скачать рефераты

МЕНЮ


Коммерческая тайна

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

- исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

-обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровью, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целом систему защиты информации, составляющей коммерческую тайну на объектах информатизации, можно представить в виде функциональной модели, которая является частью комплексной системы в организации защиты информации.

Рисунок. Функциональная модель системы защиты информации, составляющей коммерческую тайну на объекте информатизации

В условиях рыночной экономики каждое предприятие вынуждено постоянно вести конкурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел, за свое доброе имя. Само понятие «безопасность» принимает расширенное содержание, оно включает в себя как составляющие информационно-коммерческую, юридическую и физическую безопасность.

Вопросы информационно-коммерческой безопасности занимают особое место и в связи с возрастающей ролью информации в жизни общества требуют особого внимания. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация, но выгодно использовать можно лишь ту информацию, которая требуется рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию по защите коммерческой тайны на объекте информатизации.

Под коммерческой информацией в настоящем докладе предлагается понимать информацию, использование которой дает организации преимущества в конкурентной борьбе. Не всегда предприятию выгодно "делиться опытом" (только в том случае, если оно уже знает как сделать еще лучше), поэтому и возникает необходимость сохранять в тайне сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности, использование которой конкурентами может навредить бизнесу.

Такую информацию принято считать конфиденциальной, т.е. ограниченной в распространении определенным кругом лиц, и охранять в режиме коммерческой тайны. В разных странах институт коммерческой тайны имеет целый спектр близких, но не всегда идентичных названий: коммерческий секрет, торговый секрет, производственная тайна, ноу-хау и другие. Это связано с национальными особенностями законодательства и тем, что в большинстве стран данный институт продолжает развиваться (поскольку развиваются информационные технологии, а, значит и способы несанкционированного доступа к информации, становятся более важными новации в организационной, управленческой и финансовой сферах). Во многих странах до сих пор законодательство о коммерческой тайне разбросано по различным кодексам и законам. Однако наблюдается тенденция разработки единого или унифицированного нормативного акта (например, в США, Корее, Тайланде, Китае и других странах). По содержанию коммерческая тайна в разных странах также отличается, но чаще всего она либо включает ноу-хау, либо им ограничивается. И это не случайно, ведь ноу-хау возникло как альтернатива патентной охране результатов интеллектуальной деятельности. Часто предприятию выгоднее не патентовать изобретения, используемые в производстве (это дорого и трудоемко), а просто засекретить их.

В ряде международных Конвенций и в документах ВОИС получение конфиденциальной коммерческой информации конкурента путем промышленного шпионажа или подкупа его служащих рассматривается как один из видов недобросовестной конкуренции. Парижская Конвенция по охране промышленной собственности рассматривает право на пресечение недобросовестной конкуренции как особый элемент промышленной собственности.

Правовые основания для защиты коммерческой тайны содержатся в ряде актов российского законодательства:

· статья 34 Конституции Российской Федерации, запрещающая недобросовестную конкуренцию и гарантирующая защиту интеллектуальной собственности;

· статья 139 части первой и статьи 771, 772 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющие институт коммерческой тайны в стране и определяющие основные принципы соблюдения конфиденциальности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

· статья 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", устанавливающая, что разглашение коммерческой тайны является актом недобросовестной конкуренции;

· статья 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, обеспечивающая правовую охрану секретов производства (ноу-хау);

· Постановление Правительства РСФСР от 05.12.95 № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну";

· Указ Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 года "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера", согласно которому, коммерческая тайна это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Кроме этого коммерческая тайна упоминается, но не расшифровывается в законах и иных нормативных актах, которых более двухсот. Однако указанные нормы не только не создают механизма защиты коммерческой тайны, но и содержат внутренние противоречия.

Развитию института коммерческой тайны в России многое препятствует. Прежде всего, отсутствие у государства (его чиновников) привычки считаться с чужими тайнами - результат генетической привязанности к государственной тайне. Фактически отсутствует и ответственность органов власти за сохранность полученной ими информации, составляющей коммерческую тайну. Вместе с тем, государство пытается распоряжаться коммерческой тайной как своей собственной. Особенность же коммерческой тайны состоит в том, что государство лишь обеспечивает судебную защиту участников правоотношений, все остальные функции по охране коммерческой тайны берут на себя ее обладатели. Причем излишняя регламентация мер охраны может нанести ущерб обладателю, т.к. он сам должен соотнести ценность информации и затраты на ее охрану.

