скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна.

Государство:

1) запрещает принудительный труд;

2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждает право на защиту от безработицы;

4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом спосо-бов их разрешения, включая право на забастовку.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», детально урегулировал формы и спо-собы реализации этого права.

Государство своей политикой призвано создавать и другие условия,. способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работни-ков и управляющих.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полнос-тью соответствует положениям Международного пакта об экономичес-ких, социальных и культурных правах.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необхо-димые условия.

Большую роль играет и деятельность самого человека, который дол-жен рационально и грамотно использовать время отдыха.

Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабо-чего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодно-го отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установлен-ных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные по-собия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социаль-ное страхование, создание дополнительных форм социального обеспе-чения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает:

1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произ-вольно лишен жилища;

2) поощрение органами государственной влас-ти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным ука-занным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное стро-ительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конститу-ции) предполагает бесплатность последней в государственных и муни-ципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответству-ющего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, досто-верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинен-ного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природ-ной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибра-ция и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении сис-темы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъ-ектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее. Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон РСФСР от 19 де-кабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).

Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начально-го общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего професси-онального и послевузовского профессионального образования в госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедо-ступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящих-ся в государственных и общественных фондах, развитием и равномер-ным размещением культурно-просветительных учреждений на терри-тории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культур-ного обмена с зарубежными государствами.

Важным условием обеспечения свободы научного, технического и художественного творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и преж-де всего общественную, но и искусство, художественные направления. Однако положительное значение этого фактора снижается слабой под-держкой науки и искусства государством, по-прежнему остаточным принципом финансирования учреждений данного рода.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают много-образные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выраже-ны наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязан-ностей и ответственности человека и государства.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федера-ции зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).

Режим законности - незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, рас-пространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно как обя-занность человека и гражданина она выражается в необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности.

Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строи общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемле-нием интересов государства, общества, граждан.

Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреп-лена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринима-тельства, значительное сокращение сферы государственной собствен-ности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

Статья 57 Конституции закрепляет, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, об-ратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружаю-щую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Кон-ституции).

Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-техни-ческого прогресса требует особых мер охраны государством и общест-вом. Но в ней должен участвовать и каждый человек - главный «потре-битель» природы.

За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмо-сферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов опре-деляют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных пра-вил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

Сохранение природы и окружающей среды из-за их варварского использования за все годы советской власти трансформировалось, по сути, в их восстановление, спасение от гибели. Это, естественно, дело общегосударственное, требующее огромных материальных затрат, внедрения новых технологий, замены устаревшего оборудования и т.д. Однако и посильное участие каждого гражданина в сохранении приро-ды внесло бы важный вклад в поддержание невосполнимого богатства, которое мы должны передать будущим поколениям россиян.

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, то защи-та Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соот-ветствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» определяет усло-вия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Россий-ской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

Конституция Российской Федерации закрепляет возможность за-мены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

В ныне действующей Конституции обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необхо-димость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. Г ст. 15, 44, 57-59).

Между тем в международных пактах о правах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу Конституцию. Это можно считать отступлением от общепринятых стандартов. В Конституциях ряда современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее.

Резкое количественное несоответствие между правами и обязанностями, зафиксированных в Конституции, обычно объясняется тем, что если первые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном лишь с поддержанием общественного порядка. Но это в прин-ципе верно. Однако надо иметь в виду, что на практике обя-занности незримо «сопровождают» все права, корреспонди-руя им в соответствующих правоотношениях, то есть в про-цессе реализации. Иначе права могут превратиться в «пус-той звук». Ведь обязанности - способ обеспечения прав.

Это вовсе не значит, что в том или ином нормативном ак-те в «паре» с каждым конкретным правом непременно долж-на фигурировать обязанность - чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали.

Распространено мнение, что слишком большой перечень обязанностей - признак тоталитарного государства. Отчасти это так. В то же время без обязанностей не может обойтись ни одно «нормальное» общество, объем их зависит от многих причин (национальные традиции, развитость демократии, уровень политической и правовой культуры и т. д.). В конкретных обстоятельствах современной России, в целях усиления организующих начал можно было бы расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995.

3. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.

В вопросе о правах личности одно из центральных мест за-нимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реа-лизации.

В современных условиях проблема гарантий имеет исключи-тельное значение, приобрела еще в большей степени политичес-кую направленность и остроту, что объясняется важностью реали-зации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека - одна их глав-ных обязанностей и задач всех государств и народов.

Расширение и углубление правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выпол-нением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека - это в конечном счете экономическое состояние государства. Решаю-щей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифи-цированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.

Эта активность может превратить букву закона в живую дей-ствительность, преодолеть объективные препятствия на пути реа-лизации различных прав (действительно существующие противо-речия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мыш-ление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на развитие активности народа. Киш А. Социалистическое государство и демократические свободы //Вопро-сы философии, 1980. № 10. С.66.

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные пра-вовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой ста-тус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими лично-сти реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, определяющие условия и поря-док реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делят-ся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами кон-ституционные права и обязанности граждан фиксируют не все пра-вовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституци-онным гарантиям - и это важно подчеркнуть - уже можно су-дить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражда-нина, сколько всем существующим строем.

Гарантии - это система социально-экономи-ческих, политических, нравственных, юридических, организа-ционных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юриди-ческие, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направ-ленности на материальные, политические, духовные.

Материальные гарантии - это единство экономического про-странства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической дея-тельности, признание и защита равным образом частной, госу-дарственной, муниципальной и иной форм собственности, соци-альное партнерство между человеком и государством, работни-ком и работодателем, производителем и потребителем.

Политические гарантии - это система народовластия, воз-можности личности принимать участие в управлении делами го-сударства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многооб-разие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.

Духовные гарантии - система культурных ценностей, осно-ванных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность че-ловека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжига-ние социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, худо-жественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юриди-ческих средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные спо-собы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бес-платной, на доступ к правосудию и на компенсацию причинен-ного ущерба.

Среди юридических гарантий прав личности следует разли-чать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирова-ния правомерной и инициативной их реализации.

Вторую группу юридических гарантий составляют конститу-ционный контроль и надзор; меры зашиты и меры ответствен-ности виновных за нарушение прав и свобод личности; процес-суальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.