скачать рефераты

МЕНЮ


История развития понятия "Гражданское общество"

Вслед за Гегелем, Маркс также рассматривал гражданское общество как исторический феномен, т. е. как результат и определенную ступень исторического развития. Однако становление, развитие и функционирование гражданского общества понималось Марксом несколько иначе. В отличие от Гегеля, Маркс считал, что не Абсолютный дух, а семья и гражданское общество стали предпосылками государства. И в то же время, подобно Гегелю, Маркс связывал возникновение гражданского общества с необходимыми для этого экономическими предпосылками в виде свободы частной собственности. "Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность... Право человека на частную собственность есть свобода распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. Эта индивидуальная свобода, как и это использование, образуют основу гражданского общества".

Представитель неомарксистского направления А. Грамши, анализируя механизм господства буржуазии в первой половине ХХ века, выделял три его составные части, три "общества" (по его терминологии): экономическое, политическое и гражданское. Совокупность тех частей надстройки, которые осуществляют функцию принуждения и прямого господства (военного, полицейского, юридического, правового), составляет "политическое общество". Однако в чистом виде, полагал Грамши, такого общества, соответствующего системе "охраны общественного порядка и соблюдения законов", не существует. Оно переплетается с той частью надстройки, которая у него выступает под "гражданским обществом". Это совокупность всех тех рычагов и органов в государстве, что позволяет буржуазии осуществлять идейное и нравственное руководство подчиненными классами, то есть идеологическая надстройка общества. В связи с этим Грамши обратил внимание на следующее: "На Востоке государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и обществом были упорядоченные отношения, и если государство начало шататься, тотчас же выступала наружу прочная структура гражданского общества. Государство было лишь передовой траншеей, позади была прочная цепь крепостей и казематов" (Грамши А. Избранные произведения в трех томах, 1959 Т.3. С.200) Последовательная трактовка гражданского общества как особой, вне государственной формы социума стала утверждаться в Европе вслед за публикацией книги А. Токвиля "О демократии в Америке". В Америке получили развитие оптимальные для своего времени формы политической демократии и элементы гражданского общества; сложилось эффективное позитивное воздействие между ними. Добровольные ассоциации граждан пришли на помощь властям. Государство стало отстраняться от целой серии функций, которое оно ранее выполняло, поэтому обществу пришлось ассоциироваться. С развитием капиталистических отношений уже в конце Х!Х века резко возросла свобода личности от государства, сократилось пространство прямого командного воздействия последнего. Происходит энергичное развитие и усложнение горизонтальных связей, усиливается структурированность общества, появляются все новые и новые общественные организации и движения, что способствовало активизации процесса вытеснения "локковской" интерпретации гражданского общества интерпретацией "токвилевской". После первой мировой войны процесс демократизации государственных и общественных образований усиливается. В конце ХIХ и в начале ХХ века дискуссии об отношении гражданского общества и политического государства утихли, а сама парадигма как бы утратила свое значение. С начала ХIХ века и до наших дней наблюдаются две противоположные линии развития этого понятия - части дихотомной теоретической парадигмы: гражданского общества и политического государства. Одна линия опирается на германскую культурную традицию, достигая кульминации у Гегеля и Маркса. Гегель стремится помирить либерализм и идею об универсальности государства, утверждая, что государство - это не радикальная негация общества, находящегося в состоянии непрерывной войны всех против всех (Гоббс), и не инструмент его совершенствования (Локк), а новый момент, охраняющий независимость гражданского общества с целью его трансформации. Только государство, как абсолютный дух и универсальная политическая общность, способно достичь общего интереса. Маркс предложил решить проблему, сняв различия между гражданским обществом и государством путем так называемого обобществления государства и политики. Это привело к тому, что государство уровнялось с обществом и превратилось в единственного защитника общества, тем самым поглотило его. По сути дела, этот подход характеризуется приматом политического, апофеозом государства, важностью институционального порядка, коллективистской ориентацией. Акцент ставится на политическом решении общественных процессов, то есть решение их государством.

4. Основные теории гражданского общества.

Вышеописанная линия получила свое дальнейшее развитие в социал-демократической теории. Гражданское общество признается сердцевиной всей политики, здесь традиционно больше развито стремление к справедливости, равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их демократическое управление, сдерживая рынок, стремящийся к поглощению и разрушению всего, что несовместимо с его логикой прибыли. Этот подход отвергает либеральную идею "государства - ночного сторожа" и подчеркивает, что государство должно быть демократическим и социальным.

