скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации (на примере МО ГО "Город Южно-Сахалинск")

Местное самоуправление в МО ГО «Город Южно-Сахалинск» осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Сахалинской области, решениями, принятыми на местных референдумах, и муниципальными правовыми актами.

МО ГО «Город Южно-Сахалинск» имеет устав, который разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Сахалинской области, другими федеральными законами и законами Сахалинской области и закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории МО ГО "Город Южно-Сахалинск", определяет порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий.

Устав действует на всей территории МО ГО "Город Южно-Сахалинск" и обязателен для исполнения и соблюдения органами местного самоуправления, должностными лицами, предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории городского округа, а также всем населением.

2.2 Самоуправление в МО ГО «Город Южно-Сахалинск»

Местное самоуправление в МО ГО «Город Южно-Сахалинск» осуществляется на основе принципов:

1) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

2) государственных гарантий осуществления местного самоуправления;

3) законности;

4) гласности;

5) самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

6) выборности органов и должностных лиц местного самоуправления;

7) ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением городского округа;

8) ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед органами государственной власти в части исполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В ведении муниципальных образований на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск» находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

1) формирование, утверждение и исполнение бюджета городского округа, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) организация, содержание и развитие в границах городского округа энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом;

4) содержание и строительство дорог и иных транспортных инженерных сооружений;

5) создание условий для предоставления транспортных услуг населению, и организация транспортного обслуживания;

6) организация строительства и использования и содержания жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8) организация охраны общественного порядка муниципальной милицией, создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

10) организация мероприятий по охране окружающей среды;

11) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного школьного и профессионального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

12) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

13) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

14) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

15) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), охрана объектов культурного наследия;

16) обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения;

17) опека и попечительство;

18) формирование и содержание муниципального архива;

19) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

20) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

21) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий;

22) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель;

23) расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение, в соответствии с жилищным законодательством;

24) осуществление полномочий собственника водных объектов и установление правил их использования, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

25) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма;

По вопросам местного значения население МО ГО «Город Южно-Сахалинск» непосредственно и органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты.

Наделение органов местного самоуправления МО ГО «Город Южно-Сахалинск» отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами Сахалинской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, законами Сахалинской области.

2.3. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления в МО ГО «Город Южно-Сахалинск" составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета городского округа, а также имущественные права городского округа.

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В собственности городского округа находится имущество:

1) предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Сахалинской области;

3) для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с правовыми актами городского Собрания;

4) для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законодательством.

Органы местного самоуправления городского округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

МО ГО «Город Южно-Сахалинск» имеет собственный бюджет.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местного бюджета и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств городского округа.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ В МО ГО «ЮЖНО-САХАЛИНСК»

3.1. Пути решения правовой проблемы

1) Установить для МО ГО «Город Южно-Сахалинск» конкретный перечень вопросов местного значения, которые они должны «самостоятельно и под свою ответственность решать»;

2) Наделить органы местного управления полномочиями и ресурсами для решения данных вопросов;

3) Четко определить какие из государственных полномочий могут быть переданы в ведение МО ГО «Город Южно-Сахалинск»;

4) Вновь издаваемые нормативно-правовые акты не должны противоречить ранее изданным, действующим нормативно-правовым актам.

Все законодательные акты должны сочетаться и дополнять друг друга, только тогда может идти речь о совершенствовании правовой основы в МО ГО «Город Южно-Сахалинск».

3.2. Пути решения проблемы бюджета

Необходимо урегулировать взаимоотношения органов государственной власти области и местного самоуправления в МО ГО «Город Южно-Сахалинск» в плане усиления их взаимодействия и ответственности, что не противоречит конституционному принципу разделения названных уровней власти. Речь идёт, прежде всего, о бюджетно-финансовых взаимоотношениях и взаимном реальном осуществлении конкретных полномочий на территории МО ГО «Город Южно-Сахалинск». Разрешению, хотя бы, частичному, существующих в муниципальных образованиях проблем и укрепления позиции местных администраций.

Действующее федеральное законодательство хотя и предоставило органам местного самоуправления МО ГО «Город Южно-Сахалинск» право самостоятельного формирования своего бюджета и за счет их доходной части решения социальных задач, однако объем и направления движения финансовых потоков для наполнения этой доходной части органам местного самоуправления оказались неподконтрольны.