Помимо этого существуют непреодолимые противоречия между интересами авторов инноваций и теми, кто делает бизнес на не охраняемых патентом инновациях, игнорируя при этом интересы авторов. Особенно остро эти противоречия проявляются в оборонной и военной промышленности, сохранившей интеллектуальный потенциал и с трудом выживающей в условиях "новой экономики". По данным независимых обследований до 32% оборонных предприятий находятся под контролем криминала.

Еще одна причина связана с отсутствием более-менее согласованной в научной среде концепции правовых институтов коммерческой тайны и ноу-хау, поэтому "каждый пишет как он слышит".

Существующие нормы федерального законодательства не определяют меры защиты коммерческой тайны, законные (и не законные) способы ее получения, не устанавливают ответственность лиц, которым она стала известна в силу различных обстоятельств, то есть не создают конкретные механизмы реализации прав обладателей коммерческой тайны.

Отсутствие правовых механизмов охраны коммерческой тайны (включая ноу-хау) ставит российских участников международных товарных рынков в неравные условия по отношению к иностранным партнерам, не позволяет защищать интересы иностранных производителей на российском рынке, затрудняет защиту прав авторов непатентуемых изобретений, ограничивает возможности реализации прав граждан на информацию, создаваемую в предпринимательских структурах, и, в то же время, не создает условий для охраны коммерческой тайны органами государственной власти.

Эти обстоятельства предопределяют необходимость разработки проекта федерального закона "О коммерческой тайне". Соответствующий законопроект был внесен Правительством РФ, подготовлен ко второму чтению и включен в порядок работы Государственной Думы.

Как член рабочей группы по подготовке законопроекта хочу рассказать, с какими проблемами мы столкнулись и какие решения были приняты по некоторым вопросам.

1. Понятие коммерческой тайны. Что это: информация, режим защиты информации, свойство информации? Законопроект оперирует, преимущественно, понятием "информация, составляющая коммерческую тайну". Но поскольку в названии используется иное понятие, рабочая группа согласилась с определением, предложенным Правовым управлением Государственной Думы, которое рассматривает коммерческую тайну как "конфиденциальность информации". Понятие конфиденциальности в российском законодательстве не определено, а в базовом Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" определяется и используется противоречиво. Кроме того, в российском законодательстве часто используется словосочетание "разглашение тайны", имея в виду разглашение информации, эту тайну составляющей. Учитывая эти обстоятельства, введение указанного термина в закон "О коммерческой тайне" мне представляется не достаточно оправданным. Понятие информации, составляющей коммерческую тайну, соответствует положениям статьи 138 ГК РФ, хотя эти положения с очевидностью требуют уточнения. Уточнение в дальнейшем положений ГК РФ потребует внесения синхронных изменений и в Закон "О коммерческой тайне".

2. Субъекты правоотношений, регулируемых законопроектом это, прежде всего, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с гражданским законодательством, в том числе: обладатели информации, составляющей коммерческую тайну, их контрагенты, и работники указанных организаций, а также органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, которые вправе запросить такую информацию у обладателя, если это необходимо для выполнения ими возложенных на них функций. Таким образом, законопроект не запрещает устанавливать режим коммерческой тайны на некоммерческих предприятиях, поскольку они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность с учетом ограничений, налагаемых специальным законодательством.

3. Соотношение коммерческой тайны и ноу-хау. Это камень преткновения в законодательстве о коммерческой тайне. В свое время присутствие в принятом Государственной Думой Федеральном законе "О коммерческой тайне" положений об особенностях регулирования ноу-хау в режиме коммерческой тайны послужило одним из оснований для вето Президента РФ. Учитывая это, в новом законопроекте ноу-хау лишь упоминается в определении информации, составляющей коммерческую тайну. По умолчанию предполагается, что все положения законопроекта в равной степени распространяются и на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны. Особенности охраны результатов интеллектуальной деятельности в режиме коммерческой тайны предполагают регулирование порядка распределения прав на эти результаты между автором и другими субъектами. Эти положения выходят за рамки законопроекта, поскольку сфера его действия ограничена регулированием отношений, связанных с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности.

