скачать рефераты

МЕНЮ


История построения правового государства в США

История построения правового государства в США

28

30

Содержание

Введение

Образование США. Декларация независимости

Статьи конфедерации 1781 г.

Конституция США 1787 г. и ее основные положения

Билль о правах 1791 г.

Закрепление итогов Гражданской войны в Конституции

Заключение

Список литературы

Введение

Данная тема посвящена анализу исторических процессов образования Соединенных штатов Америки и становления их как единого централизованного государства.

В работе исследуются основные причины возникновения, развития и функционирования США и основных правовых норм, оказавших наибольшее влияние на историю данного государства.

Делается попытка выяснить содержание государственно-правовых процессов, лежащих в основе объединения разрозненных штатов в единое государство для борьбы за свою независимость против английской метрополии.

Особое внимание уделяется глубокому и всестороннему анализу содержанию и структуре Конституции США 1787 года явившей собой пример разработки и закрепления в правовых нормах основных принципов демократического государства.

Образование США. Декларация независимости

Колонизация Англией Атлантического побережья Северной Америки началась почти на столетие позже захвата Испанией и Португалией огромных территорий Центральной и Южной Америки. История британского колониального Правления восходит к 1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джеймстаун.

Население первых британских колоний, основанных торговыми компаниями, состояло из законтрактованных сервентов (пауперов и заключенных), т. е. лиц, обязанных в течение трех-четырех лет выплатить компании стоимость их проезда в Новый Свет, и их "управляющих". В 1619 г. в Джеймстаун, главный административный центр поселенцев, прибывает первая партия рабов-негров для виргинских плантаторов. Затем нарастает волна политических и религиозных диссидентов и иных свободных переселенцев.

Американское колониальное общество с момента своего возникновения отнюдь не было однородным, эгалитарным. В него входили плантаторы и буржуа, свободные мелкие фермеры и пауперы, купцы, кораблевладельцы и сервенты. На социальные противоречия накладывались противоречия религиозные, которые существовали между различными направлениями протестантизма (кальвинисты и лютеране), католиками, а также другими верованиями и сектами. Острые противоречия существовали между плантационным Югом, экономика которого была основана на рабовладении, и промышленно-аграрным Севером, где развивались капиталистические отношения.

Первые колонии (Виргиния, Плимут, Массачусетс) были чисто коммерческими предприятиями, и их правовой статус определялся колониальными хартиями-грамота на снаряжение соответствующей экспедиции, на владение землями, на общее руководство делами поселенцев-колонистов и на иные варианты лично-зависимых феодальных отношений. Так появилась Виргиния (1607), названная в честь королевы Елизаветы I. 30 июля 1619 г. Виргинской кампанией учреждается первое в Новом Свете представительное собрание законодателей, которое через четыре года примет развернутое законодательство о гражданских служащих колонии. В июне 1776 г. Виргиния станет местом выработки классической модели Декларации прав и свобод, которая окажет влияние на отдельные положения Декларации независимости США.

В 1620 г. пассажиры корабля "Майский цветок" еще на подходе к берегам Америки обсудили и одобрили (правда, не без труда) документ под названием Ковенант (Соглашение), в котором предусмотрели возможные и желательные пути объединения колонистов в "гражданский и политический организм" во имя "лучшего порядка и безопасности". С этой целью предусматривалось также "создание и введение таких справедливых и одинаковых для всех законов... и административных учреждений, которые в то или иное время будут считаться наиболее подходящими и соответствующими общему благу колонии и которым мы обещаем следовать и подчиняться".

Первое широкое ознакомление с текстом Соглашения произошло через полтора столетия -- в период Войны колоний за независимость от власти английского короля. После выработки и принятия конституции 1787 г. американские историки стали обращаться к Соглашению как первому опыту и образцу выработки общественного договора о создании государства и одновременно важному первоисточнику идей американской конституции. День высадки пилигримов с корабля "Майский цветок" на берег ежегодно торжественно отмечается 22 декабря как "День праотцев", создав в Плимуте одну из первых колоний.

