История права Беларуси
История права Беларуси
28
План
Введение
1. Основные положения процессуального права
2. Судопроизводство
3. Право по статутам ВКЛ
Заключение
Список используемой литературы
Введение
История права Беларуси начинается с древних времен, когда главным источником было обычное право. В условиях ограниченной экономики отдельных местностей - земель, городов, волостей обычное право было разрозненным, на каждой территории действовало свое местное право. Обычным правом в древности регулировались все правовые отношения в общественной жизни: структура и компетенция государственных органов; социальное положение, права и обязанности классов, сословий и социальных групп населения; гражданские, семейно-брачные, земельные, уголовные, судебно-процессуальные и другие отношения. В дальнейшем развитие права определялось постепенным переходом от обычного права к писаному. Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основных этапа развития.
До конца XV-начала XVI веков в Великом княжестве Литовском органы государственной власти одновременно выполняли судебные функции. В течение XVI века в государстве постепенно сложилась система судебных органов. Образовались две системы судов: общие (общесословные) суды для всего населения, основанные на обычном праве и законе (Главный суд, замковый суд) и сословные суды только для шляхты (земский суд, подкоморский суд). Кроме того, имелись суды для отдельных групп населения: духовенства, мещан, крестьян, евреев, татар, которые действовали на основе церковного права, специальных нормативных актов, обычного копного права.
Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин.
1. Основные положения процессуального права
История права Беларуси начинается с древних времен, когда главным источником было обычное право. В условиях ограниченной экономики отдельных местностей - земель, городов, волостей обычное право было разрозненным, на каждой территории действовало свое местное право. Обычным правом в древности регулировались все правовые отношения в общест-венной жизни: структура и компетенция государственных органов; социаль-ное положение, права и обязанности классов, сословий и социальных групп населения; гражданские, семейно-брачные, земельные, уголовные, судебно-процессуальные и другие отношения. Первые записи обычного права Бела-руси сделаны в грамотах и договорах Смоленска, Витебска и Полоцка с Ригой и Готским берегом 1229 г., закрепленные правовые нормы в которых базировались на обычном праве населения Полоцкой и Витебской земель и обеспечивали устойчивые отношения между купцами этих земель на основе взаимности и равноправия. Гражданско-правовые нормы договора, напри-мер, регулировали порядок купли-продажи, перевозки товаров, торговых пошлин. Всем купцам гарантировалось покупать любой товар и свободно пользоваться водными путями по всей Двине и на берегу.
В дальнейшем развитие права определялось постепенным переходом от обычного права к писаному. В XIV - XV вв. начинает развиваться законодательство, которое ограничивает обычное права. Примерно в XV ст. пи-саное право становится основным источником права на территории Беларуси. В нем многие нормы обычного права закреплялись в форме закона в виде многочисленных грамот, листов, соймовых постановлений, привилеев, статутов и других правовых актов. В первую очередь издаются законы в форме привилеев, в которых юридически оформлялось правовое положение сословия шляхты, закреплялись права и льготы феодалов, определялись автономные права некоторых земель (княжеств).
Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основных этапа развития.
Первый, «привилейный», этап (XIII--XV вв.), на протяжении которого по мере образования ВКЛ как суверенного феодального государства складывается общеземское право, его отдельные отрас-ли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Нормы их обязательны для всего населения Вели-кого княжества Литовского, в том числе и самих великих князей, не только издавших грамоту, но и всех последующих князей.
Для «привилейного» этапа развития феодального права ха-рактерно то, что правовой обычай как основной источник фео-дального права в IX -- первой половине XII вв. вытесняется нормативным актом. К значимым нормативным актам указанного этапа относятся договор, грамота, постановление сейма.
Второй, «статутовый», этап (XVI век) характеризуется господством общеземского права, которое развивается так динамично, что неоднократно требуется его систематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права, как статуты Вели-кого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. По своей структуре и содержанию эти статуты могут быть отнесены к своду действующего права государства.