Другая линия развития гражданского общества (либеральная традиция) центр тяжести переносит на свободу, ставя ее превыше всех ценностей; на само регулятивную функцию гражданского общества как важнейшую сокровищницу индивидуальных прав и свобод, как защиту от посягательств государства. Свободная и независимая личность - это центральная фигура гражданского общества. Сторонники такого подхода свое внимание сосредотачивают на разрушительной энергии государства, способной оказывать деструктивное воздействие на такие институты как семья, церковь, профессиональные и локальные ассоциации и др., забывая при этом, что и сами институты гражданского общества могут подрывать друг друга, проявляя экспансионизм. Здесь акцент ставится на примате общественного, апофеозе права и свобод, ассоциативности и самоорганизации, индивидуалистических ценностях.

Общественные проблемы решаются обществом. Дискуссии об отношении государства и гражданского общества продолжаются и по сей день. Так, например, Э. Арато считает, что простое разграничение между государством и гражданским обществом было унаследовано от английской либеральной традиции. С развитием капитализма государство стало оттесняться так, чтобы стало освобождение "волшебной силы рынка". Поэтому он предложил вместо дихотомического противопоставления государства и гражданского общества модель, состоящую из трех частей: государство, гражданское общество и экономика. Другой исследователь Т.Яннсон, характеризуя отношения гражданского общества и государства и гражданского общества, считает, что мы имеем дело с драматическим "треугольником": государство находится наверху, а внизу, с одной стороны - местное самоуправление: муниципалитеты, относящиеся к общественной сфере и государству, с другой стороны (тоже внизу) - добровольные объединения, помещающиеся в "частной, социальной, свободной сфере", управляемой по правилу Бентмана, согласно которому целью общества является наибольшее счастье возможно большего числа граждан. В результате в одних обществах наибольшее распространение получил коммуналистский тип общества (с акцентом на местное самоуправление), а в других общество стало "ассоциативным". Добровольные организации становились общенациональными и сплачивали народ всей страны. Идея гражданского общества на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополнялась идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем конкурсе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти установленными правовыми нормами, идеей индивидуальной свободы человека, расширением демократии в социальном плане.

Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача государства - достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятие или смягчение противоречий, поиск гражданского согласия, направленные на интегрирование общества. Государство при этом воспринимается не как безликое коллективное сообщество людей, в котором была бы растворена индивидуальность, а как сообщество свободных индивидуумов, объединяющихся на солидарной основе. Конечно, как показывает практика, для демократизации гражданского общества - государственные институты не всегда являются эффективным инструментом, так как это нередко приводит к бюрократизации и усилению власти государства. Гражданское общество стало парадигмой, определяющей возможное направление общественных реформ.

5. Гражданское общество и современность.

5.1. Периодизация развития понятия "гражданское общество".

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства - иначе говоря с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом. Современные представления о гражданском обществе - результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость, и к чему я хотела бы сейчас обратиться, бросив беглый взгляд на историю данного понятия.

В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия. Наиболее традиционной, стала точка зрения, согласно которой "гражданское общество" появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие "гражданское общество" используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом.

Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества - сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д. Начальный период - предыстория становления идеи гражданского общества, (с античности до XVI-XVII веков). Словосочетание "гражданское общество" в этот период имеет совершенно иной смысл, чем сегодня. Для античности и средневековья характерно отсутствие четкого разграничения между обществом и государством, поскольку государственное, общественное и полисное означали, по сути дела, одно и то же. Некоторые изменения в понимании гражданского общества происходят в эпоху Возрождения, когда внимание все больше акцентируется на отдельной личности, ликвидации неравенства, утверждении права в жизни суверенного государства. Но и здесь и личность, и общество еще растворены в государстве. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII-XVIII веков. Этот период связан с концепциями, которые выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии. Согласно им общество приходит на смену естественному состоянию, независимо от того, как понимается последнее: как утраченный рай и "золотой век" (Руссо) или как "война всех против всех" (Гоббс). Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. При этом подчеркивался принцип свободы личности, идея самоценности отдельного человека, уважение к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемости его гражданских прав. Формирование гражданского общества происходило параллельно с формированием государства нового типа - буржуазного государства. Наиболее видными представителями естественно-правовой теории и концепции гражданского общества были Т. Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, выражавший интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Дж. Локк, считавшийся основателем буржуазного либерализма.

Третьим периодом в развитии идеи гражданского общества будет "институциональный период" (XIX - первая четверть XX века), характеризующийся расширением сферы влияния, политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым онтологический статус. Толкование гражданского общества как особой внегосударственной сферы социального организма получило широкое распространение в Европе благодаря А. де Токвилю и его исследованию американской демократии. Согласно его теории, гражданское общество, в отличие от государства, - это сфера, для которой характерны не принуждение, а добровольный выбор, авторитет морали, а не власти. При этом их взаимодействие плодотворно при условии, что государство является демократическим. Гражданские и политические организации способствуют взаимному развитию и обогащению. То есть Токвиль не исключает политическое начало из сферы гражданского общества. Более того, характер взаимосвязи политических и гражданских ассоциаций определяет тип самого государства.

