скачать рефераты

МЕНЮ


История государства и права Англии

Иоанн Безземельный, впоследствии отступив перед вооруженной силой своих подданных, впоследствии отказался от хартии. Снова началась вооруженная борьба, но смерть Иоанна (1216 г.) помешала довести ее до какого-либо определенного результата.

3. Сословно-представительная монархия

Во второй половине ХIII в. в Англии оформляется сословно-представительная монархия.

В ряде стран возникновение сословно-представительных учреждений не было связано с какими-либо значительными политическими потрясениями. Королевская власть по собственной инициативе обращалась к сословному представительству. В Англии, где весьма рано укрепилась королевская власть, лишившая феодальную знать ее политической самостоятельности, сословно-представительная система сложилась в результате острой борьбы феодалов с королем и ознаменовала политическую победу сословий над монархией.

Одной из предпосылок возникновения сословно-представительной монархии было оформление феодальных сословий. В Англии процесс сплочения феодалов в сословия происходил в специфических условиях: ленная иерархия не получила здесь широкого разветвления; сословно-политические отношения в первое время осложнялись этническими различиями (они исчезли к концу XII в.); феодальная знать со времени завоевания находилась в сильной зависимости от королевской власти и не могла создать замкнутых территориальных владений; усилившаяся королевская власть рано лишила магнатов иммунитетных привилегий. Но высшая феодальная знать добилась у сословной монархии наследственного пэрства. В число пэров вошли и крупнейшие прелаты английской церкви.

Английское дворянство уже в XIII в. играло большую роль в экономической и политической жизни страны. Оно рано потеряло военное значение, зато приобрело большой вес в местной политической жизни. Интересы дворян -- рыцарей и джентри (новое дворянство)-- сблизились с интересами городской верхушки и мелких деревенских собственников. В развернувшейся политической борьбе дворянство и верхушка городского и свободного сельского населения выступали заодно.

Начавшаяся при Иоанне Безземельном борьба феодальных сословий против короля достигла особого напряжения в 50--60-е гг. XIII в. Политика Генриха III вызывала оппозицию, поддержанную всеми сословиями. Поводом к открытому выступлению послужил созыв Большого совета в 1258 г., на котором король потребовал огромную сумму денег для покрытия долга папской курии (речь шла о сборе в казну трети доходов от движимой и недвижимой собственности).

11 июня 1258 г. вооруженные бароны съехались в Оксфорд, где на бурном собрании, получившем название «бешеного парламента», предъявили королю петицию из 29 пунктов. Представленный проект переустройства государственного управления был принят парламентом и назван Оксфордскими провизиями. Этот акт передавал всю власть в руки 15 баронов, полностью контролировавших короля и назначавших и смещавших всех высших должностных лиц. Три раза в год должен был созываться парламент, в котором, кроме «совета пятнадцати», должны были заседать 12 баронов в качестве выборных от общины (под общиной подразумевались те же бароны).

Союзникам по движению были сделаны ничтожные уступки: дано обещание провести по всей стране расследования о злоупотреблениях королевских чиновников, запретить судьям брать взятки, обеспечить выборность шерифов, поверхностно было сказано об улучшении положения Лондона и других городов.

Итак, в 1258 г. баронам удалось добиться того, чего они не смогли сделать в 1215 г.,-- установить свое господство. Это вызвало недовольство рыцарей, горожан и других слоев населения. В противовес Оксфордским провизиям они, собравшись в Вестминстере, провозгласили Вестминстерские провизии. Этот документ устанавливал гарантии прав мелких вассалов по отношению к их сеньорам и предусматривал некоторые улучшения деятельности местных органов и судопроизводства. Это была первая самостоятельная общеполитическая программа рыцарства и примыкающих к нему фригольдерских слоев, отличная от программы баронов.

Режим баронской олигархии привел к феодальной анархии в стране. Между королем и баронами началась гражданская война (1258--1267).

Симон де Монфор, возглавлявший войско баронов, одержал верх над королем и, желая заручиться поддержкой рыцарей и горожан, созвал в 1265 г. парламент, который считается первым парламентом Англии, поскольку он относительно полно представлял всю страну. В парламенте заседали по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Начавшиеся волнения среди крестьянства привели к расколу среди сторонников Монфора: часть из них перешла на сторону короля. Военные действия возобновились, и Монфор погиб. Несмотря на военные успехи, король был вынужден пойти на компромисс с баронами, рыцарями и горожанами. Результатом этого было учреждение парламента.