К значимым нормативным актам первого этапа относятся:
· Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г.;
· Грамота полоцкого и витебского князя Герденя о заключении мирного договора и установлении торговых отношений с Ригой и Готландом 1264 г.;
· Договорная грамота великого князя Казимира с Великим Новгородом об установлении мира и условиях ведения торговли с Полоцком и Витебском 1440 г.;
· Грамоты великих князей городам на магдебургское право 1390, 1391, 1441, 1494, 1498, 1499 гг.;
· Общеземские грамоты 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 (1457) гг.;
· Судебник Казимира 1447 г.;
· Постановление Городельского сейма об унии Великого княжества Литовского с Польшей о привилегиях феодалов-католиков 1413 г.
· Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229г., заключенный с целью упорядочить взаимоотношения, возникавшие непосредственно в сфере торговли или тесно связанные с ней (например, кража, совершенная мест-ным жителем у купца-иностранца; нарушение норм нравствен-ности купцом-иностранцем и др.).
Прогрессивной чертой Договора 1229 г. являются его пари-тетные начала: купцы-иностранцы имеют в стране пребывания одинаковый правовой статус, что подчеркивается в конце каждой статьи словами: «Таку правду взяти Русину и Ризе и на Гойском березе» (ст. 6).
Договор носит ярко выраженный классовый характер, так как его статьи устанавливают значительно повышенную защиту жизни свободного человека по сравнению с рабом: по статье 1, за убийство свободного человека штраф составлял 10 гривен серебра, а за раба -- 1 гривну серебра.
В зависимости от списка и редакции Договор имеет 35 или 37 статей, содержащих нормы уголовного, гражданского, процес-суального и административного права. Большинство статей посвя-щено гражданскому праву, в частности, договору купли-продажи (ст.ст. 19, 21, 24-28, 30), займа (ст.ст. 15-18, 35, 36).
Большое внимание уделено и уголовному праву, нормы ко-торого предусматривают различные виды наказаний (смертную казнь, лишение свободы, имущественные) за такие виды деяний, как преступления против личности, имущества и нравственности.
Нормы процессуального права предусматривают порядок возбуждения дела, виды доказательств и так далее.
В целом Договор 1229 г., создав прочную правовую основу для развития торговли, содействовал ее расширению, ибо предусматривал такие прогрессивные положения, как запрет принуждать купцов-иностранцев к участию в военных походах (ст. 32), без согласия привлекать их к таким видам доказательств, как поединок, испытание железом (ст. 9), а также ограничение примене-ния такого вида наказания, как лишение свободы (ст. 4 -- «в дыбу его не сажати»).
В силу развития и укрепления феодальных отношений в обществе ускорился процесс не только установления различной правоспособности для простых людей и феодалов, но и формирования новой социальной общности -- сословия. Значимую роль в формировании светского сословия шляхты сыграли общеземские грамоты (привилеи), которые выдавались великими князями в 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 гг.
Привилей Ягайло 1387 г. был новым нормативным актом, в котором не все феодалы Великого княжества Литовского, а толь-ко принявшие католическую веру, получали дополнительные при-вилегии. Это было сделано для того, чтобы ускорить распростра-нение католической религии на территории государства. Все по-следующие привилеи расширяли эти привилегии, хотя в силу объ-ективных причин православная шляхта была уравнена Привилеем 1432 г. в правах со шляхтой католического вероисповедания.
Общеземский Привилей Казимира 1447 г. завершил процесс правового оформления сословия шляхты, предоставив даже в ущерб государственным интересам столь многочисленные приви-легии, что иногда его называют конституцией шляхты.
Оживление правотворческой деятельности государства, оттеснение на задний план такого традиционного для раннефеодального периода развития права источника, как правовой обычай и ряд других причин во второй половине XV в. вызвали необходимость систематизации текущего законодательства. Результатом работы по упорядочению текущего общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника Великого княжества Литов-ского 1468г. Его нормы регламентировали в основном уголов-но-правовые отношения, хотя есть и отдельные положения, касаю-щиеся процессуального, гражданского и административного права.
