скачать рефераты

МЕНЮ


Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах

В Российской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 года применяется принцип сочетания пропорциональной и мажоритарной избирательной системы.  При этом мажоритарная избирательная система выглядит так: установлено, что 225 (т.е. половина) депутатов Госдумы избираются на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного Центральной Избирательной Комиссией для одномандатного округа.  Для победы по округу надо набрать количество голосов больше, чем у других кандидатов, т.е. это мажоритарная избирательная система относительного большинства.  Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей.

По мажоритарной избирательной системе проводились выборы половины депутатов Госдумы в 1993 и 1995 гг. Можно напомнить, что в 1993 г. в Совет Федерации также избирались депутаты - по два от каждого субъекта РФ.  Использовалась мажоритарная избирательная система относительного большинства, с той разницей, что округ был двухмандатный; избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ.  Что касается выборов представительных органов власти субъектов РФ, в 1993 г. им была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако во всех субъектах РФ выборы органов представительной власти проводятся по избирательным округам. Некоторые субъекты образовали одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (т.е. округом стал соответственно район или город, от него избран депутат  в парламент субъекта РФ).  На выборах в представительные органы местного самоуправления (т.е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по мажоритарной избирательной системе.  В то же время нередко вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для мажоритарной избирательной системы. 

Мажоритарная система квалифицированного большинства

При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Например, в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов. Получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов.

До недавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам в Сенат (такие округа предусматриваются и для выборов в Палату депутатов) установлена мажоритарная система относительного большинства.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система - один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в России. 

Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем.  Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом.  Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов.  Избиратель голосует за один из таких списков.  Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ; может быть и другой процент - в частности, 4% в Швеции, 3 - в Аргентине, 2 - в Дании, 1% в Израиле).  Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по пропорциональной избирательной системе.  Получается избирательное частное.  Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе.  Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого.  Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части.  Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, подданным за данный список в соответствующем регионе.

Плюсом пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку).  Минусом пропорциональной избирательной системы считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны.  Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе.  Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части.  Некоторые страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе свободных списков - избиратель вправе отдать предпочтение кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять список.  Минусом пропорциональной избирательной системы многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо Ѕ состава нижней палаты (ФРГ, РФ).

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на выборах половины -225 депутатов - Государственной Думы.  Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек  Возможно выделение в списки центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ.  В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.  На выборах 1995 г. это были КПРФ, ЛДПР, движение «Наш дом Россия» и «Яблоко».

Избирательное частное - количество голосов избирателей, приходящееся на один депутатский мандат. В России используется при подсчете голосов и определении количества мест, предоставляемых получившим депутатские мандаты партиям и движениям, выдвинувшим свои избирательные списки при выборах в Государственную Думу по федеральному избирательному округу.

4 Референдум: понятие, сущность, порядок проведения

В последнее время все большее распространение получает референдум (плебисцит), который имеет разнообразные формы:

По предмету референдумы делятся на:

конституционные;

законодательные;

по международным вопросам;

по административным вопросам.

По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

консультативные;

"дозаконодательные";

совещательные;

"послезаконодательные";

ратифицирующие.

Референдумы также бывают обязательными и факультативными.

Инициаторами проведения референдума могут выступать

государственные органы;

избиратели.

С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения. Однако этому институту не может быть дана односторонняя оценка.

Термин "референдум" (от латинского "referendum"- то, что должно быть сообщено)

Голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование, но это исключение.

В отличие от выборов

Голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса

Принятое решение

Считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом

Решение может приниматься

посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос;

посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (народный выбор - встречается редко).

Голосование избирателей называют еще плебисцитом (от латинского "plebiscitum" - решение народа)

С точки зрения юридической, различий нет - это полные синонимы.

С точки зрения стиля - плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: вопрос о государственной принадлежности, спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

Иногда в литературе - всенародный опрос (в частности, так его характеризовала сталинская конституция СССР 1936г.)

Понятие опрос предполагает, что результаты не имеют обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан.

В некоторых странах, например, в Швеции

Существующий институт именуется консультативным референдумом

Болгарское законодательство на основе Конституции 1971г.

"народный опрос" как обобщающий для референдума и всенародного обсуждения законопроектов.

Бразильская Конституция (ст.14)

Среди способов осуществления народного суверенитета называет и референдум и плебисцит

ст.49 (п. XV)

Определен предмет плебисцита, но не референдума. Значит здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит - решающий.

В демократических государствах не смотря на то, что всенародный опрос не имеет обязательного характера, власти считаются с мнением избирателей

Например, в 1972г. в Норвегии был проведен консультативный референдум о вступлении в общий рынок. Более половины против. Правительство воздержалось.

Референдум может быть использован

как противовес представительной демократии;

как средство обойти парламент и принять

государственное решение вопреки ему.

Например, согласно Конституции Французской Республики 1958 г. (ст. II) Президент по предложению Парламента или по совместному предложению обеих палат может предать на референдум любой законопроект.

Но Де Голль, единолично назначал в 1962 и 1969г. референдумы, первый из которых повлек даже изменения Конституции.

Выводы:

Референдум как непосредственное волеизъявление народа имеет преимущество перед представительной демократией, при соблюдении определенных условий:

выносимый на референдум вопрос должен быть понятен рядовому избирателю;

до референдума должны быть разъяснены через СМИ желаемые или не желаемые последствия принимаемого решения.

При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен сложный законопроект, вплоть до проекта Конституции.

Право на участие в референдуме.

В референдуме имеют право участвовать все лица обладающие активным избирательным правом.

Если, например, условия получения активного избирательного права различны при выборах в разные палаты парламента или другие государственные органы, право участия в референдумах обуславливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату парламента. Аналогичный принцип действует и при местных референдумах.

