скачать рефераты

МЕНЮ


Избирательные права гражданина в системе РФ

Административная и уголовная ответственность наступает за нарушение избирательных прав граждан и применяется в отношении конкретных лиц. Это лица: а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иными способами свободному осуществлению гражданами РФ права избирать и быть избранными; б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей; г) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях; д) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах; е) нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, инициативных групп, средств массовой информации; ж) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе проводящие агитацию в день голосования; з) нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям; и) препятствующие работе избирательных комиссий или незаконно вмешивающиеся в эту работу; к) препятствующие голосованию на избирательных участках; л) нарушающие тайну голосования; м) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; н) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании; о) являющиеся работодателями и отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах.

Каждое из этих деяний образует самостоятельный состав правонарушения, являющегося основанием для наступления уголовной, административной или иной ответственности, предусмотренной федеральным законом. Административная ответственность за избирательные правонарушения предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях; уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ и наступает за деяния, препятствующие осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов (ст. 142).

3.1 Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме

Ответственность за совершение отдельных нарушений законодательства о выборах и референдумах, предусмотренная КоАП РСФСР и другими федеральными законами.

Установление административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах относится к ведению федерального законодателя.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Согласно ст. 10 КоАП РСФСР административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме, сформулированы в главе 5 Особенной части КоАП РСФСР (ст.ст. 40-1 - 40-24).

В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние - такое действие или бездействие, которое нарушает нормы действующего законодательства о выборах и референдумах и соответствующие статьи КоАП РСФСР.

Административная ответственность может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах и референдумах. Вина - это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. Применительно к административным правонарушениям законодатель различает две формы вины - умысел и неосторожность.

Большинство административно-наказуемых нарушений законодательства о выборах и референдумах может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административные правонарушения, совершенные умышленно, то есть преднамеренно, с продуманным замыслом, отличаются большей степенью публичной опасности и должны влечь более суровые меры административной ответственности. К примеру, только с умышленной формой вины совершаются такие административные правонарушения как выдача гражданам избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования) в целях предоставления им возможности голосования за других лиц, уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Разумеется, в отличие от умышленных неосторожные административные правонарушения подлежат менее суровому наказанию. С неосторожной формой вины могут быть совершены такие административные правонарушения как непредставление избирательной комиссии должностными лицами необходимых для ее работы сведений и материалов, проведение агитации в период ее запрещения, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов. При определенных обстоятельствах указанные правонарушения могут быть также совершены и с умышленной формой вины.

Испытывать вину как особое психическое состояние может только психически здоровый человек. Невозможно вменить в вину совершение административного правонарушения психически больному человеку. Ст. 20 КоАП РСФСР так и гласит: « Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния». Заключение о наличии или отсутствии такого рода заболеваний дает врач-психиатр. При необходимости может проводиться психиатрическая экспертиза.

При отсутствии вины привлечение лица к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах недопустимо.

Совершение административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме, является административно наказуемым. Под административной наказуемостью понимается установленная законом юридическая возможность применения административных взысканий за совершение административных правонарушений.

Административные правонарушения в рассматриваемой сфере влекут штрафные санкции. Административный штраф выражается в разовом взыскании твердо установленной денежной суммы в доход государства. Он исчисляется в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения. В статьях Особенной части КоАП РСФСР штрафные санкции за административные правонарушения сформулированы, как правило, относительно-определенным образом (в виде вилки «от и до»). Конкретный размер штрафа определяется судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя.

