скачать рефераты

МЕНЮ


Избирательные реформы в Англии

Вывод: Принятие этого закона ознаменовало победу мощного общественного дви-жения, выдвинувшего на первый план идеи гуманизма, прав и свободы личности. Однако деятельность аболиционистов не прекратилась, они создавали новые ко-митеты, которые ставили задачу отмены рабства и работорговли во всем мире.

2.2 ЧАРТИЗМ.

Чартизм стал самым крупным самостоятельным народным движением в эти годы не только в Великобритании, но и во всей Европе. Главным лозунгом чар-тистов стало требование радикальной парламентской реформы, которая вклю-чала бы в себя всеобщее избирательное право, тайное голосование, ежегодные выборы в парламент, равные избирательные округа, оплату деятельности чле-нов парламента и отмену имущественного ценза для депутатов. Требования эти были изложены в “народной хартии” (charter). В своей борьбе за хартию чарти-сты действовали в двух направлениях. Первым были подготовка петиций, сбор подписей под ними и внесение их в парламент. Всего было направлено в парла-мент три петиции: в 1839, 1842 и 1848 гг. Сбор подписей под ними проходил по-всюду - на митингах, фабриках, в работных домах - и превращался в важную по-литическую кампанию протеста. Вторым направлением явилось проведение ми-тингов, шествий, демонстраций, забастовок и создание различных обществ.

Причину своих бедствий чартисты видели во всесилии землевладельцев и промышленников, которое закреплялось законодательством. Они надеялись, что хартия, представляющая мнение большинства народа, заставит правящие классы пойти на уступки и провести реформу. От народных представителей ждали уста-новления контроля за законодательством, принятия актов, которые бы принесли улучшение жизни, снижение налогового бремени и отмену “Закона о бедных”. Вопрос о способах давления на правительство неоднократно стоял в повестке дня у чартистов. Однако сторонники “физического” давления, т.е. открытого высту-пления с оружием, пребывали в меньшинстве. Как правило, побеждали привер-женцы “морального” воздействия на парламент. Тем не менее возникали и заго-воры, и открытое противостояние с властями, например в Ньюпорте, Шеффил-де, Бредфорде, Дьюсбери, которые были жестоко подавлены.

Само движение не было ни единым, ни однородным. В него вливались раз-личные слои населения: это и часть наиболее квалифицированных ремесленни-ков (печатники, портные, столяры-краснодеревщики), и мелкие лавочники, и фабричные рабочие, как правило, из текстильных районов страны; а также на-домные работники - ткачи, работавшие на ручных станках, вязальщики, изго-товители гвоздей и т.д. Широкий социальный состав отражал происходящие в стране экономические перемены, когда наряду с промышленным производст-вом еще было сильно развито ремесленное, а на большинстве фабрик труди-лось до 100 рабочих. При этом лидерство, как национальное, так и локальное, редко оказывалось в руках представителей рабочего класса. Во главе чарти-стов можно было встретить землевладельцев, врачей, торговцев, ремесленни-ков, мелких промышленников, учителей и журналистов. Почти одновременно чартизм зарождался и в старых регионах, где была распространена рассеянная мануфактура, и в новых развивающихся центрах промышленного производст-ва, и в экономически отсталых районах. Национальные организации были соз-даны в Шотландии, Англии и Уэльсе. Они имели свои фонды, их члены выпла-чивали регулярные взносы. Центрами зарождения чартистского движения стали Лондон, Бирмингем и Лидс, где были созданы наиболее крупные организа-ции и собственная пресса.

Чартистам не удалось добиться немедленного осуществления своих требова-ний. Тем не менее движение не прошло бесследно. Важнейшим его результатом стало изменение социальной направленности политики правящих классов. Раз-мах выступлений и жалобы чартистов сыграли свою роль в том, что положение трудящихся становится важной темой на страницах прессы. В 40-е годы был при-нят ряд законов, касавшихся медицинского обслуживания населения и санитарно-го состояния городов, расширилось фабричное законодательство. Настойчивое требование радикальной парламентской реформы приводило к постепенному из-менению позиции и ведущих либеральных политиков по этому вопросу.

