скачать рефераты

МЕНЮ


История государств средневекового мира

История государств средневекового мира

История государств средневекового мира

План

Введение

1. Франкское государство

2. Франция

3. Германия

4. Англия

5. Византия

6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы

Введение

Средневековое государство представляет собой организацию класса феодалов, созданную в интересах эксплуатации крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат разложения родоплеменного строя и появления классового общества, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен).

В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли сущность общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1) ее сословный характер; 2) ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например, церковные земли, были изъяты из гражданского оборота.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая (сословная) система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого правового положения для каждой группы населения.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального общества.

Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии. Виды монархии:

а. Раннефеодальная монархия (VIХ вв.) характерна для периода становления феодального общества, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства.

б. Вассально сениориальная монархия (ХХIII вв.) в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

в. Сословно-представительная монархия (ХIVХV вв.) для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти. Начало функционирования представительных органов Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т.д.

г. Абсолютная монархия (ХVIХVII вв.) характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках короля; созданием бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

1. Франкское государство

Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже VVI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием классов (феодалов и крепостных крестьян).

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах (VIVIIвв.) не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости крестьянина от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей.

Это постепенно и привело к закабалению франкского крестьянства. Раздача франкскими королями земли усилила могущество знатных фамилий и ослабила позиций королевской власти. Последние по существу управляли государством, занимая пост майордома. На рубеже VII VIII вв. эта должность делается наследственным достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии.

В первой половине VIII в. майордом из этого рода Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества

Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким образом, было создано хорошо вооруженное конное войско, укрепившее позиции центральной власти. Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета.

Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти феодалов над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную грамоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всю полноту административной и судебной власти.

Усиление центральной власти привело к провозглашению в 751 г. сына Карла Мартелла, Пипина, королем франков. При его сыне Карле, прозванном Великим, франкское королевство достигает своего расцвета. А в 809 г. Карл Великий принимает титул императора.

Эволюция государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление королевской власти и ликвидация местного самоуправления.

Уже первые франкские короли обладают значительной властью. Они созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления каралось крупным штрафом или членовредительством вплоть до смертной казни.

Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления традиционные собрания деревень. Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником (графом). Он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном округе.

Центральное управление: майордом первый сановник; маршал руководитель королевской конницы (нередко командовал всем войском), пфальцграф возглавлял королевский суд, референдарий руководитель канцелярии, тезаурарий "хранитель сокровищ" (государственный казначей) и т.д.

Королевские чиновники награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности в почетный наследственный титул.

Высшая судебная власть в королевстве франков принадлежала монарху, на местах большинство дел рассматривалось в "судах общин", но постепенно судебная власть сосредоточилась в руках феодалов.

В начале IX века, после смерти Карла Великого, франкская монархия прекращает свое существование и распадается на ряд самостоятельных государств (Францию, Германию и Италию).

2. Франция

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (IХХIII вв.), сословно-представительной монархии (ХIVХV вв.) и абсолютной монархии (XVIXVIII вв.).

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях "королевском домене" он полностью контролировал ситуацию.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (условного наследственного земельного владения). Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заставить вассала повиноваться.

Глава государства король в этот период был выборным. Его избирали представители знати и бывшие иерархи церкви. Власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: "Вассал моего вассала не мой вассал".

В этих условиях единственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, являлась Королевская курия или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное прево.

Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип "суда равных", когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии.

Несвободное население, крестьяне судились их феодалами или их должностными лицами министериалами и прево.

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевский власти, и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. На пути укрепления королевской власти большое значение имели реформы Людовика IX. Прежде всего, это судебная реформа, которая сделала разрешение споров между феодалами исключительно прерогативою короля или назначенных им судей, была создана специальная судебная инстанция Парижский парламент. В рамках финансовой реформы вводится королевская золотая монета в качестве единственного расчетного средства.

В XIV в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочетается с представительством от сословий Генеральными штатами.

В 1302 г. впервые было созвано обще-французское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй заседали выборные от дворянства. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение.

Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название "Великий мартовский ордонанс". Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV века они перестают созываться.

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата орган финансового управления.

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявших текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

К началу XVI века во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд.

Система государственного управления включала: Государственный совет высший совещательный орган при короле, который дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д., Генеральный контролер финансов и государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Кроме того, существовал аппарат местного управления, армия, полиция, разведка и контрразведка, суды и тюрьмы.

3. Германия

Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германского государства.

Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились.

Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки князей, наделяла их разными привилегиями, как например Оттон I, наделивший церковных феодалов правовым иммунитетом, в результате чего епископы, получив права владетельных князей, стали противниками укрепления королевской власти.

Длительная борьба германских королей за завоевание Италии и противоборство с папской властью, хотя и завершилась принятием в 962 г. Оттоном I титула императора и образованием "Священной римской империи германской нации", но привела к еще большему ослаблению императорской власти, поскольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваются новыми уступками феодалам.

С конца XI века в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена "Золотой буллой", изданной в 1356 г. при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов (князей-избирателей).

Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей. Империя сохранилась как символ номинального единства Германии. Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрстов.

Кроме императора существовало еще два общеимперских учреждения: рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг состоял из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и свободных господ и курии городов. Все курии заседали и работали отдельно. Компетенция рейхстага включала: установление земского мира, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, изменение территориальных границ, права. Но поскольку решения рейхстага проводились силами отдельных земель, то их выполнение полностью зависело от позиции местных властей.

Учрежденный в 1495 г. имперский суд сыграл определенную роль в рецепции римского права в Германии.

В рамках отдельных земель существовали органы сословные представительства духовенства, дворянства и горожан ландтаги.

Первоначально ландтаги выполняли судебные функции, но затем стали все активней вмешиваться и в государственные дела. Но к XVII веку значение ландтагов падает, и в германских государствах утверждается новая политическая модель абсолютные монархии.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами стали Австрия и Пруссия.

4. Англия

Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться на базе разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение IХХI веков в Англии окончательно побеждает феодализм.

Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет уантагемот (или "собрание мудрых"). Именно уантагемот становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни проводить какие-либо важные государственные мероприятия.

Новый этап истории феодальной государственности связан с завоеванием Англии в 1066 году норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем.

После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть.

При короле действовала так называемая Королевская курия совещательный орган из знати и приближенных короля. Высшими должностными лицами были: маршал, командовавший войском, камерарий, управляющий землями и имуществом короля, канцлер руководитель королевской канцелярии, юристиарий первый помощник короля, замещавший его во время отсутствия.

В начале XII века из Королевской курии выделяется специальный орган, ведавший исключительно вопросами финансов палата Шахматной доски.

Особенностью английского феодального государства был довольно ранний отказ от войска, состоявшего из военных дружин вассалов. Наличие крупных военных формирований в условиях отсутствия внешней угрозы стало представлять угрозу Королевской власти. Английский король Генрих II заменил для своих вассалов обязанность военной службы денежной повинностью, что позволило ему создать наемное войско. На случай внешней угрозы был предусмотрен созыв народного ополчения.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.