Государство сегодня устранилось от проблем местного самоуправления, оставив муниципалитеты один на один с этими проблемами. Передали полномочия на местный уровень, при этом не продумав возможность их финансового подкрепления. Ярким примером такого отношения является ЖКХ, которое находится в критическом состоянии. Накопившиеся проблемы, в том числе и проблему задолженности, необходимо решать немедленно, государству необходимо предпринять срочные меры. Ведь муниципалитеты с их дефицитным бюджетом неспособны найти средства для финансирования капитального ремонта муниципального жилого фонда и сетей, а тем более - на модернизацию предприятий коммунального хозяйства.

3.3. Пути решения проблемы взаимоотношения органов местного самоуправления и населения МО ГО «Город Южно-Сахалинск»

Между органами местного самоуправления и населением должны быть такие отношения, чтобы в период выборной компании не приходилось придумывать для населения доводы для принятия решения, а можно было бы перечислить примеры настоящего результативного партнерства населения и органов местного самоуправления МО ГО «Город Южно-Сахалинск»

Было бы целесообразно ввести в практику оценку результатов деятельности органов местного самоуправления, выборных должностных лиц, проведение сравнительного анализа состояния качества жизни населения до и после окончания срока полномочий муниципальных органов и их должностных лиц. Для этого потребуется разработать типовые нормативы определения и оценки параметров качества жизни населения. С учетом таких нормативов представительным органам, местной администрации муниципальных образований было бы проще отслеживать процессы, происходящие на данной территории, своевременно реагировать на намечающиеся негативные тенденции в жизнедеятельности граждан, точнее воздействовать на те механизмы самоорганизации населения, которые способствуют повышению уровня правовой культуры, общественной инициативы и активности людей, формированию институтов гражданского общества как необходимого условия утверждения подлинного народовластия.

Существование механизмов ответственности и их реализации в муниципальных отношениях способствует решению на высоком качественном уровне ряда задач местного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя. Создание эффективной системы местного самоуправления является необходимым условием становления правового демократического государства в России.

Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.

Местное самоуправление укрепляет основы народовластия, создает условия для обеспечения жизненных интересов населения, стабилизирует политическую систему, является важным механизмом обеспечения единства страны. Именно развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно - тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную целостность России.

Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо заинтересована в сильной в правовом отношении федеральной власти, способной обеспечить более высокие социальные стандарты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей.

До утверждения эффективного демократического местного самоуправления в Российской Федерации еще далеко. На его состоянии сказывается борьба разных политических сил, недостаточное усвоение населением негосударственного характера органов местного самоуправления и отсутствие у него навыков общественной самодеятельности. Тем не менее, местное самоуправление в Российской Федерации постепенно развивается, приближаясь к своей конституционной модели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993

2. Ковешников Е.М. Государствоиместное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.: Мир, 2002, 340 с.

3. Муниципальная наука: теория, методология, практика / Под общ. ред. В.Н. Иванова. - М.: Гелиос, 2003. - 350 с.

4. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под. ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. - М.: Мир, 2003, 480 с.

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"

7. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 31)

8. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

9. Гражданский кодекс РФ, п.3 ст. 125. 5 Ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №36. - Ст. 4466. 6 Собрание законодательства РФ. - 1998. - №36. - Ст. 4466.

10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ

11. Европейская Хартия о местном самоуправлении.//Собрание законодательства РФ. - 1998. - №36.

12. Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (XII - начало XX в.): Учеб. пособие. - М.: Инфа, 1999, 540 с.

13. Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / Под общей редакцией С.А. Попова. - М.: Прогресс, 2001, 260 с.

14. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) /Под общей редакцией Н.П. Медведева и др. М.: Правовая литература, 2004.- 320 с.

15. Основы Европейской хартии местного самоуправления: Методическое пособие для высших учебных заведений./Под ред. В.А. Черникова -250 с.

16. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) /Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М. Инфа, 2001- 440 с.

17. Широков А.Н. Направления совершенствования местного самоуправления на основе практики его функционирования. //Местное самоуправление в России. - М. Мир, 2004. - С.15-18

18.Закон Сахалинской области 21 июля 2004 г. №524 «О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области»

19.Устав ГО «Город Южно-Сахалинск» от 22 февраля 2006 решение

№180/13-06-3

20. По материалам сайта http://www.consultant.ru/online/

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.