скачать рефераты

МЕНЮ


История социальной защиты России в XX веке

В каждом населенном пункте располагался областной. Районный или городской собес - местный орган социальной защиты, непосредственно работающий с незащищенными слоями населения.

Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития

Положение органов социальной защиты, описанное выше, имело место то 1991 года.

Еще в конце 1980-х годов в России, тогда еще находившейся в составе Советского Союза, началось оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института. Специалисты среднего звена, - социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

Сущность социальной защиты отражается в первую очередь в Конституции Российской Федерации. В статье 39 основного закона указывается, что социальная защита является неотъемлемым правом каждого гражданина Российской Федерации и может предоставляться в виде социального пособия, государственной пенсии, социального страхования и иных форм. Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. Дмтриев. Ю. - М.: Юстицинформ, 2007. - 616 с.

Система социальной защиты выполняет две основные функции. Во-первых, уменьшает следствия бедности путем предоставления коротко- срочной адресной помощи бедным слоям населения; во-вторых, предотвращает рост бедности путем создание условий для участия граждан в достойно оплачиваемой продуктивной работе и социальном страховании в трудоспособный период.

Социальная защита приравнивается к социальному обслуживанию, что согласно федеральному закона о «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ является деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Право на социальную защиту - центральное социальное конституционное право, кроме социальных прав на труд, забастовку, отдых и охрану здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность социальной защиты заключается в установлении системы экономических отношений, обеспечивающих каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающая его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т. д.).

Итак, социальная защита имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые вследствие объективных причин не имеют достаточных средств для существования и содержания нетрудоспособных членов семьи. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2007. - 224 с.

Мероприятия социальной защиты имеют двойную направленность. В одних случаях они призваны оказывать пассивную поддержку тем членам общества, которые по объективным причинам оказались в затруднительном положении. Пассивная поддержка предоставляется в виде социальной помощи - помощи общества лицу или семье, которая не имеет достаточных средств для существования.

Не менее важными являются мероприятия, направленные на предотвращение ситуаций, которые угрожают благосостоянию человека, стимулирование активности лица в создании гарантий собственного благосостояния. Социальная защита осуществляет свою превентивную функцию путем защиты лица и его семьи от потери дохода в связи с безработицей, старением, болезнью или смертью, и улучшение ее благосостояния через социальное страхование.

Система социальной защиты имеет довольно сложную структуру, элементами которой является пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь.

Развитие всех этих элементов в условиях рыночной экономики имеет свои особенности. На формирование и развитие социальной защиты влияют такие факторы, как отсутствие механизма регулирования размера заработной платы, устанавливания ее верхней границы, нестабильность цен и тарифов на рынке товаров и услуг, отсутствие административно-командных перераспределений финансов для содержания нерентабельных предприятий.

Социальная справедливость в условиях рынка, кроме равенства возможностей (шансов), должна включать и другой важный компонент - государственную социальную защиту и помощь неработающим, малообеспеченным людям, т.е. государственные гарантии для тех, кто по объективными причинами (возраст, пол, семейные обстоятельства и т.п.) выпадает из равноконкурентных условий, неспособен обеспечить себе сам достойная жизнь в условиях рыночной экономики. Реализация эффективных государственных социальных программ гарантирует цивилизованные условия жизни для каждого человека на уровне, не ниже законодательно установленного прожиточного минимума. Социальная справедливость и экономическая эффективность. Опыт, проблемы, теория. - Спб.: Ленанд, 2007. - 282 с.

Итак, в рыночной экономике в государственной поддержке для обеспечения достаточного уровня жизни нуждается в лишь незначительная часть населения. Для трудоспособных же членов общества должны быть созданы равные возможности для того, чтобы они могли своей работой (или своей собственностью) зарабатывать необходимые доходы для полноценной жизни.

Исходя из этого, в 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты

населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб.

В 1996 году в соответствии с Указом Президента РФ было образовано Министерство социальной защиты населения РФ.

С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения», «О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи». В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности. Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Социальная защита работника. Учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2008. - 376 с.