4. Права и обязательства, возникающие у обладателя коммерческой тайны. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит обладателю этой информации, при условии, что он получил ее законным способом и не нарушает ограничения, установленные законом. Законным считается получение информации самостоятельно при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности. Важно, что одна и та же информация может быть получена параллельно разными лицами, при этом она считается полученной законным способом. Лицо, которое отнесло информацию к коммерческой тайне и установило для нее соответствующий режим, является обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и вправе распоряжаться такой информацией (использовать в собственном производстве или вводить в хозяйственный оборот), изменять и отменять режим, требовать его исполнения от лиц, которому такая информация передается по договору или в соответствии с законом.

Нельзя обязать обладателя какой-либо информации устанавливать режим коммерческой тайны - это его право, но без установления соответствующего режима информация не будет иметь статус коммерческой тайны. Помимо снятия режима коммерческой тайны путем волеизъявления обладателя, он может быть снят по решению суда в случае незаконного отнесения сведений к коммерческой тайне.

5. Бытует мнение, что после разглашения информации сохранение режима коммерческой тайны не имеет смысла. Это не совсем верно. Если понимать под разглашением то, что конфиденциальная информация стала известна третьему лицу без согласия ее обладателя, то последствия такого разглашения могут быть различными. Строго говоря, их может и не быть, например в том случае, если лицо, получившее такую информацию, не заинтересовано в ее использовании или не успело ее использовать в ущерб обладателю. Если лицо получило информацию в результате случайности или ошибки, оно не признается виновным. Проект закона предусматривает право обладателя коммерческой тайны требовать от лиц, получивших коммерческую тайну в результате случайности или ошибки, обеспечить охрану ее конфиденциальности (то есть далее не разглашать), а в случае, если такое лицо отказывается принять необходимые меры, обладатель вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав. Это право позволяет минимизировать ущерб вследствие разглашения коммерческой тайны, при этом учитывается мировая практика защиты коммерческой тайны, когда чаще всего "добросовестный получатель" оказывается "недобросовестным" охотником за коммерческими секретами. Введенные в проект нормы не являются особо обременительными и заставляют лицо, получившее доступ к коммерческой тайне по ошибке (при условии, что на документе имеются все реквизиты и гриф - т.е. меры охраны приняты), не использовать коммерческую тайну в ущерб интересам ее обладателя.

6. Некоторые споры вызвали положения законопроекта, связанные с защитой конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений. Надо сказать, что новый Трудовой кодекс РФ предусматривает как права работодателя на защиту коммерческой тайны, так и обязанности работника по ее охране. Вместе с тем, отношения между работодателем и работником, имеющим доступ к коммерческой тайне, не заканчиваются, как правило, после увольнения работника. В практике развитых стран в трудовых контрактах присутствуют обязательства работника, снижающие риск его участия в недобросовестной конкуренции против работодателя, в том числе: по неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну работодателя, в течение определенного срока после окончания трудовых отношений, или запрещающие бывшему работнику наниматься на работу к конкурентам бывшего работодателя. Иногда предусматривается право бывшего работодателя сообщать новому работодателю о том, что работник был допущен к коммерческой тайне, в связи с чем новый работодатель не должен использовать известную работнику информацию, чтобы не быть обвиненным в недобросовестной конкуренции.

Со временем какие-то обычаи делового оборота укоренятся и в России. Пока же законопроект прямо предусматривает обязанность работника не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, установленного отдельным соглашением между работодателем и работником, причем это соглашение должно быть заключено в период срока действия трудового договора. В данном случае мы были связаны содержанием трудового договора, установленным Трудовым кодексом РФ. Еще одно ограничение, налагаемое этим актом, связано с тем, что работник обязан возместить только прямой действительный ущерб, нанесенный работодателю. При разглашении коммерческой тайны материального ущерба может просто не быть, а вот убытки, включая недополученную выгоду, могут разорить работодателя. В такой ситуации работодатель будет вынужден сначала уволить работника, допустившего разглашение коммерческой тайны, а потом предъявить ему гражданско-правовой иск о возмещении убытков.