За совершение административно наказуемых нарушений законодательства о выборах и референдумах к административной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к административной ответственности привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие предусмотренные законом специальные обязанности в избирательном процессе: должностные лица (например, ст.ст. 40-2, 40-3, 40-4, 40-6, 40-8, 40-9, 40-10 КоАП РСФСР); члены избирательных комиссий (ст.ст. 40-1, 40-23 КоАП РСФСР); председатели избирательных комиссий, комиссий референдума (ч. 2 ст. 40-17, ст. 40-24 КоАП РСФСР); главный редактор, иное ответственное лицо средства массовой информации (ст. 40-5 КоАП РСФСР); кандидат в депутаты или на выборную должность (ч. 1 ст. 40-17, ст. 40-18, ст. 40-19 КоАП РСФСР), работодатель (ст. 40-7 КоАП РСФСР). Лица, не обладающие статусом специального субъекта административной ответственности в соответствии с КоАП РСФСР, не могут быть привлечены к административной ответственности за совершение таких видов правонарушений (их, иногда, называют правонарушениями со специальным субъектом). В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане независимо от того, где они работают (не работают) или учатся. Так, к административной ответственности привлекаются граждане независимо от их служебного статуса за совершение административных правонарушений, ответственность за которые установлена ст.ст. 40-8, 40-10, 40-12, 40-14, 40-16 КоАП РСФСР.

Дела об административных нарушениях избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме рассматриваются судами.

Административная ответственность юридических лиц за совершение отдельных нарушений законодательства о выборах и референдумах предусмотрена Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Основанием данной ответственности является нарушение федеральных и региональных законов о выборах и референдумах, выразившееся в совершении юридическими лицами противоправных действий или в их бездействии. Конкретные составы административных правонарушений юридических лиц сформулированы в статьях 2 - 11 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Понятие юридического лица дано в статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно этому предписанию юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах административную ответственность в качестве юридических лиц могут нести:

организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание;

редакции периодических печатных изданий;

избирательные объединения;

общественные объединения;

благотворительные организации;

религиозные объединения;

кредитные организации (учреждения);

полиграфические предприятия и др.

Как отмечалось, в Федеральном законе «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» составы административных правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, сформулированы в статьях 2-11 этого закона. За аналогичные административные правонарушения в КоАП установлена и административная ответственность физических лиц. Возникает закономерный вопрос: в каких случаях наряду с административной ответственностью физических лиц наступает административная ответственность юридических лиц? К сожалению, прямого ответа на этот вопрос действующее законодательство об административных правонарушениях не дает.

Как представляется, юридические лица, когда это прямо установлено законом, могут нести административную ответственность за деяния (действия, бездействие) физических лиц, когда эти деяния:

совершены работниками юридического лица или уполномоченными им лицами с ведома администрации юридического лица или были ею санкционированы;

совершены в пользу юридического лица (например, за совершение наказуемого действия денежные средства перечислены на счет юридического лица);

совершены с использованием финансовых и иных материальных ресурсов юридического лица.

За административно-наказуемые нарушения законодательства о выборах и референдумах юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в судебном порядке. И только за отдельные нарушения (статьи 7 и 9 Федерального закона «Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах») наряду со штрафом применяется в качестве дополнительного взыскания конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии анонимных агитационных материалов и предметов незаконного пожертвования в собственность государства.

3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме

Предусмотренная УК РФ ответственность за совершение преступлений, нарушающих избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме.

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов и референдумов.

Уголовная ответственность регламентируется в УК РФ, который насчитывает две статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан. Это - ст. 141 (»Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и ст. 142 (»Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов»).

В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно-наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 141 УК РФ, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В ч. 2 ст. 141 УК РФ под подкупом понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод за отказ гражданина в реализации им его избирательных прав; под обманом - преднамеренное введение в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или в совершении других подобных действий; под насилием - причинение побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, незаконное лишение свободы; под использованием служебного положения - воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использование служебного положения в любой форме. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996. С. 88-89

В соответствии со ст. 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Указанное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также в изготовлении другого документа с ложным содержанием (См.: См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996. С. 89). При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени; списки избирателей; списки участников референдума; удостоверение кандидата в депутаты; подписные листы для регистрации кандидатом; протоколы избирательных комиссий.

Уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий, члены комиссий по проведению референдума и члены инициативных групп. Совершение деяний, указанных в данной статье УК РФ, другими лицами не влечет ответственность по этой статье.

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа избирательного законодательства, целью которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России обеспечение демократического общественного и судебного контроля в процессе организации и проведения выборов и референдума, в том числе и путем приглашения иностранных наблюдателей, создания условий для их работы.