Судебник содержит 25 статей, 16 из которых регламентируют различные правовые аспекты такого преступного деяния, как кра-жа (раскрывается состав преступления, определяются виды нака-зания за простую и квалифицированную кражи и другие положения).
Характеризуя в целом зарождающееся общеземское право Великого княжества Литовского в конце XII -- XV вв., необходимо отметить, что наряду с классическими чертами феодального пра-ва (классовый характер, привилегии и другое) ему присущи уже та-кие прогрессивные по своему времени положения, как:
· четко указанный возраст уголовной ответственности;
право феодалов на публичный суд;
· свободное без всяких ограничений распоряжение недвижимым имуществом;
· ответственность только за вину;
· ограничение ответственности членов семьи;
6) запрет самоуправства в виде нападений на имения и другие.
Это свидетельствует о довольно высоком уровне развития не только общества и государства, но и правовой мысли.
Таким образом, судебная система Беларуси в XVI в. включала как ранее созданные суды, так и новые, учрежденные только в XVI в. Для нее характерны такие принципы, большинство из которых в настоящее время считаются прогрессивными и актуальными.
Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в происходило под воздействием внутренних и внешних социально-экономических и политических причин. Расширение внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной торговли ускорило рост городов и дифференциацию городского населения, обусловило более интенсивную выдачу городам гра-мот на магдебургское право.
Указанные процессы наряду с другими (более благоприятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутрисословных противоречий, формирование более совершенного государствен-ного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в соста-ве Великого княжества Литовского, унификации их правового статуса во второй половине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование ко-торого невозможно без наличия единого права. Именно под воздействием многообразных и разносторонних процессов и при-чин идет интенсивная правотворческая деятельность государства, цель которой - приспособить феодальное право к новым, более сложным социально-экономическим и политическим условиям властвования.
В развитии феодального права Великого княжества Литов-ского в XVI в. четко проявляются пять основных тенденций ко-торые, как вместе взятые, так и каждая в отдельности, являются прогрессивными. Происходит изменение в источниках права - основным из них становится нормативный акт, хотя и правовой обычай во многих случаях продолжает использоваться при разре-шении конфликтов в обществе. Нормативные акты носят различ-ные названия (привилеи, грамоты, постановления, уставы, статуты и др.), различны по действию в пространстве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, ибо вводятся в действие от имени великого князя и принимаются коллегиально высшими органами государства Вишневский А.Ф. История государства и права Беларуси. - Мн.: ВП «Экоперспектива», 2000 г..
Постановления сейма (общего, вального) принимались на совместном заседании шляхты Великого княжества Литовского и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Так, 1 июля 1569 г. общий вальный Люблинский сейм принял постановление об унии Великого княжества Литовского с Короной Польской, в котором указывались причины объединения двух государств (ст. 1), порядок избрания господара (ст. 2), его обязанности (ст. 5), порядок рассмотрения вопросов совместной внутренней и внешней политики (ст.ст. 6, 10), сохранение прежней системы должностей в каждом государстве (ст. 8) и другие положения -- всего 28 статей.
Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564--1566 гг. подтвердитель-ные областные привилеи. Например, Витебской земле он был вы-дан в 1503 г., Полоцкой -- в 1511 г. В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилее По-лоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, дарить земли полоцкие и полочан врадникам за службу и т.д. Жители Полоц-кой земли имели ряд существенных привилегий (льгот): осво-бождались от подводной повинности и пограничной службы; не платили торговые пошлины; могли свободно выезжать за пре-делы Полоцкой земли, судиться только в своих местных судах (состоящих из полочан) и по праву Полоцкой земли; подавать жалобы непосредственно князю. В грамоте указывались и обязан-ности полочан: военная служба, уплата серебитизны и судебной пошлины и некоторые другие.
Волостные привилеи, как правило, выдавались по просьбе жителей волостей, расположенных на государственных (велико-княжеских) землях, в связи с произволом администрации (неза-конное увеличение размера податей, новые подати и повиннос-ти). Так, 4 сентября 1535 г. был выдан привилей жителям Усвятской и Озерищской волостей в связи с их жало6ой на витебского воеводу. Подобная грамота была выдана в 1536 г. жителям Могилевской волости в связи с жалобой на державца.
