скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционно-правовой статус человека и гражданина

В новейших конституциях имеются положения относительно правовой защиты детей, молодежи, пенсионеров и некоторых других категорий населения, а также об охране здоровья, об окружающей среде.

В демократических странах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных или муниципальных школах и других образовательных учреждениях, общедоступность образования, право выбора различной формы обучения (светское, религиозное), свобода преподавания, право на учреждение частных учебных заведений.

В Германии свобода преподавания не освобождает от верности конституции, а также все школьное дело находится под надзором государства, преподавание религии в школах, за исключением неконфессиональных, обязательно, однако лица, управомоченные на воспитание детей имеют право решать о религии их обучения.

Права и свободы в области культуры - закрепленные в конституциях возможности человека избирать вид и меру поведения, пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К ним относятся: право на пользование достижениями культуры (Польша); национальными и общечеловеческими культурными ценностями (Болгария); свобода художественного, научного и технического творчества (Болгария); свобода научных исследований и искусства (Словакия).

Конституционные обязанности - закрепленные в основном законе и охраняемые государством требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Личные обязанности: заботиться о детях (ухаживать за детьми и воспитывать их до совершеннолетия - Болгария); заботиться об учебе своих детей (Венгрия); воспитание детей честными и сознательными (Польша); платить алименты (Польша).

Политические обязанности. Все граждане согласно конституциям Грузии, Испании, Украины, Хорватии обязаны соблюдать конституцию и законы своей страны. В ряде конституций речь идёт об обязанностях всех граждан быть верными, преданными своему государству (Ирландия, Румыния, Сан-Марино). Особенностью Конституции Азербайджана является установление в ней обязанности каждого гражданина уважать государственные символы Республики - её флаг, герб и гимн (ст. 75).

Обязанность гражданина - защита родины. Сроки военной службы различны: в Швейцарии - 3,5 месяца, в Хорватии - 6, в Испании - 9, в Аргентине, Монголии - 12, в Грузии, Колумбии - 18, в Белоруссии, Индонезии - 24, в Израиле, Судане - 36 месяцев.11 Комсомольская правда. 2003. 18 июня. В 1974 г. в Перу установлена обязанность военной службы женщинами с 18 лет. Наиболее известным массовым призывом женщин на основании всеобщей воинской обязанности считается израильская армия. Женские части и подразделения объединены в женский корпус.11 Подпобнее: Пешков В. Женщины в армиях мира // Защита и безопасность 2005. № 2 (33). С. 26-27.

Срок прохождения альтернативной службы обычно в 1,5 - 2 раза больше: в Венгрии - 18 месяцев, во Франции - 20 месяцев. В Германии альтернативную службу проходят, главным образом, в негосударственных организациях, в Болгарии преимущественно в государственных (структурах гражданской обороны, государственной и муниципальной власти, здравоохранения, социального обеспечения).

В некоторых конституциях закрепляется обязанность участвовать в выборах (Бельгия, Греция, Португалия, Турция, Аргентина, Италия);

К социально-экономическим обязанностям относятся: уплата налогов и сборов; бережное отношение к общественной собственности и ее укрепление; трудиться (Испания, Португалия, Габон, Уругвай); в Гватемале бродяжничество наказуемо; в Коста-Рике труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества; но в ФРГ принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. В мусульманских странах существует обязанность уплачивать закят - 5-ти процентный налог на доход для содержания бедных.

Социально-культурные обязанности:- учиться, получить образование (в Колумбии - с 5 до 15 лет, включая 1 год в дошкольном учреждении); охранять окружающую среду (Болгария, Словакия); хранить и умножать культурное наследие (Словакия).

Таким образом, в зарубежных конституциях закрепляется весьма широкий круг прав и свобод человека и гражданина, способствующий реализации их интересов и потребностей, и относительно небольшой перечень обязанностей, которые необходимо исполнять в интересах общества, государства и других граждан.

Вопрос 5. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Под гарантиями понимается система средств, условий, способствующих реализации, охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Гарантии зависят от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени независимости судебной власти и других факторов. Они подразделяются на две большие категории: внутригосударственные и международно-правовые. К международно-правовым гарантиям относится прежде всего право индивида обращаться в международные учреждения (Комитеты ООН) и суды (Европейский Суд по правам человека) за защитой своих прав. Более подробно эти гарантии изучаются в курсе международного права.

