скачать рефераты

МЕНЮ


Конститтуционный Суд РФ

Конститтуционный Суд РФ

30

Содержание

  • Введение 3
  • Глава 1. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа 6
    • 1. Понятие Конституционного Суда Российской Федерации 6
    • 2. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации 11
    • 3. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации 17
  • Глава 2. Процедура рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации 19
    • 1. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации 19
    • 2.Решения Конституционного Суда Российской Федерации и их виды 21
  • Заключение 23
  • Список литературы 25
  • Глоссарий 27
  • Приложения 29
    • Приложение 1. Виды решений Конституционного Суда РФ 29
    • Приложение 2. Решение Конституционного Суда Российской Федерации 30
  • Введение
  • На переходном этапе современного развития Российской Федерации в рамках процесса демократических преобразований происходит формирование новых общественно-экономических отношений, закладывается основа гражданского общества, правового государства. Значимый вклад в этот процесс вносит суд, роль которого в правовом государстве сводится не только к отправлению правосудия, но и участию в правотворческой деятельности. Логика такого подхода закономерна для стран, проводящих радикальные социальные, экономические и политические реформы. Нормативное регулирование в таких странах находится в постоянном противоречивом развитии: то отстает от проводимых реформ, то опережает их, что вызывает потребность в конституционализации отраслевого и регионального законодательства, т.е. во встраивании его в непротиворечивую правовую систему, основанную на верховенстве Конституции
  • В 1991 г. впервые в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовой институт - Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционного контроля. Это было поистине революционным политико-правовым актом на фоне десятилетий попрания законности, зависимого положения судебной власти, во многом декоративно-пропагандистской роли советских конституций.
  • Учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти; в-третьих, к превращению Конституции в непосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другие субъекты права и на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод.
  • В то же время на первоначальном этапе своей деятельности Конституционный Суд должен был действовать на основе Конституции РСФСР 1978 г., в которую к началу 90-х г.г. было внесено около 300 поправок, приведших к соединению в ней как бы двух форм устройства государства: советской и общедемократической.
  • Такое соединение противоположных конституционных установлений было выражением не социального компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризует сущность демократических конституций, а незавершенной острой борьбы различных социально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России. В этих условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Новый этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России, принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Она представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского общества, затрагивающего все его сферы - социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную.
  • В Конституции России 1993 г. нашли воплощение многие принципы демократического конституционного строя, конституционализма: народовластие; верховенство права и конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и защита различных форм собственности; свобода экономической деятельности; судебный конституционный контроль.
  • Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», развивающий положения статьи 125 Конституции РФ, принят Федеральным Собранием в 1994 г. Он стал первым конституционным законом после вступления в силу Конституции 1993 г.
  • И это знаменательно, ибо Конституционный Суд - орган, который призван обеспечить эффективную охрану Конституции, всего конституционного законодательства в целом. За прошедшие годы накоплен определенный опыт конституционного контроля, выявлены его сильные и слабые стороны, видно его влияние на правовые процессы. Все это делает актуальным исследование института конституционного контроля в России.
  • Цель работы - определить правовую характеристику Конституционного Суда РФ.
  • Для успешной реализации этой цели решаются следующие задачи:
  • 1. Рассмотреть понятие Конституционного Суда;
  • 2. Определить статус судьи Конституционного Суда РФ;
  • 3. Выявить порядок формирования и состав Конституционного Суда;
  • 4. Проанализировать поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде
  • 5. Уточнить процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации;
  • 6. Охарактеризовать решения Конституционного Суда и их виды.
  • Структурно работа выполнена следующим образом: введение, две главы, включающие в себя четыре параграфа, заключение, глоссарий, список литературы и приложения.

Глава 1. Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации

1. Понятие Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа

Согласно статье 1 Закона Конституционный Суд - это, прежде всего, орган, осуществляющий судебную власть. Осуществление Конституционным Судом судебной, а значит, и государственной власти основывается на положениях Конституции. В соответствии со статьей 10 Конституции государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление судами государственной власти предусматривается и статьей 11 (частью 1) Конституции.

