скачать рефераты

МЕНЮ


Источники и отрасли российского права

Важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации является принцип верховенства права. Верховенство права обозначает прежде всего верховенство Конституции и закона.

Являясь членом мирового сообщества, РФ признает входящие в ее правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права и свои международные договоры. Поэтому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международною договора. Конституционный строй устанавливает такие (регулируемые законом) взаимоотношения с гражданами, при которых государство (его органы, учреждения и должностные лщш) ответственны перед человеком и гражданином, а граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

В Конституции Российской Федерации установлена республиканская форма правления Определяющим признаком этой формы правления является выборность и сменяемость главы государства, в отличие от монархии, характеризующейся наследственным статусом главы государства. Различают два основных вида республик - президентскую и парламентарную (парламентскую). В РФ сочетаются черты парламентской и президентской республики.

Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является обеспечение всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальная политика регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни удовлетворением материальных и духовных потребностей.

Российская Федерация - светское государство, в котором религия, ее каноны и догмы, а также религиозные объединения, действующие в нем. не оказывают определяющего влияния на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Политическое многообразие обозначает создание равных возможностей участвовать в политическом процессе всем социально-политическим или иным объединениям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции РФ. Политический плюрализм - это многообразие взглядов и идей, свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность объединений граждан. Политическое многообразие предполагает возможность свободного выбора для гражданина: состоять ли в какой-либо партии, действующей в рамках Конституции РФ. либо не состоять ни в какой. Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием.

Ядром конституционных основ экономической системы является регулирование отношений собственности. Конституция РФ исходит из того- что для экономической системы Российской Федерации характерна собственность в различных формах частной,

государственной, муниципальной и иных. При этом все формы собственности признаются и защищаются равным образом.

Приоритет норм международного права в области прав и свобод граждан над национальным законодательством является основополагающим принципом взаимоотношения государства и личности в Российской Федерации. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому в силу рождения. Именно поэтому нрава и свободы человека являются объектом защиты государства, независимо от того, обладает человек качеством гражданства или нет.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что Конституция РФ как основной закон государства обладает силой прямого действия на всей территории и нарушение ее норм напрямую может быть обжаловано в суде.

Все граждане и иные лица, находящиеся на территории государства, равны перед законом и судом. Это обозначает, что права и свободы человека и гражданина не могут зависеть от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Законом запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Основные права и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп: 1-раждаиские (личные) права и свободы; политические права и свободы; экономические, социальные и культурные права и свободы.

К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:

- право на жизнь (ст. 20);

- право на охрану достоинства личности (ст. 21);

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст.23);

- право на неприкосновенность жилища (ст. 25);-

- право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26);

- право на пользование родным языком (ст. 26);

- право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27);

- право на свободу совести и вероисповедания (ст.28).

К политическим правам и свободам Конституция РФ относит следующие:

- свобода слова (ст. 29); право на объединение (ст. 30);

- право на манифестацию (ст. 31);

- право на участие в управлении делами государства (ч. 1 .ст. 32). Это право может быть реализовано в двух формах: прямой (или непосредственной) демократии н представительной;

- право выбирать - это активное избирательное право, которым пользуются вес граждане, достигшие 18 лет, дееспособные и не отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда;

- право на петиции (ст. 33);

- свобода массовой информации (ст. 29).

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства.

К числу экономических, социальных и культурных прав Конституция РФ относит следующие:

право на свободное использование своих способностей и имущества для

предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

(ст. 34);

право частной собственности, в том числе и на землю (ст. 35, 36):

право на свободный труд (ст. 37);

- право на отдых (ст. 37);

- право на социальное обеспечение (ст. 39);

- право на жилище (ст. 40);

право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41):

право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

право на образование (ст. 43);

право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры (ст. 44);

свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества и

преподавания (ст. 44).

Система органов государственной власти в Российской Федерации

1. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей

2. Органы законодательной власти

3. Правительство РФ в системе органов государственной власти

4. Судебная власть

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом правового государства. Этот принцип закреплен в Конституции РФ. Разделение властей обусловлено тем, что в государстве необходимо осуществлять такие три функции, как I) принятие законов; 2) их исполнение и 3) осуществление правосудия - защиту прав и свобод человека, наказание нарушителей норм права и т.д. С политической точки зрения разделение властей необходимо для того, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком, одним органом. Три независимые ветви власти могут контролировать, сдерживать и уравновешивать друг друга.

Система органов государственной власти в Российской Федерации на федеральном уровне представлена: Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ (парламентом). Правительством РФ и системой судов Российской Федерации.

Федеральное Собрание (парламент) РФ - высший представительный (законодательный) орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения России, избирается демократическим путем на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования гражданами РФ. Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов сроком на четыре года. Депутаты работают на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов РФ и формируется из представителей законодательной и исполнительной властей субъектов федерации.

