скачать рефераты

МЕНЮ


Коллизии в конституционном праве

Заключение.

Не возможно охватить всех областей конституционного права, которым противоречат другие, утвержденные законодательством РФ, законы. Остается только, постоянно помня о своих правах и свободах, всегда и везде бороться за них, отстаивать свое конституционное право на… да на что бы там ни было. Можно просто сожалеть о несовершенном законодательстве, но как показывает общественная практика, пока требования гражданина России не будут обнародованы и громогласно одобрены, правительство и местное управление не в силах ему помочь. Современное правовое развитие обусловило более глубокое изучение юридических коллизий и противоречий в целом. Ранее процесс устранения юридических коллизий носил зачастую характер ожидания. Сейчас же речь может идти о формировании правового механизма преодоления юридических коллизий. Сейчас в нашем законодательстве все чаще появляются законы, которые, так сказать, истребляют противоречия конституции. Этого бы не было, если граждане о коллизиях молчали и смиренно шли на поводу у государства, которому сегодня нужно одно -, закон. Поэтому чаще и громче заявляйте, кричите о своих правах! Вы - гражданин России, и для Вашей защиты существует основной документ РФ, такой как, Конституция. Никто не в праве нарушать этого закона, никто не в праве подавлять Ваши права и свободы…

Мнение Тихомирова М.Ю. о формировании супер-отрасли коллизионного права имеет под собой почву. «Новой комплексной отрасли права еще предстоит пройти период формирования и самоорганизации, структуризации. Но уже сейчас очевидны ее главные перспективные подотрасли и институты, создающие комплексный правовой режим предотвращения и преодоления юридических коллизий. В коллизионном праве органично сближаются и развиваются нормы национального и международного права. Их согласованное применение объяснимо появлением своего рода общего предмета регулирования, фокусирующего наиболее значимые социальные интересы».

В настоящее время огромное значение для создания режима предотвращения появления юридических коллизий играет принцип обеспечения верховенства конституции и закона, соблюдение юридических приоритетов, неотвратимость ответственности за нарушение законности, широкое использование процедур достижения договоренности и социального согласия, формирование высокой правовой культуры.

В заключение еще раз отметим, что необходимо развивать и совершенствовать правовую регламентацию процедур разрешения юридических коллизий, целесообразно шире и глубже осваивать разнообразные процедуры, как путем изучения их признаков, так и типологии ситуаций возможного применения.

Приложение №1.

  Основной закон субъекта РФ

Содержание правовой нормы

Какому нормативному правовому акту противоречит

Предметы ведения

Решение Конституционного Суда России

Конституция Республики Алтай, Конституция Республики Адыгея, Конституция Республики Башкортостан,

Конституция Республики Ингушетия, Конституция Республики Коми, Конституция Республики Северная Осетия-Алания, Конституция Республики Татарстан

Закрепление суверенитета как одной из основ конституционного строя

Конституция РФ

Российской Федерации

Признаны не соответствующими Конституции РФ: Постановление от 07 июня 2000г. №10-П, Определение от 27 июня 2000г. №92-О

Конституция Республики Алтай

Необходимость согласия Государственного собрания Республики Алтай на назначение и освобождение Главой Республики Алтай и Председателем Правительства Республики Алтай руководителей органов исполнительной власти

Конституция РФ

Российской Федерации

Постановление от 07 июня 2000г. №10-П

Конституция Республики Алтай

Земля, недра, растительный и животный мир является достоянием (собственностью) Республики Алтай

Конституция РФ

Совместное ведение

Постановление от 07 июня 2000г. №10-П

Конституция Республики Алтай

Запрет на складирование в Республике Алтай радиоактивных отходов и отравляющих веществ

Конституция РФ

Российской Федерации

Постановление от 07 июня 2000г. №10-П

Конституция Республики Алтай

Образование городских и районных судов Республики Алтай в соответствии с законом Республики Алтай

Конституция РФ

Российской Федерации

Постановление от 07 июня 2000г. №10-П

Конституция Республики Алтай

Полномочие Верховного Суда Республики Алтай подтверждать своим заключением совершение Главой Республики Алтай и Председателем Правительства Республики Алтай умышленного преступления

Конституция РФ

Российской Федерации

Постановление от 07 июня 2000г. №10-П

Устав Тамбовской области

Подотчетность и подконтрольность Администрации области областной Думе

Конституция РФ

Российской Федерации

Постановление от 10 декабря 1997г. №19-П

Устав Тамбовской области

Досрочное прекращение полномочий главы Администрации области в случае его выезда на постоянное место жительства за пределы области