В 1295 г. король Эдуард I созвал парламент, получивший название «образцового». Кроме прелатов и баронов, приглашенных лично, были избраны по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого получившего на то право города. В этом парламенте было представлено и духовенство.

Первоначально парламента как единого постоянно действовавшего органа не существовало. По мере того как корона нуждалась в деньгах, созывались собрания баранов, прелатов, представителей рыцарей и горожан. Сословия заседали раздельно, и налоги для каждого сословия устанавливались разные. В первой половине XIV в. при короле Эдуарде III парламент становится единым учреждением, состоящим из двух палат: верхней -- палаты лордов и нижней -- палаты общин. В палате лордов заседали прелаты и бароны. С XV в. эта палата стала формироваться преимущественно из наследственных пэров. В нижней палате заседали рыцари и представители городов (избирались по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от города). Прочный союз дворянства и горожан обеспечил палате общин большее политическое влияние, чем сословно-представительных собраний в других странах. Духовенство в английском парламенте не было особо выделено как сословие -- прелаты вошли в палату лордов. Остальное духовенство не получило представительства вообще, но созывались особые собрания духовенства -- конвокации.

Первой и важнейшей функцией парламента была финансовая -- источник его политического влияния и могущества. В 1297 г. статут «О неналожении податей» установил, что обложение прямыми налогами допускается только с согласия парламента. В XIV в. было поставлено в зависимость от согласия парламента взимание и косвенных налогов. Тогда же Эдуард III утвердил правило, что при установлении налогов решающим голосом обладает палата общин. Окончательно ведущая роль в этом вопросе нижней палаты утверждается в 1407 г. Теперь палата общин рассматривается как собрание представителей всей нации.

Одновременно с финансовой функцией парламент приобретает судебную. Высокий суд парламента был олицетворением справедливости. Судебная функция палаты общин выражалась в возможности обвинять высших должностных лиц государства в злоупотреблении своими обязанностям. Такие дела рассматривались палатой лордов, ставшей к концу XIV -- началу XV в. высшей судебной инстанцией страны.

Основной формой парламентской деятельности были петиции. В них палата общин излагала просьбу об изменении существующих прав или об установлении новых. При поддержке петиций палатой лордов и королем они становились основой для издания соответствующего закона. При таком порядке нельзя говорить об активном участии нижней палаты в законодательном процессе. Постепенно под давлением палаты общин процедура принятия закона была изменена. От петиций перешли к биллям. Теперь палата общин не просила, а предлагала готовый законопроект.

После утверждения биллей палатой лордов и подписанием их королем они становились законами (статутами). Так палата общин приобрела еще одну функцию -- законодательную.

Парламент вмешивался и в область внешней политики: его согласие требовалось при разрешении вопросов войны и мира.

Итак, к XV в. сложилась структура английского парламента, постоянной стала должность спикера (председателя нижней палаты), определились функции парламента, утвердились некоторые процедуры его работы. Например, был установлен принцип свободы слова, короли не вмешивались в дебаты, происходившие в палатах. Члены парламента обладали неприкосновенностью, они не могли быть арестованы в течение сессии и 40 дней после ее окончания.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что английский парламент был значительно совершеннее других сословно-представительных органов европейских государств.

4. Абсолютная монархия

В Англии абсолютизм сложился в правление династии Тюдоров. Основатель этой династии -- Генрих XII Тюдор -- занял английский престол в 1485 г., после войны Алой и Белой роз. Эта война ведущих аристократических кланов Ланкастеров и Йорков значительно ослабила королевскую власть. Генрих VII, имея поддержку в лице большей части аристократии, рыцарства, горожан, провел ряд мер, направленных на усиление королевской власти. В отношении оппозиции были приняты жесткие меры: земли оппозиционеров были конфискованы, замки срыты, военные дружины распущены. Бароны лишались привилегий и судебной юрисдикции, для борьбы с заговорщиками была создана Звездная палата, укреплялись органы центрального управления. Политика короля получила поддержку со стороны парламента.

Дальнейшее усиление королевской власти произошло в правление Генриха VIII (1509--1547). Его активная внешняя политика позволила Англии войти в число великих европейских монархий.

Важным событием явилась реформация церкви, проведенная Генрихом VIII. Отказ папы римского расторгнуть брак короля Англии с принцессой Екатериной Арагонской привел к разрыву Англии с римско-католической церковью. В 1534 г. был издан Акт о супрематии, провозглашавший короля главой церкви. Церковное имущество было секуляризировано, монастыри закрыты. Церковная организация вошла составной частью в государственную. Новая религия рассматривала короля как воплощение божества на земле, что способствовало укреплению абсолютизма.

