скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право Японии

Конституционное право Японии

2

Конституционное право Японии

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…..……………………………………………………………….3

1. Социальная структура, экономическая, политическая и партийная

системы общества……………………………………………………4-7

2. Японская модель разделения властей………………………………7-8

3. Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в осуществлении власти……………………………...9-10

4. Конституционно-правовые основы деятельности правительства11-16

5. Конституционные основы судебной власти………………………16-20

Заключение……….…………………………..………………………..21-22

Список литературы………………………………………….……………23

Введение

Принятая 3 ноября 1946 года и вступившая в силу 3 мая 1947 года Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения, хотя такие предложения неоднократно выдвигались. Появляются предложения о полной замене данного акта новым, и связаны они с тем, что Конституция 1947 года была принята в условиях оккупации страны армией США в результате поражения во Второй мировой войне.

Это не могло не отразиться на содержании данного акта и его оценке научной общественностью Японии. Проект был разработан в штабе оккупационных войск, доработан правительством и принят избранным в 1946 году Парламентом. В определенном смысле неизменяемая Конституция - юридический памятник этому событию.

Конституцию Японии среди других послевоенных конституций выделяет ярко выраженный пацифизм, что прямо связано с условиями ее принятия.

Это- монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.

Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права.

Целью настоящего реферата является изучение основных положений действующей Конституции Японии.

На основе поставленной цели, определены следующие задачи:

· охарактеризовать социальную структуру, экономическую, политическую и партийную системы общества;

· проанализировать японскую модель разделения властей;

· описать конституционные полномочия и реальную политическую роль императора в осуществлении власти;

· дать характеристику парламента страны, его структуры и правовому положению;

· проанализировать конституционно-правовые основы деятельности правительства;

· охарактеризовать конституционные основы судебной системы.

При написании реферата использовались работы В.М. Курицына, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина и других.

1. Социальная структура, экономическая, политическая и партийная системы общества

В основополагающих положе-ниях ст. 25 Конституции, наряду с провозглашением права всех на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни устанавливается обязанность государства прилагать усилия для дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здра-вия. Из этой обязанности государства вытекают две важней-шие задачи: необходимость определить и обеспечить государ-ственный стандарт здоровой и культурной жизни и оказывать общественную помощь малоимущим и так называемым небла-гополучным семьям. Более детально эти вопросы урегулиро-ваны законами о профсоюзах, об урегулировании трудовых отношений, о трудовых стандартах. Так, Законом о меропри-ятиях в области занятости предусматривается осуществление общегосударственных мер по достижению полной занятости.

Во многом благодаря тому, что на государство возложен целый ряд обязанностей в социально-экономической сфере, в Японии установлена система пожизненного найма и социаль-ного партнерства между объединениями лиц наемного труда и предпринимателей и сложился достаточно стабильный и один из самых низких в мире уровень безработицы.

В соответствии с Конституцией (ст. 85) никакие государ-ственные средства не могут быть израсходованы, и никакие го-сударственные денежные обязательства не могут быть приня-ты, иначе как по решению Парламента.

Для поддержания социального мира и избегания конф-ликтов между различными социальными слоями общества Кон-ституция запрещает предоставление каких-либо привилегий или преимуществ в получении государственных средств. В ча-стности, никакие государственные денежные средства или иное имущество не могут ассигноваться или предназначаться для использования, выгоды или содержания какого-либо ре-лигиозного учреждения или ассоциации или для каких-либо благотворительных, просветительных или филантропических учреждений, не находящихся под контролем публичных влас-тей (ст. 89).

Вообще распоряжение государственными финансами воз-можно только на основе решения Парламента. Введение но-вых или изменение существующих налогов производится толь-ко на основании закона или при соблюдении предписанных законом условий (ст. 83, 84) Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 249.

.

Характеристика структуры политической системы и глав-ных задач различных ее институтов не получила прямого от-ражения в Конституции Японии.

Демократический характер государства вытекает из положений ее преамбулы, провозглашающей, что народ об-лечен суверенной властью и устанавливает настоящую Кон-ституцию. Государственная власть в связи с этим основывает-ся на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, а полномочия осуществляются представителями наро-да, благами ее пользуется народ. Это принцип, общий для всего человечества, и на нем основана Конституция Японии.

В развитие указанных положений ст. 15 Конституция при-знала неотъемлемое право народа избирать публичных долж-ностных лиц и отстранять их от должности и установила, что все публичные должностные лица являются слугами всего на-рода, а не какой-либо одной его части. Более того, ст. 99 пред-писала, что Император или Регент, а также государственные министры, члены Парламента, судьи и все остальные пуб-личные должностные лица обязаны уважать и охранять на-стоящую Конституцию.