Конституция и Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не содержат положения о том, что Конституционный Суд - высший орган судебной власти. В отличие от ВС и ВАС, являющихся в силу статей 126 и 127 Конституции вышестоящими инстанциями по отношению соответственно к судам общей и арбитражной юрисдикции, Конституционный Суд по отношению к конституционным (уставным) судам субъектов РФ такой инстанцией не является. Конституция вообще не упоминает о конституционных (уставных) судах субъектов РФ.

Вместе с тем полномочия Конституционного Суда, в отличие от полномочий ВС и ВАС, определены Конституцией (статьей 125) наиболее обстоятельно и «опережают» в ее тексте полномочия названных судов. Решения именно Конституционного Суда обязательны для всех других органов и должностных лиц, в том числе ВС и ВАС, что неоднократно подтверждалось решениями Конституционного Суда[ Лушников В. Институт разъяснения решения Конституционного Суда. // Эж-ЮРИСТ. N 17. 2005.].

Конституционный Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Заметим, что сама Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г., ФКЗ «О Конституционном Суде в РФ» был принят 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода после Конституции РФ, а ФКЗ «О судебной системе в РФ», к примеру, был принят в 1996 г. 31 декабря (спустя 3 года) после Конституции РФ. Так почему же потребовалось столь скорое принятие именно в форме ФКЗ закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда?

Во-первых, сама Конституция РФ предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно федеральным конституционным законом, а не просто федеральным законом. Напомним, что для принятия или внесения изменения в любой ФКЗ необходимо получить его одобрение не менее чем 2/3 голосов Федерального собрания РФ, в которое входят Государственная Дума РФ и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента). Таким образом, принятие именно в форме ФКЗ акта, регулирующего деятельность (правовой статус) Конституционного Суда РФ, объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда РФ.

Во-вторых, причина такого скорейшего принятия ФКЗ «О Конституционном Суде в РФ» заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени[ Комментарий к Федеральному Конституционному Закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный) // под ред.А.А. Батяева. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.].

Россия, проводя демократические преобразования, стала первой на территории СССР страной, учредившей в декабре 1990 г. специализированный орган судебного конституционного контроля, внеся изменения в ст. 119 Конституции РСФСР (ВВС РСФСР. 1990. N 29. Ст. 395). 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» (ВВС РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1017), в октябре 1991 г. избран его первый состав.

В период с 1992 г. по 1993 г. деятельность Конституционного Суда РФ внесла значительный вклад в становление конституционного правосудия в нашей стране, хотя реакция общественности была неоднозначна. Учитывая ситуацию острой конфронтации между органами законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд РФ оказался вовлеченным в водоворот политических страстей. Все эти факторы привели к приостановлению деятельности Конституционного Суда РФ осенью 1993 г.

В процессе подготовки проекта новой Конституции обсуждались иные организационно-правовые формы осуществления конституционного правосудия, например возможность создания конституционной коллегии в составе Верховного Суда РФ, возложения конституционно-контрольной функции на Верховный Суд РФ в целом (такая модель действует в США); возможность образования высшего судебного присутствия как своеобразной надстройки над Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным Судами. Последний пример является абсолютным нововведением в мировой практике. Некоторые из внесенных предложений, которые бы вели к понижению значения Конституционного Суда РФ и передаче его функций другим структурам, объяснялись реакцией общественности на политические обстоятельства, предшествующие этому периоду.

Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный Суд как самостоятельный институт власти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесения Конституции РФ на всенародное голосование между авторами - составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», который на основе ст. 128 Конституции РФ установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда[ Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.].