Вывод: Началом движения Великобритании по пути реформ к современному демо-кратическому обществу стали 30-40-е гг. И в это время упрочиваются легаль-ные формы выражения недовольства, протеста, требований дальнейшего преоб-разования общества. Использовались права граждан на созыв митингов, на обра-щение в парламент и к королю с петициями. Немаловажное значение в становле-нии общественного мнения имела и отвоевавшая свое право на свободу слова пресса. Возможность открыто высказать свои требования, жалобы и недовольст-во как в прессе, так и участие в движениях, в значительной мере способствовала снятию социального напряжения.

ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX в. В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

3.1 РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В 50-60-е гг.

В 50-60-е гг. Англия занимала уникальное положение, являясь цент-ром, “сердцем” мирового хозяйства. Лондонская промышленная выставка 1851 г. поразила современников достижениями британской промышленности. Монопо-лия на мировом рынке, в морском судоходстве, финансах, обладание колониаль-ной империей содействовали ускорению темпов накопления капитала, росту на-ционального богатства. Национальный доход с начала 50-х по конец 70-х годов, увеличившись почти на треть, достиг 1 млрд ф.ст., что сказалось на росте дохо-дов населения.

Весьма важным показателем изменения социальной картины стало сокра-щение числа совершавшихся преступлений и количества нищих, бедных, ко-торые получали помощь. Социальная структура общества претерпевала суще-ственные изменения. Формирование классов нового, капиталистического об-щества сопровождалось дальнейшим ростом численности городского населе-ния, превышавшего сельское. Характерной особенностью социально-полити-ческой жизни Великобритании в эти годы стало дальнейшее углубление тен-денции ослабления позиций лендлордизма, возрастания активности средних классов, лиц интеллектуального труда и появления так называемой “рабочей аристократии”.

Подъем чартистского движения, рост промышленности и национального бо-гатства и, наконец, выставка 1851 г. сыграли важную роль в изменении отноше-ния общества к трудящимся, и в первую очередь к группе высококвалифициро-ванных рабочих и мастеров, т.е. “рабочей аристократии”, чьи доходы и образ жизни были сравнимы с доходами и образом жизни среднего класса. Заметим, что со временем доля “рабочей аристократии” увеличивалась.

Реформы конца 40-х гг., касавшиеся санитарного состояния городов и ме-дицинского обслуживания, в 50-е и 60-е гг. приносили свои плоды. Изменялся облик городов, прокладывались водопроводы и канализация. Годы экономиче-ского процветания и относительной социальной стабильности закрепляли заро-дившуюся викторианскую мораль, традиции, образ жизни.

А эти перемены, в свою очередь, определили как эволюцию “политической элиты” в сторону “демократизации”, так и характер дальнейших реформ.

В 1858 г. отменен имущественный ценз для депутатов. А права и их привиле-гии - неприкосновенность личности и свобода слова в стенах парламента - с XIX в. практически не нарушались. Важной приметой времени стала и постепен-ная отмена завуалированного религиозного ценза. В 1866 г. новый текст присяги открыл доступ в парламент людям нехристианского вероисповедания. С этого времени сохранялись ограничения пассивного избирательного права, направлен-ные на то, чтобы избирались лишь те, кто имел свободное время, не запятнал своей чести и не был банкротом.

Во второй половине XIX в. усиливается процесс организационного переуст-ройства либеральной и консервативной партий, имевший следствием придание политическим организациям вигов и тори характера современных политических партий. Одновременно с чисто организационным оформлением шел процесс ви-доизменения их социальной базы. И хотя он окончательно не завершился к исхо-ду XIX в., нетрудно выявить наметившиеся тенденции в ориентации английского электората, отразившиеся на позициях либералов и консерваторов на политиче-ской арене страны.

