скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право России

При всех сложностях, предшествовавших ее принятию, и при всей неоднозначности того этапа российской новейшей истории Конституция РФ объективно способствовала выходу страны из государственно-правового кризиса, документальным воплощением которого стало подписание Федеративного договора.

И сегодня процесс формирования Российской Федерации еще далеко не завершен как в контексте наполнения прав и полномочий субъектов РФ, закрепления стабильного и уверенного положения федеральных органов власти, так и в вопросе формирования самих субъектов РФ - Российская Федерация представляет собой уникальное явление в государственно-правовой практике: это единственная страна в мире, в которой на федеральный уровень власти непосредственно выходят 89 субъектов. Отсутствие промежуточных звеньев затрудняло государственное управление страной, взаимодействие различных властных уровней, уменьшало возможности центральной власти при осуществлении эффективного контроля над процессами в регионах, усложняло функционирование системы органов власти. Одним из вариантов преодоления подобных недостатков является формирование дополнительного уровня власти -- межрегионального.

Что касается самих федеральных округов, то на современном этапе развития Российской государственности, их следует признать лишь неоговоренным Конституцией РФ механизмом реформирования системы государственного управления, а вовсе не изменением государственного устройства страны или территориальной организации государственной власти.

14 Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами

1. Проанализируйте вышеизложенные полномочия и предметы ведения, используя ст.ст. 71, 72 и 73 Конституции и обоснуйте, почему тот или иной предмет ведения или то или иное полномочие отнесены именно к конкретной группе,

Российская Конституция устанавливает три сферы предметов ведения и полномочий:

1). предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71);

2). предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72);

3). полномочия субъектов РФ (ст. 73).

В ст. 71 и 72 Конституции РФ дан закрытый перечень предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Он подлежит расширению (изменению) только в порядке, предусмотренном для внесения поправок в Конституцию РФ. Согласно ст. 73 Конституции остальные предметы ведения отнесены полностью к ведению субъектов РФ.

2. Приведите примеры, когда в договорном порядке то или иное полномочие делегируется субъекту Федерации, либо наоборот.

В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта РФ, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действие договора и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора.

Федеральный закон уделяет внимание процедуре подготовки одобрения (отклонения) договора, соглашения. Она включает ряд последовательных действий. В соответствии с этой процедурой:

1). порядок подготовки и предварительного согласования проекта говора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом РФ;

2). проект договора представляется в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должно-НЬ1М лицом субъекта РФ для одобрения;

3). высшее должностное лицо субъекта РФ сообщает о результатах рассмотрения проекта договора о разграничении полномочий в законодательном органе государственной власти субъекта Президенту РФ;

4). договор подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ;

5). Президент РФ в течение 10 дней после подписания договора вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий;

6). договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное.

3. Какова юридическая природа и предназначение договоров между Федерацией и ее субъектами?

Часть 3 ст. 11 Конституции РФ закрепляет и договорный способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Начало договорного процесса в начале 90-х гг. XX в. было связав распадом СССР, суверенизацией российских автономий. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., представлял собой юридический документ, оформивший политический компромисс центробежных и центростремительных сил в государстве.

Федеративный договор содержал три самостоятельных акта о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и каждым из трех видов субъектов федерации: 1). республики; 2). края, области, города Москва и Санкт-Петербург; 3). автономная область и автономные округа.

Федеративный договор не носил учредительного характера. Вместе тем, он закрепил неодинаковую юридическую природу и фактическое неравноправие различных субъектов РФ. В Федеративном договоре выделили только две группы предметов ведения: федерального центра и совместные, остаточные полномочия были закреплены за объектами РФ. Это нарушило баланс предметов ведения, необоснованно расширило сферу совместных полномочий.

4. В чем состоит принципиальное отличие правового статуса республик от правового статуса иных субъектов Российской Федерации?