Четвертый этап, согласно нашей периодизации эволюции идеи гражданского общества, - 20-90-е годы XX века. На этом этапе происходит переход от практических требований экономической и политической свободы личности, характерных для предшествующего периода, к расширению свобод в сфере культуры, стилей жизни и т. д. Постепенно появляются условия для трансформации дихотомии "гражданское общество-государство" в более сложные конструкции.

В дальнейшем исследования гражданского общества и его связи с государством развивались по-западному в рамках локковской, гегелевской и токвилевской традиций. Локковская традиция способствовала ее политическому и юридическому анализу, токвилевская служила теоретической и практической основой для исследований конкретной структуры гражданского общества, а гегелевская способствовала формированию общеметодологических подходов к проблеме. Гегель впервые в Новое время разграничил государство и гражданское общество, подчеркнув нетождественность первого второму.

Идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в системе устойчивых, общепринятых представлений об этом обществе, которые понимаются и разделяются большинством его членов. На этой стадии усиливаются такие признаки и факторы, как рационально-критическое отношение к социальной реальности, плюрализм верований, идей, мнений и др. Идея гражданского общества перестает быть лишь теоретической конструкцией, становясь достоянием обыденного сознания. Локковская модель гражданского общества вытесняется токвилевской. Возникают различные формы реального гражданского общества. В настоящее время уже мало кто отождествляет гражданское общество с государством, хотя бы даже и правовым, поскольку в таком случае понятие гражданское общество теряет собственное содержание. Гражданское общество теперь выполняет функцию связующего звена между личностью и государством, "частной" и "публичной" сферами, частным и общим интересами.

Большое внимание разработке идеи гражданского общества в данном направлении уделяли американские социологи Р. Нисбет и П. Бергер. Они также подчеркивали особую значимость и важность опосредующих структур: церкви, семьи, общин, добровольных объединений - в качестве посредника между индивидом и государством. Они предлагали политическим институтам всячески защищать и поощрять опосредующие структуры и использовать их везде, где только возможно. Дальнейшая институционализация данной идеи приводит к образованию множества научных школ и течений, имеющих политическое значение, так или иначе влияющих на расстановку политических сил. Некоторые из них стимулируют новые социальные движения, гражданские инициативы, способствуют формированию социокультурных и правовых образцов, определяющих поведение людей и гарантирующих их права и свободы.

5.2. Развитие идеи гражданского общества в России.

На современном этапе данное понятие проделало значительную эволюцию от концепции "социалистического гражданского общества" с присущим ей обращением к ценностям и нормам демократического и этического социализма до концепций, впитавших положения неоконсервативной идеологии: о пагубности поглощения гражданского общества государством и политизации всех сфер общественной жизни, о необходимости освобождения регионов от диктата центра, развития местной власти и творческой инициативы масс на уровне сельских общин и добровольных объединений.

Заключение.

Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, то есть его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которая стремиться быть демократическим. В этих условиях многократно возрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения, повышается значение гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как самоценной личности в современном смысле этого слова, а значит и о гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие передает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения их в жизнь. Гражданская культура - более широкое понятие, чем политическая культура, охватывает все многообразие интересов социальных групп гражданской сферы общественной жизни. В уровнях и механизме функционирования гражданской культуры много нюансов, но в общем смысле можно сказать следующее, уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный уровень развития человека, гражданина, без чего, при той роли, которую он играет в развитом гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование. Следовательно, гражданская культура в целом определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества.

Список литературы

Алексеев С.С. Философия права .-М., 1997.

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л.: Изд. ЛГУ, 1976.

Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления: (Очерки). М.: Мэйн, 1998.

Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях.-М.,1998.

Библер В.О. О гражданском обществе и общественном договоре. \\Через тернии .,-М., 1990

Боброва Н.А. Конституционный строй .гражданское общество .правовое государство .\\ Советское государство и право: проблемы развития. Межвузовский сборник.- Самара. 1992.

Вырывдин В.А. Гражданское общество. \\ Социально-политический журнал.-1992 ,№3.

Витюк В.В. Гражданское общество: современное содержание понятия. \\Проблемы формирования гражданского общества - М. 1993

Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума//Гражданское общество: теория, история, современность /Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.,1999.С.28-67.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Пер. с фр. под ред. Ф.Х. Кессиди. М.: Прогресс, 1988. С.12-16.58-125.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. -М.,1993.

Гаджиев К.С . Гражданское общество и правовое государство \\ Мировая экономика и международные отношения-1991, №9.