Министерство социальной защиты населения на протяжении 90-х годов сформировалось и структурировалось. В отличие от Министерства социального обеспечения СССР оно обладало рядом разветвленных отделов. Работу Министерства обеспечивали функциональные отделы: информационно-аналитический, планово-экономический, отдел бухгалтерского учета и отчетности, контрольно-ревизионный, юридический отдел и отдел кадров и социальных гарантий государственным служащим.

Первый заместитель министра социальной защиты населения Российской Федерации непосредственно организовывал и контролировал работу отдела координации процессов автоматизации и информатизации, отдела обеспечения деятельности и территориальных управлений социальной защиты населения (бывших собесов).

Трое заместителей министра социальной защиты населения курировали подразделения системы социальной защиты: отделы семейной политики, опеки и попечительства, социальной адаптации и обслуживания населения, социальных гарантий и льгот и многих других.

Также и по сегодняшний день организовываются и региональные, краевые и областные органы социальной защиты населения.

Отделы органов социальной защиты на протяжение прошлого десятилетия установили тесное сотрудничество с общественными организациями, занимающимися социальной защитой. После ликвидации Советского Союза их образовалось довольно много. К ним можно причислить организации инвалидов и ветеранов, ассоциации бывших узников гетто и нацистских концлагерей, ассоциации жертв незаконных политических репрессий, общества пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, общества людей с физическими отклонениями, ассоциации по борьбе с ВИЧ/СПИДом и другие.

Но, в структуре Правительства РФ, утвержденной в марте 1997 года, Министерство социальной защиты населения не значилось. Однако было создано Министерство труда и социального развития, к которому перешли функции Министерства социальной защиты населения. Такое недоразумение было упразднено Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.08.99, где закрепилось современное название Министерства. Гусева Т.А. Новая система и структура органов исполнительной власти. Справочное пособие. - М.: Волтерс-Клувер, 2005. - 447 с.

Президент постановил: утвердить прилагаемую структуру федеральных органов исполнительной власти. И в целях формирования указанной структуры образовать Министерство труда и социального развития Российской Федерации на базе упраздняемых Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации и Федеральной службы занятости России.

Министерство труда и социального развития было создано на довольно большой законодательной базе, приняв функции и полномочия сразу нескольких министерств.

Структуру Министерства составил 11 департаментов: комплексного анализа и прогнозирования социального развития; условий и охраны труда; по вопросам государственной службы; по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства; народонаселения и политики занятости; по вопросам пенсионного обеспечения; по делам семьи, женщин и детей; по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов; по делам ветеранов и пожилых людей; трудоустройства населения.

В 2004 году многие функции социальной защиты перейдут к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Социальное страхование - краеугольный камень системы социальной защиты, ее базовый институт. Выплаты по социальному страхованию, как правило, представляют наибольшую часть средства социального обеспечения. Основная цель социального страхования - обеспечить достаточный уровень компенсации дохода трудящихся в случае потери трудоспособности или работы и реабилитационных мероприятий. Кричевский Н.А. Социальное страхование (2-е издание). - М.: Дашков и Ко, 2008. - 316 с. Через систему социального страхования осуществляются такие выплаты: в связи с общим заболеванием; трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; по уходу за больным ребенком; пенсии; помощи на погребение; компенсация стоимости путевок на лечение и отдых и др. Социальное страхование выходит за пределы системы социального обеспечения - оно решает также задача, связанные с сохранением и восстановлением здоровья, профилактикой профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, предотвращением безработицы. Итак, социальное страхование выполняет как восстановительно-компенсаторную, так и охранительно-предупредительную функцию.

Пенсионное обеспечение полагается на Пенсионный фонд Российской Федерации, находящийся в ведомстве Совета Министров согласно постановлению Совета Министров от 22.09.1993 № 958 «О передаче в ведение Совета Министров - Правительства Российской Федерации организаций и учреждений».

Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Пенсионное страхование стало частью социального страхования. Однако вмешательство Пенсионного фонда в работу Фонда социального страхования недопустимо, как и наоборот. Пенсионное страхование. - М.: Эксмо-пресс, 2007. - 192 с.