Система британского колониального управления в своих основных чертах сложилась к концу XVII столетия. К этому времени существовало 13 колоний, которые по своему правовому положению подразделялись на три группы. Род-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправляющихся колоний, фактически представляли собой своеобразные республики, поскольку все органы управления на их территории избирались. Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частным владельцам. Остальные восемь -- Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Виргиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия -- являлись владениями Британской короны. В этих колониях управление осуществлялось губернаторами, но создавались также и двухпалатные законодательные собрания. Решения колониальных законодательных собраний могли быть отменены либо назначавшимися короной губернаторами, наделенными правом абсолютного вето, либо королем через Тайный совет.

Жалованные королевские хартии представляли колонистам те права, свободы и гарантии, которые действовали в самой метрополии. В их числе -- равенство всех перед законом, право на справедливое разбирательство дел судом присяжных, принцип состязательности в уголовном процессе, свобода передвижения, вероисповеданий, гарантии от жестоких и варварских наказаний и пр.

Политико-правовые учреждения и взгляды в английских колониях развивались под влиянием Англии, но естественно, что они, прежде всего, выражали экономические потребности колониального общества. С самого начала в зарождающемся колониальном конституционализме обнаружились две противостоящие друг другу тенденции -- реакционная и демократическая. Первая наиболее полное свое выражение получила в Массачусетсе, где была установлена теократическая олигархия, подавившая всякое проявление демократии, свободомыслия и религиозной терпимости. Власть в этой "пуританской республике" принадлежала аристократическим и буржуазным элементам.

Носителем второй тенденции явилась колония Коннектикут, образованная религиозными и политическими диссидентами, изгнанными из Массачусетса. Органы управления Коннектикута -- губернатор и Генеральный суд (представительное учреждение) были выборными, причем предоставление жителям колонии активного избирательного права не связывалось с какими-либо религиозными требованиями.

Еще большим демократизмом обладала самоуправляющаяся колония Род-Айленд. В этой "маленькой республике", как ее называют в американской историографии, была введена представительная форма правления с однопалатным законодательным органом, осуществлено отделение церкви от "государства", предусматривались частые выборы, право коллективной и индивидуальной законодательной инициативы граждан, наделенных равными правами, проведения референдумов.

Политико-экономические отношения колоний с метрополией с начала XVII столетия до провозглашения независимости в 1776 г. определялись политикой искусственного сдерживания развития капиталистических отношений, ограничения экономической активности буржуазии колоний, внешняя торговля которых полностью была поставлена под контроль Англии.

Вместе с ростом промышленного и торгового благосостояния колонистов начинаются столкновения и конфликты с метрополией на почве налоговой, торговой, административной и судебной. Примерно с середины XVIII в. не без влияния событий в метрополии возникает идея конфедеративного сплочения колоний, и один из авторов такого проекта, Б. Франклин, становится инициатором переименования поселенческих колоний в штаты (административно-территориальные единицы, находящиеся под властью определенного правительства). В 60--70-е гг. конфликт между метрополией и колониями принимает вполне определенную конституционно-правовую окраску. В специальных совместных декларациях американские колонисты напоминают королю и парламенту о своем праве давать или не давать согласие на налоги, о праве на суд присяжных т.д. Так, в первой Декларации прав американских колоний, принятой в 1765 г. на Конгрессе в Нью-Йорке, было заявлено: "Существенным и неотъемлемым правом всякого свободного народа и несомненным правом англичан всегда был тот принцип, в силу которого народ не может облагаться налогами иначе как с его собственного согласия, данного лично или через народных представителей. Так как все сборы, уплачиваемые правительству, должны считаться добровольным даром народа, то противно разуму, равно как и принципам и духу британской Конституции, чтобы население Великобритании определяло такие дары Его Величеству из достояния и собственности американских колонистов".

