скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право на личную неприкосновенность

Физическая неприкосновенность человека в области медицины защищена правилом, согласно которому любое медицинское вмешательство, будь то операция, сложная диагностическая процедура или обыкновенный укол, допускается только с согласия пациента. В отношении лиц, не достигших 15 лет, и недееспособных дают согласие родители и законные представители. При их отсутствии дает консилиум врачей, а если нет возможности собрать его - лечащий дежурный врач. В таком же порядке, т. е. без согласия, принимается решение в случаях, когда состояние больного не позволяет ему выразить свою волю.

Обеспечение психической неприкосновенности охватывает комплекс мер, направленных на защиту от посягательств на психическое и нравственное здоровье личности, интеллектуальную и волевую сферу сознания человека.

Психическая неприкосновенность личности обеспечивается недопустимостью: 1) сеансов целительства (включая гипноз), в том числе с использованием средства массовой информации; 2) применения методов лечения, в том числе хирургических и лекарственных средств, вызывающих необратимые последствия на психику и общее состояние душевнобольных; 3) допросов под гипнозом, экстрасенсорным воздействием, с использованием растормаживающих препаратов; 4) угроз, обещаний, вымогательства, шантажа, уговоров с целью добиться признания или получению угодных следователю показаний.

В соответствии со ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

1) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;

2) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;

3) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

4) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

5) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

6) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.

Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение. Каждый задержанный или заключенный под стражу незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.

Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

В соответствии с п. 2. ст. 22 Конституции РФ, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Исходя из указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, уполномоченные органы, и, прежде всего суд, могут принимать относящиеся к их ведению решения, касающиеся избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, ее отмены или изменения, а также продления срока содержания под стражей только с учетом того, подтверждаются или нет достаточными данными названные в уголовно-процессуальном законе основания применения этой меры пресечения. Причем, именно на суде, выносящем по ходатайству, направленному прокурором, следователем или дознавателем в порядке ч. 3 ст. 108 УПК РФ, постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, лежит обязанность оценки достаточности представленных сторонами материалов для принятия законного и обоснованного решения.

По мнению Л.А. Окунькова право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения. Свобода и личная неприкосновенность дают человеку возможность совершать любые действия, не противоречащие закону.

Неприкосновенность может быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная и духовная (честь, достоинство личности).

Право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственными институтами. Уровень реализации права на свободу и личную неприкосновенность, его защиты и гарантированности нормами права является важным показателем демократизации общества, служит необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства. Поэтому государство и все его институты должны быть заинтересованы в том, чтобы были реализованы права и свободы личности.

Под правом на личную неприкосновенность в уголовном процессе принято понимать субъективное право лица (в отношении которого закон допускает применение мер процессуального принуждения) на обеспечение его психической и физической неприкосновенности от противоправных посягательств должностных лиц и государственных органов.

Право человека и гражданина на личную неприкосновенность имеет для каждого самостоятельное и жизненно важное значение. Его следует отграничивать от других смежных субъективных прав: собственности, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства.

В связи с этим, необходимо подчеркнуть, что личная неприкосновенность является общеправовым институтом, к которому относят телесную, духовную, нравственную и психическую неприкосновенность, в частности, индивидуальную свободу и личную безопасность человека и гражданина.

Нормами Конституции РФ впервые суду предоставлено право принимать решение об аресте, заключении под стражу, а также содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Это положение соответствует п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. "Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление об его освобождении, если задержание незаконно".

Среди процедурных гарантий реализации принципа неприкосновенности личности, которые необходимо соблюсти при задержании или избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская конвенция о защите прав и основных свобод указывают: каждый арестованный должен знать основания и причины его ареста; иметь доступ к материалам дела, которые используются при решении вопроса о содержании лица под стражей; иметь право воспользоваться услугами адвокатов. Указанные права лица, чья личная неприкосновенность подлежит ограничению, могут быть реализованы через уведомление.