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» был принят с целью урегулирования отношений в системе обязательного социального страхования. Было установлено, что в сложившихся экономических отношениях субъектами социального страхования являются по крайней мере две стороны: страховщики - юридические лица, которые предоставляют страховые услуги (собирают страховые взносы и осуществляют страховые выплаты), и страхователи - юридическое и физическое лица, которые укладывают договоры страхования со страховщиками, платят страховые взносы и имеют право получить компенсацию (возмещение) в случае наступления страхового случая.

Фонд социального страхования был создан в 1992 году, как самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение. Именно осуществляет основные социальные выплаты.

Социальная помощь по сути отличается от социального страхования. Для получения выплат по социальному страхованию единым условием является то, чтобы человек был застрахован. Этим она приобретает право на получение пенсии, помощи по безработице, по временной нетрудоспособности и т.п. Это право большей частью приобретается на протяжении трудовой деятельности. Выплаты по социальному страхованию предоставляются независимо от материального состояния. Даже если человек получил наследство и стал миллионером, все равно ему будет выплачиваться пенсия или другая помощь, если он работал и имеет соответствующий страховой стаж.

Другое дело - социальная помощь. Она предоставляется лишь тем, кто оказался в нужде, бедности за определенными критериями, на усмотрение органов, которые ее подают. Она охватывает отдельные виды обеспечения, которые практически невозможно осуществить на принципах социального страхования, предоставляется наименее защищенным и наиболее нуждающимся категориям населения, как правило, индивидуально. Манзина Н.П. Государственная социальная помощь. - М.: МарТ, 2005.- 108 с.

Социальная помощь получило свое развитие больше в конце 90-х, когда система социального страхования, не полностью оправдавшая себя, стала подкрепляться адресной помощью.

Преимущество адресности заключается в более эффективном использовании средства для помощи нуждающимся. В безадресных субсидиях (например, установление платы за коммунальные услуги, за проезд в транспорте, цены на отдельные товары, лекарство ниже себестоимости) на бедных приходится лишь часть средства. Больше пользы от таких субсидий имеют зажиточные слои населения, поскольку больше потребляют. В адресной программе большая часть средства тратится на бедных. Итак, адресуя помощь, можно или увеличить ее размер на каждого получателя, или уменьшить общую стоимость программы помощи.

Для проведения проверки средств существования у малоимущих и выделения определенных социально-демаграфических групп, требующих социальной помощи, в 1997 году были образованы специальные отдела при органах исполнительной власти Российской Федерации.

Выплаты социальной положены при этом были возложены на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Увеличение взноса негосударственных организаций в социальную защиту и обслуживание на протяжение 90-х годов было вызвано кризисом государственной системы социальной защиты; увеличением недоверия граждан к существующим государственным институциям и учреждениям; невозможностью надлежащего исполнения государством взятых на себя обязательств и социальных гарантий; стремлением людей реализовать свои интересы и удовлетворить нужды; старанием людей найти тех, кто имеет аналогичные проблемы; появлением квалифицированных специалистов по социальной работы, которые стараются внедрить инновационные модели практики, которые отличаются от традиционно распространенных в государственных службах. Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. - М.: Издательство журнала «Звезда», 2005. 640 с.

В то же время наблюдалось торможение этого процесса в середине прошлого десятилетия. Сдерживающим фактором в развитии негосударственных социальных служб являлись недостаточная развитость гражданского общества, восприятие таких организаций населением как посредника от лица государства, несовершенное правовое регулирование деятельности негосударственных организаций, в частности отсутствие поддержки со стороны государства тех, кто предоставляет крайне дефицитные социальные услуги, несформированность механизмов социального заказа.

Негосударственные организации, которые действуют в социальной сфере России, могут быть зарегистрированные как общественные организации; благотворительные организации или благотворительные фонды; кредитные союзы; религиозные организации (могут содержать социальные службы, внедрять социальные программы и т.п.); частные организации (частные школы, специализированные общества, например реабилитационные мастерские и т.п.). их деятельность может быть связана с предоставлением услуг отдельным группам клиентов, членам определенной общины; исследованием социальных и медицинских проблем, существующих социальных технологий; лоббированием интересов определенной уязвимой группы, коллективным представительством интересов; координированием усилий и деятельности других общественных организаций, обеспечением их ресурсами (коалиции, ресурсные центры и т.п.).