Следующий важный этап в истории Англии связан с 45-летним правлением Елизаветы (1558--1603). Это был «золотой век». Политика протекционизма позволила английским мануфактурам выйти на мировой рынок в разных частях света. Англия стала крупнейшей морской державой. Окончательно утвердилось англиканство. В 1559 г. парламент подтвердил, что королева является главой церкви.

Тюдоры сумели укрепить королевскую власть, стать абсолютными монархами и при этом сохранить старые английские традиции.

В Англии централизация управления не достигла такого высокого уровня, как в других абсолютистских государствах, не было и раздутого государственного аппарата. На местах сохранялось дворянское самоуправление. Выборные мировые судьи не только отправляли правосудие, но и следили за порядком, приводили в исполнение законы. Эти обязанности рассматривались как почетный долг перед государством и ничего не стоили государственной казне.

Важной особенностью английского абсолютизма было также содержание немногочисленной постоянной армии. Сохранялась старинная система народного ополчения.

Одним из ярких проявлений английских традиций было совместное правление короля и парламента. При Тюдорах число членов палаты общин возросло с 296 до 462. Горожане были заинтересованы в увеличении своих представителей в парламенте. Корона соблюдала тот порядок работы парламента, который сложился к XVI в. Правда, парламент перестал выступать в качестве ограничителя королевской власти, стал послушным орудием в ее руках. В 1539 г. парламент приравнял королевские указы к статутам, признав тем самым власть короля над собой. Королевские министры, бывшие одновременно членами палаты общин, оказывали большое влияние на ее работу. Елизавета осуществляла полный контроль за парламентом, активно вмешиваясь в его работу.

И все-таки сам факт существования и деятельности парламента наряду с такими особенностями, как отсутствие центрального бюрократического аппарата и постоянной сильной армии, позволяет говорить об английском абсолютизме, как имеющем незавершенный характер.

В последние годы правления Елизаветы наметился конфликт между обществом и короной. Он был вызван финансовыми проблемами. Активная внешняя политика опустошила государственную казну, что привело к необходимости, с одной стороны, сократить финансовую поддержку аристократии, а с другой -- увеличить поборы, ввести принудительные займы, ложившиеся на торгово-предпринимательские круги. Недовольство политикой правительства проявлялось со стороны различных слоев населения. Центром оппозиции становится палата общин, в которой все громче раздаются голоса о нарушении парламентских привилегий, о необходимости ограничить вмешательство короны в дела парламента. В 1601 г. под давлением оппозиции были отменены некоторые монопольные привилегии в производстве и торговле, что свидетельствовало о правительственном кризисе. Внутренняя и внешняя политика Стюартов привела к разрастанию этого кризиса.

Новая династия -- Стюартов воцарилась на английском престоле в 1625 г. после смерти Елизаветы. Правление Якова I и Карла I отмечено религиозной и политической борьбой. Приверженность католицизму, пренебрежительное отношение к парламенту, непризнание его властных функций, установление в обход него налогов, невыгодная для Англии внешняя политика -- все это отличает правление Стюартов. Мирное сосуществование парламента и короны кончилось. Ссылаясь на прецеденты XIV--XV вв., опираясь на поддержку населения, парламент повел борьбу за восстановление своих привилегий. В конце концов эта борьба вылилась в буржуазную революцию.

Подводя итоги развития Англии в период абсолютизма, следует отметить, что этот исторический этап можно разделить на два заметно отличающихся друг от друга. Абсолютная монархия в лице Тюдоров способствовала сплочению государства, преодолению феодальной розни и успешному экономическому и политическому развитию государства. Абсолютизм Стюартов характеризуется противоположными тенденциями -- это рост поборов с населения, ненависть к пуританам, расширение функций Высокой комиссии и Звездной палаты, нежелание идти ни на какие компромиссы.

Государственный строй. Высшим органом управления периода абсолютизма был Тайный совет, в состав которого входили представители и феодальной знати, и нового дворянства, и буржуазии. Тайный совет обладал довольно широкой компетенцией: он управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю, при его участии издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке.

