скачать рефераты

МЕНЮ


Комментарии к статьям закона о гарантиях работникам, трудовом договоре

Весьма важными являются требования статьи 225 Кодекса, что, несомненно, является гарантией соблюдения законодательства о труде, в частности: "все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений".

Устанавливая гарантии прав работников на безопасные условия труда, законодатель в статье 212 ТК РФ установил обязанности работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации.

Указанный перечень обязанностей не является исчерпывающим.

Необходимо подчеркнуть, что весьма важными являются термины и определения, данные в статье 209 ТК РФ "Основные понятия".

В данной статье Кодекса законодатель особо подчеркнул, что вредным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Особенно важным является также определение аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест по условиях труда направлена прежде всего на оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ определен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (статья 226 ТК РФ).

В соответствии с частями 2 и 3 данной статьи финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Следует также иметь в виду, что в ряде норм Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, ограничение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иное.

Охрана труда является институтом отрасли трудового права, ибо он обладает всеми необходимыми для него конститутивными признаками:

- регулирует определенные (однородные) общественные отношения, связанные с обеспечением жизни и здоровья работников;

- правовые нормы обладают устойчивостью и обособлены от других институтов отрасли трудового права.

Вместе с тем позитивна и точка зрения об охране труда как комплексном институте российского права, включающем в себя нормы не только трудового, но и конституционного, гражданского, административного, уголовно-исполнительного и уголовного права. Различать указанные две разновидности института охраны труда как в теории права, так и на практике (в нормотворчестве) исключительно важно.

Институт охраны труда в трудовом праве имеет определенную структуру и содержание. В Трудовом кодексе РФ он предусмотрен в разделе X и включает в себя:

1) общие положения (глава 33) - основные понятия и основные направления государственной политики в области охраны труда;

2) требования охраны труда (глава 34) - государственные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, медицинские осмотры некоторых категорий работников, обязанности работника в области охраны труда, соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда;

3) организация охраны труда (глава 35) - государственное управление охраной труда, государственная экспертиза условий труда, служба охраны труда в организации, комитеты (комиссии) по охране труда;

4) обеспечение прав работников на охрану труда (глава 36) - право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда; гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; выдача молока и лечебно-профилактического питания; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников; обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда; финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда; несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету; обязанности работодателя при несчастном случае; порядок извещения о несчастных случаях; порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев; сроки расследования несчастных случаев; порядок проведения расследования несчастных случаев; проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда; порядок оформления материалов расследования несчастных случаев; порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве; рассмотрение разногласий по вопросам расследования оформления и учета несчастных случаев.

Можно предположить, что соответствующие главы раздела X ТК РФ (за исключением главы 33) являются основными подразделениями (элементами) института охраны труда.

В науке трудового права обычно в институт охраны труда включают следующие нормы;

- о правилах и инструкциях по охране труда;

- регулирующие организацию охраны труда;

- о компенсациях для лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда и на тяжелых работах;

- устанавливающие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- об охране труда женщин, работников, не достигших возраста 18 лет, и лиц с пониженной нетрудоспособностью.

Нетрудно заметить определенные различия в подходах к содержанию и структуре института охраны труда в теории трудового права и в Трудовом кодексе РФ.

Однако хотелось бы обратить внимание прежде всего на такой аспект, как расположение института охраны труда в Трудовом кодексе РФ. В принципиальном смысле система трудового права обусловлена динамикой развития и значением ее институтов. В связи с этим несколько неоправданно включение раздела "Охрана труда" в раздел X Кодекса. Нормы об обеспечении жизни и здоровья работников (с таким наиболее точным названием) необходимо предусмотреть в Трудовом кодексе РФ в разделе IV, т.е. сразу после института трудового договора - центрального института трудового права России.

Соответственно, раздел IV "Рабочее время" будет закреплен в разделе V, "Время отдыха" - в разделе VI ТК РФ и т.д.

С учетом фундаментальной статьи 1 Трудового кодекса РФ, определяющей предмет трудового права, вряд ли обоснованно закреплены в разделе X Кодекса нормы, относящиеся к другим отраслям права. Так, в статье 210 предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда, содержащие преимущественно нормы административного права и в частности:

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и их материальных последствиях;

- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.

К такой отрасли российского права, как финансовое (ее разделу по налоговому праву), следовало бы отнести положение статьи 210 о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В большей мере к международному праву и международным отношениям можно было бы отнести положение статьи 210 о международном сотрудничестве в области охраны труда.

