скачать рефераты

МЕНЮ


Комплексное исследование и определение самостоятельного места таможенного права в системе отраслей права

Комплексное исследование и определение самостоятельного места таможенного права в системе отраслей права

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

по дисциплине «Теория государства и права»

по теме:

Комплексное исследование и определение самостоятельного места таможенного права в системе отраслей права

Выполнил: студент 1-го курса

заочной формы обучения

юридического факультета

группа 11-ю.ф. Иванова И.В.

Ростов-на-Дону

2009/10 г.

Введение

1. Таможенное право как комплексная отрасль российского права

1.1 Предмет и метод таможенного права

1.2 Соотношение таможенного права с другими отраслями права

2. Правовое регулирование таможенного дела в современной России

2.1 Источники таможенного права

2.2 Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема данной курсовой работы «Таможенное право в системе российского права». Выбору этой темы способствовало то, что в последние годы в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности таможенное право стало подвергаться значительной трансформации, превращаясь из «чемоданного» права в мощный правовой рычаг, который способен не только регулировать отношения, но и поставить их под свой контроль. Выяснилось, что таможенное право способно с помощью определенных способов и средств эффективно воздействовать на экономику и внутри страны, и в мировом масштабе.

Возникшее сравнительно недавно в Российской Федерации, таможенное право переживает бурный рост, обусловленный потребностями таможенных отношений. В этих условиях чрезвычайную актуальность имеет исследование таможенного права с позиций его преобразования в самостоятельную и комплексную отрасль.

Известно, что каждая отрасль права имеет свой предмет и метод регулирования. Поскольку таможенное право - явление сравнительно новое и малоисследованное в правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Следует заметить, что среди юристов отсутствует единодушие в вопросе о том, существует ли самостоятельная отрасль российского права - таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что можно говорить о таможенном праве как об отрасли (подотрасли либо даже одном из институтов) административного права, его своеобразной отдельной ветви.

Реальность показала, что теоретические разногласия в науке таможенного права, не будучи решенными, приводят к потере таможенным правом своей самостоятельности, многочисленным коллизиям в регулировании таможенно-тарифных отношений. В результате государство лишает само себя правового рычага воздействия на экономику.

Ряд правовых понятий, вошедших в таможенное право из других отраслей права, гармонично дополняют его, изъятие этих понятий обеднит таможенное право как самостоятельную отрасль, сделает его отсылочным и крайне запутанным как для ученых, так и для практических работников.

Таким образом, анализ основных категорий, предмета и метода таможенного права имеет важное теоретическое и практическое значение. Однако, в настоящее время крайне мало изучена проблема таможенного права в системе отраслей права. Без разграничения предмета и метода невозможно установить границы между отраслями права, а также невозможно дальнейшее развитие и становление таможенного права как самостоятельной отрасли права.

Основной целью курсовой работы является комплексное исследование и определение самостоятельного места таможенного права в системе отраслей права.

Анализ таможенного законодательства, а также теоретических актов и материалов смежных отраслей права был сделан в соответствии с проблемами таможенного дела. Изучение поставленной цели потребовало решения следующих задач: рассмотрение таможенного права как элемента таможенного дела; изучения системы общеправовых и отраслевых принципов таможенного права: определения целей таможенного права; изучение таможенной политики и ее отношения с таможенным правом; исследование законодательства, регулирующего отношения в сфере таможенного дела; выявление и исследование предмета и метода таможенного права.

Общие вопросы таможенного права, предмета и метода, таможенной политики рассматривались в дореволюционной литературе такими учеными, как М.Н. Соболев, Д.И. Менделеев, И. Аксаков, Л. Воронов, В. Витический, А.И. Гиппинг, К. Лодыженский, И.М. Кулишер, Ф. Лист, А. Семенов, С.М. Соловьев. Уделяли внимание подобным вопросам и теоретики советского периода: Л.Н. Марков, К.К. Сандровский, Д.Н. Бахрах, В.Э. Дэн, П.В. Кумыкин, М.Н. Соболев, В.Г. Храбсков, Н.Н. Шапошников и другие. При подготовке к работе были использованы труды российских ученых в области общей теории государства и права: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Н.И. Матузова, С.Ф. Текечьяна, В.Н. Синюкова, А.В. Малько, Б.В. Шейдлин, Л.С. Явич, А.И. Коваленко и других.

Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы, определяющие место и роль таможенного права в системе отраслей права в качестве самостоятельной комплексной отрасли права; через анализ предмета, метода, принципов, целей и источников отрасли.

Предмет исследования составляют законодательная и теоретическая основы таможенного права Российской Федерации.

Положения и выводы работы основываются на изучении Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов, подзаконных актов, актов таможенных органов

Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Таможенное право как комплексная отрасль российского права

1.1 Предмет и метод таможенного права

В основу разграничения отраслей права юридическая наука издавна кладет предмет правового регулирования, то есть круг общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования - ведущий критерий выделения отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой специфический предмет правового регулирования.

Таможенное право - комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.

Необходимо, чтобы нормы таможенного права обеспечивали интересы участников внешнеэкономический деятельности и государства. Норма таможенного права - это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела. Как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны следующие признаки:

всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;

общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений;

за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность, предусмотренная соответствующими положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.

От имени государства властными полномочиями в сфере внешнеэкономической деятельности обладают таможенные органы, поэтому таможенное право является отраслью публичного права.