Избирательное право является важной подотраслью конституционного права. Оно содержит нормы, которые регулируют порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым, устанавливая порядок проведения выборов в указанные сроки.

Избирательные права относятся к политическим и находятся в теснейшей взаимосвязи с правом на участие в управлении делами государства.

Реализация избирательных прав в рамках избирательного процесса взаимосвязана с иными конституционными правами и свободами, в частности: свободой мысли и слова; свободой искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; на объединение; собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации и т.д.

В Российской Федерации голосование на выборах является добровольным, отказ от него не влечет никаких правовых последствий для избирателя. Пассивным избирательным правом гражданин обладает также вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Ограничения пассивного избирательного права устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы - это своеобразная проверка доверия граждан к своему государству.

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека [текст] (принята на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюций 217А от 110.12.1948 г.) // Российская газета, 10 декабря 1998 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

2. Европейская Конвенция о защите прав человека от 21.09.1970, 20.12.1971, 01.01.1990, 06.11.1990, 25.03.1992, 11.05.1994 // Собрание законодательства РФ. 8.01.2001. № 2. Ст.163 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принята резолюцией 2200А Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г. [текст] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17(1831). Ст.291 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

4. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета, 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

5. Федеральный конституционный закон РФ от 10.10.1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [текст] (ред. от 27.09.2002) // Собрание законодательства РФ, 16.10.1995. № 42. Ст.3921 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

6. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [текст] (ред. от 12.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст.2253 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

7. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [текст] (ред. от 07.52.2096) // Парламентская газета. 08.10.2003. № 186 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

8. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [текст] (ред. от 12.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст.2253. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

9. Федеральный закон РФ от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [текст] (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. № 206. 19.10.1999 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

10. Федеральный закон РФ от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [текст] (ред. от 12.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 02.12.1996. № 49. Ст.5497// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

11. Федеральный закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [текст] (ред. 08.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст.3032 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.

12. Авакьян С.А. Конституционное право России [текст]. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.

13. Абдулхакова Е.М. Избирательная система: от смешанной к мажоритарной или пропорциональной [текст] // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 3.

14. Алехичева Л.Г., Постников А.Е. Признание недействительными итогов голосования результатов выборов: правовые проблемы [текст] // Журнал российского права. 2001. № 6.

15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2007. - 784 с.

16. Борисов И.Б., Веденеев Ю.А., Зайцев И.В., Лысенко В.И. Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-ХХ в. [текст] / Под ред. Ю.А. Веденеева, И.Б.Борисова. - М.: РОИИП, 2009. - 944 с.

17. Воробьев Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне [текст] // Журнал российского права. 2004. № 1.

18. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации [текст]: учеб. пособие. - Тамбов: изд-во ТГТУ, 2005. - 104 с.

19. Головин А.Г. Избирательное право России [текст]. - М.: НОРМА, 2007. - 336 с.

20. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. - М.: ЭКСМО, 2008. - 208 с.

21. Елизаров В.Г. Конституционное обоснование ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных компаний и просчеты нового законопроекта [текст] // Журнал российского права. 2002. № 4.

22. Зиновьев А.В. По какому закону россияне будут голосовать на выборах и референдумах? [текст] // Правоведение. 2002. № 2.

23. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. Теория, практика и перспективы. - М.: Юрид. центр Пресс, 2003-. - 384 с.

24. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [текст]. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 608 с.

25. Конституционное право России [текст]: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 504 с.

26. Конституционное право России [текст]: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. - М.: НОРМА, 2008. - 544 с.

27. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России [текст]. - М.: Книжный, мир, 2006. - 400 с.

28. Лучин В.А., Белоновский В.Н., Пряхина Т.М. Избирательное право России [текст]: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 672 с.

29. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации [текст] // Государство и право. 2005. № 10.

30. Постников А.Е. Система российского избирательного законодательства [текст] // Журнал российского права, 2007, № 1.

31. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]: учебник. - М.: МарТ, 2008. - 224 с.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.