. 9).

Разбирательство дела в открытом судебном заседании - одна из гарантий обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников судебного дела.

Конституция (ч.2 ст. 129) запрещает заочные (в отсутствие подсудимого) разбирательства уголовных дел. Однако то, что в ГПК РСФСР имеется глава 16 “Заочное решение”, свидетельствует об актуальности проблемы и для гражданского судопроизводства.

Во-вторых, в ст. 123 Конституции (ч. 3) закреплены принципы состязательности и равноправия сторон. Данные принципы в несколько иной формулировке содержались в ст. 168 Конституции РСФСР 1978 г., в которой говорилось о равенстве сторон перед законом и судом. Формулировка “судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон” позволяет более правильно строить как гражданский, так и уголовный процесс. Между тем до принятия действующей Конституции названные принципы рассматривались чисто отраслевыми, т.е. гражданскими процессуальными. Конституция же распространила их действие также на уголовный процесс. Об этом свидетельствует п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” от 31.10.1995 г., в котором указывается, что суд по каждому делу обеспечивают равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств. При рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств, вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. После принятия Конституции РФ 1993 г. в гражданском процессуальном законодательстве произошли существенные изменения. Так, ст. 14 ГПК РСФСР “выяснение судом действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон”, которая возлагала на суд обязанность принимать меры для всестороннего, объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон в соответствии с Законом от 30 ноября 1995 г. была изложена в следующей редакции: “осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон”: стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании. (ст.14).

Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий в случаях, предусмотренных настоящим кодексом; оказывает лицам содействие в осуществлении их прав.

Согласно ч. 4 ст. 123 в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Закон от 16 июля 1993 года УПК РСФСР был дополнен новым разделом о суде присяжных по уголовным делам. По смыслу Конституции не исключается возможность участия присяжных заседателей и по гражданским делам в гражданском судопроизводстве. В перспективе возможны в составе суда изменения и в гражданском процессуальном законодательстве.

В ст. 125 Конституции определены количественный состав Конституционного суда РФ и его компетенция. Из содержания данной статьи не видна система конституционных судов и возможность их организации в субъектах Российской Федерации. Эти вопросы урегулированы Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации” 1995 г.

Ст. 126 посвящена определению компетенции Верховного суда РФ, и ст. 127 определяет компетенцию Высшего арбитражного суда РФ.

Ст. 128 установила, что все судьи назначаются высшими федеральными органами: судьи высших федеральных судебных органов - Советом Федерации, а судьи других федеральных судов - Президентом Российской Федерации. Единый порядок формирования судебного корпуса является дополнительным механизмом обеспечения самостоятельности и независимости судей.

Такова краткая характеристика норм Конституции РФ, определяющих основы организации суда и судопроизводства как по гражданским, так и по уголовным и административным делам.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.