Возложение на суд такого права является достижением законодательства. Ранее право арестовывать, заключать под стражу принадлежало прокурору. Прокурор в большинстве случаев принимал решение заочно, т.е. в отсутствие лица, которое арестовывалось, и обязан был допрашивать только небольшой круг лиц, в частности, несовершеннолетних.

Предоставление права суду принимать решение об аресте предполагает участие в рассмотрении этого вопроса лица, которое должно предстать перед судом. В решении вопроса об аресте вправе принимать участие и защитник. Суду надлежит разъяснять права лицам, участвующим в ходе решения вопроса об аресте, что наделяет суды новыми обязанностями. Следует отметить, что арест (заключение под стражу) является самой радикальной из мер пресечения способов уклонения от следствия и суда. В результате применения ареста (заключения под стражу) лицо лишается свободы и не в состоянии выполнять возложенные на него обязанности. Судебная процедура с соблюдением принципов гласности, непосредственности и др. должна способствовать принятию законных и обоснованных решений, уменьшить количество ошибок при аресте (заключении под стражу).

После решения вопроса об аресте (заключении под стражу) лицо помещается, как правило, в следственный изолятор или же в изолятор временного содержания, если нет следственного изолятора.

Арест, заключение под стражу в подавляющем большинстве случаев производятся в ходе предварительного расследования. Определены предельные сроки содержания под стражей в ходе предварительного расследования - 18 месяцев. Первоначальный срок содержания под стражей установлен в 2 месяца, и дальнейшее продление сроков содержания под стражей теперь возложено на суд. И так как предельные сроки содержания под стражей в ходе судебного разбирательства дела не установлены, лицо в период рассмотрения его дела в суде может содержаться под стражей неограниченный период времени.

На суд также возложена обязанность принимать решение о содержании лица под стражей, т.е. контролировать его нахождение под стражей, поэтому лица, содержащиеся под стражей, вправе обращаться в суд с жалобами, обращениями и т.д. по вопросам, связанным с их содержанием под стражей.

Решение вопросов об аресте, возложенное на суд, включает не только случаи производства по уголовному делу, но и случаи разбирательства о совершении административно наказуемых деяний, т.е. иных правонарушений.

Аресту предшествует задержание лица по подозрению в совершении преступления. Если срок задержания раньше согласно Уголовно-процессуального Кодекса составлял 72 часа, то теперь он составляет 48 часов. В развитие конституционных предписаний в ст. 10 УПК РФ предусмотрены гарантии законности и обоснованности применения мер процессуального принуждения, а также гарантии от неправомерного ограничения свободы.

Исключение установлено Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", согласно которому задержание подозреваемых и обвиняемых по этим преступлениям возможно на срок до 30 суток []. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления и помещенное в изолятор временного содержания, также лишается свободы. Оно может быть подвергнуто задержанию в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством на основании решения следователя, лица, производящего дознание. Решение о задержании может быть обжаловано в суд.

Уведомление о задержании является одной из гарантий соблюдения принципа неприкосновенности личности, а также законности ограничения ее свободы, соблюдения принципов и норм международного права, обеспечения доступа граждан к правосудию.

Также в курсовой работе рассмотрим конституционное право на свободу и личную неприкосновенность в условиях действия особых правовых режимов - чрезвычайного и военного положения.

Закрепленный в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ принцип допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства, содержит требование разумной достаточности применяемых мер, которые могут осуществляться только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с обязательствами России по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного или военного положения. И среди таких прав первое место занимает право на жизнь.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина являются обязанностью государства. Реальное обеспечение прав и свобод граждан и безопасности личности относится к жизненно важным интересам Российской Федерации. По заключению научного совета при Совете безопасности РФ проблема обеспечения безопасности личности является одной из ключевых в социально-политической обстановке Российской Федерации и должна явиться одной из основных составляющих политики возрождения России.

