скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционно-правовой статус личности

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Российской Федерации 1993 г., основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах. Последние устанавливают общеправовые стандарты прав и свобод личности, определяющие тот уровень, ниже которого государства не могут опускаться. дело в том, что права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства. Теперь они объект внимания всего международного сообщества. Универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность человека, сформулирован в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Благодаря этим документам человек стал субъектом международного права. Все Государства, присоединившиеся к этим документам, оказались обязаны привести свое законодательство в соответствие с требованиями этих пактов, что создало приоритет указанных Международных актов над внутренним законодательством стран-участниц Поэтому каждый гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, получил право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН , если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.

С принятием декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г. в России начался период, в рамках которого произошел поворот правовой системы к признанию и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Конституция РФ 1993 г. закрепила новую концепцию прав и свобод человека и гражданина, согласно которой гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Конституция РФ стоит на позициях признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В ней впервые получил закрепление принцип примата международного права, в частности в области прав человека (ч. 1 ст. 17).

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства». Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Содержащиеся в ней принципы и нормы значительно расширяют круг прав и свобод с учетом конституционного опыта цивилизованных государств и содержания международно-правовых актов о правах человека. Здесь наряду с правами и обязанностями граждан впервые в отечественной истории нашли свое закрепление отдельно права человека, т. е. юридически признана категория «права человека». Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своей природе и своему содержанию, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя к; присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства. Второе -- исходит из характеристики прав личности как гражданина государства определяет его права и свободы в качестве такового. В конкретном перечне прав и свобод эти понятия в значительной части совпадают, но не сливаются, сохраняя различия. Поэтому в большинстве статей права и свободы адресуются <каждому», в некоторых - «гражданину».

Налицо отказ в Конституции РФ от классового подхода и переход к закреплению правового статуса личности, хотя этот принцип был важнейшим и в предыдущих конституциях.

Важной чертой действующей Конституции РФ является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, а не только коллективного субъекта как прежде в виде трудящихся и эксплуатируемого народа или просто народа впоследствии. Естественно, что коллективный субъект как таковой отрицаться не должен и не отрицается, если его признание не ведет к игнорированию индивидуальных прав и свобод каждого человека, признания его самоценности.

Следующей чертой Конституции РФ 1993 г. является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности, о чем уже говорилось выше при анализе ст. 2 Конституции.

Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления и реализации их правового статуса. Имеются в виду те исходные начала, на основе которых осуществляются права, свободы и обязанности личности. Продолжая рассмотрение особенностей Конституции РФ, остановимся еще на одной ее характеристике. Конституционное выражение в ней по аналогии с конституциями США, Японии, Германии, Италии и других получили следующие принципы правового статуса личности 1) равноправие; 2) неотчуждаемость прав и свобод; 3) непосредственное действие прав и свобод; 4) гарантированность прав, свобод и обязанностей; 5) признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью её правовой системы, что определило универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность личности; б) запрещение злоупотребления правами и обязанностями; 7) запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

Относительно самостоятельное значение, но обслуживающее правовой статус личности и даже органически в него вплетаемое имеют нравственно-этические принципы и нормы, следование которым обязательно как для личности, так и для общества и государства. Это принципы выражаются или в виде правовых аксиом («дозволено все, что не запрещено законом» -- для граждан и «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом» -- для государственных служащих, в том числе работников правоохранительных органов, («человек - мера всех вещей» и др.), или в форме религиозных постулатов (не убивай, не кради, не доноси, не лжесвидетельствуй и др.), либо виде норм, закрепляющих общечеловеческие ценности и международно-правовые стандарты, в частности признание приоритета общепризнанных прав, свобод и законных интересов личности, а также возможностей их защищать, в том числе путем вмешательства мирового сообщества во внутренние дела тех государств, где права и свободы личности нарушаются. Это - незыблемые принципы и их пересмотр требует более авторитетного решения, чем даже принятие законодательного акта.

Кроме собственных граждан на территории России, как и других государств, постоянно или временно проживают иностранные граждане и лица без гражданства Конституционн0 законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношения с государством. Действующим в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г., является Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., вступивший в силу с 1 января 1982 г. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также гражданским и уголовным и уголовно-процессуальным таможенным законодательством, Законом о государственной границе, Воздушным кодексом, Положением о въезде и выезде из Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания и др. Исходной является ст. 62 Конституции РФ 1993 г., предусматривающей, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации».

Определенные ограничения в Правах, свободах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства установлены в самой Конституции РФ 1993 г., которая, как уже отмечалось, использует разные категории субъектов правового статуса: в одном случае употребляется термин «каждый», включающий иностранцев лиц без Гражданства и лиц с несколькими гражданствами, в другом -- «граждане Российской Федерации» что означает, что конкретные права и свободы, а также обязанности имеют только граждане Российской Федерации. Соответственно иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т. д. Аналогичным образом этот вопрос решается в Конституциях других государств.

Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства

Условием, предпосылкой или элементом правового статуса личности, а скорее всего и тем, и другим, является, как отмечалось выше, гражданство. Под гражданством в науке государственного права принято понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть, как в пределах государства, так и вне его границ. Правовая принадлежность человека к тому или иному государству создает юридическое состояние человека, в силу которого он обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством. Иными словами, гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства, т. е. именно с гражданством связаны самые существенные последствия для обеих сторон: объем прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина (см. Преамбулу Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»).

К основным характеристикам гражданства относятся: 1) гражданство - правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой - в индивидуальном документальном юридическом оформлении гражданства каждого человека (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство); 2) устойчивый характер отношений гражданства, существующих постоянно, как правило, от рождения до смерти гражданина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий одностороннего расторжения гражданства; 3) двусторонняя связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека; 4) распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так за ее пределами.

В настоящее время все отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и законами о гражданстве. Конституция Российской Федерации 1993 г. и Закон о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993г.

Конституционные основы гражданства развиваются и конкретизируются в законе «О гражданстве». В Преамбуле его указано, что данный закон призван обеспечить осуществлен норм и принципов международного права и Конституции относящиеся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина защиту и Покровительство граждан находящихся за Пределами Российской Федерации.

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, а их реализация подробно регулируется обычными законами

Типичным представляется законодательство Российской Федерации об основных принципах отношений гражданства:

1. Гражданство Российской Федерации является единым, т.е. гражданин Российской Федерации постоянно проживающий на территории республики в составе России, является гражданином этой республики и одновременно гражданином России.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и времени приобретения.

3. Доступность и свободный характер гражданства Российской Федерации, что выражается, во-первых, в том, что каждый человек в Российской Федерации, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять; в-четвертых, в допустимости двойного гражданства; в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства; в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство; в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина.

4. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

5. Неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства Российской Федерации; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за преде1ы Российской Федерации.

6. Защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами Российской Федерации. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому. чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федерации.

7. Почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу. не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования можно объединить в три группы:

а) регулирующие порядок приобретения гражданства;

б) регулирующие порядок прекращения гражданства;

в) регулирующие порядок разрешения дел о гражданстве

Ст. 12 Закона о гражданстве определяет основания и порядок приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: в результате его признания; по рождению в порядка регистрации; в результате приема в гражданство (натурализация); в результате восстановления гражданства; путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ; по иным основаниям предусмотренным законом. К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит: усыновление, опекунство соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

В качестве оснований для прекращения гражданства в Законе о гражданстве РФ закреплены: выход из гражданства; отмена решенI1й о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при территориальных изменениях; по другим основаниям, предусмотренным международным договорами Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве Российской Федерации, К ним относится общее положение согласно которому, если оба родителя прекращают гражданство России, их дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, т.е. тоже прекращают гражданство России. Имеет Место стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи.

Следует обратить внимание на то, что впервые в отечественной практике в ч. З ст. 6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России его гражданство. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным. В прошлые годы нашей стране существовал институт лишения гражданства. Он был предусмотрен Законом о гражданстве СССР 1978 г. и мог применяться по решению Президиума Верховного Совета СССР в исключительных случаях по отношению к лицам, совершившим действия, порочащие звание советского гражданина. В реальной действительности лишение гражданства имело место главным образом в отношении лиц, не удобных режиму, а потому не угодных ему (диссиденты).

.Действующее законодательство Российской Федерации знает различные формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем признания компетентными органами факта восстановления и 3) по ходатайству лица. Эти формы назывались в числе возможных вариантов приобретения гражданства, но заслуживают специального обозначения и поэтому выделены здесь.

В Законе о гражданстве РФ есть специальная глава, посвященная регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, в нормах которой достаточно полно учтены интересы детей в различных жизненных ситуациях. По общему правилу гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. для изменения гражданства детей в этом случае не требуется согласия родителей.

В системе органов государства, решающих вопросы гражданства, основными полномочиями обладает Президент (п. «а» ст. 89 Конституции РФ). По вопросам гражданства Президент издает указы. Все другие органы, связанные с решением этих вопросов, в том числе органы внутренних дел, выполняют вспомогательную работу.

В решении вопросов гражданства принимают участие, как уже отмечалось, также органы внутренних дел, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они обладают одинаковой компетенцией по вопросам гражданства, с той лишь разницей, что Министерство внутренних дел и его органы принимают такие решения в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а Министерство иностранных дел и его органы -- в отношении лиц, живущих за ее пределами.

В их функции входят: прием заявлений и ходатайства по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента -- не более 9 месяцев. Решения обжалованию не подлежат, но через один год Возможно повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел рубежом.

Система конституционных прав, свобод и обязанностей.

Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент -- права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав -- эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства» Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть I. Теория государства. М., 1995. С. 98..

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.