Статья 165 Конституции, которая действовала ранее, давала Конституционному Суду чрезвычайно широкую характеристику. Она характеризовала его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Статья 1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает более четкое определение Конституционного Суда РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда РФ: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

Таким образом, Конституция РФ дала Конституционному Суду РФ особые полномочия, которые значительно отличают его от других судебных органов власти, более подробно мы поговорим об этом при рассмотрении ст. 3 комментируемого Федерального конституционного закона.

Являясь специальным органом судебной власти, Конституционный Суд РФ, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции РФ и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. По сравнению с предшествующим Законом о Конституционном Суде и действовавшей ранее Конституцией комментируемый ФКЗ не использует термин «высший» при определении Конституционного Суда[ Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учеб.пособие. М.Юрист. 2005.

].

И он действительно не является высшим органом в том понимании, что он не возглавляет какую-либо систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, и не является для судебной системы надзорной, кассационной либо апелляционной инстанцией.

Однако не следует упускать из вида и то обстоятельство, что Конституционный Суд РФ все же можно назвать высшим органом в том смысле, что он занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией РФ как вершиной правовой системы и ФКЗ «О Конституционном Суде». В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ определена непосредственно и развернуто в Конституции РФ.

Конституционное судопроизводство - это процессуальная форма деятельности конституционных судов, которые применяют и интерпретируют конституционные нормы и решают различные юридические дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного судопроизводства - устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Конституционное судопроизводство - это регламентированная ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и законодательными актами субъектов РФ о конституционных (уставных) судах деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями[ Комментарий к Федеральному Конституционному Закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный) // под ред.А.А. Батяева. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.].

Итак, Конституционный Суд РФ, как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, учрежден относительно недавно, но достаточно быстро занял прочное место в системе демократических институтов российской государственности. Сегодня очевидно, что Конституционный Суд представляет собой действенный механизм защиты Конституции РФ.

2. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Согласно ст.11 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Согласно ст.13 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Далее, независимость судей - главное условие существования в стране самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. Независимость судей Конституционного Суда РФ выражается и в том, что судьи Конституционного Суда РФ при принятии решений должны руководствоваться только Конституцией РФ. Это означает, что все другие нормативные и законодательные акты страны не могут быть положены судьями Конституционного Суда РФ в основу своих решений. Судьи Конституционного Суда РФ должны осуществлять конституционный контроль в стране, поэтому они при принятии решений руководствуются только Конституцией РФ. Кроме того, для полноценного осуществления конституционного контроля в стране судьям необходимы и другие гарантии их независимости[ Кажлаев С.А. Генезис правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 3.].

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Законом, устанавливающим материальные и социальные гарантии судей, является Закон о статусе судей. Но для судей Конституционного Суда на основании последнего предложения комментируемой статьи был издан Указ Президента от 14 сентября 1995 года N 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»

Указ N 941 неизменной редакции действует до сих пор. В соответствии с ним обеспечение гарантий независимости судей Конституционного Суда, в том числе материальных, установленных законодательством РФ.

Снижение уровня материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда, в том числе размера денежного вознаграждения, продолжительности отпуска, условий медицинского, санаторно-курортного и социально-бытового обслуживания, транспортного и информационного обеспечения, не допускается.

Денежное вознаграждение судьи Конституционного Суда состоит из должностного оклада, доплат к должностному окладу за квалификационный класс, выслугу лет, надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, денежных премий и других видов выплат, предусмотренных иными нормативными актами. Должностной оклад судьи определяется в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда в следующих размерах:

оклад заместителя Председателя Конституционного Суда - 98% оклада Председателя Конституционного Суда;

оклад судьи-секретаря Конституционного Суда - 95% оклада Председателя Конституционного Суда;

оклад «обычного» судьи Конституционного Суда - 90% оклада Председателя Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере 5% оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, - 10% оклада. Судьи Конституционного Суда, имеющие почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получают доплату в размере 10% должностного оклада. На указанные доплаты имеют право и судьи Конституционного Суда, пребывающие в отставке.

Оклады судей «в рублях», от которых считаются надбавки, устанавливаются и повышаются указами Президента.