Задача обеспечения прав и свобод человека и гражданина приобретает особое значение в период действия особых правовых режимов при возникновении различных ситуаций чрезвычайного характера, когда нормальное функционирование общества и государства вследствие тех или иных причин становится невозможным. Как справедливо отмечают В.В. Маклаков и Б.А. Страшун "...конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах". Такими обстоятельствами могут быть агрессия иностранного государства, непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства (например, попытки захвата или присвоения власти, массовые беспорядки, теракты, межконфессиональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др.). В подобных случаях вводятся предусмотренные национальным законодательством особые (чрезвычайные) правовые режимы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций.

С принятием Конституции РФ основания введения военного и чрезвычайного положений были строго разграничены. Военное положение может быть введено Президентом РФ на территории страны или в отдельных ее местностях только при угрозе национальной безопасности исключительно внешнего характера (ст. ст. 87, 88 Конституции РФ), тогда как чрезвычайное положение может быть введено Президентом РФ в силу причин внутреннего характера при обстоятельствах, предусмотренных федеральным конституционным законом. Вместе с тем специальные федеральные конституционные законы, которые должны определять основания введения военного и чрезвычайного положений и их режимы, не принимались в течение довольно длительного времени. Пристальное внимание общественности к разработке этих законов во многом было обусловлено стремлением обеспечить согласованность их норм с международно-правовыми стандартами, особенно по вопросам правового статуса личности в условиях военного и чрезвычайного положения.

Только в начале нынешнего столетия был принят Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении" , которые в настоящее время являются правовой основой двух особых правовых режимов деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений и организаций в исключительных для государства обстоятельствах. Такими обстоятельствами являются агрессия или непосредственная угроза агрессии против России (для военного положения), непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или основам конституционного строя Российской Федерации (для чрезвычайного положения).

Международная практика применения чрезвычайного и военного положения в различных странах свидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государств рассматривает эти режимы в качестве правовых институтов, регламентирующих чрезвычайный режим осуществления государственной власти в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства невозможно. При этом поддержание режимов чрезвычайного или военного положения практически неизбежно связано с ограничениями прав и свобод граждан, приобретающими зачастую неоправданно жесткий характер.

Гарантией соблюдения основ правового статуса личности в условиях чрезвычайного и военного положения могут являться существующие в Российской Федерации меры защиты прав и свобод граждан, предусмотренные статьями 45 - 46 Конституции РФ, включая возможность обращения в суд и в органы прокуратуры. В связи с этим особого внимания требует выяснение полномочий в период военного положения именно судов и прокуратуры. Здесь необходимо исходить из того, что в отличие от законодательства других стран и исторического опыта России Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ч. 1 ст. 4) создание каких-либо чрезвычайных судов не допускают.

В период проведения широкомасштабной антитеррористической операции в Чеченской Республике в 1999-2002 годах были массовые нарушения прав человека (право на жизнь, на безопасность, право на свободное передвижение и др.), ограничения прав в условиях, когда не объявлялось ни чрезвычайное, ни военное положение в районе боевых действий. Представители Организации Безопасности и Сотрудничества Европы, посетившие Чеченскую Республику, говорили о необходимости судебного расследования всех фактов нарушения прав человека, убийств и исчезновения людей. Объяснить эти нарушения прав на личную неприкосновенность можно только необходимостью обеспечения защиты этого права других лиц, поскольку в этих условиях происходили массовые нарушения личных (гражданских) прав человека и гражданина. Но в это же время это не может оправдывать нарушение права на личную неприкосновенность со стороны государства. Представляется, что государство может действовать только в тех пределах, которые определены законом, что составляет суть правового государства. Поэтому принятие федеральных конституционных законов о чрезвычайном и военном положении является шагом вперед по пути развития правового государства, обеспечения реализации личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией РФ.

3. Проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина на личную неприкосновенность

Право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное ч. 1 ст. 22 Конституции РФ, занимает особое положение среди личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Отношение к свободе и личной неприкосновенности, степень их защищенности - безусловный показатель уровня зрелости и развитости правового государства.

