скачать рефераты

МЕНЮ


История отечественного государства и права (с 1917 г. по настоящее время)

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

5. Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Таким образом, гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др.

Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в Советы. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата.

69) Система органов власти и управления и избирательная система по Конституции 1918г.

Раздел третий "Конструкция Советской власти" посвящен организации и деятельности центральных и местных органов власти и удравления. Конституция закрепила систему и взаимоотношения органов власти и управления. В основу построения и деятельности советского государственного аппарата был положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - ВЦИК. ВЦИК образовывал Совет народных комиссаров для общего управления страной. Конституция определила компетенцию этих органов, они наделялись законодательными полномочиями, что диктовалось, с одной стороны, сложной исторической обстановкой, с другой - стремлением создать такой работающий государственный аппарат, который соединял бы законодательные и исполнительные функции и, по замыслу авторов, избегал отрицательных явлений, свойственных буржуазному парламентаризму.

На местах власть принадлежала областным, губернским, уездным, волостным' съездам Советов; городским и сельским Советам, которые избирали исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти в решении своих местных вопросов, вместе с тем на них возлагалось "проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти" (ст. 61).

Избиратеьная система 64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п. следующие обоего пола граждане РС ФС Р.

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредмики;

г) монахи и духовные служители церквей и религкоэнмх культов;

д) служащие и агенть' бывшей полицииж;

ж) осужденные

Глава четырнадцатая О ПРОИЗВОДСТВЕ ВЫБОРОВ

66. Выборы производятся согласно установившимся обычаями, в дни, устанавливаемые местными Советами.

67. Выборы производятся в присутствии избирательной комиссии и представителя местного Совета.

68. В тех случаях, когда присутствие представителя Совета оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового - председатель избирательного собрания. ,

69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета. .

70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций опраделется местными Советами соглано инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Глава пятнадцатая О ПРОВЕРКЕ И ОТМЕНЕ ВЫБОРОВ И ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТОВ

71. Весь материал по производсту выборов поступает в соответствующий Совет.

72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.

73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету.

74. Совет решает вопрос об утверждении спорных/кандидатов.

75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.

76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.

77. Последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский Центрапьный Исполнитвдьный Комитет Советов.

78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

7. Изменения в государственном аппарате России в годы гражданской войны

С конца 1919г. сессии ВЦИК стали созываться через два месяца. С декабря 1920г. Президиум ВЦИК официально наделяется законодательными правами. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти в области обороны. В апреле 1920г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. В состав СТО стали входить народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. В феврале 1920г. Наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки РКИ. В резолюции "О советском строительстве" Восьмого съезда советов (1920 г.) определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов. Отделы находились в двойном подчинении: исполкому и соответствующему ведомству. Структура исполкомов повторяла структуру правительства. Наряду с Советами (часто вместо них) создавались ревкомы. Они наделялись правами реквизиции имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах.

В декабре 1917 г. СНК принял декреты "О выборном начален об организации власти в армии" и "Об уравнении всех военнослужащих в правах", отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры избирались. В январе 1918 г. СНК издал декрет "О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Новая армия формировалась на основе принципа добровольности. Апрельским 1918 г. постановлением ВЦИК переходили от выборов командиров - к их назначению. В мае 1918 г. ВЦИК принял декрет "О введении всеобщей воинской повинности", представители "трудящихся" должны были служить с оружием в руках, "нетрудовых элементов" - в нестроевых частях. В сентябре 1918г. образуется Революционный Военный Совет Республики (Реввоенсовет). В Красную Армию призывалось большое число военных специалистов - офицеров старой армии. Для контроля за их деятельностью в качестве командиров частей и для агитационно-политической работы в частях использовался институт военных комиссаров. Политически были подавлены выступления "военной оппозиции", защищавшей партизанские и добровольческие традиции Красной Армии. В периоды мирных передышек регулярные части Красной Армии использовались в качестве трудовых армий.