Например, в Австрийском Федеральном законе о народном голосовании 1958г. в редакции 1972г. ч. 1 §5 определяется: "право голоса имеют все мужчины и женщины, которые на день начала компании по проведению народного голосования (§2, ч. 1) обладают правом участвовать в выборах в Национальный совет".

Голосование на референдуме равное.

Каждый избиратель имеет такое же число голосов, что и любой другой. Вес каждого голоса одинаков.

Например, см. ч.1, ст.5 органического закона Испании о регулировании различных видов референдума 1980г.

Аналогично с правилами участия в выборах решается вопрос о свободном или обязательном участии в референдуме.

На референдуме голоса подаются непосредственно за предлагаемое решение или против него.

Голосование является тайным.

Предмет референдума.

Это вопрос, подлежащий решению посредством народного голосования.

Референдумы делятся на:

Факультативный

- назначение зависит от органа, компетентного назначать референдум, либо на основании конституции или специального закона.

Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.

Это такой, который можно проводить или не проводить.

Например, ч. 2-4 ст. 89 Конституции Швейцарской конференции 1874 г. разрешает выносить на референдум федеральные законы и постановления общего значения. Значит предметом референдума может стать практически любой вопрос, отнесенный к федеральной конституции

В некоторых странах устанавливаются ограничения

Например, ст. 75, ч. 2 Конституции Италии устанавливает, что на референдум не выносятся законы: о налогах, о бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров.

См.: §46, ч. 6 Конституции Дании (не выносит на референдум финансово-бюджетные программы, предоставление гражданства, статус монарха и т.д.)

Обязательный

- абсолютный

Относительный, если другим способом решение не может быть принято-

Например, в Конституции Испании ст.151,ч.2 "что референдум для провинций необходим для утверждения устава об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества. А согласно Конституции Швейцарии, ст. 123, ч. 1 "пересмотренная федеральная конституция или ее часть вступают в силу, если они были одобрены большинством швейцарских граждан, принявших участие в голосовании и большинством кантонов".

Иногда референдум предусматривает в качестве обязательного средств разрешения разногласия между конституционными органами власти

Согласно Швейцарской Конституции, ст. 120, ч. 1 если один из штатов (палат) Федерального Конституции Собрания (парламента) вынесет постановление о пересмотре Конституции, а другой совет не согласиться, то вопрос выносится на референдум.

В первом случае - это абсолютно-обязательный

референдум

Во втором случае - относительно обязательный.

Отменительный

(народное вето), т.е. референдум допускается лишь для решения вопроса о полной или частичной отмене закона (или акта). Специфическим предметом референдума является вопрос о роспуске или созыве парламента.

См. Конституцию Италии

Такой предмет встречается не часто. Например, Конституция княжества Лихтенштейн 1921г., ст.48 предусматривает такую возможность. Роспуск парламентов в результате народного голосования может иметь место в некоторых германских землях (например, Берлине)

В большинстве случаев местные референдумы факультативны

предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы

Например, венгерский закон 1999г. о местном самоуправлении предусматривает народное голосование по вопросам:

1)об объединении и разъединении общин;

2)об образовании новой общины;

3)о создании местного представительного органа и о его разделении;

4)по вопросам, которые определены самоуправленческим постановлением.

Не могут выноситься на референдум:

1)о бюджете;

2)о местных налогах;

3)о кадровых вопросах

Нередко конституции и законы запрещают повторное проведение референдума, если решение принятое отрицательное

Например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год.

Процедура референдума

Инициатива и назначение принадлежит

главе государства;

парламенту;

иногда обоим органам;

правительству;

группе депутатов парламента;

региональным органам власти;

группе избирателей.

Право инициативы дает возможность

принятия государственных решений и придания им особого авторитета;

оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора с правящими партиями.

Референдум по инициативе группы избирателей - петиционный, т.к. подписывается петиция с требованием провести народное голосование по определенному вопросу (одному или нескольким)

например, Конституция Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. предусматривает:

общенациональное голосование назначается Государственным собранием (парламентом);

в ч. 1 §30 - президент республики пользуется правом этой инициативы;

Закон XVII о народном голосовании установил это право за Советом министров, не менее 50 депутатам Государственного Собрания, и не менее 50000 избирателей.

Инициатор

представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой вопроса (формулой референдума);

Государственное Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов;

положительное решение содержит формулу референдума и дату его проведения (не позднее 3-х месяцев после даты решения).

Немногие страны регулируют основы процедуры референдума Конституцией.

Конституция Македонии 1991 г. ст. 73: Парламент назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи - по требованию 150000 избирателей.

По Конституции Хорватии 1990 г. право назначать референдум имеет только Палата Представителей и Президент, но по предложению правительства с подписью его председателя.

В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 Конституции, референдум назначается по требованию 500000 избирателей или 5 областных советов и т.д.

Организация референдума.

Институты аналогичны соответствующим институтам выборов государственных или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает:

производство по референдуму подчинено избирательному праву;

права общественных объединений будут распространяться на парламентские политические группы и такие, которые получили на парламентских выборах не менее 3% голосов;

избирательские советы будут образоавны в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума;

СМИ публичные - бесплатное время парламентским политическим группам;

льготный тариф для почты;

агиткомпания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00:00 часов дня, предшествующего дню голосования;

в течение последних 5 дней запрещается публикация, зондаж общественного мнения и моделирование голосования;

голосование осуществляется официальными бюллетенями;

проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными избирательными советами в течение 5 рабочих дней;

итоги подводятся Центральным Избирательным Советом и немедленно доводятся председателям правительства и палат парламента;

протесты рассматриваются палатами по административным избирательным спорам, которые могут постановить:

о недопустимости протеста;

о действительности голосования и объявлении его результатов;

о действительности голосования и необходимости нового объявления результатов;

о недействительности голосования.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.