Коллизии в конституционном праве
Заключение.
Не возможно охватить всех областей конституционного права, которым противоречат другие, утвержденные законодательством РФ, законы. Остается только, постоянно помня о своих правах и свободах, всегда и везде бороться за них, отстаивать свое конституционное право на… да на что бы там ни было. Можно просто сожалеть о несовершенном законодательстве, но как показывает общественная практика, пока требования гражданина России не будут обнародованы и громогласно одобрены, правительство и местное управление не в силах ему помочь. Современное правовое развитие обусловило более глубокое изучение юридических коллизий и противоречий в целом. Ранее процесс устранения юридических коллизий носил зачастую характер ожидания. Сейчас же речь может идти о формировании правового механизма преодоления юридических коллизий. Сейчас в нашем законодательстве все чаще появляются законы, которые, так сказать, истребляют противоречия конституции. Этого бы не было, если граждане о коллизиях молчали и смиренно шли на поводу у государства, которому сегодня нужно одно -, закон. Поэтому чаще и громче заявляйте, кричите о своих правах! Вы - гражданин России, и для Вашей защиты существует основной документ РФ, такой как, Конституция. Никто не в праве нарушать этого закона, никто не в праве подавлять Ваши права и свободы…
Мнение Тихомирова М.Ю. о формировании супер-отрасли коллизионного права имеет под собой почву. «Новой комплексной отрасли права еще предстоит пройти период формирования и самоорганизации, структуризации. Но уже сейчас очевидны ее главные перспективные подотрасли и институты, создающие комплексный правовой режим предотвращения и преодоления юридических коллизий. В коллизионном праве органично сближаются и развиваются нормы национального и международного права. Их согласованное применение объяснимо появлением своего рода общего предмета регулирования, фокусирующего наиболее значимые социальные интересы».
В настоящее время огромное значение для создания режима предотвращения появления юридических коллизий играет принцип обеспечения верховенства конституции и закона, соблюдение юридических приоритетов, неотвратимость ответственности за нарушение законности, широкое использование процедур достижения договоренности и социального согласия, формирование высокой правовой культуры.
В заключение еще раз отметим, что необходимо развивать и совершенствовать правовую регламентацию процедур разрешения юридических коллизий, целесообразно шире и глубже осваивать разнообразные процедуры, как путем изучения их признаков, так и типологии ситуаций возможного применения.
Приложение №1.
Основной закон субъекта РФ
|
Содержание правовой нормы
|
Какому нормативному правовому акту противоречит
|
Предметы ведения
|
Решение Конституционного Суда России
|
|
Конституция Республики Алтай, Конституция Республики Адыгея, Конституция Республики Башкортостан,
Конституция Республики Ингушетия, Конституция Республики Коми, Конституция Республики Северная Осетия-Алания, Конституция Республики Татарстан
|
Закрепление суверенитета как одной из основ конституционного строя
|
Конституция РФ
|
Российской Федерации
|
Признаны не соответствующими Конституции РФ: Постановление от 07 июня 2000г. №10-П, Определение от 27 июня 2000г. №92-О
|
|
Конституция Республики Алтай
|
Необходимость согласия Государственного собрания Республики Алтай на назначение и освобождение Главой Республики Алтай и Председателем Правительства Республики Алтай руководителей органов исполнительной власти
|
Конституция РФ
|
Российской Федерации
|
Постановление от 07 июня 2000г. №10-П
|
|
Конституция Республики Алтай
|
Земля, недра, растительный и животный мир является достоянием (собственностью) Республики Алтай
|
Конституция РФ
|
Совместное ведение
|
Постановление от 07 июня 2000г. №10-П
|
|
Конституция Республики Алтай
|
Запрет на складирование в Республике Алтай радиоактивных отходов и отравляющих веществ
|
Конституция РФ
|
Российской Федерации
|
Постановление от 07 июня 2000г. №10-П
|
|
Конституция Республики Алтай
|
Образование городских и районных судов Республики Алтай в соответствии с законом Республики Алтай
|
Конституция РФ
|
Российской Федерации
|
Постановление от 07 июня 2000г. №10-П
|
|
Конституция Республики Алтай
|
Полномочие Верховного Суда Республики Алтай подтверждать своим заключением совершение Главой Республики Алтай и Председателем Правительства Республики Алтай умышленного преступления
|
Конституция РФ
|
Российской Федерации
|
Постановление от 07 июня 2000г. №10-П
|
|
Устав Тамбовской области
|
Подотчетность и подконтрольность Администрации области областной Думе
|
Конституция РФ
|
Российской Федерации
|
Постановление от 10 декабря 1997г. №19-П
|
|
Устав Тамбовской области
|
Досрочное прекращение полномочий главы Администрации области в случае его выезда на постоянное место жительства за пределы области
|
Конституция РФ
|
Российской Федерации
|
Постановление от 10 декабря 1997г. №19-П
|
|
Конституция Республики
Башкортостан
|
Требования к кандидату в Президенты Республики Башкортостан: возраст - не моложе 35 и не старше 65 лет, проживание на территории Республики Башкортостан не менее 10 лет
|