Организационная структура либеральной и консервативной партий склады-валась в 60-70-е гг. XIX в., когда создавались их центральные органы. У кон-серваторов это были Федерация местных консервативных ассоциаций - Нацио-нальный союз консерваторов и Конституционные ассоциации. Их цели заключа-лись в том, чтобы эти ассоциации, во-первых, представляли центральные органи-зации консервативной партии и, во-вторых, являлись официальными средствами связи между членами партии, местными агентами и ассоциациями на территории всей страны. Организационная структура либеральной партии складывалась бо-лее медленно и оформилась к 1877 г.

Вторая половина XIX в. отмечена в Англии значительными успехами в демо-кратизации представительного органа власти - палаты общин английского пар-ламента. Расширение избирательных прав англичан в ходе парламентских ре-форм 1867 г. и 1884 г. имело своим результатом вовлечение в политическую жизнь страны все новых слоев общества - средних, мелкобуржуазных классов и рабочих. А это, в свою очередь, не могло не отразиться на социальном составе двух ведущих политических партий - либеральной и консервативной.

Вследствие парламентской реформы 1832 г. избирательных прав не получи-ли мелкая и отчасти средняя буржуазия, а также рабочий класс. Нерешенность этой проблемы постоянно обостряла политическую обстановку в стране. В кон-це 50-х гг. необходимость реформирования избирательной системы станови-лась очевидной для многих политических деятелей как либерального, так и кон-сервативного толка. Так, в 1859 г. консервативное правительство Дерби-Дизраэли предприняло попытку внести на обсуждение парламента проект парламент-ской реформы, имевший довольно ограниченный характер. Однако билль был отвергнут либералами и радикалами, не желавшими отдавать инициативу прове-дения парламентской реформы в руки тори.

Обстановка первой половины 60-х гг. характеризовалась набиравшим си-лу движением рабочего класса и мелко- и среднебуржуазных слоев, основным требованием которого являлась реформа избирательного права.

Со смертью в 1865 г. лорда Пальмерстона, главного противника парламент-ской реформы, движение за ее осуществление приобрело новый размах. Либера-лы во главе с лордом Расселом, находившиеся у власти, не могли не учитывать настроения в обществе. В 1866 г. они вносят на рассмотрение парламента билль, по которому избирательное право получали 400 тыс. человек. Несмотря на яв-ную его умеренность, законопроект встретил сопротивление со стороны не толь-ко консерваторов, но и части правых либералов.

Однако необходимость проведения реформы понимали и дальновидные по-литики из партии тори. Уже в начале 60-х гг. Б. Дизраэли сформулировал ряд положений, которые должны были, по его мнению, учитываться при проведении реформы, в частности принципы перераспределения парламентских мест и уменьшения влияния графств в избирательной системе. При этом он подчерки-вал важность соблюдения интересов аристократии.

Проведенная консервативным правительством Дерби-Дизраэли парламент-ская реформа 1867 г. знаменовала собой новый этап в отношении правящих по-литических партий Великобритании к избирателям, к вопросу о расширении сво-ей социальный базы. Увеличение числа избирателей после реформы 1867 г., в том числе и от трудящихся масс, потребовало от политических партий разработ-ки новой стратегии и тактики в отношениях с электоратом. Старые программ-ные установки, методы предвыборной работы, организационные структуры кон-сервативной и либеральной партий оказались малопригодными для решения но-вых задач, появившихся в результате качественных и количественных изменений среди электората. Либералам и консерваторам предстояло определить свое отно-шение к новым категориям избирателей и волновавшим их социальным пробле-мам, отразить его в программных документах, реорганизовать партийные орга-низации и овладеть новыми формами работы, ориентированными на массового избирателя.