Гаджиев К.С. Гражданское общество: концептуальный аспект \\ Кентавр,-1991 №2.

Гендзехадзе Е.Б. Гражданское общество и новый подход к государственно-правовым институтам. \\ Сов. государство и право, 1990, № 8

Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования, -М., 1991.

Гребенщиков В.В. .Дмитриев Ю.А. Гражданское общество как конституционно-правовая категория.\\Право и жизнь, 1996, №9

Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства, церковного и гражданского// Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2/ Пер, с англ. А. Гутермана; Ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. Е.М. Вейцман. М.: Мысль, 1965. С.149-169.192-197.

Гребенщиков В.В. .Дмитриев Ю.А. Гражданское общество как конституционно-правовая категория.\\Право и жизнь, 1996, №9

Гегель Г.В. Философия права /Пер. с нем. Б.Г. Столпнера, М.И. Левиной; авт. вступ. ст. В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. С.200-208, 226-285.

Геллнер Э. Гражданское общество в историческом контексте//Международный журнал социальных наук. 1991. До 2. С. 74-93.

Голенкова 3.Т. Гражданское общество в России//Социс. 1997. № 3. 0.25-36.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. \\ Государство и право., 1994., №7.

Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество// Путь. 1993. №3. C.179-191.

Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство. \\ Полис -1992, №1-2.

Кошанина Т. В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере. Государство и право. -1992, №1.

Кельзен Г. Общее учение о праве.- Вена, 1967.

Кленнер Г. От права природы к природе права.-М., 1988.

Кочетков А.П. О формировании гражданского общества. \\ Социально-политические науки,-1992, №1.

Кошеленко Г.А. Полис и город: к постановке проблемы. - Вестник древней истории. 1980. № 1. С.3-28.

Кочетков А.П. О формировании гражданского общества//Социально-политические науки.1992. №1. С.14-23.

Кессонов Б.Н. Актуальность кантовского понимания гражданского общества//Социальная теория и современность. М.1992. Вып.2. С.71-77.

Колбановский В.В. Основные функции гражданского общества// Проблемы формирования гражданского общества. - М..1993. С.24-44.

Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии.\\Полис -1991№5

Лейст О.Э., Магин И.Ф. Гражданское общество и современное государство \\ Вестник Московского ун-та.Серия 11: Право,-1995, №4

Локк Д. О государственном правлении //Локк Д. Избранные произведения. Т.2. М.: Соцэкгиз.1960.

Макаров О.В. Гражданское общество и правовое государство. \\ Правоведение 1993, №3.

Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении ,- М.,1998.

Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы. \\ Правоведение.-1995, №3.

Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности .-М. ,1993.

Одинцова А.В. Гражданское общество: прошлое, настоящее и будущее//Социально- политические науки. 1991. №12. 0.40-47.

Попов А.П., Дрессе А. Концепции гражданского общества в политических трудах Гегеля, Маркса и Грамши// Политическая теория: тенденции и проблемы. М..1993. Вып.1.С.7-82.

Протасов В.Н. Что и как регулирует право .- М.,1995.

Перегудов С. Гражданское общество как политический феномен. \\ Свободная мысль.-1992, №12.

Пакарин А.С. Философия политики. -М., 1992.

Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Резник Ю.М. Формирование институтов гражданского общества: социоинженерный подход //Социс. 1994. №10. С. 21-30.

Романенко Л.М. Гражданское общество. Социологический словарь-справочник. - M..1995.C.101-105.

Сырых В.М. Теория государства и права .-М.,1998.

Ступишин В. Гражданское общество и демократическое государство. \\ Общественные науки, 1990, №1.

Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества.\\Советское государство и право.-1991, №8.

Тарасов Е.М. Государство как институт политической системы \\ Социально-политический журнал. - 1994. №1.

Теория политики (Общие вопросы).\ Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. - Саратов, 1994.

Тихомиров Ю.А. Чиркин В.Е. Основные теории политической системы., - М., 1985.

Токвиль А. Демократия в Америке: пер, с франц. /Предисл Г. Дж. Ласки. М.:Прогресс,1992.

Трошкин Е.И. Коллективизм или гражданское общество// Социс.1991. №7. С.54-64.

Фарукшин М.X. Политическая система общества. \\Социально-политические науки. -1991. №5.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности. \\Государство и право. 1992. №5.

Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения .-М.,1997.

Черниловский 3.М. Гражданское общество: опыт исследования. \\Государство и право.-1992, №6.

Четверний В.А. Современные концепции естественного права.-М., 1988.

Шкаликов В.Д. И. Кант и Г.В. Гегель о гражданском обществе// Гражданское общество и региональное развитие. Томск.1994. С.75-76.

Явич Л.С. Право и общественные отношения. -М, 1971.

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.