Внутригосударственные гарантии принято подразделять на социально-экономические, политические, идеологические и юридические. Социально-экономическими гарантиями прав граждан считаются обладание собственностью, что даёт возможность человеку независимо осуществлять свои права; существование социального государства. Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, многопартийностью, свободой оппозиции, с участием граждан в управлении,11 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С.106 - 107. т.е. зависят от степени демократичности политического режима. Под идеологической гарантией понимается наличие в господствующей идеологии концептуальной значимости прав и свобод человека, приоритетности прав и интересов человека в общественной жизни, рассмотрение блага человека как одной из основных ценностей или высшей ценностью, обоснования важности соблюдения и защиты прав и свобод человека.22 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 130..

Немалое значение имеет общественное мнение, которое стало важным элементом демократической политической системы. Правящие круги вынуждены считаться с общественным мнением, воздерживаться от грубых форм ограничения гражданских прав.

Юридические гарантии опираются прежде всего на авторитет конституций, в которых закреплены основные права и свободы. Однако конституции не всегда закрепляют права и свободы в полном объёме, что характерно для Австралии, Новой Зеландии, Швеции.

Практически более важными являются судебные гарантии. Они заключаются в предоставлении гражданину права обращения в суд с требованием признать неконституционным тот или иной закон, который ограничивает какое-то конституционное право гражданина, или издать приказ в адрес административного органа об осуществлении предусмотренного законом действия или о воздержании от какого-либо действия, нарушающего субъективное право граждан.

В США по инициативе судебной власти введено «правило миранды», в соответствии с которым полицейский в момент задержания обязан сообщить задерживаемому лицу перечень его прав: «Вы имеете право не давать показания; все что Вы скажете, может быть и будет использовано против Вас в суде; Вы имеете право консультироваться с адвокатом и он может присутствовать на Ваших допросах; Если у Вас нет средств на оплату труда адвоката, он, если Вы пожелаете, будет назначен до начала допросов; Вы можете воспользоваться этими правами в любое время и не отвечать ни на какие вопросы и не делать никаких заявлений». В Конституции Испании зафиксировано, что «каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной ему форме проинформирован о его правах и основаниях его задержания».

Многие конституции содержат прямо выраженный запрет пыток и других унижающих достоинство видов обращения. Право на неприкосновенность личности и одна из наиболее значимых, применяемых в практике зарубежных стран процедура - Хабеас корпус. Это традиционное наименование судебного приказа, который направлен должностному лицу, ответственному за содержание арестованного под стражей. Приказ предписывает доставлять арестованного в суд и сообщить о времени и причинах ареста. Каждый задержанный или арестованный, а также кому было отказано в освобождении под залог имеет право осуществлять производство на основе Хабеас корпус. В соответствии с заявлением судья адресует требуемому учреждению, в котором находится задержанный доставить его в течение 24 часов в суд с тем, чтобы проверить законность задержания или ареста.

Если суд принимает решение относительно необоснованности задержания, ареста или заключения, лицо, подвергшееся этим санкциям, должно быть немедленно освобождено. Лицо, выпущенное на свободу в порядке производства на основе Хабеас корпус не может быть вторично задержано, арестовано или подвергнуто заключению по тем же основаниям. Такое правило действует в США, Австрии (ФКЗ «О защите личных свобод» с 1991 г.), ФРГ, Италии, Испании.

Хабеас дата - один из новейших юридических институтов защиты личных прав и свобод граждан. Впервые закреплен в Конституции Бразилии 1988 г. Предоставляет право любому человеку (или только гражданину) требовать в судебном порядке ознакомления с любыми, касающимися его документами, хранящихся в любых архивах и учреждениях, включая архивы служб государственной безопасности.

Гарантией прав и свобод является недопустимость их произвольного ограничения. Конституции часто предусматривают возможность временного ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие), тем самым конституции государств допускают наличиё институтов чрезвычайного режима. При этом расширяются полномочия полиции, которая может более широко проводить обыски и аресты; запрещаются митинги и демонстрации; вводится цензура, предоставляются большие права военной юстиции. Институт чрезвычайного положения закреплён в конституциях Австрии, ФРГ, Франции, Италии и ряда других государств.11 Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7. С. 19.