Политика социальных реформ либералов связана с именем выдающегося ан-глийского политика Уильяма Гладстона. Гладстон и либерализм - эти два поня-тия связаны в политической истории Великобритании второй половины XIX в. воедино. Гладстон, или “Великий старец”, как его называли современники, воз-главлявший либеральную партию на протяжении последних 30 лет XIX столетия, внес заметный вклад в разработку либеральных концепций и претворение их в практику политической жизни Англии. Путь Гладстона к посту лидера либераль-ной партии и к своему первому премьерству (1868 г.) был сложен. Он родился в 1809 г. в Ливерпуле в семье богатого купца и владельца крупных плантаций на Вест-Индских островах. Образование получил в аристократических учебных за-ведениях Итона и Оксфорда. Уже в молодые годы Гладстон отличался от своих сверстников повышенным интересом к политике, науке и литературе, глубокой религиозностью. Любовь к классикам и богословским учениям не покидала его всю жизнь. Но наряду с религиозными интересами и житейской практичностью молодой Гладстон обнаруживал и большие деловые способности, и ораторский талант, заставлявшие подозревать в нем неординарного парламентского деятеля. В 1832 г. он в возрасте 22 лет впервые изби-рается в парламент как кандидат от торийской партии, а уже в 1834 г. входит в состав консервативного правительства Р. Пиля. Гладстон не посрамил торийского знамени: он одобрял осадное положение в Ирлан-дии, защищал институт невольничества, боролся против отмены хлебных пошлин и введения тайного голосования на выборах. В 1838 г. он опубликовал трактат в защиту государственной церкви и окончательно за-крепил за собой репутацию ревностного охранителя основ.

С начала 50-х гг. начинается поли-тическое соперничество между У. Гладстоном и Б. Дизраэли. Оставаясь все еще чле-ном торийской партии, Гладстон выступил против бюджета дорийского кабинета (1852 г.), министром финансов которого яв-лялся его политический соперник. Это бы-ла первая дуэль между ними. Гладстон одержал победу. Торийское правительство потерпело поражение, и Гладстон вошел в коалиционный кабинет вигов и пилитов (сторонников Р. Пиля) в качестве канцлера казначейства (1852 г.). Как ми-нистр финансов он фазу же обратил на себя внимание политических и деловых кругов Англии. Внесенный им (апрель 1853 г.) первый бюджет произвел впечат-ление своей решительной установкой на фритредерство. С падением кабинета лорда Эбердина он вошел в новый кабинет лорда Пальмерстона, но очень скоро покинул его. Гладстон отказывается войти в состав консервативного правитель-ства лорда Дерби (1858 г.), хотя Дизраэли предпринял попытку убедить его вновь присоединиться к тори.

В 1859 г. окончательно становится ясно о переходе Гладстона на новые по-литические позиции, так как он входит в состав второго кабинета лорда Паль-мерстона, вполне вигского по составу. Разрыв с торийской партией становится окончательным. В новом правительстве Гладстон получил пост министра финан-сов, занимаясь вопросами упорядочения английской налоговой системы, пере-смотром тарифов, и во многом способствовал заключению торгового договора с Францией. За свой переход в либеральные ряды Гладстон лишается поддержки избирателей Оксфордского округа и во время парламентских выборов 1865 г. проходит в парламент благодаря избранию от округа Южного Ланкашира. Пос-ле смерти лорда Пальмерстона в 1865 г. Гладстон становится лидером либералов в палате общин и вновь министром финансов в кабинете лорда Рассела. В 1866 г. он вносит в парламент билль о реформе избирательного права, который был провален консерваторами, и либералы уходят в отставку, уступив последним бразды правления. Им и принадлежала заслуга в принятии второй парламентской реформы в Англии (1867 г.). Как лидер оппозиции, Гладстон сыграл важную роль в изменении характера закона, внося в него либеральные поправки. После падения кабинета Б. Дизраэли в 1868 г. представители всех политических напра-влений в либеральной партии (виги, пилиты, радикалы) отдали предпочтение У. Гладстону, и он становится главой либерального правительства (1868-74).