Право на свободу есть не что иное, как возможность совершать любые правомерные действия, не нарушающие права и свободы других лиц. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-либо действиям, подвергать истязаниям и наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, получать высшее образование, поступать на работу и т.д.).

В то же время наличие права на свободу и личную неприкосновенность не следует понимать как полное отсутствие ограничивающих воздействий на поведение человека. Личная неприкосновенность не имеет абсолютного характера. Государство устанавливает формы, основания и меры ее ограничения.

В Российской Федерации в настоящее время существует много проблем, затрудняющих реальное обеспечение и защиту права на свободу и личную неприкосновенность, о чем свидетельствует значительный рост преступности, массовые нарушения прав и свобод человека, несовершенство действующего законодательства. По этой причине вопросы о нормативном содержании, механизме реализации, системе гарантий и способах защиты конституционного права на личную неприкосновенность продолжают оставаться одними из наиболее значимых как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Процесс определения и реализации прав человека представляет собой необходимую ступень на пути к формированию истинно правового и демократического государства. Изучение системы прав и свобод человека и гражданина, основанных на принципах свободы, равенства, справедливости и обладающих универсальным характером, - сложная, но крайне актуальная задача. Как уже отмечалось, одну из центральных позиций занимает право на свободу и личную неприкосновенность человека, которое выступает объектом исследования многих гуманитарных и юридических наук в различных аспектах его сущности и возможной реализации. Главная роль в этом процессе совершенно справедливо возложена на конституционное право России, раскрывающее основные положения, касающиеся определенной автономности личности, ее гарантированной независимости от других членов общества и государства.

Одновременно нормы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, содержат и другие отрасли права, например, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское право и гражданский процесс, административное право.

Как представляется, особое значение личной неприкосновенности придается по следующим основным причинам:

- во-первых, анализируемое право принадлежит каждому от рождения и не зависит от принадлежности к гражданству государства;

- во-вторых, это право является базисом для многих других конституционных прав и свобод;

- в-третьих, это право, по существу, "цементирует" другие права и свободы человека и гражданина;

- в-четвертых, личная неприкосновенность выступает в качестве действенной гарантии не только конституционных прав и свобод, но и тех прав, которые предусмотрены отраслевым законодательством.

В российском законодательстве нет единого мнения о понятии права на свободу и личную неприкосновенность. Несмотря на множество предпринятых попыток, проблема индивидуальной свободы и личной неприкосновенности отечественной юридической наукой изучена недостаточно. Нет четко определенных подходов, мало посвященных ей фундаментальных работ. Как правило, свобода и личная неприкосновенность рассматриваются в общей совокупности индивидуальных прав, без раскрытия их сути, механизмов и условий реализации, а большинство публикуемых о них материалов носят описательный характер или жестко ограничиваются отраслевыми рамками или анализом законодательства. Это сужает представления об объекте исследования, препятствует познанию его природы, неразрывной связи с другими явлениями правовой действительности и, в конечном счете, мешает поиску путей совершенствования российского законодательства в этой области.

Прежде чем вносить предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области соблюдения права человека на личную неприкосновенность необходимо учитывать следующее:

- право на личную неприкосновенность можно определить как предоставленную человеку и гарантированную государством возможность каждого защищать физическую, половую и психическую неприкосновенность, свою честь и достоинство;

- личная неприкосновенность представляет собой жизнедеятельность человека, связанная с его физическим и психическим здоровьем, созданием условий для их сохранения;

- субъектом права на личную неприкосновенность выступает каждый человек, в том числе несовершеннолетний и душевнобольной. Особенность специального субъекта выражается в том, что он обладает определенной неприкосновенностью, связанной с выполнением специальных функций.

Нормы международного права устанавливают, что требование о личной неприкосновенности автоматически ограничивается в той степени, в какой отдельное лицо ставит под угрозу свою жизнь, совмещая ее с действиями, причиняющими вред этой жизни.