Среди вновь созданных учреждений следует прежде всего назвать Звездную палату, являвшуюся отделением Тайного совета. Звездная палата, учрежденная для борьбы с противниками королевской власти, и была своего рода политическим трибуналом. Процесс носил инквизиционный характер, допускалось применение пыток. Звездная палата осуществляла также цензуру печатных произведений. Подобным учреждением являлась и Высокая комиссия, созданная при Елизавете и призванная рассматривать дела о правонарушениях против церкви. Позднее функции ее были расширены, и она стала разбирать дела о бродягах, занималась цензурой. Для рассмотрения гражданских дел была создана Палата прошений. Она, как и Звездная палата, представляла собой отделение Тайного совета.

Наряду с указанными центральными органами следует назвать и парламент, продолжавший работать при Тюдорах и почти не собиравшийся при Стюартах.

В конце XIV в. была создана должность королевского секретаря, в ведении которого находились наиболее важные государственные дела. К XVI в. назначаются два секретаря.

Важнейшими судебными инстанциями периода абсолютизма были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера.

Некоторые изменения произошли в местном управлении. Стремясь подчинить его своему контролю, правительство создало в графствах должность лорд-лейтенанта, возглавлявшего мировых судей и полицию. В XVI в. происходит развитие низшей самоуправляющейся единицы -- прихода. Приход являлся одновременно и территориальной, и церковной единицей. На приходском собрании, в котором могли принимать участие только лица, вносившие налоги на нужды церкви, происходили выборы должностных лиц -- старосты, надзирателя за бедными. Таким образом, на местах действовали две системы управления: выбираемая местным населением и назначаемая королем.

Армия. Единственными постоянными частями войск были небольшие гарнизоны крепостей и отряд королевской гвардии. Основу сухопутной армии составляло ополчение в виде отрядов милиции. Владельцы движимого и недвижимого имущества заносились в определенный разряд и в соответствии со своим имущественным положением должны были иметь вооружение. В каждом графстве отряды милиции подчинялись лорд-лейтенанту. Большое внимание правительство уделяло военно-морскому флоту, который и стал основой Вооруженных сил Англии.

5. Феодальное право в Англии

Часто говорят, что английское право средних веков во многих отношениях выражает дух английского народа, и в этом нет сомнения. Стремление создать последовательную и гармоничную правовую систему, играло важную роль в развитии английского права. Английская правовая система обладает одной восходящей к периоду феодализма особенностью, которая отличает ее почти от всех правовых систем стран мира: значительная часть правовых актов не утверждалась никаким парламентом.

Великая хартия вольностей была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом.

Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных права, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа и т.п. (ст.2-11 и др.).

Вместе с тем, среди чисто “баронских” статей Хартии выделяются такие, которые имели общеполитический характер. Наиболее откровенно политические претензии баронства выражены в ст. 61 - стремление к созданию баронской олигархии путем учреждения комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля.

Статьи 12 и 14 предусматривали создание совета королевства, ограничивающего власть короля по взиманию “щитовых денег”.

Статьи 21 и 34 были направлены на ослабление судебных прерогатив короны. Статья 21 предусматривала подсудность графов и баронов суду “равных”, изымая их из-под действия королевских судов с участием присяжных.

Интересы рыцарства в наиболее общем виде выражены в ст. 16 и 60, где говорится о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами.

Очень скупо говорится в Хартии о правах горожан и купцов. Статья 13 подтверждает за городами древние вольности и обычаи, ст. 41 разрешает всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Наконец, ст. 35 устанавливает единство мер и весов, важное для развития торговли.

Большое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядоточение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст. 18-20, 38, 39, 40, 45 и др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и правовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и на местах.

Многие нормы английского права содержатся не в парламентских актах, а в судебных отчетах по делам, решения по которым выносились судьями Высокого суда, Аппеляционного суда и палаты лордов.

Практика протокольных записей решений королевских судей имеет древнейшее происхождение и относится к временам Эдуарда I.

Было признано, что решение, вынесенное по какому-либо делу, создает обязательный прецедент. Это означало, что судья при разрешении какого-либо вопроса, обязан был применить норму права, которую другой судья сформировал в решении по предыдущему делу.

Английское средневековое право представляет собой совокупность прецедентного и статутного права.

Большую роль в становлении правовой системы Англии сыграла Великая хартия вольностей. Эта хартия считается в Англии первым Конституционным актом.

В раннефеодальных государствах основным источником права являлся обычай.

Источником английского феодального права являлись статуты, законные акты центральной власти. Первоначально к ним относились акты королевской власти, носившие различное название - статусы, ассизы, ордонансы, хартии. С оформлением законодательных полномочий парламента под статутами стали понимать законные акты, принятые королем и парламентом. Акты, принятые парламентом и утвержденные королем, считались высшим правом страны, способными принять и дополнять "Общее право". Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых королем и парламентом, получило название статутного права.