Развитие договорных связей нашло свое выражение в многочисленных двусторонних договорах, заключенных между Федерацией и субъектами. Договоры Российской Федерации с Республиками Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкарией, Бурятией, Северной Осетией--Аланией, Свердловской, Саратовской, Нижегородской, Калининградской областями и иными субъектами Федерации выступали в качестве источников конституционного права, поскольку разграничивали компетенцию между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Процесс заключения двусторонних договоров обусловливался двумя доминирующими на отдельных этапах причинами. Первая характеризовалась попытками федерального Центра найти политический компромисс с региональными элитами (договоры с Татарстаном, Башкортостаном, Северной Осетией -- Аланией, Кабардино-Балкарией и т.д.). Эта группа договоров, с одной стороны, подтверждала «особые отношения» федеральных властей с указанными субъектами, с другой стороны, стремилась их адаптировать в российское федеральное пространство. Предполагалось, что заключение подобных договоров позволило бы максимально учесть особенности субъектов РФ и вместе с тем, сохранить Федерацию от распада.

Вторая причина активного использования договорного механизма включалась в попытке реализации конституционных положений (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ), выравнивания статуса краев, областей и других субъектов Федерации с конституционным статусом республик в составе Российской Федерации.

15 Избирательное право в Российской Федерации

1. Раскройте содержание этих принципов. Определите минимальные правовые условия обладания гражданами избирательными правами.

На конституционном уровне закрепляются принципы российское избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выборов, выражающие сущность народовластия в государстве.

Конституция. РФ в ст. 32 и 81 закрепляет следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. добавляет еще добровольность.

Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин России, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным.

Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждый избиратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.

Прямое избирательное право. Избиратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно.

Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возможности контроля за волеизъявлением. В российской истории тайное голосование появилось только после принятия Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.

Добровольность. Участие в выборах в Российской Федерации является свободным и добровольным -- никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок -- это гражданский долг каждого избирателя, однако нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой либо юридической ответственности.

2. Каковы пути преодоления неучастия избирателей в выборах?

Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возможности контроля за волеизъявлением. В российской истории тайное голосование появилось только после принятия Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.

Добровольность. Участие в выборах в Российской Федерации является свободным и добровольным -- никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок -- это гражданский долг каждого избирателя, однако нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой либо юридической ответственности.

3. Как Вы думаете? почему в России правом избирать и быть избранным обладают только граждане Российской Федерации, а иностранные граждане и лица без гражданства таким правом не обладают? Можно ли в данном случае говорить о дискриминации?

В России действительно правом избирать и быть избранным обладают только граждане Российской Федерации, а иностранные граждане и лица без гражданства таким правом не обладают.

Я считаю, что в данном случае дискриминация не имеет место.

16 Избирательная сиси избирательный процесс

1. Как Вы считаете, под влиянием каких факторов, условий и целей была воспринята указанная избирательная система, каковы ее преимущества и недостатки? Какая система применяется при проведении выборов в субъектах Федерации, в органы местного самоуправления?

В странах, имеющих длительные демократические традиции, устоявшуюся многопартийность, чаще используется другая разновидность избирательной системы -- пропорциональная. Ее главный смысл заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объединение, участвующие в выборах, получили в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за них голосов, Такая система широко применяется при выборах депутатов нижней палаты парламента.

Каждая партия предлагает избирателю свой так называемый партийный список, в котором перечислены кандидаты в порядке очередности на замещение мест в парламенте. Однако избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за весь список.

Если партийный список соберет голоса, необходимые только для получения одного депутатского места, то его получит кандидат, стоящий в списке на первом месте, чаще всего это партийный лидер. Если поданных за партию голосов будет больше, то в число депутатов могут попасть претенденты, находящиеся ниже по списку.

В пропорциональной системе используется метод избирательной квоты -- это наименьшее число голосов, необходимое для избрани одного кандидата. Избирательная квота определяется по-разному (метод естественной квоты, метод искусственной квоты, методы делителей, наибольшего остатка и др.).

2. Каким правовым критериям должна, на Ваш взгляд, соответствовать избирательная система, чтобы обеспечить достижение оптимальных результатов и целей выборов?