7. Для защиты своих прав работодатель вправе использовать все способы, предусмотренные ст. 12 ГК РФ. Наряду с ними, законопроект предусматривает в случае невозможности определения размера ущерба или вреда, причиненного нарушением прав на коммерческую тайну, обладатель вправе требовать вместо возмещения убытков выплаты по усмотрению суда компенсации в сумме от 50 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. Кроме этого, в целях обеспечения иска обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и пресечения действий, нарушающих его права, суд по заявлению обладателя такой информации может запретить ответчику использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве.

В случае принятия законопроекта "О коммерческой тайне" в течение некоторого времени будет нарабатываться практика правоприменения, которая позволит при необходимости внести в закон дополнения и изменения. Однако помимо правоприменения, не менее важной представляется "прививка" нашему рынку обычаев цивилизованной предпринимательской деятельности.

В настоящее время проблема защиты конфиденциальной деловой информации возникает все чаще и чаще. Современная компания, которая хочет оставаться конкурентоспособной на рынке, тем более в России, должна проводить комплекс работ по защите конфиденциальной и иной «чувствительной» информации. Во многих компаниях сформированы подразделения экономической разведки (проще - экономического шпионажа), целью которых является получение защищаемой информации от компании-конкурента.

Для обеспечения безопасности информации современного коммерческого предприятия уже разработаны организационно-технические меры, которые выполняются в меру оснащенности организации средствами защиты и согласно уровню понимания проблемы ее руководством и сотрудниками.

Однако, как правило, возникает вопрос, как выбрать ту информацию, которую следует защищать, так как подвергать этой процедуре всю информацию, циркулирующую по ЛВС (локально-вычислительной сети) компании, не имеет смысла хотя бы по экономическим соображениям. Вот здесь и возникает необходимость разделения информации по уровням - грифам.

Данный процесс, к сожалению, часто приобретает спонтанный характер. В некоторых случаях, когда во главу угла ставятся требования современных западных стандартов (например, ISO 17799), используют следующую классификацию:

· открытая информация;

· конфиденциальная информация;

· cтрого конфиденциальная информация.

Такое деление не является правильным с учетом нормативных документов, действующих на территории РФ. Согласно действующему законодательству Российской Федерации можно применить следующее разграничение информации по грифу конфиденциальности:

· открытая информация (ОИ);

· для внутреннего использования (ДВИ);

· конфиденциальная информация (КИ).

При этом необходимо отметить, что право на отнесение информации к какому-либо грифу конфиденциальности и определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю.

Базовыми принципами защиты информации являются конфиденциальность, целостность и доступность, соблюдение которых есть необходимое условие обеспечения безопасности различных категорий информации.

Открытая информация

К открытой информации относится:

· информация, подписанная руководством, для передачи вовне (например, для конференций, презентаций и т. п.);

· информация, полученная из внешних открытых источников;

· информация, находящаяся на внешнем web-сайте компании.

ОИ важно соблюдение принципов целостности и доступности.

Многие считают, что защищать открытую информацию не имеет смысла. Однако это не так. Согласитесь, подмена первой страницы на web-сайте компании, в зависимости от того, чем именно она будет заменена, может привести к тем или иным нежелательным последствиям различной тяжести.

Информация для внутреннего использования

К информации ДВИ относится любая информация, используемая сотрудниками в рамках своих подразделений, тематических групп, которая:

· циркулирует между подразделениями и необходима для нормального их функционирования;

· является результатом работ с информацией из открытых источников (например, дайджест новостей по телекоммуникационному рынку для руководства);

· не относится к информации конфиденциального характера;

· не относится к открытой информации.

То есть к ДВИ можно отнести всю внутреннюю информацию, циркулирующую в сети компании, потеря которой не влечет губительных последствий для ее деятельности.

Для ДВИ необходимо соблюдение следующих принципов: целостности, доступности и конфиденциальности (при выходе ее за пределы ЛВС компании).