В следующей, второй Декларации прав (1774 г.) был сформулирован ряд положений и требований конституционно-правового характера, во многом предвосхищающих содержание Декларации независимости. В ней отмечалось: "Жителям английских колоний в Америке в силу неизменных законов природы, принципов английской конституции и разных дарованных им хартий принадлежат следующие права..." Далее последовательно перечислялись "право на жизнь, свободу и собственность", право на пользование "всеми правами, свободами и привилегиями свободных английских подданных, живущих в Английском королевстве", "право народа на представительство народа в законодательном собрании" как основание английской свободы и вообще "всякого свободного правительства", "пользоваться полной защитой общего английского права", "быть судимым согласно закону", "право организовывать мирные сходки и собрания для обсуждения тех или иных неудовольствий и для составления соответственных петиций королю" и др. (п. 1, 2, 4, 5, 8 Декларации прав). Таким образом, права и вольности колонистов целиком выводились из прав своих предков, британских подданных, и истолковывал так, что они "не могут быть законным образом изменены и сокращены какой бы то ни было властью без согласия самих колонистов".

Начались открытые массовые антиправительственные выступления американцев. Для координации борьбы были созданы специальные органы -- «комитеты корреспонденции, безопасности, наблюдения». По инициативе законодательного собрания Виргинии, которое обратилось ко всем колониям с призывом созывать ежегодно конгресс для обсуждения «общих интересов Америки», 5 сентября 1774 г. в городе Филадельфия прошел Первый Континентальный конгресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Среди делегатов колоний были Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Адамс и другие выдающиеся деятели, сыгравшие важную роль в американской революции. Конгресс утвердил Декларацию прав, которая выражала протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Одновременно была составлена петиция к королю, где в самой почтительной форме колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву с короной. В ответ английское правительство открыло военные действия. В апреле 1775 г. произошло сражение при Лексингтоне, положившее начало национально-освободительной войне. Тогда в мае 1775 г. собрался Второй континентальный конгресс. Он констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон. (Он родился в семье плантатора-рабовладельца, участвовал в качестве офицера в колониальных войнах, но придерживался в основном прогрессивных взглядов.) Началась Война за независимость. Каждая колония объявила себя независимой республикой-штатом.

Американская революция обладает некоторыми особенностями, отличающими ее как от предшествовавшей английской буржуазной революции, так и от разразившейся вскоре после ее завершения Великой французской буржуазной революции. Первая особенность американской революции состоит в том, что она произошла на территории, которая фактически не знала феодализма как общественно-экономической формации. Американское общество революционного периода не знало наследственной аристократии, помещиков и крепостных, государственной бюрократии (кроме чуждой ему британской администрации), цехов, гильдий, привилегированного духовенства и других феодальных атрибутов Европы. Это общество было в массе своей демократично по своему духу, по своим настроениям и убеждениям. Социальные противоречия в нем были менее остры, чем в континентальной Европе.

Вторая особенность американской революции состоит в том, что она преследовала национально-освободительные цели. Эта революция началась как борьба -- первоначально мирная, а затем вооруженная -- с британским колониальным гнетом.

Американская революция началась как национально-освободительное движение, переросшее в войну за независимость, но по мере развития событий в ней во все возрастающей степени проявлялись социальные противоречия; в результате нарастающего раскола в американском обществе война за независимость одновременно становилась войной гражданской. Наиболее яркое выражение этот раскол нашел в движении лоялистов, которые стали на сторону Британской короны, открыто выступили против восставшего народа. Ряд представителей наиболее состоятельных слоев, примкнувших к национально-освободительному движению, отшатнулись от него, поняв, что независимость и демократия идут нога в ногу.

Американская революция оставила в неприкосновенности рабовладельческую систему Юга, которая в течение 80 лет после окончания войны за независимость сдерживала развитие американского капитализма. Она слабо затронула и отношения собственности, сложившиеся в колониальный период, ликвидировав лишь пережитки феодализма в поземельных отношениях. Однако нельзя отрицать ее огромные достижения -- завоевание независимости, создание, единой федеративной республики, конституционную и правовую институционализацию буржуазно-демократических прав и свобод.

Ведущую роль в развитии американской демократии и конституализма сыграла Декларация независимости 13 штатов, принятой 4 июля 1776 г. в связи с продолжавшейся Войной за независимость. Текст Декларации независимости составлен Т. Джефферсоном, молодым и талантливым публицистом и политиком из Виргинии, и просмотрен Б. Франклином и Дж. Адамсом.