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежал принцип большинства: избранными считались такие кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, как закон определяет большинство голосов, выделяются:

1). Система относительного большинства -- побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники.

Недостаток данной системы: не учитывается мнение тех избирателей, которые проголосовали против победившего кандидата. Ведь зачастую бывает так, что в совокупности сумма голосов, отданных за других кандидатов, больше, чем сумма голосов, отданных за победившего кандидата.

2). Система абсолютного большинства -- для победы необходимо абсолютное большинство голосов;

При этой избирательной системе побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов -- 50% 4-1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов:

1). от общего числа зарегистрированных избирателей;

2). от числа проголосовавших избирателей;

3). от поданных действительных голосов.

В отличие от мажоритарной системы относительного большинства данная система предполагает возможность двухтурового избирательного процесса. Если никто из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного большинства голосов, то проводится второй. Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязательный процент явки составляет 50% (выборы Президента), реже -- 25% или иное число голосов.

Положительной чертой этой разновидности мажоритарной система по сравнению с относительной мажоритарной является то, что побеждает кандидат, поддержанный реальным (представительным) большинством избирателей.

Недостатком этой системы является то, что чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов, что в итоге приводит к нерезультативности выборов;

3). Система квалифицированного большинства -- требуется квалифицированное большинство (в 2/3,3 /4 и др.). Она применяется в основном при избрании глав государств и иных должностных лиц (например, Президент Азербайджана для избрания должен получить две трети голосов избирателей, участвовавших в голосовании).

3. Каковы эти стадии? Выскажите свое мнение о такой стадии избирательного процесса, как определение результатов выборов при пропорциональной системе. Обоснуйте свою позицию примерами из практики выборов Государственной Думы в 1995, 1999 и 2003 гг.

Избирательный процесс -- это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из ряда последовательных этапов, называемых стадиями. Любые выборы обязательно должны пройти через все без исключения стадии.

В России закрепляется обязательность периодического проведения выборов независимо от каких-либо факторов и причин. Такая гарантия должна обеспечить определенную в законе периодичность смены легислатур в соответствии с волей избирателей. Общее правило, применяемое как в отношении органов государственной власти, так и нов местного самоуправления, а также полномочий однократно избранных депутатов, заключается в том, что срок их полномочий не может быть более пяти лет.

Назначение этой стадии заключается в том, чтобы обеспечить охват всех избирателей с целью реализации активного избирательного права. Основными избирательно-территориальными единицами являются избирательные округа и избирательные участки.

Под избирательными округами понимается территория, в которой осуществляется непосредственное избрание депутатов и должностных лиц.

Для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц образуются избирательные комиссии. Они формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, представленных в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации, представительном органе местного самоуправления. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

Списки избирателей -- это избирательные документы, определяющие круг граждан, проживающих на территории конкретного избир3 тельного участка.

Под избирательным объединением при проведении выборов закон понимает общественное объединение с его региональными и местными отделениями, устав которого зарегистрирован не позднее, чем за год до дня голосования и предусматривает участие в выборах. Два или более избирательных объединения, имеющих целью совместное участие в выборах, образуют избирательный блок. При этом общественные объединения не могут входить в состав более чем одного избирательного блока.

Главный смысл голосования в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения.

Голосование проводится в день выборы в период времени, который устанавливается законом, однако продолжительность голосования не может быть менее 10 часов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других не допускается. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосования.

17 Президент Российской Федерации и его конституционно-правовой статус

1. Раскройте такие аспекты этого статуса, как главы государства, его прерогативы во взаимоотношениях с собранием и Правительством, а также определите правовое положение. Президента в системе разделения власти.

В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. наиболее полно регламентирована вся полнота и механизмы реализации полномочий Президента РФ. В Конституции определению особенностей конституционного статуса и полномочий Президента РФ посвящена отдельная четвертая глава, которая предваряет главы Конституции РФ, касающиеся организации государственной власти в России (гл. V, VI, VII).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.