Таким образом, политический путь Гладстона в ряды либеральной партии и к вершине политического триумфа - премьерству - был сложен, сопровождался сменой политической ориентации и сторонников. В лице консерваторов он приобрел серьезных противников, не забывших его политической измены их партии и не прощавших ему никаких, даже малейших, промахов во внутри- и внешнепо-литической жизни Англии.

С 60-х гг. XIX в. У. Гладстон последовательно выступал за проведение по-литики социального либерализма. Он полагал, что социальная политика являет-ся главной для либеральной партии и что либералы могут успешно конкуриро-вать с консерваторами, только опираясь на массовую национальную поддержку. Либеральное правительство 1868-74 гг. вошло в политическую историю Анг-лии как “реформаторское”. Работу первого кабинета Гладстона можно рассмат-ривать как начало новой эры согласованных действий политических партий с массами в масштабах всей страны. Из наиболее значимых законодательных ме-роприятий либералов в рассматриваемый период можно назвать закон об отде-лении государственной церкви в Ирландии, ирландский земельный закон 1870 г., школьную реформу 1870 г., предоставившую детям из рабочей среды возмож-ность получить начальное образование, закон о гражданской службе 1870 г., во-енную реформу 1871 г., введение тайного голосования в 1872 г., закон о легали-зации тред-юнионов 1871 г., закон об университетах 1873 г.

В результате досрочных парламентских выборов в феврале 1874 г., либера-лы потерпели поражение. Разочарованность большинства англичан внутриполи-тическими мероприятиями либералов явилась одной из главных причин, обусло-вивших их поражение на выборах. Фактически правительство Гладстона не смог-ло удержаться на умеренных позициях, которые бы удовлетворяли и радикаль-ные и консервативные круги английского общества. В 1873 г., когда основные пункты предвыборной программы либералов были выполнены, они не смогли предложить избирателям что-либо значимое. Периодический орган вигов “Edinburgh Review” отмечал, что “либеральная партия была ослаблена завершен-ностью своих достижений” Айзенштадт М.П., Гелла Т.М. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX веке. М., 1999. С. 629, а королева Виктория замечала в феврале 1874 г., что “большинство либералов с трепетом спрашивают: “А что же дальше?” История дипломатии. М., 1963. Т. II. 1871-1914. C. 269. Накануне парламентских выборов они не выдвинули конструктивной программы, которая способна была бы привлечь внимание различных слоев английского общества. Об этом свидетельствовал, например, текст манифеста У. Гладстона к своим из-бирателям в Гринвиче. Российский посол Ф.И. Бруннов, находившийся в это вре-мя в Лондоне, писал о “неопределенности” и “неуверенности” самого лидера ли-бералов. “В его выступлении не было и следа авторитета, которого можно было бы ожидать от министра, возглавлявшего парламент и который чувствовал бы к себе доверие всей огромной политической партии”, - заключал посол Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX века. М.-Л., 1960. С. 30.

Наличие нескольких соперничающих фракций в самой либеральной партии сыграло не последнюю роль в отставке либерального правительства. При анали-зе результатов выборов 1874 г. нельзя не учитывать и тот момент, что тори во главе с Б. Дизраэли использовали оппозиционный период для собрания сил. Пар-тийная машина консерваторов развернула работу по привлечению в свой лагерь новых избирателей из средне- и мелкобуржуазных слоев общества. Контраст ме-жду расколотой на различные группировки либеральной и единой, монолитной консервативной партиями являлся серьезным фактором в определении симпатий англичан. Необходимо также иметь в виду, что, несмотря на принятие либерала-ми ряда законов, касающихся проблем Ирландии, ирландский вопрос был далек от своего окончательного решения. Поэтому во время выборов 1874 г. ирланд-ские националисты выступали отдельным блоком, что, в свою очередь, ослабило позиции либералов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.