Начиная с ХIV века, в Англии формируется так называемое "право справедливости". В тех случаях, когда то или иное лицо не находило защиты своих нарушенных прав в судах "общего права", оно обращалось к королю за "милостью" разрешить дело по "совести". "Право справедливости" было более гибким, более подвижным и лишенным формализма.

"Общее право" признавало строго определенный круг обязательственных отношений, вытекающих из договоров. Договоры характеризовались строгой формальностью, заключались в определенной форме и подлежали регистрации в суде путем занесения их в свитки тяжб.

В ХII-ХIII веках в английском праве возник институт "доверительной собственности" траст.

Возникновение этого института связано с ограничениями распоряжения землей, установленное "общим правом". К такому средству прибегали отправляющиеся в походы странствующие рыцари, которые передавали.

Вопросы, урегулированные гражданским правом Англии, мало чем отличались от такого во Франции.

"Общее право" урегулировало вопросы, связанные только со свободным держанием земли. Существовали "головные" держатели угодий (бароны, лорды) и "рыцарские" держания. Все они считались вассалами короля. Борьба за право свободного распоряжения землей отразилась в ряде законодательных актов ХIII века.

“Статус о мертвой руке” (1279 г.) запретил владельцам феодов без согласия их сеньоров отчуждать землю церкви и духовным лицам.

Третий Вестминстерский статут позволял каждому свободному человеку распоряжаться своей землей по своему усмотрению.

1. Держание "фри-симпл" - свободное простое держание.

2. Условные земельные владения. Возвращение земли дарителю, если человек, которому подарена земля, не имел потомства. "Заповедные" держания - только по наследству; обычно старшему сыну (майораты).

Обязательственное право. Основными источниками обязательств являлись договоры и правонарушения (деликты). "Общее право" признавало только строго ограниченный круг обязательственных отношений, вытекающих из договоров. Эти договоры характеризовались строгой формальностью: они заключались в определенной форме и подлежали регистрации в суде путем занесения в свитки тяжб. В случае неисполнения договора предусматривалась сложная и длительная процедура взыскания причиненного ущерба.

По "общему праву" возможно было взыскать только причиненный ущерб, но нельзя было принудить к реальному исполнению обязательства, тогда на помощь могло прийти "право справедливости".

Семейно-брачное и наследственное право. Вопросы, связанные с заключением брака и его расторжением, с личными отношениями супругов, относились к компетенции канонического права. Имущественные отношения супругов регулировались "общим правом". Приданое, приносимое женой, переходило в распоряжение мужа, который был вправе свободно распоряжаться движимым имуществом и владением, и пользованием недвижимым имуществом. Муж мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом и пользоваться имуществом умершей жены, если у них остались дети.

Юридическая личность жены растворялась в личности мужа. В области наследственного права основным видом наследования являлось наследование по закону. Первоначально земельные держания подлежали возврату после смерти вассала сеньору, с ХII века устанавливается обязанность заплатить наследником государственную пошлину-рельеф.

Отсутствие права передавать наследство по завещанию могло быть обойдено при жизни путем условного дарения, либо передачи в доверительную собственность.

Развитие уголовного права Англии происходило под воздействием статутов, так и судебной практики королевских судов. Например, Нортгемптонская ассиза содержит перечень наиболее тяжких преступлений: тайное убийство, грабеж, разбой, укрывательство и др.

В ХIII веке все преступления были разделены на 3 группы:

1) преступления, касающиеся короля;

2) преступления, касающиеся частных лиц;

3) преступления лиц, касающиеся короля и частных лиц. Однако эта классификация не удержалась в английском праве, а сложилась трехчленная система: (тризы - измена, фелония - тяжкое уголовное преступление, мисдиминор - проступки).

Статут 1352 года выделил 2 вида государственной измены: "высшая измена", "малая измена".

К государственной измене относились:

1) замышление убийства или убийство короля, королевы, их старшего сына и наследника;

2) изнасилование королевы, старшей незамужней дочери короля или жены и другие поступки.

Они касались интересов только частных лиц. Наказания в английском феодальном праве характеризовались чрезвычайной жестокостью.

Английская феодальная правовая система характеризовалась единством, так как Англия, так и не узнала феодальной раздробленности, а была централизованным государством с сильной центральной властью.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.