Столь лаконичная традиционная формула народовластия, приведенная выше, может создать впечатление о том, что японские избиратели нужны главным образом для того, чтобы в день выборов определить победившие партии или независи-мых кандидатов в представительных органах государственной власти и местного самоуправления. На самом деле подобное мнение будет ошибочным и даже отдаленно не напоминаю-щим фактическое состояние дел. Далеко не в каждом демок-ратическом государстве избиратели, подобно японским, име-ют право не только избирать должностных лиц государства и местного самоуправления, но и с помощью специально уста-новленного законодательством механизма влиять на досроч-ное прекращение полномочий представительных органов мес-тного самоуправления и должностных лиц муниципалитетов, а также судей вплоть до верховных, на отмену неугодных ме-стных законов. Конституционно-правовую основу под реализа-цию механизма досрочного отзыва заложили упомянутые выше нормы, дающие право каждому обращаться с мирной петици-ей о возмещении ущерба, о смещении публичных должност-ных лиц, о введении, отмене или исправлении законов, ука-зов или предписаний, а также по другим вопросам.

Преамбула также определила ряд принципов внешней по-литики, «Мы, японский народ, -- говорится в преамбуле, -- желаем вечного мира и преисполнены сознания высоких идеа-лов, определяющих отношения между людьми; мы полны ре-шимости обеспечить нашу безопасность и существование, по-лагаясь на справедливость и честь миролюбивых народов мира. Мы хотим занять почетное место в международном сообще-стве, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость. ...Мы убеждены... что принципы политической морали являют-ся всеобщими... Мы, японский народ, честью нашей страны клянемся, что, приложив все силы, мы достигнем этих высо-ких идеалов и целей». В целях реализации указанного выше принципа уже цитированная нами ст. 9 Конституции закрепи-ла не только отказ от войны, как суверенного права нации, но и отказ от содержания сухопутных, морских и военно-воз-душных сил, равно как и других средств ведения наступа-тельной войны. С учетом того, что Япония является членом международного сообщества, в ее Конституции дополнительно установлено, что все заключенные Японией договоры и дей-ствующие нормы международного права должны добросовес-тно соблюдаться.

Благодаря конституционно гарантированной свободе со-браний и объединений создается множество различных орга-низаций: политических, профессиональных, женских, моло-дежных и т. д. Одних только политических партий здесь зарегистрировано около 10 тыс. Подавляющее большинство из них действует на локальном и префектуральном уровне.

Возможно, многочисленность партий компенсируется дру-гой национальной особенностью: наличием жестких вертикаль-ных отношений между различными элементами системы, напо-минающих своим строением пирамиду. На нижних ярусах таких «пирамид» находятся различные профессиональные, кресть-янские, женские, молодежные организации, замыкающиеся на верхушку -- политические партии. Низовые звенья «пирамид» постоянно оказывают поддержку своим партиям, комп-лектуют их, распространяют их идеологию.

Многие партии существуют всего несколько месяцев в пе-риод предвыборной борьбы, а затем прекращают свое суще-ствование до очередных выборов. Появление подобных партий-однодневок возможно по той простой причине, что закон дает возможность любому лицу, выдвигающему свою кандидатуру на выборах, объявить себя и своих сторонников политической партией. В силу этого иногда встречаются политические партии, состоящие исключительно из членов одной семьи. Подчас партии возникают в результате временных верхушечных комбинаций политической элиты.

Наибольшим влиянием в стране пользуются несколько политических партий: либерально-демократическая партия (ЛДП), социал-демократическая партия Японии, новая партия Японии (НПЯ), демократическая партия Японии (ДПЯ), новая партия Сакигакэ (Провозвестник), коммунистическая партия Японии (КПЯ), партия демократического социализма (ПДС), комэйто (Партия чистой политики) См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 250-252

.

Вместо существовавшей с 1948 г. партийной системы с одной доминирующей партией в настоящее время в Японии формируется полноценная многопартийная система с некото-рыми элементами двухпартийности. После поражения на пар-ламентских выборах 1993 г. практически бессменно правившей ЛДП было создано несколько коалиционных правительств, од-нако в ноябре 1996 г. вновь было сформировано однопартий-ное правительство ЛДП, хотя эта партия уже не располагала большинством мест в Парламенте. Парламентские выборы летом 2000 г. также не дали ни одной из ведущих политических партий Японии абсолютного большинства депутатских мест в Палате представителей. В результате было сформировано трехпартийное коалиционное правительство во главе с ЛДП. Ее парт-нерами стали Новая консервативная партия и партия Комэйто.