В российском конституционном праве выделяются в качестве составных частей права на личную неприкосновенность: физическая (телесная) и внутренняя (духовная) неприкосновенность. При этом физическая неприкосновенность включает и половую неприкосновенность. Внутренняя неприкосновенность включает нравственную, психическую и индивидуальную неприкосновенность. Однако ст. 22 Конституции РФ сужает содержание права на личную неприкосновенность до физической свободы, ограничивая возможности реализации этого права.

Следует отметить, что защита права на личную неприкосновенность требует установления режима конфиденциальности, поскольку личная неприкосновенность может быть тесно связана с неприкосновенностью частной жизни. И лишь в случае, если лицо совершает противоправное деяние либо, если интересы следствия и правосудия требуют наличия данных сведений в уголовном процессе на законных основаниях, в отношении других лиц можно вести речь о возможности их использования.

Ограничение личной неприкосновенности человека может происходить в связи с применением к нему мер юридической ответственности, выраженных в государственном правовом принуждении. Специфика и социальная роль такого ограничения выражены в ряде характерных черт. Во-первых, это принуждение, точнее его вид и мера, установлены в интересах общества. Во-вторых, оно формализовано в праве и реализуется посредством юридических процедур. И, в-третьих, подобные ограничения возможны только в отношении лиц, совершивших преступления, т. е. посягнувших на конституционные права и свободы других членов общества. В данном контексте правовое ограничение свободы и личной неприкосновенности виновного индивида воспринимается не в виде произвола, а как мера социальной защиты от нежелательного и вредного для окружающих поведения. Среди указанных правовых ограничений и иных воздействий можно назвать, например, задержание, арест, лишение свободы, обыск, принудительное лечение, в отдельных государствах применение смертной казни. Личная неприкосновенность - это составляющий элемент справедливости, она жизненно важна для полного выражения достоинства, присущих индивиду, равных и неотъемлемых прав всех людей. Решения государственных органов и должностных лиц, в которых, так или иначе, ограничивается личная неприкосновенность, должны быть обоснованными и, как правило, содержать указания на имеющиеся средства правовой защиты. Право личной неприкосновенности, как и другие конституционные права и свободы человека и гражданина, может быть надлежащим образом установлено только при наличии определенных гарантий их защиты.

Таким образом, право на личную неприкосновенность закреплено Конституцией РФ и относится к числу основных, жизненно важных прав. В системе естественных и неотъемлемых прав человека оно занимает особое место, поскольку, если не защищены свобода и личная неприкосновенность, то не защищены и все другие права и свободы человека и гражданина.

К сожалению, в настоящее время в российском конституционном праве нет четко сформулированного определения "личная неприкосновенность".

Важно отметить, что ст. 22 Конституции РФ определяет право на личную неприкосновенность только как свободу физическую. В силу чего ч. 2 указанной статьи Конституции РФ предусматривает положение, касающееся ареста, заключения под стражу и содержания под стражей, которые допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов. По существу это конституционное предписание касается личной свободы, но не личной неприкосновенности. Нарушение или ограничение права на личную свободу может не повлечь за собой нарушение права на личную неприкосновенность. Однако право на личную неприкосновенность тесно связано с правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Поскольку нарушение указанных прав можно повлечь за собой нарушение права на личную неприкосновенность, например, психологическую неприкосновенность.

Таким образом, право на личную неприкосновенность можно определить как гарантированную государством личную безопасность каждого человека, которая состоит в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств со стороны других членов общества, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных органов, должностных лиц, общественных объединений.

Заключение

Изучение вопросов, определенных планом работы, позволяет сформулировать ряд обобщающих выводов.