Федеральный законодатель, видимо, не учел существенное различие, имеющееся между институтом охраны труда в отрасли трудового права и комплексном институте охраны труда в российском праве. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации" как раз был образцом комплексного правового регулирования охраны труда и закономерно включал в себя нормы других отраслей права. В Трудовой кодекс РФ автоматически были перенесены нормы об основных направлениях государственной политики в области охраны труда из Закона от 17 июля 1999 г. (ныне утратил силу), что представляется не совсем правильным.

Аналогично статья 216 Трудового кодекса РФ предусматривает нормы административного права. Так, в этой статье закреплено, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации.

К административному праву относятся также нормы частей 4 и 5 ст. 225 ТК РФ: государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Статья 226 Кодекса предусматривает некоторые положения о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, которые по отраслевой принадлежности относятся к финансовому праву. Например, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В отраслях экономики, субъектах Федерации, на территориях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с этим представляется логичным и обоснованным сохранить в статье 226 ТК РФ лишь ныне действующую третью часть в качестве первой, а именно:

"Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)".

Четвертую часть данной статьи в качестве второй сформулировать следующим образом: "У работодателей могут создаваться фонды охраны труда.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда".

Нельзя не отметить существенные пробелы в разделе X Трудового кодекса РФ. Так, по необъяснимым причинам отсутствуют нормы о расследовании и учете профессиональных заболеваний вопреки тому, что статья 210 ТК РФ признает одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Усиливает этот аргумент и другое основное направление государственной политики в области охраны труда - защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В Трудовом кодексе РФ нет специальной статьи (не говоря уже о главе), регулирующей отношения по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Кроме того, компетентным законодательным органам целесообразно было бы подумать и о статье Кодекса, регламентирующей вопросы прогнозирования производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В близкой связи с этим стоит актуальная проблема профессиональных рисков и опасностей, а Трудовой кодекс РФ даже не упоминает об этом.

(Позитивно и симптоматично то, что Российский государственный социальный университет 1 - 3 мая 2008 г. организовал и провел научно-практическую конференцию на тему "Проблемы управления профессиональными рисками" к Всемирному дню охраны труда - 28 апреля 2008 г., в которой приняли участие юристы, экономисты, врачи, биологи и другие специалисты.)

Без сомнения есть смысл привести положения раздела X Трудового кодекса РФ в соответствие со статьей 37 Конституции РФ и статьей 2 Кодекса. Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В статье 2 ТК РФ закрепляется норма об обеспечении права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Однако в статье 209 ТК РФ нет определения понятия "гигиена труда". В статье 210 в перечне основных направлений государственной политики в области охраны труда гигиена труда также не упоминается. Вместе с тем существеннее и важнее было бы в разделе X Трудового кодекса предусмотреть отдельную статью либо статьи, регламентирующие гигиену труда.

И напротив, наряду с пробелами раздела X ТК РФ в последнем закреплены отдельные положения, непосредственно не относящиеся к охране труда. Например, в соответствии со статьей 209 Кодекса рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Но известно, что категория "рабочее место" является значимой в теории трудового права, особенно на практике при решении вопроса о переводе и (или) перемещении работников.

Близко к этому и определение понятия производственной деятельности (ст. 209 ТК РФ). Под ней понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающую в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Это определение не только научно несостоятельно (непонятно, как можно включать в экономическую категорию "превращение ресурсов в готовую продукцию" - "оказание различных видов услуг"), но, главное, не относится непосредственно к охране труда.

В основных понятиях (ст. 209 Кодекса) есть и не совсем правильные термины. К таким следовало бы отнести "требования охраны труда". Под ними понимаются государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Статья 211 ТК РФ закрепляет, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В данном случае явно не учтен общеизвестный тезис (а точнее, аксиома для юристов): закон либо иной нормативный правовой акт содержит нормы (норму) либо обязательные правила (правило) поведения <1>.

<1> Термин "требование" означает: 1. Выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение. По первому требованию. 2. Правило, условие, обязательное для выполнения. Выполнение требований устава. Требования к экзаменующимся. 3. Внутренние потребности, запросы. Человек с высокими требованиями к себе. 4. Официальный документ с просьбой о выдаче чего-нибудь, направлении кого-, чего-нибудь куда-нибудь. Требование на запчасти. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд. М.: Азъ, 1995. С. 797.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.