скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционные обязанности личности

Новой обязанностью впервые прописанной в Конституции 1977 года было согласно статье 68 Конституция СССР ст. 68. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Правда в ней говорится что это является и долгом. И это скорей должно быть долгом чем обязанностью. Наша страна имеет многолетнюю историю и поэтому в ней много исторических памятников (Кремль, Кижи и т.д.) Соответственно сохраняя памятники граждане не забывают свою историю кроме того на истории вообще учиться последующее поколение. Нельзя согласиться с таким утверждением что в период развитого социализма памятники естественной природы материальной и духовной культуры играют важную роль в решении многих задач строительства Наши права и обязанности", Л. 1984, стр. 41 потому что памятники должны быть только духовным наследием, а не чем другим. Их сохранность обеспечивалась соответствующим законодательством СССР и Союзных республик. Советом министров было утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры СП СССР 1982, №26 ст. 173.

Вообще же эта Конституция содержала еще больше новых обязанностей по сравнению с предыдущими Конституциями это свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества и повышении ответственности граждан перед государством. Кроме вышеперечисленных были еще следующие:

Обязанность оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета Конституция СССР ст. 62. Она вытекала из принадлежности индивида к гражданству СССР. В соответствии с действующей тогда Конституцией и Законами СССР о гражданстве СССР граждане СССР за границей пользовались защитой и покровительством Советского государства; гражданин СССР не мог быть выдан иностранному государству. В свою очередь и граждане СССР обязаны были защищать и всеми доступными им способами оберегать интересы советского государства и способствовать укреплению его могущества и авторитета. Особенно это относилось к тем гражданам СССР, которые по каким либо причинам находились за границей. Если же гражданин СССР совершал действия порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности Советского Союза, то по решению Президиума Верховного Совета СССР он мог быть лишен гражданства СССР. Данная обязанность нужная так как оберегая интересы любого государства пусть даже и советского граждане способствуют повышению авторитета государства на международном уровне. А укрепляя могущество государства граждане повышают и свою безопасность. Автор не согласен лишь с тем, что по решению компетентного государственного органа человек мог быть лишен гражданства страны. Это не правильно так как при этом могли возникнуть злоупотребления и это часто использовалось как инструмент политической борьбы с противниками строя.

Обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами Социалистического общества Конституция СССР 1978 года, статья 66.

Содержание конституционных обязанностей граждан России.

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека несущего только обязанности как невозможны права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной когда она обретает черты порядка основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Но прежде чем начать разговор об основных обязанностях граждан Российской Федерации нужно особо отметить принцип равенства обязанностей, он закреплен в ч.2 ст.6 Конституции Российской Федерации 1993 года. В нем в частности говорится, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В практическом плане это означает, что ни один гражданин не должен уклоняться от обязанностей, и это правило в равной мере распространяется на всех граждан.

Но в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Однако Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (например платить налоги, сохранять природу и т.п.) коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на них не распространяются, они свойственны только гражданам Российской Федерации (например защищать Отечество, служба на государственных должностях и др.). Нельзя с этим не согласиться, потому что защищать хорошо свою Родину от внешних и внутренних врагов могут только граждане, проживающие в России постоянно, что им есть что терять. А запрет служить в государственных органах по мнению автора связан с тем, что иностранные граждане могут подспудно проводить политику страны своего постоянного проживания.

Соблюдение Конституции и законов.

Это один из основополагающих обязанностей, лежащих на гражданах. Об этом говорится в ч.2 ст.15 Конституции России. Но по своей сути эта обязанность распространяется и на не граждан России, потому что нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующее законодательство. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило не знающее исключений, на это указывает ряд авторов в своих работах. С этим высказыванием невозможно не согласиться, потому что конституция и законы наиболее полно отражают весь строй общественных отношений, и принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Поэтому любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан. Кроме того соблюдение Конституции и законов предусматривает и позитивный аспект - своей деятельностью, образом жизни человек (гражданин) должен содействовать практической реализации принципов конституции и положений законодательства.

Однако данную конституционную обязанность не следует ограничивать только конституцией России и собственно законодательными актами. В этой обязанности заложен и более широкий смысл, который можно определить, как законопослушание. Это значит, что граждане обязаны кроме того соблюдать подзаконные акты, Конституции и законы субъектов Федерации и акты местного самоуправления.

Кроме общей обязанности соблюдать конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так в ч.5 ст.13 Конституции РФ "Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Эта норма конкретизирует конституционную обязанность гражданам, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц.

Это важное условие общественных отношений и стабильности с правопорядком в обществе. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права так и морали - это прямой путь к конфликтам, в том числе и на межнациональной почве и утверждению права на жизнь сильных. Поэтому конституция предлагает наиболее правильный путь избежать этого - это закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной регуляции и разумного баланса собственных и чужих прав (ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации 1993 г.).

Следующая обязанность не менее важная, чем другие - это закрепленная в конституции в ч.2 и 3 ст. 383 Конституции Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Этих обязанностей две. Во первых родители обязаны заботиться о детях и их воспитании. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. Конституции).

Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Нормы семейного права устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и самое главное нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде без специальных полномочий.

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не может влиять на объем родительских прав и обязанностей. Отдельно проживающий родитель не только в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой родитель не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении) решаются отцом и матерью совместно исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами и интересами детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. В соответствии со ст. 156 УК РФ "Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с не совершеннолетним, -

Наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1-го месяца либо ограничением свободы на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Как видно из данной статьи, наказание за неисполнение данной обязанности в УК предусмотрено достаточно серьезное.

Во втроых совершеннолетние трудоспособные дети в свою очередь, должны заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются - содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК). В соответствии со 2 п. ст.157. злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей, -

наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом, исходя из семейного и материального положения родителей и детей и других, заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных средств, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход. Но не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей. В целом же можно отметить, что эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Является продолжением предыдущей обязанности следующая, это

Получение основного общего образования.

Согласно ч.3 ст.43. Конституции РФ 1993 года основное общее образование и соответственно государственная аттестация по его завершению является обязательными. Основное общее образование - это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В 10-11 классы прием учащихся осуществляется только по их желанию.

Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц их заменяющих. Вместе с тем ст.19 закона "Об образовании" устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимися 15 летнего возраста, если соответствующее образование не было им получено ранее.

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается 18 летним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно-опасным) поведением, граждан содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 закона "Об образовании" может быть увеличен.

По взаимному согласию родителей (или лиц их заменяющих) и месного органа управления образованием, обучающийся достигший 15 летнего возраста, может оставить образовательной учреждение до получения им основного общего образования. Дети естественно не могут нести ответствености за нарушение этой обязанности, нельзя себе представить ответственность гражданина и в зрелом возрасте. Единственым последствием для необразованного человека является невозможность поступления в ВУЗ и занятие ряда должностей. Вообще же правовой смысл данных обязанностей , по мнению автора не велик, он сводится к разумному напоминанию гражданам о необходимости получить их детьми основное общее образование, без чего им окажется очень трудно в дальнейшей жизни. Не менее важная обязанность чем предыдущие - это забота о памятниках культуры и истории. Она закреплена в ч.3 ст.44. Конституции. Если в первых двух частях ст. 44 говорится о правах, то в последней речь идет об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Ведь культурное наследие нашей страны очень богато. Это и материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые значимы для сохранения и развития самобытности Российской Федерации, всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию (ст. 1 и 6 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" 1978 г.)

Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры - это значит и соблюдать правила вывоза и ввоза культурных ценностей, установленные Законом РФ "О ввозе и вывозе культурных ценностей".

За невыполнение этих правил в соответствии со ст. 87 КОАП. Предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры.

Впервые введена в Конституции для граждан обязанность в ст.57 платить законно установленные налоги и сборы.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции - фискальную и регулирующую.

Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных странах получила развитие в годы после второй мировой войны.

Все налоги делятся на прямые и косвенные. Косвенные налоги - это налоги взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.

В Российской Федерации самым массовым налогом является подоходный налог. Он используется как и все налоги и сборы, в качестве источника формирования бюджета, а также регулятора доходов разных социальных групп.

В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране государство совершенствует правовое регулирование прав и обязанностей личности налогоплательщика. Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91.г. была определена налоговая система . вообще же налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов. О конкретных видах налогов и сборов приняты самостоятельные акты. Вэти акты внесены изменения и дополнения.

Налоги и сборы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. К федеральным налогам относятся, например подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения и др. Более подробно автор хотел бы остановиться на подоходном налоге с физических лиц.

Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992 года. его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка, действующему на дату получения дохода. Доходы в натуральной форме учитываются в совокупном доходе по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

По подоходному налогу с физических лиц применяется широкая система льгот. Вместо необлагаемого минимума в налоговом законодательстве предусмотрено, что часть полученного гражданами дохода, равная определенной кратности минимальной месячной оплаты труда, исключается из совокупного годового дохода налогоплательщика. Право на вычет 5 кратного минимального размера месячной оплаты труда имеют Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды войны, инвалиды с детства и другие категории лиц. Право на вычет из совокупного годового дохода 3 кратного размера минимальной месячной оплаты труда имеют родители и жены военнослужащих, погибших при защите СССР, Российской Федерации; один из родителей, воспитывающих инвалида с детства или инвалида первой группы. Все остальные граждане имеют право исключать однократный размер минимальной месячной оплаты труда. Минимальная оплата труда, что очень важно, индексируется по мере роста потребительских цен. Из совокупного дохода налогоплательщика исключается одновременно и суммы расходов на содержание детей у обоих супругов и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, студента и учащегося дневной формы обучения до 24 лет и каждого иждивенца не имеющего самостоятельного источника дохода). Кроме выше перечисленного, в совокупный годовой доход плательщиков не включаются все виды пенсий, выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, проценты и выигрыши по ценным бумагам государства и некоторые другие.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.