Еще Дж. Локк в "Двух трактатах о правительстве" (изд. 1690 г.) обосновал право народа на то, чтобы "не только избавляться от тирании, но и не допускать ее" и в обеспечение этого "создавать новый законодательный орган всякий раз, как будет недоволен прежним". Законность подобных действий возникает тогда, когда тиран посягает на права нации и оказывается, таким образом, виновным в мятеже.

Декларация независимости США подразделяется как бы на две основные части. В первой содержится философско-правовое обоснование права колонистов на обособленное и самостоятельное существование, а во второй -- практическая аргументация в пользу необходимости и оправданности использования права на выбор формы правления, которая наилучшим образом обеспечит ему безопасность и счастье.

В первой части приводились следующие аргументы в пользу смены формы правления:

является самоочевидной истиной, что все люди созданы равными и что они наделены творцом прирожденными и неотъемлемыми правами, к числу которых относится "право на жизнь свободу и на стремление к счастью";

для обеспечения этих прав люди создают правительства, наделенные справедливой властью с согласия тех, кем они управляют;

если какая-либо организация правительственной власти нарушает эти принципы, народ имеет право "изменить или отменить" такое правление (именно "отменить", а не "уничтожить", нередко переводят слово abolish во многих существующих хрестоматиях и учебниках, поскольку речь идет об отмене договоренностей между народом и правительственной властью) и установить правительство, основывающееся на таких принципах и на такой кроме правления, которые, по мнению народа, могут наилучшим образом обеспечить ему "безопасность и благоденствие".

В этой аргументации современные комментаторы находят следы текста Декларации прав, которую примерно за месяц до 4 июля принял конституционный конвент штата Виргиния и составителем которой был Джордж Мэйсон, близкий друг и земляк Джефферсона. В первом ее разделе было записано следующее: "Все люди по природе одинаково свободны и независимы и обладают известными неотъемлемыми правами, которых после их нения обществом они не могут, путем какого бы то ни было соглашения, лишать свое потомство: а именно права пользования жизнью и свободой, средствами приобретения и владения имуществом права добиваться и обретать счастье и безопасность". Тема обретения счастья восходит по своим идейным истокам, к древнегреческим политическим философам, тема права на собственность-- к периоду второй Английской революции и к формуле неотъемлемых прав Дж. Локка -- "право на жизнь, свободу и имущество" (как и три атрибута неотъемлемого достояния человека, его собственности в широком смысле слова).

Теперь легче понять своеобразие позиции Джефферсона -- он не включал право собственности в число неотъемлемых и прирожденных прав. В ответ на обвинение в плагиате у Дж. Локка Джефферсон заявил, что помимо Локка он перечитывал также античных авторов. Несколько позднее он станет советовать Лафайету не включать право на собственность в качестве естественного права человека в текст Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Положение Декларации о том, что правительственная власть существует из согласия народа, также употреблялось ранее. Локк извлек свои идеи о договорном происхождении государственной власти (из согласия свободнорожденных сограждан) из трудов английского священника и публициста дореволюционной поры Ричарда Хуке (1553--1600), который в работе "Законы церковного устройства" трактовал возникновение государства и его устройство в духе теории общественного договора (ее первые формулировки дали еще древнегреческие софисты), а законы человеческие в идеальном варианте -- как непротиворечащие законам природы и закону Священного писания. В самой Декларации сказано, что право на самостоятельное и равное место среди других держав каждый народ имеет по "естественным и божеским законам".

Во второй части Декларации независимости США говорилось о том, что нынешний король Англии является узурпатором, что облагает колонистов налогами без их согласия и пытается вместе с парламентом подчинить колонистов такой юрисдикции, которая была чужда их конституции и не признавалась их законами. Здесь присутствует критика организации власти с позиций доктрины разделения (обособления) властей: король поставил судей в исключительную зависимость от своей воли в том, что касается определения срока их службы и размера жалованья (в метрополии существовали другие конституционно-правовые начала); король "прислал сюда толпу своих чиновников, разоряющих народ и высасывающих него все соки"; "он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй". Главный вывод сводился к тому, что государь, характер которого заключает все черты тирана, не способен управлять свободным народом.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.