Конституция РФ

Российской Федерации

Постановление от 10 декабря 1997г. №19-П

Конституция Республики

Башкортостан

Требования к кандидату в Президенты Республики Башкортостан: возраст - не моложе 35 и не старше 65 лет, проживание на территории Республики Башкортостан не менее 10 лет

 

Конституция РФ

Российской Федерации

Постановление от 27 апреля 1998г. №12-П

Устав Воронежской области (статья 5)

Иностранные граждане и лица без гражданства (подданства) на территории области имеют права и несут обязанности, предусмотренные федеральным и областным законодательством

Конституция РФ,

Статья 1, часть 4 статьи 9 Устава Воронежской области

Российской Федерации

 

Устав Воронежской области (абзац 2 части 2 статьи 16)

Изменение границ области, являющихся внешними границами Российской Федерации, может состояться только с согласия области, принятого на областном референдуме

Конституция РФ,

Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации»,

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,

Абзацу 1 части 2 статьи 16 Устава Воронежской области

Российской Федерации

 

Устав Воронежской области (пункт 4 статьи 44)

Отнесение к компетенции органов государственной власти Воронежской области порядка формирования и использования местных финансов

Конституция РФ,

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»,

Пункту 8 статьи 44 и части 2 статьи 47 Устава Воронежской области

Совместное ведение

 

Устав Воронежской области (часть 2 статьи 34)

Полномочия главы администрации области прекращаются автоматически и оформляются соответствующим правовым актом администрации

Части 4 статьи 34 Устава Воронежской области

Субъектов Федерации

 

 Приложение №2.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ст. 15). Положения первой главы Конституции составляют основы конституционного строя и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с установленной компетенцией, действует, нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 3, 5 и 6 ст. 76). Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 78).

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 1, 2 ст. 85). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2, 3 ст. 90). Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115).

А вот способы предотвращения конфликтов в системе публичной власти.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3).

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности (ч. 2 ст. 92). Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации (ч. 1 ст. 93).

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ (п. 1 ст. 109). Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думой (ч. 1, 2, 3 ст. 117).

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133).

Список использованной литературы:

Нормативные акты:

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 года.

2. Федеральной конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий. - М., Юридическая литература, 1996; Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992-1996. - М., Новый юрист, 1997.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности»в связи с жалобами граждан О. Ю. Веселяшкиной, А.Ю.Веселяшкина и Н.П.Лазаренко» // Финансовая Россия, 4 - 10 марта 1999 г., N 8.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января 2000 г.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Российская газета, 6 августа 1998 г.; Российская газета, 10 августа 2000 г. №153-154.

5. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., №32, ст. 3301.

6.Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. №5, ст. 410.

7. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Норма-инфра, 2000.

8.Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 5 июля 1984 г., N 27, ст. 909.

9.Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1 // Российская газета, 21 июля 1993 г.

10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Российская газета, 27 января 1996 г.

11. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954.

12.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗРоссийская газета, 12 августа 1998 г.

13.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. №70-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 1995 г., №19, ст. 1709.

14.Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506.

Учебная и специальная литература:

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма-Инфра, 1999

А.Ф. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, С.В. Кудрявцев. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология. Ч. I). - М., 1993; Юридический конфликт: сферы и механизмы (Юридическая конфликтология. Ч. II). - М., 1994; Юридический конфликт (Юридическая конфликтология. Ч. III). - М., 1995; Глава VI. Юридическая конфликтология: теория и практика. В книге: Социальные конфликты в современной России.

О.В. Золотухин, Коллизии и недостатки в исполнительном производстве, Законодательство, N 4, апрель 2000

Как удачно судиться. Законодательство, комментарии, образцы судебных документов. - М., Рандеву-ам, 1999.

Платон. Законы. - М., Мысль, 1999

Социальные конфликты в современной России. - М. 1999.

Ю.А. Тихомиров Коллизионное право. М.: 2000.

Ю.А. Тихомиров Юридическая коллизия. М.: 1996.

Толмачев О., Коллизии норм УК РФ и КоАП РСФСР в судебной практике, Российская юстиция, 2000, N 1

Е.С. Урумова. Разночтения в официальных текстах Налогового кодекса. - Законодательство, № 3, 1999.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.