Что же является предметом изучения таможенного права?

Предметом таможенного права являются общественные отношения, которые возникают в связи с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является словосочетание «перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу» Таможенный кодекс Российской Федерации от 28мая 2003 года/ № 61-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 №186-ФЗ, от 19.12.2006 № 238-ФЗ, от 24.07.2007 №198-ФЗ, от 24.11.2008 № 205-ФЗ, от 28.11.2009 № 290-ФЗ)., т.е. все, что связано с перемещением товара через таможенную границу, изучается отраслью таможенного права.

Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу, и это позволяет определить метод отрасли.

Основным для таможенного права является административно-правовой метод - метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.

Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения.

Учитывая, что этот метод является преобладающим в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Например, участник внешнеэкономической деятельности обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара. Возможность выбора, как самого таможенного брокера, так и перевозчика, согласования условий договора характеризуют наличие гражданско-правового метода.

Отношения участников, которые возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и называются таможенными правоотношениями.

Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей.

Указанные правоотношения возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, т.е. эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия даны таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны.

Состав таможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: объект правоотношения, субъекты и содержание.

Каждый субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е. каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.

В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Субъекты правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются: 1) таможенные органы; 2) государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; 3) юридические лица; 4) физические лица.

Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.

Специальные субъекты таможенного права - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего определенного таможенного органа.

Понятие «иные субъекты» таможенного права охватывает «лиц» и «российских лиц». К ним относятся: 1) юридические лица, 2) физические лица, 3) международные организации, имеющие отношение к таможенному делу. Андриашина Х.А. Таможенное право - ЗАО «Юстицинформ».//Закон сегодня. Информационный образовательный юридический портал.

Таможенное право является комплексной отраслью права, и в этой отрасли можно выделить две составные части - Общую и Особенную части.

Общая часть таможенного права включает положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства, и раскрывает следующие институты: понятие, особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; источники таможенного права.

Особенная часть таможенного права посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и содержит такие институты, как производство таможенного оформления, помещение товаров под определенный таможенный режим, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей, формы таможенного контроля.

Таким образом, к существенным особенностям российского таможенного права относится следующее. Эта правовая отрасль формируется и функционирует в условиях возникновения и развития рыночных экономических отношений и углубления приватизационных процессов. Она развивается с учетом и на базе интеграции российской экономики в мировое хозяйство, оказывающей значительное влияние на развитие внутриэкономических процессов и характер внешнеэкономической деятельности страны. И таможенное дело, и таможенное право в России развиваются в направлении сближения с общепринятыми международными нормами и практикой. Интернет-интервью с Ю.Ф. Азаровым, Статс-секретарем - заместителем председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации: «Новый Таможенный кодекс»// Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/

1.2 Соотношение таможенного права с другими отраслями права

таможенное право

Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, содержащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развиваются далее в отрасли таможенного права.

Некоторые нормы конституционного права, не теряя такого своего значения, одновременно входят в состав таможенного права. Это, например, часть 1 статьи 74 Конституции о недопущении установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 2003. .

Таможенное право должно развиваться в соответствии с нормами и положениями конституционного права. Возможности такого развития имеются. Уже сейчас можно определить некоторые его основные направления. Но в Таможенном Кодексе по существу ничего не сказано о роли субъектов Российской Федерации в таможенном регулировании, что является очевидным пробелом. Конституционные положения призваны стать правовыми стимуляторами обновления Таможенного Кодекса, привести к его дополнениям и изменениям. Нуждаются в изменении в соответствии с Конституцией и другие крупные акты таможенного законодательства, например, законы «О таможенном тарифе», «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Рассмотрим теперь соотношение между уголовным и таможенных правом. Будучи комплексным по характеру и структуре, таможенное право вбирает в себя нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Речь идет о формировании в Таможенном Кодексе статей о контрабанде, других преступлениях в сфере таможенного дела. Санкции за совершение таких преступлений в Таможенном Кодексе не устанавливаются - в нем содержатся отсылочные нормы к Уголовному Кодексу. Основной источник данной отрасли Уголовный кодекс РФ содержит глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», предусматривающий пять видов таможенных преступлений (контрабанда и др.). Сотрудники таможенных органов, осуществляя предварительное расследование по данным преступлениям, руководствуются нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года с изменениями и дополнениями на 27.05.2008. - URL: http://www.consultant.ru/

Административное право наиболее тесно среди всех других отраслей соприкасается с таможенным правом. Административное право нередко называют управленческим правом, акцентируя внимание на предмете его правового регулирования. Таможенные органы, как и другие органы исполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Нормы материального административного права и административно-процессуальные нормы занимают доминирующее, ведущее положение в системе правовых норм таможенного права. Кроме того, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенных органов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изменениями и дополнениями на 23.11.2009 г. - URL: http://www.consultant.ru/

Однако это не означает, что таможенное право поглощается административным правом. Хотя административно-правовые нормы занимают центральное место в таможенном праве, последнее вследствие многообразия и неоднородности регулируемых им отношений не растворяется в административном праве, сохраняет свою специфику, будучи одной из комплексных отраслей современного российского права.

Финансовое право изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительными, осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая деятельность выражается в формировании доходной части государственного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности - немалая составляющая казны Российской Федерации. Финансово-правовые аспекты таможенных отношений регулируются путем использования положений, установленных в нормах важнейших источников финансового права: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральных законов.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.