скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

В юридической литературе принята классификация гарантий:

Юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;

Экономические, социальные политические, духовные, социально -психологические - как общие гарантии.

Рассмотрим их специфику:

Социально-экономические - в Конституции 1993 года нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности. Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии формирования, роль Конституции как основного закона и иных нормативных актов регулирующих развитие экономики страны получает особое значение. Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества.

Политические - направленность политики государства и создание условий для осуществления этих гарантий. Думается, правильным будет рассмотреть как в соответствии с Конституцией “государственная защита прав и свобод человека в российской Федерации гарантируется” Конституция РФ 1993 г. ст. 45, ч.1

.

Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 25 декабря 1996 года. “Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами” ФКЗ “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 25 декабря 1996 г. ст. 1, ч. 1. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

Исполнительная власть -

“Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина…” Конституция РФ 1993 г. ст. 80, ч.2 - очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод: реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения. Так, 1998 год Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен “Годом прав человека в Российской Федерации”. В числе мероприятий по его проведению Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и принять в 1998 году федеральные законы в области прав человека:

О минимальных государственных социальных стандартах;

Об альтернативной гражданской службе;

Гражданско-процессуальный кодекс РФ;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования.

Предложено ратифицировать международные документы:

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;

Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская конвенция о выдаче 1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года;

Конвенции Международной организации труда 1947 г., 1957 г., 1978 г., 1981 г.

Кроме того в данном документе Правительству РФ предложено финансировать Федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановления в области прав человека и т.д.

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

Правительство РФ, местные органы государственной власти также призваны осуществлять эту деятельность - министерство юстиции, существование системы специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение.

Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом - который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ.

Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые “охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина” Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.191

Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на которого возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ правовое, то и регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения норм права, закрепленных к конкретных нормативных актах.

Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента и Постановлениях Правительства).

Каким же образом государство использует перечисленные инструменты?

Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и свобод:

Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;

Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования;

Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;

Развитие общественно-политической активности граждан;

Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;

Повышение правосознания и правовой культуры каждого;

Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина.

Важно помнить, что “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации” Конституция РФ 1993 г. ст. 15, ч.1

, что гарантирует использование конституционных положений при решении любых споров - в том числе и в судебных разбирательствах.

Думается, следует сразу отметить что классификация гарантий, так же как и классификация основных прав и свобод достаточно условна. Как, например, определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии; наличие соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии - как гарантии юридические.

Попробуем все же рассмотреть каким же образом осуществляется механизм реализации конституционных прав и свобод и как осуществляются их юридические гарантии.

Прежде стоит рассмотреть специфический набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод:

Конституционно-судебный механизм - т.е. возможность обращения в Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 1994 г.);

Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” 1993 г.);

Административные действия органов исполнительной власти;

Законная самозащита человеком своих прав - лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;

Международно-правовой механизм - возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов:

Гарантии личных прав человека - наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В Конституции России оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое право может ограничиваться “федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства” Конституция РФ 1993 г. ст. 55, ч.3 Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым “смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей” Конституция РФ 1993 г. ст. 20, ч.2 - что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее время этот вопрос находится в стадии решения.

Право на достоинство (ст. 21 КРФ) - право любой личности, ничем не ограниченное. “Ничем” - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: “Закон о средствах массовой информации”, в соответствии с которым можно не обращаясь в суд получить опровержение сведений не соответствующих действительности или порочащих человека; “Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” - в соответствии с окторым можно в судебном порядке защитить честь и достоинство; “Закон о милиции” - в котором оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства (ст.110) и т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно одно - право на достоинство личности не может и не должно ставиться в зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола, убеждений, национальности и т.д. Гарантии на защиту права закреплены - но всегда ли эти права защищены реально? До сих пор мы слышим о случаях неуставных отношений в армии, не всегда с уважением относятся в нашем обществе к национальному достоинству человека. Думается, проблема заключается в том, что низка правовая культура общества, а, следовательно, и каждого его члена в отдельности.

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) - право, принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы - все эти ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную неприкосновенность могут быть обжалованы в суд в соответствии с ““Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ) - все эти права принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления (“Семейный кодекс РФ” ст. 111, УК РФ ст. 155); врачебная тайна (основы законодательства об охране здоровья граждан); тайна исповеди (закон РСФСР “О свободе вероисповеданий”); тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д. УПК ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека - все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии (УПК ст. 170 ч.5). В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав - в таких случаях, в соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-компенсационные меры.

Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) - это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон “Об основах федеральной жилищной политики” и т.д.) Предполагается система мер, способствующих обеспечению жильем граждан из муниципального и государственного фонда, проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном законе. В случае нарушения его используются те же статьи, что и при нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои прав и получить соответствующую компенсацию.

Право на определение национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26 КРФ) - правовые гарантии закреплены в законе “О языках народов РСФСР” от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и законом каждому гарантируется право осуществлять основные политические, экономические, социальные и культурные права и свободы вне зависимости от знания или незнания какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться родным языком при обращениях в государственные органы РФ, при судопроизводстве, при выборе языка обучения и т.д.

Право на свободу передвижения, выбора места жительства, выезда за пределы РФ (для граждан право свободного возвращения в РФ) (ст. 27) - данная статья Конституции 1993 года и закон о “Праве российских граждан на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской Федерации” от 25/06/93 внес много нового. Важно учесть, что многие гарантии осуществления основаны на требованиях международно-правовых обязательствах России (ратификация Европейской конвенции). Прежде всего, появились гарантии на свободу смены места жительства, институт прописки больше не является ограничение в осуществлении любых прав человека и гражданина на территории РФ. Ограничения могут быть вызваны только незаконным проживанием на данной территории, ограничениями по ст. 55,56 КРФ, но только в той мере, в какой это необходимо. Могут быть ограничения, связанные с нахождением в местности, прилегающей к государственной границе, в территории санитарно-эпидемиологического бедствия и т.д. Но все эти ограничения регулируются только нормативно-правовыми актами.

Право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28) -никто не может быт принужден в выборе религии, смене вероисповедания. Допускается религиозное многообразие. Закон “О свободе вероисповеданий” 1990 г. соответствует данной статье Конституции и гарантирует, что данные права и свободы не будут ограничиваться, что государство (так как РФ - светское государство) не буде вмешиваться в дела религиозных объединений. Нарушение данных прав ведет к ответственности, предусмотренной в Российском законодательстве

Право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29) - положение данной статьи говорит о Российской Федерации как государстве демократическом, признающем разнообразие мнений. Тем не менее, пожалуй, данная статья имеет большее число ограничений, чем другие. Это не случайно - свобода мысли и слова не может быть абсолютной. В общих чертах ограничения сформулированы в ст. 55 КРФ. Кроме того, ГК РФ, КоАП РФ, УК предусматривают меры наказания за публичные призывы к национальной вражде, насильственному захвату власти и т.д. Гарантиями осуществления данного права является то, что оно не только декларируется, но и создаются возможности его реализации. “Закон о средствах массовой информации” предполагает предоставление возможности публично заявить о своем мнении, федеральный закон “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации” 1994 г. предполагает гарантии свободы получения информации для каждого. Ограничения существуют только для информации конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную тайну и т.д. Все эти ограничения также регулируются и точно определяются в нормативно-правовых актах.

Гарантии политических прав и свобод

Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30) - международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц. Конкретизируется это право и закрепляются гарантии на него в Федеральных законах “Об общественных объединениях” от 14 апреля 1995 г., “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях” от 12 января 1996 г., “о благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 11 августа 1995 г. Деятельность этих организаций и объединений четко регламентируется и устанавливаются правовые гарантии их существования.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.