8. Чрезвычайные органы в России в период гражданской войны

9. Дальневосточная республика как буферное государство и ее отношения с РСФСР

Дальневосточная Республика (ДВР), демократическая республика в 1920--1922 годов в Вост. Сибири и на Д. Востоке, созданная с целью предотвратить военное столкновение Сов. России с Японией и обеспечить условия для ликвидации интервенции и белогвардейщины на Д. Востоке. В условиях краха колчаковщины эсеры и меньшевики, выступавшие пособниками интервентов, пытались образовать в Вост. Сибири руководящий орган в форме «Политического центра». Но их замысел провалился. 22 янв. 1920 власть в Иркутске перешла в руки Иркутского ревкома, возглавляемого коммунистами. 7 марта части 5-й сов. армии вступили в Иркутск. Дальнейшее их продвижение к Чите, где находились япон. интервенты, могло привести к воен. столкновению Сов. России с Японией. Чтобы избежать этого, по указанию В. И. Ленина наступление было приостановлено. В марте было создано Дальбюро РКП(б), на к-рое ЦК партии возложил руководство подготовкой и строительством ДВР. ДВР была провозглашена 6 апр. 1920 в Верхнеудинске (Улан-Удэ) на Учредит, съезде трудящихся Прибайкалья, избравшем Врем, пр-во ДВР, руководящую роль в к-рой играл рабочий класс во главе с компартией. Первой её столицей стал Верхнеудинск. В состав ДВР вошли Забайкальская, Амурская, Приморская, Камчатская обл. и Сев. Сахалин. Однако весной 1920 власть ДВР фактически распространялась лишь на тер. Прибайкалья. 14 мая 1920 ДВР была официально признана пр-вом РСФСР, к-рое стало оказывать ей финанс., дипломатич., хоз. и воен. помощь. В. И. Ленин так объяснил причины образования ДВР: «...обстоятельства принудили к созданию буферного государства -- в виде Дальневосточной республики... вести войну с Японией мы не можем и должны все сделать для того, чтобы попытаться не только отдалить войну с Японией, но, если можно, обойтись без нее...» (Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 42, с. 93). В марте -- окт. 1920 на базе партиз. соединений при всемерной помощи РСФСР была создана регулярная Народно-роволюционная армия (HPА). Опираясь на помощь Сов. России, пр-во ДВР последовательно и неуклонно решало задачу освобождения всех областей Д. Востока от япон. интервентов и белогвардейцев. Прежде всего необходимо было заставить интервентов покинуть Читу и в целом Забайкалье, где под их защитой укрепились банды япон. ставленника атамана Семёнова. На переговорах, состоявшихся на ст. Гонгота (24 мая--15 июля), япон. делегация была вынуждена согласиться на эвакуацию своих войск из Забайкалья. Это явилось большой дипломатия, победой ДВР, позволившей НРА развернуть наступление и в окт.-- нояб. 1920 разгромить банды Семёнова. Освобождённая 22 окт. от белогвардейцев Чита стала новой столицей Республики. Избранное на демократич. началах Учредит, собрание ДВР, в к-ром большинство принадлежало коммунистам, в период своей деятельности (12 февр.-- 27 апр. 1921) приняло Конституцию ДВР, отразившую особенности её политич. строя. В качестве органа верх, власти Учредит, собрание избрало правительство во главе с коммунистом А. М. Краснощёковым, исполнительно-распорядит. органом стал Сов. Мин. под председательством коммуниста П. М. Никифорова. В авг. 1920 Дальбюро РКП(б) было преобразовано в Дальбюро ЦК РКП(б) для усиления партийнополитич. руководства. Опасаясь дальнейшего укрепления позиций ДВР в Приморье, япон. интервенты и белогвардейцы 26 мая 1921 свергли во Владивостоке нар. власть и создали марионеточное бурж. пр-во. Начавшиеся 26 авг. 1921 переговоры между ДВР и Японией об урегулировании отношений саботировались япон. пр-вом (см. Дайренская конференция 1921--22). В нояб. 1921 началось наступление т. н. Белоповстанческой армии, к-рая 22 дек. захватила Хабаровск. В этой сложной обстановке СНК РСФСР и ЦК РКП(б) провели мероприятия по укреплению нарт, и гос. руководства и обороны ДВР. Вместо Краснощёкова пр-во возглавил Н. М. Матвеев, воен. министром был назначен В. К. Блюхер. В февр. 1922 НРА под командованием В. К. Блюхера перешла в контрнаступление и во взаимодействии с партиз. отрядами нанесла белогвардейцам сокрушит, удары. 12 февр. 1922 белые были разбиты у ст. Волочаевка (см. Волочаевские бои 1922), 14 февр. освобождён Хабаровск. Белогвардейцы отступили за нейтральную зону под прикрытием япон. войск. Однако в сент. 1922 они опять перешли в наступление, но вновь были разгромлены НРА. Укрепление междунар. и внутр. положения Сов. России и ДВР, дипломатич. изоляция Японии на Вашингтонской конференции 1921 --22 и недовольство широких слоев её населения продолжением антисов. интервенции заставили япон. пр-во эвакуировать свои войска из Приморья. 25 окт. 1922 войска НРА вступили во Владивосток. Трудящиеся ДВР на собраниях и митингах требовали воссоединения с Сов. Россией. Выражая волю народа, Народное собрание ДВР 14 нояб. 1922 обратилось во ВЦИК с просьбой включить ДВР в состав Российской Федерации. 15 нояб. 1922 ВЦИК объявил ДВР частью РСФСР.