Определенной мерой неформальными негосударственными социальными службами можно считать группы само- и взаимопомощи, поскольку они, как правило, регулярно предоставляют помощь лицам, которые к ним принадлежат. К системе негосударственных социальных услуг можно отнести и ориентированные на сотрудников и членов их семей социальные программы бизнес-структур, предприятий, осуществляемое ими спонсорство (в т.ч. социальных мероприятий) и благотворительность (создание социальных служб).

Так в начале 90-х годов началась активная поддержка благотворительных программ в России в виде гуманитарной помощи со стороны зарубежных католических организаций. Первые шаги сделала в Москве зимой 1990--1991 католическая благотворительная организация «Каритас». В феврале 1992 года в ходе первой зимней акции помощи «Каритас» совместно с Мальтийской службой помощи распределила 70 тысяч посылок среди нуждающихся москвичей. Позже «Каритас» появилась во многих города России. В июне 1992 года в Москве состоялся международный семинар «Caritas Internationalis», посвященный организации и приоритетам работы в России и других стран СНГ. Был намечен курс на постепенный отход от распределения гуманитарных посылок к диаконии местных приходских общин. В январе 1993 года в России было зарегистрировано 6 организаций «Каритас».

Позже стали формироваться отечественные благотворительные фонды и организации, например благотворительный фонд «Милосердие», помогающий сиротам, больным старикам, наркозависимым, осужденным и бездомным, Российский фонд Помощи, фонд реабилитации и поддержки «Мир семьи».

Список источников литературы

1. Романова П.В. Нужда и порядок. История социальной работы в России, XX в. - М.: Научная Книга, 2005. - 464 с.

2. Фирсов М.В. Истории социальной работы в России. - М.: Гуманит, 2007. - 256 с.

3. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 232 с.

4. Шайхатдинов В.Ш. Предмет и система советского права социального обеспечения. Свердловск.: СЮИ, ,1983. - 65 с.

5. Барсеноков А. С., Вдовин А.И. История России 1917-2007. Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 832 с.

6. Ерусланова Р.И. Пенсионное обеспечение в России. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 608 с.

7. Кузнецов А. М., Раевский А. Н. Трудовые права инвалидов в СССР. - М., «Юрид. литература», 1964. - 134 с.

8. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. -- 3-е изд., изм. и доп. -- М.: Издательство НОРМА, 2003. - 759 с.

9. Каламкарян Р.А. Мигачев Ю. В. Международное право. Учебник. - М.: Эксмо, 2006. - 736 с.

10. Занозина В. Н.; Колосова Е. М.; Чистиков А. Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - Спб, Лики России, 2008. - 304 с.

11. Гущин И.В. Правоотношения по социальному обеспечению членов колхозов. - Калининград, Кн. Издат. 1974 . - 150 с.

12. Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. Дмитриев. Ю. - М.: Юстицинформ, 2007. - 616 с.

13. Якушев А.В. Социальная зшита. Социальная работа. Коспект лекйий. - М.: А-Приор, 2007. - 224 с.

14. Социальная справедливость и экономическая эффективность. Опыт, проблемы, теория. - Спб.: Ленанд, 2007. - 282 с.

15. Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Социальная защита работника. Учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2008. - 376 с.

16. Гусева Т.А. Новая система и структура органов исполнительной власти. Справочное пособие. - М.: Волтерс-Клувер, 2005. - 447 с.

17. Кричевский Н.А. Социальное страхование (2-е издание). - М.: Дашков и Ко, 2008. - 316 с.

18. Пенсионное страхование. - М.: Эксмо-пресс, 2007. - 192 с.

19. Манзина Н.П. Государственная социальная помощь. - М.: МарТ, 2005.- 108 с.

20. Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. - М.: Издательство журнала «Звезда», 2005. 640 с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.