Конфиденциальная информация

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, не являющаяся общедоступной информацией и в случае разглашения способная нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица.

Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Перечень сведений конфиденциального характера изложен в Указе Президента РФ № 188 и в общих чертах относит к таковым следующую информацию: персональные данные, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, служебную, профессиональную и коммерческую тайну и сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Для защиты КИ необходимо соблюдение принципов конфиденциальности, целостности и доступности.

В современной компании (например, телекоммуникационной) конфиденциальная информация может подразделяться на следующие категории:

· персональные данные;

· служебная информация;

· коммерческая тайна;

· профессиональная тайна.

Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Персональные данные на всех работников компании обычно хранятся в отделе кадров. При этом компания несет ответственность перед работниками в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Служебная информация - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Служебная информация - информация органов государственной власти, которую они передают в коммерческие структуры. Отнесение информации к грифу «служебная информация» проводится только органами государственной власти. Например, защита служебной тайны для отрасли связи РФ определена Приказом Министерства РФ по связи и информатизации № 62 от 20.05.03 «О введении в действие СТР-К».

Коммерческая тайна - информация, не являющаяся государственными секретами, связанная с производственной, технической, технологической информацией, управлением финансовой и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которой может нанести ущерб его интересам.

К сожалению, закон «О коммерческой тайне», который помог бы расставить все по своим местам, до сих пор не принят. Целью законопроекта «О коммерческой тайне» является, как это указано в п. 1 ст. 1, «предупреждение недобросовестной конкуренции и обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров и услуг в Российской Федерации». Иначе говоря, проект направлен на установление баланса между интересами хозяйствующих субъектов, общества и государства, то есть недопущение вмешательства в деятельность предприятий, с одной стороны, и защиту общества от необоснованного ограничения предприятиями доступа к информации о своей деятельности - с другой. При этом необходимо отметить, что положения проекта основаны на нормах п. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Другим конституционным основанием данного проекта являются нормы п. 1 ст. 44, направленные на защиту свободы творчества и интеллектуальной собственности. Указанный законопроект также развивает ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» Гражданского кодекса РФ.

В ожидании принятия проекта попробуем сами определить критерии отнесения информации к рассматриваемой категории.

К коммерческой тайне может относиться научно-техническая, технологическая, производственная информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическая и иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к охране конфиденциальности которой обладатель коммерческой тайны принял следующие меры:

· определил перечень информации, составляющей коммерческую тайну;

· ограничил свободный доступ к ней путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля его соблюдения;

· организовал договорное регулирование отношений с работниками и с контрагентами по вопросам условий передачи и использования информации, составляющей коммерческую тайну;

· нанес на материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) сопроводительные документы гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем коммерческой тайны указанных мер.

Основными признаками коммерческой тайны современного предприятия является конфиденциальность сведений, отношений, переписки и переговоров между сторонами или сделок. К другим признакам коммерческой тайны, проявляющимся при ее разглашении, относятся:

· нанесение экономического ущерба компании;

· возникновение у компании убытков в виде упущенной выгоды;

· снижение экономической, технической эффективности деятельности компании, в том числе и внешнеэкономической;

· нанесение ущерба имиджу компании и дискредитация его как добросовестного, надежного партнера по внешнеэкономической и иной деятельности;

· нанесение ущерба престижу и репутации партнера, с которым заключается или осуществлена коммерческая сделка.

Одна и та же информация, правомерно полученная или самостоятельно созданная разными лицами, может одновременно составлять коммерческую тайну каждого такого лица.

Необходимо не забывать о существовании еще одного «подвида» конфиденциальной информации - профессиональной тайны.

Профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В части компании, занимающейся предоставлением услуг связи, - это информация операторов связи и иных клиентов, которая передается и обрабатывается в информационно-телекоммуникационных ресурсах компании.

Итак, мы рассмотрели принципы, которыми можно руководствоваться при категорировании производственной информации, соблюдая положения ныне действующего законодательства РФ в данной области. Вместе с тем, без принятия законов, которые бы четко оговаривали все условия отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне или персональным данным, отечественный предприниматель будет продолжать сталкиваться с многочисленными трудностями в случаях нарушения своих прав в рассматриваемой области.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.