10. Преобразование системы советских органов государственной власти и управления в период нэпа.

В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие и отчасти средние предприятия (с мая 1921 года).

Была сделана попытка привлечь иностранный капитал -- в 1920 году был принят закон о концессиях. Создаются специальные акционерные предприятия -- русские, иностранные, смешанные. В 1923 году имелось 24 смешанных общества. В отличие от концессий в них участвовал и капитал советского государства.

Произведена была также перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация. Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет, самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. Трудовые мобилизации заменил свободный наем рабочей силы через биржи труда. Упразднялась уравнительная оплата труда, вместо нее вводилась заработная плата, зависящая от квалификации рабочего и количества произведенной продукции. К 1922 году в основном была отменена карточная система. В октябре 1921 года восстановлен Госбанк, контролировавший сеть вновь образованных кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ. В конце 1922 года с выпуска советского червонца начиналась денежная реформа. С того времени по март 1924 года в обращении одновременно был устойчивый червонец и падающий совзнак. Обмен шел в соотношения 1 червонец на 60 тысяч совзнаков (курс менялся в зависимости от покупательной способности последних). К февралю 1924 года оставшиеся совзнаки Госбанк выкупил у населения. Червонец К был твердой конвертируемой валютой и стоил на мировом рынке до 1927 года около 6 долларов США.

Внедрялись в НэПовскую экономику и элемемты. долгосрочного планирования. Первый такой план был подготовлен Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) о одобрен еще на VIII съезде Советов в декабре 1920 года. В феврале 1921 года была учреждена Государственная плановая комиссия (Госплан).

8 марта 1921 года Х съезд партии одобрил постановление о замене разверстки меньшим по размеру налогом. Земледельцам предот|ставлялось право обмена остающихся запасов продовольствия, сырья и фуража на нужные им продукты промышленного и сельскохозяйгтвенного производства. В то же время, как и в 1918 году на первое цесто выдвигался безденежный товарообмен между городом и деревней через государственные и кооперативные торговые учреждены

В октябре 1922 года был принят новый Земельный кодекс РСФСР, крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования. Разрешались, хотя и в ограниченной мере, аренда земли и применение наемного труда. Государство поощряло развитие простых форм кооперации: потребительской, просмысловой, кредитной и т. д. Насчитывается около 50 различных форм объединений. Начало новому законодательству о кооперации дожил декрет от 7 апреля 1921 года. Он освобождал кооперацию непосредственной опеки Наркомпрода, но сохранял руководство последнего в части выполнения обязательных заданий. К 1927 году сельхозкооперация охватила 1/3 всех крестьянских дворов.

В то же время ориентация на сдерживание и ограничение рыночных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве, убыточность крупной государственной промышленности, неэквивалентный обмен между городом и деревней вылились в кризис сбыта. В ряде мест вспыхнули массовые крестьянские восстания. Это вынудило правительство пойти на отдельные уступки -- в 1924-1925 годах была смягчена в пользу сельских производителей ценовая политика, расширено право на аренду земли и использование наемного труда. Тогда же был осуществлен переход к денежному обложению крестьян, что давало им большую свободу в развитии хозяйства.

В своем выступлении 17 апреля 1925 года Н. И. Бухарин призывал крестьян "обогащаться, не боясь никаких репрессий", воспринимая крестьянина, как участника социалистического строительства. Но все мероприятия в этой области оказались не достаточно эффективными.

В декабре 1925 годов на XIV съезде партии был провозглашен курс на индустриализацию. Почти сразу же обострился вопрос хлебозаготовок. Повышение цен на промышленные изделия привело к тому, что крестьяне утратили стимул продавать хлеб государству, сокращались посевные площади, крестьянское хозяйство снова становилось "натуральным". В результате хлеба было заготовлено не больше 60% от того количества, которое ожидали. В 1925 -- 1926 годах вышли из затруднений за счет резервов валюты и разрешения государственной продажи спиртного. Однако перспектив на улучшения было все меньше. Следующий хлебозаготовительный кризис разрешился в 1927 -- 1928 годах. На этот раз даже продовольственное снабжение городов было поставлено под угрозу. Изъятие излишков и репрессии лишь усугубили кризис. В феврале 1929 года в городах снова появились продовольственные карточки.

75) Реформа органов государственной безопасности в связи с переходом к НЭПу.

2. В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Постановление об упразднении ВЧК было принято IX Всероссийским съездом Советов. Во исполнение решения съезда Советов ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее местные органы.

Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление {ОГПУ) при СНК СССР.

На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы: в автономных республиках -- при ЦИК автономных республик, в губерниях -- при губисполкомах.

В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.

Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.

На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.