Текущая работа Государственной Думы осуществляется в комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов. Помимо законодательной работы государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Назначает Председателя Центрального банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека. Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Но главное назначение Государственной Думы - законотворчество.

В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Верхняя палата парламента обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц: назначает Генерального прокурора РФ, судей высших федеральных судов РФ, заместителя и вторую половину ее аудиторов. Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. Совет Федерации утверждает, Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует и денонсирует международные договоры РФ.

Поскольку Россия является федеративным государством, постольку органы государственной власти имеются и в ее субъектах. Они олицетворяю! народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Положение органов законодательной власти субъектов в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах субъектов.

Конституция РФ устанавливает порядок принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Так, по предметам веления РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов - се субъекты осуществляют собственное правовое регулирование. Вес правовые акты, издаваемые в РФ, не должны противоречить Конституции; федеральные законы - федеральным конституционным законам; законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным закона.

Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются в Совет Федераций. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если до него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган общей компетенции стоящий во главе исполнительной власти РФ (ст. 110). Правительство осуществляет непосредственное оперативное руководство хозяйственными сферами жизни страны. Согласно Конституции Правительство РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство формирует Президент РФ, Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Другие члены Правительства также назначаются Президентом, а предлагаются Председателем Правительства. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может уйти в отставку по инициативе Президента или по собственной инициативе. Наряду с коллективной отставкой может выйти в отставку и отдельный член Правительства, либо по своей инициативе, либо по инициативе Президента.

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Основными конституционными полномочиями Правительства являются:

1) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью,

2) реализация внешней политики Российской Федерации;

3) разработка программы и реализация единой политики в сфере экономического развития, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.;

4) разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения:

5) обеспечение в России единой финансовой, кредитной, денежной политики и политики цен;

6) обеспечение мер по охране всех форм собственности, управление государственной: собственностью, содействие развитию предпринимательства и т.д.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Постановления имеют нормативный характер. Распоряжения - что акты применения права, т.е. акты, не содержащие норм права, а лишь индивидуализирующие их содержание к конкретным случаям жизни.

В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она является независимым арбитром для органов государственной власти и физических лиц при разрешении различного рода правовых конфликтов. Судебная власть Российской Федерации осуществляется системой судов. Судебную систему РФ устанавливают Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации строится на двух уровнях: федеральном и субъектов Федерации, включая в себя три подсистемы.

Первую составляют Конституционный Суд РФ (федеральный уровень) и \ конституционные (уставные) Суды субъектов РФ (уровень субъекта). |

Вторая подсистема - суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (федеральный уровень). Мировые судьи (уровень субъектов).

Третья подсистема - это подсистема арбитражных судов, которые строятся только на федеральном уровне и включают в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ - это орган конституционного надзора и контроля. Его задача - следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст. 125). Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между различными органами государственной власти. Конституционный суд РФ проверяет конституционность законов, применяемых в конкретных делах по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан РФ, если они нарушены законом.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126).

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный Суд. Его задачами являются: обеспечение защиты охраняемых законом интересов предприятий, организаций и учреждений при разрешении хозяйственных споров (ст. 127).

Президент Российской Федерации - выборный глава государства. Главой государства Президента провозглашает ст. 80 Конституции РФ. Президент избирается путем всеобщих прямых равных выборов при тайном голосовании. Конституция называет Президента РФ гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны, арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.

Как глава государства Президент представляет Россию в официальных церемониях как внутри страны, так и за рубежом, назначает ряд должностных лиц государства, ведает вопросами гражданства и помилования, присваивает государственные награды и почетные звания. Помимо вышеназванных полномочий в компетенцию Президента входят следующие вопросы:

1) Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;

2) формирует военную доктрину страны;

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

4) представляет Россию на международных переговорах и подписывает от имени страны международные договоры;

5) подписывает и обнародует федеральные законы (при этом обладает правом отлагательного вето, т.е. Президент может не подписать закон и тогда он не вступает в силу);

6) назначает выборы Государственной Думы, назначает референдум;

7) может распустить государственную Думу согласно положениям Конституции РФ (ст. 111: 117);

8) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Таким образом, Конституция РФ предоставляет Президенту Российской Федерации довольно большие полномочия и определяет его не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.

Гражданское право РФ 3.1. Гражданское правоотношение

1. Предмет, метод, субъекты гражданского права

2. Понятие и содержание правоспособности и дееспособности физических лиц

3. Юридические лица, их виды

Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения возникают между субъектами правоотношения по поводу вещей (работ, услуг), прав и обязанностей. Например, к имущественным отношениям следует отнести отношения между продавцом и покупателем по поводу проданной вещи. Кроме этого, к имущественным следует отнести отношения возникающие между наследниками и кредиторами в связи с тем, что наследодатель в свое время не возвратил долг. К наследникам, таким образом, перешли обязанности наследодателя). Имущественные отношения обладаю! определенной экономической ценностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.