Конституция РФ
|
Российской Федерации
|
Постановление от 27 апреля 1998г. №12-П
|
|
Устав Воронежской области (статья 5)
|
Иностранные граждане и лица без гражданства (подданства) на территории области имеют права и несут обязанности, предусмотренные федеральным и областным законодательством
|
Конституция РФ,
Статья 1, часть 4 статьи 9 Устава Воронежской области
|
Российской Федерации
|
|
|
Устав Воронежской области (абзац 2 части 2 статьи 16)
|
Изменение границ области, являющихся внешними границами Российской Федерации, может состояться только с согласия области, принятого на областном референдуме
|
Конституция РФ,
Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации»,
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,
Абзацу 1 части 2 статьи 16 Устава Воронежской области
|
Российской Федерации
|
|
|
Устав Воронежской области (пункт 4 статьи 44)
|
Отнесение к компетенции органов государственной власти Воронежской области порядка формирования и использования местных финансов
|
Конституция РФ,
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»,
Пункту 8 статьи 44 и части 2 статьи 47 Устава Воронежской области
|
Совместное ведение
|
|
|
Устав Воронежской области (часть 2 статьи 34)
|
Полномочия главы администрации области прекращаются автоматически и оформляются соответствующим правовым актом администрации
|
Части 4 статьи 34 Устава Воронежской области
|
Субъектов Федерации
|
|
|
|
Приложение №2.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ст. 15). Положения первой главы Конституции составляют основы конституционного строя и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с установленной компетенцией, действует, нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 3, 5 и 6 ст. 76). Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 78).
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 1, 2 ст. 85). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2, 3 ст. 90). Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115).
А вот способы предотвращения конфликтов в системе публичной власти.
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3).
Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности (ч. 2 ст. 92). Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации (ч. 1 ст. 93).
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ (п. 1 ст. 109). Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думой (ч. 1, 2, 3 ст. 117).
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133).
Список использованной литературы:
Нормативные акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 года.
2. Федеральной конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий. - М., Юридическая литература, 1996; Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992-1996. - М., Новый юрист, 1997.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности»в связи с жалобами граждан О. Ю. Веселяшкиной, А.Ю.Веселяшкина и Н.П.Лазаренко» // Финансовая Россия, 4 - 10 марта 1999 г., N 8.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января 2000 г.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Российская газета, 6 августа 1998 г.; Российская газета, 10 августа 2000 г. №153-154.
5. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., №32, ст. 3301.
6.Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. №5, ст. 410.
7. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Норма-инфра, 2000.
8.Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 5 июля 1984 г., N 27, ст. 909.
9.Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1 // Российская газета, 21 июля 1993 г.
10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Российская газета, 27 января 1996 г.
11. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954.
12.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗРоссийская газета, 12 августа 1998 г.
13.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. №70-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 1995 г., №19, ст. 1709.
14.Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506.
Учебная и специальная литература:
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма-Инфра, 1999
А.Ф. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, С.В. Кудрявцев. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология. Ч. I). - М., 1993; Юридический конфликт: сферы и механизмы (Юридическая конфликтология. Ч. II). - М., 1994; Юридический конфликт (Юридическая конфликтология. Ч. III). - М., 1995; Глава VI. Юридическая конфликтология: теория и практика. В книге: Социальные конфликты в современной России.
О.В. Золотухин, Коллизии и недостатки в исполнительном производстве, Законодательство, N 4, апрель 2000
Как удачно судиться. Законодательство, комментарии, образцы судебных документов. - М., Рандеву-ам, 1999.
Платон. Законы. - М., Мысль, 1999
Социальные конфликты в современной России. - М. 1999.
Ю.А. Тихомиров Коллизионное право. М.: 2000.
Ю.А. Тихомиров Юридическая коллизия. М.: 1996.
Толмачев О., Коллизии норм УК РФ и КоАП РСФСР в судебной практике, Российская юстиция, 2000, N 1
Е.С. Урумова. Разночтения в официальных текстах Налогового кодекса. - Законодательство, № 3, 1999.
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|