Право на личную неприкосновенность, предусмотренное ст. 22 Конституции РФ, воплотило в себе общие требования отношения к человеку, его правам и свободам с учетом положений международных гуманитарных актов о правах и свободах человека. Конституционное положение подчеркивает значение обоснованности и законных оснований для ареста и задержания человека в качестве подозреваемого в совершении преступления, соблюдения норм его содержания под стражей, а также помещения в медицинское учреждение лишь по решению суда. Для заключения под стражу как крайней меры ограничения свободы требуются особо веские основания. Оно возможно лишь по делам о преступлениях, которые предусматривают наказание в виде лишения свободы, и если суд приходит к выводу, что привлекаемый к уголовной ответственности, будучи на свободе, может скрываться от следствия и суда, воспрепятствовать ходу следствия либо встанет на путь совершения нового преступления. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по общему правилу после предъявления обвинения при соблюдении гарантий права на защиту.

Следует признать, что сегодня в российской правовой системе функции государства по обеспечению права на жизнь, права на личную неприкосновенность урегулированы недостаточно. Так, не создан необходимый механизм эффективной реализации полномочий государственных органов по охране личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Усиление правозащитной функции государственных органов требует расширения их компетенции, внесения необходимых изменений в действующее законодательство, совершенствования организации системы органов государственной власти и административно-юридических процедур.

Соблюдение прав человека в государстве обеспечивается, в первую очередь, уважением к личности, ее правам и свободам со стороны государства, общества и каждого человека и гражданина. Примеры пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, осуществления арестов и задержаний с грубыми нарушениями закона, свидетельствуют об отсутствии такого уважения.

Развитие гарантий соблюдения прав и свобод человека, в том числе и права на личную неприкосновенность, возможно только тогда, когда в государстве и обществе соблюдаются законы, а законы направлены на обеспечение безопасности человека, обеспечения достойного уровня его жизни. Но при этом в основу правового регулирования реализации прав и свобод человека и гражданина должен быть положен конституционный принцип - "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции РФ).

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. 2009. 21 января.

Федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья" // Российские вести. 1993. 9 сентября.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ с изм. от 30 июня 2003 г. "О чрезвычайном положении" // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ с изм. от 30 июня 2003 г. "О военном положении" // СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2710.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 2-ФКЗ с изм. от 4 июля 2003 г. "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ с изм. от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. (Часть 1). Ст. 4921.

Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1913.

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 50. Ст. 1740.

Международные правовые акты

Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.

Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. // Сб. международных документов по правам человека / отв. ред. Л.А. Лукашева. М., 2006.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод: принята Советом Европы 4 ноября 1950 г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г. № 6416-ХI // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 45. Ст. 747.

Специальная дополнительная литература

Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.

Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России: учебник. М., 2010.

Ведерникова О.А. Жизнь и ее место в универсальной системе прав и свобод человека // Право и государство: теория и практика. 2008. № 6 (42).

Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.

Гасанов К.К., Стремоухов А.В. Абсолютные права человека и ограничение прав // Правоведение. 2004. № 1.

Горшкова С.А. Европейская конвенция по предупреждению пыток и защита прав человека в России // Журнал российского права. 2003. № 6.

Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журнал российского права. 2009. № 9.

Лебедев В.М. Судебная защита свободы и личной неприкосновенности граждан на предварительном следствии: учебное пособие. М., 2001.

Ким Ю.В. "Достойная жизнь" как категория конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 8.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрид. лит., 1994.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. М.: Бек, 1996.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / под ред. Б.А. Страшуна. М., 1995.

Малеина М.Н. Право индивида на телесную (физическую) неприкосновенность // Государство и право. 1993. № 4.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2009.

Общая теория прав человека / отв. ред. Л.А. Лукашева. М., 1996.

Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М., 1999.

Пономаренко Е.В. О процессе осуществления естественных и неотчуждаемых прав и свобод гражданина // "Черные дыры" в Российском законодательстве. 2004. № 3.

Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М., 2009.

Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность. М., 1999.

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. М., 2003.

Шмоткин А.В. Пределы ограничения прав и свобод личности при обеспечении национальной безопасности / В кн.: Проблемы обеспечения национальной безопасности в современных условиях. М, 2001.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.