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотребления властью со стороны чиновников особое место занимает институт омбудсмена. Исторически этот институт имеет скандинавское происхождение. Конституцией Швеции 1809 г. была введена должность омбудсмена юстиции, в 1919 г. в Финляндии, в 1954 г. в Дании. Особая популярность и авторитет данного института объясняется многими демократическими чертами, характеризующими его статус и обеспечивающими эффективность его деятельности:

Институт парламентского омбудсмена в Швеции включает несколько специальных омбудсменов. Шеф-омбудсмен занимается вопросами доступа общественности к официальным документам, а также к компьютерной системе и к банкам персональных данных. К ведению омбудсмена по вопросам юстиции относится деятельность органов правосудия, полиции, тюрем. Специальный омбудсмен осуществляет надзор за вооруженными силами и их отношениями с различными гражданскими структурами, а также надзор за законностью в области социального обеспечения и налогообложения. В 1986 г. в Швеции принят закон против расовой дискриминации и одновременно назначен омбудсмен по этим вопросам (в области трудовых и социальных отношений - найма, оплаты труда, увольнений, аренды жилья). Учреждается омбудсмен по вопросам равноправия женщин и мужчин (Финляндия), по делам национальных и этнических меньшинств (Венгрия), по вопросам защиты прав потребителей и контроля за конкуренцией (Финляндия), по делам обороны, т.е. надзора за положением дел в армии, действиями военной администрации и соблюдения прав военнослужащих (ФРГ, Дания).

Во Франции с 1973 г. действует медиатор (посредник), жалобы которому подаются через членов парламента. Медиатор наделен правом возбуждать дисциплинарное производство в отношении любого государственного служащего, действующего противоправно, или в случае необходимость подать на него жалобу в суд, ходатайствовать о возбуждении против него уголовного дела, выступать в суде в роли обвинителя11Общая теория прав человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996. С.368-369..

Важной и широко распространенной формой деятельности омбудсмена во многих странах является право законодательной инициативы, право жалобы в Конституционный суд и тем самым содействие обеспечению конституционной законности в сфере прав человека (Испания, Австрия, Португалия).

Общие черты института омбудсмена: а) институт омбудсмена представляет собой важной дополнение правообеспечительного механизма, действующего в государстве; б) главной задачей деятельности омбудсмена является охрана прав граждан; в) ведомство омбудсмена относится к высшим органам государства; г) важная черта института омбудсмена - его независимость. В большинстве стран он избирается парламентом и отчитывается только перед ним; д) в основную задачу омбудсмена входит контроль за деятельностью исполнительных органов. Он осуществляется по инициативе омбудсмена и по жалобам граждан; е) в ряде случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения соответствия закону решений и действий администрации, но и может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и их должностных лиц и вынести решение о человечности, справедливости, целесообразности их действий; ж) омбудсмен использует методы убеждения, критики, гласности, в его распоряжении нет административных, императивных полномочий; з) граждане (кроме Франции, Великобритании) имеют право непосредственного доступа к омбудсмену, а также на бесплатное производство11 Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. - М., 1997. С.189-190..

Омбудсмены наделены определенными гарантиями выполнения рекомендаций, содержащихся в их представлениях. Так, омбудсмен юстиции Швеции, французский медиатор вправе наложить штраф на государственных служащих, отказывающихся предоставить информацию; возбудить официальное производство. Кроме того, в этих же странах, а также в Испании, Великобритании, Австралии предусмотрена уголовная ответственность за игнорирование, обструкцию деятельности омбудсмена. Однако они не могут издавать подобных предписаний в отношении министров, судей Верховного Суда без согласия парламента. В то же время финансовый омбудсмен может возбудить процедуру импичмента министра. Полномочия польского омбудсмена в уголовном и гражданском судопроизводстве равнозначны полномочиям прокурора.

В ряде зарубежных стран функционируют иные правозащитные механизмы. Так, к компетенции Датского института прав человека, входящего как независимый орган в состав Датского центра международных исследований и прав человека, относится рассмотрение жалоб жертв дискриминации по различным основаниям со стороны публичных органов власти и частных лиц. Аналогичные полномочия у Национальной Консультативной комиссии по правам человека Франции.22 Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправлении. 2006. № 4. С. 43-47.

В целом, виды и содержание гарантий прав и свобод человека и гражданина в значительной степени зависят от степени демократичности государства, уровня его социально-экономического развития.

Список использованной литературы:

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие М.: Юристъ, 2004.

2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3. Комсомольская правда. 2003. 18 июня.

4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина. - М.: НОРМА, 2006.

5. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

6. Михлин А.С. Понятие смертной казни // Государство и право. 1995. №10.

7. Общая теория прав человека. Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашевой. - М.:Изд-во НОРМА, 1996.

8. Пешков В. Женщины в армиях мира // Защита и безопасность 2005. № 2 (33).

9. Смирнова Е.С. Проблемы соотношения прав, свобод и обязанностей иностранных граждан в зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7.

10. Тиунов. О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 69.

11. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. - М., 1997.

12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. .

13. Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправлении. 2006. № 4.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.