Судье Конституционного Суда предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно (судьи Конституционного Суда уходят в отпуск, как правило, в конце июля). При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска судье оказывается материальная помощь в размере 2-месячного денежного вознаграждения, т.е. оклада со всеми надбавками.

Судье не позднее трех месяцев после назначения на должность и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставляется во внеочередном порядке в г. Москве благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Судье на весь срок его полномочий выдается дипломатический паспорт. При направлении судьи в служебную командировку за границу ему устанавливается надбавка к суточным в иностранной валюте в размере 30% нормы суточных.

Судье выплачивается ежемесячная надбавка за знание и использование в работе иностранного языка в размере 20% должностного оклада. Указ не уточняет, увеличивается ли кратно эта надбавка за знание каждого иностранного языка.

Судье ежемесячно выделяются средства на представительские расходы в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. Отчет о расходовании этих средств не представляется.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений судьи Конституционного Суда, по его желанию, пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Судье, чьи полномочия прекращаются в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности, истечением срока полномочий, просьбой об отставке, с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу, а также по причине неспособности по состоянию здоровья выполнять свои обязанности, выплачивается выходное пособие в размере его годового денежного вознаграждения.

Наряду с указанными гарантиями судьи Конституционного Суда имеют и другие гарантии[ Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Издательство БЕК, 2007.

].

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком.

3. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации

Действующая Конституция по сравнению с предыдущей увеличила численный состав Конституционного Суда с 15 (фактически были избраны и работали 13) до 19 судей. Это обусловлено как усложнением задач, стоящих перед Конституционным Судом в современный период, так и стремлением обеспечить посредством назначения новых судей (прежние сохранили свои полномочия) баланс в составе Суда представителей различных профессиональных и жизненных ориентаций и убеждений.

Конституция определяет порядок назначения судей Конституционного Суда (п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 128), который конкретизирован в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Конституционные судьи назначаются Советом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах в конституционные судьи могут вноситься Президенту различными органами, организациями и учреждениями, указанными в ч. 1 ст. 9 Закона.

Закон от 21 июля 1994 г. внес принципиальные изменения в структуру и организацию деятельности Конституционного Суда, направленные на повышение ее эффективности и оперативности. Прежде Суд действовал в едином составе судей. Новый закон предусмотрел образование двух палат, что открыло возможность осуществлять конституционное судопроизводство тремя коллегиями - в форме пленарных заседаний и заседаний палат. При этом каждая палата выступает как Конституционный Суд - решения, принятые как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях палат, юридически равнозначны: они являются решениями Конституционного Суда.

Палаты равноправны. Этому принципу в наибольшей степени соответствовало бы их образование с равным числом судей. Однако идея образования палат возникла уже после того, как общее число судей Конституционного Суда было определено в Конституции. Поэтому в палаты входят соответственно 10 и 9 судей.

Важной гарантией независимости Конституционного Суда, равенства прав судей являются положения Закона об избрании самими судьями из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

Осуществление конституционного судопроизводства посредством пленарных заседаний и заседаний палат потребовало разграничить компетенцию Конституционного Суда между ними. Закон установил, что в пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда (ч. 1 ст. 21). Вместе с тем имеются вопросы, подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. Одни из них носят юрисдикционный характер, другие являются организационными. Они определены как в ч. 2 и 3 ст. 21, так и в других статьях Закона о Конституционном Суде (ст. 15, ч. 4 ст. 17, п. 1 и 7 ч. 1, ч. 5 ст. 18, п. 3 и 4 ч. 1 ст. 24, ст. 26, 42, 47, ч. 3 ст. 111). На палаты возложено разрешение дел, отнесенных к ведению Конституционного Суда и не подлежащих рассмотрению, согласно Закону о нем, исключительно в пленарных заседаниях (ст. 22). Перечень этих дел весьма обширен. Практика показывает, что основной объем работы Конституционного Суда приходится на палаты[ Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.