В январе 1995 г. вступил в силу новый Закон о государ-ственной поддержке политических партий, который внес существенные коррективы в деятельность политических партий, особенно в период предвыборной борьбы. Главная идея данно-го Закона состоит в том, чтобы помочь искоренить политиче-скую коррупцию. В соответствии с его положениями полити-ческие партии, имеющие своих представителей в Парламенте, вправе получать государственные субсидии. Размеры госу-дарственной помощи конкретным партиям определяются чис-лом депутатских мест, занятых их представителями в пала-тах Парламента. В том же году эти субсидии в размере около 30 млрд. иен (около 300 млн. долл.) получили 9 политических партий. Данная мера хотя и не искореняет политическую кор-рупцию, но делает финансирование избирательного процесса гораздо более прозрачным, а главное -- дает государству воз-можность осуществлять финансовый контроль законности аги-тационных предвыборных мероприятий, проводимых полити-ческими партиями Курицын В.М. Конституционный строй Японии.- М., 1998. С. 67

.

2. Японская модель разделения властей

В Японии, как и в большинстве стран мира, существует разделение властей- на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с положениями ст. 41 Конституции Японии Парламент является «высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства». Компетенция Парламента, вытекающая из этой его характе-ристики, в Конституции специально не определена, если не считать отдельных (достаточно многих) ее положений, пре-дусматривающих регулирование тех или иных вопросов законом. Можно, однако, сделать вывод, что японский Парламент обладает неопределенной компетенцией. Во всяком случае Парламент осуществляет законодательную власть, одобряет бюд-жет, контролирует деятельность правительства, осуществ-ляет суд в порядке импичмента в отношении тех судей, про-тив которых возбуждено дело о смещении с должности.

На Кабинет министров (Правительство) воз-ложена исполнительная власть (ст. 65 Конституции).

Кабинет министров фактически обладает гораздо большей функциональной автономией, чем это вытекает из» положений Конституции. Формально в ней компетенции ис-полнительной власти посвящена всего одна статья. В соответствии со ст. 73 Кабинет министров выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности: добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров, для чего требуется предваритель-ное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобре-ние Парламента; организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом; составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными ука-зами только с разрешения соответствующего закона; принятие решений об общих и частных амнистиях, смяг-чении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (ст. 73).

В отличие от других государств значительными полномо-чиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Так, согласно ст. 74 Конституции правительствен-ные указы, как и законы, подписываются компетентными го-сударственными министрами и контрасигнуются Премьер-ми-нистром.

Кроме того, Кабинет министров в лице Премьер-министра обладает правом законодательной инициативы. Нередко зако-нодательная инициатива правительства из-за фракционной структуры ведущих политических партий, особенностей зако-нодательного процесса и др. наталкивается в стенах законода-тельного органа на серьезные возражения и активные попытки изменения содержания проектов законов См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 252-254.

.

Конституция Японии в части первой ст. 76 провозгласила, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, какие будут учрежде-ны законом. Принцип осуществления правосудия только судом имел для послевоенной Японии особо важное значение, так как означал упразднение произвола тех административных трибуналов, которые действовали в этой стране ранее. Боязнь произвола и желание иметь нормальную судебную систему были настолько сильны, что во второй части указанной ста-тьи Конституции было запрещено учреждать какие бы то ни было особые суды и установлено, что административные орга-ны не могут осуществлять судебную власть с правом вынесе-ния окончательного решения.

Главой государства в Японии является Император, согласно ст. 3 и 4 Конституции Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность. По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего - остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает главного судью Верховного суда (ст. 6).

3. Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в осуществлении власти

Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отдается старшему сыну Императора. Лица женского пола наследовать трон не могут. Царствование каждого Императора провозглашается определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летосчисление, т. е. первый год правления данного Императора считается первым годом соответствующей эры и т. д. С января 1989 г. после смерти Императора Хирохито на престол вступил его сын Акихито.

Статус Императора в Японии имеет свои особенности. Что¬бы лучше представить себе его реальную власть, необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям - статьям Конституции, но и к фактической деятельности Императора. По Конституции (ст. 1) Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.

По совету и с одобрения Кабинета Император от имени народа осуществляет следующие действия, относящиеся к делам государства (ст. 7):

-- промульгацию поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

-- созыв Парламента, роспуск Палаты представителей и объявление всеобщих выборов в Парламент;

-- подтверждение в соответствии с законом назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

-- подтверждение общих и частных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний, восстановление в правах;

-- пожалование наград;

-- подтверждение в соответствии с законом ратификационных грамот и других дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников;

-- осуществление церемониала.

В соответствии с Законом об Императорской фамилии 1947 г. династийный порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора, состоящий из двух членов императорской семьи, Премьер-министра, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 314..

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.