В волостных привилеях определялись повинности (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права на-селения на выбор местной низовой администрации -- старцев и право самим собирать подати, а не посылать специальных сборщиков, которые в течение времени сбора податей содержа-лись за счет населения, что было весьма обременительно для крестьян. Главное назначение волостных грамот - ограничить произвол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта.
Выдача городских привилеев в XVI в. резко возросла. Они выдавались по разным причинам: 1) по просьбе жителей предос-тавить им магдебургское право; 2) в связи с тяжелым положени-ем мещан, вызванным стихийными бедствиями (наводнением, по-жаром) и военными действиями, проходившими на территории города; 3) в связи с произволом администрации; 4) по просьбе администрации города с целью его развития и привлечения но-вых жителей.
Причины выдачи городских привилеев обусловливали их содержание, которое было различным. Самыми значительными по содержанию были городские привилеи на магдебургское пра-во. В них предусматривалось создание городских органов самоуп-равления, повинности и подати мещан, всевозможные льготы в области торговли, формирования местного бюджета и т.д. Во всех других видах городских привилеев либо четко определялись по-дати и повинности, либо мещане частично или полностью осво-бождались от них на определенный срок. Например, 28 января 1566 г. Сигизмунд II Август выдал жителям г. Диены привилей, но которому вновь поселявшиеся лица освобождались от поборов и повинностей на срок до 8 лет. Витебску подобный привилей был выдан в 1563 г., и новые жители освобождались от налогов и повинностей на 10 лет.
2. Судопроизводство
До конца XV - начала XVI веков в Великом княжестве Литовском органы государственной власти одновременно выполняли судебные функции. В течение XVI века в государстве постепенно сложилась система судебных органов. Образовались две системы судов: общие (общесословные) суды для всего населения, основанные на обычном праве и законе (Главный суд, замковый суд) и сословные суды только для шляхты (земский суд, подкоморский суд). Кроме того, имелись суды для от-дельных групп населения: духовенства, мещан, крестьян, евреев, татар, которые действовали на основе церковного права, специальных норма-тивных актов, обычного копного права. Сословные суды для шляхты были отделены от администрации и действовали на основе закона в со-ответствии с принципом разделения властей. Прогрессивной чертой сложившейся судебной системы являлась выборность большинства членов судов (Главного, земского, подкоморского, магистратского). К кандидатам на должности судей предъявлялись высокие требования морального и профессионального характера, подбирались люди добро-порядочные, знающие право и обычаи. С середины XVI века все суды подразделялись на суды первой инстанции и суды второй инстанции. В судебной деятельности при рассмотрении дел преобладали принципы коллегиальности, публичности и другие Кузнецов И.Н. История государства и права Беларуси. Пособие для студентов высших учебных заведений./ И.Н.Кузнецов, В.А.Шелкопляс. - Мн.:Тесей, 2004 г..
Высшим общесословным судом считался великокняжеский (господарский) суд. Компетенция господарского суда была очень широкой. Он рас-сматривал дела, как по первой, так и по второй инстанциям. В качестве суда первой инстанции рассматривались дела о государственных преступлени-ях, о принадлежности к сословию шляхты, о жалобах на незаконные дей-ствия высших должностных лиц, о политических преступлениях, споры по искам к шляхте об истребовании государственных поместий и земель, о силе и значении различных жалованных грамот, затрагивающих интересы государственной казны. Исключительно к подсудности великокняжеского суда относились дела о преступлениях против панов-рады, воевод, кастелянов, старост, судей во время исполнения ими своих служебных обязан-ностей. В качестве суда второй инстанции господарский суд рассматривал апелляции на решения местных судов. Дела рассматривались при участии великого князя и радных панов. Решения великокняжеского суда считались окончательными и не обжаловались.
Страницы: 1, 2
|