Конституция
Конституция
http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).
П Л А Н
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
- 2 -
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Объективные причины (источники) возникновения и существова-
ния конституционного права коренятся в материальных условиях жиз-
ни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических
источников права. Под источником права в юридическом смысле пони-
маются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.
Основными видами источников конституционного права- являются нор-
мативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а
также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нор-
мативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяют-
ся на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные
акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские
регламенты, акты местного самоуправления.
Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иног-
да другими высшими органами власти - монархами в абсолютных мо-
нархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в
некоторых странах.
По степени важности и характеру регулируемых общественных
отношений законы подразделяются на основные (конституции), конс-
титуционные, органические и обычные.
Конституции (основные законы) провозглашают основные права и
свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного
строя, форму государства, устанавливают принципы организации и
деятельности государственных органов. В отдельных странах они ре-
- 3 -
гулируют не все отмеченные общественные отношения.
Конституционные законы как источники права имеют различное
значение в разных странах. В Чехо-Словакии например, было приня-
то, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органичес-
кие законы в ряде стран (обычно романской системы права) опреде-
ляют статус органов государства на основе бланкетных статей конс-
титуций. Например, Конституции Франции предусматривает урегулиро-
вание органическими законами статуса таких государственных орга-
нов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата правосу-
дия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший
совет магистратуры (ст. 65).
Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых
странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парла-
ментов.
Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и
являются источниками конституционного права, если содержат соот-
ветствующие нормы.
К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся
нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.)
и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы,
декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками
конституционного права лишь в той части, в какой содержат его
нормы. Между ними существует определенная субординация: норматив-
ные акты нижестоящих государственных органов не должны противоре-
чить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и прави-
тельств имеют наиболее широкую сферу действия.
Практически в каждой стране существуют конституционноправо-
вые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются офици-
- 4 -
альными источниками конституционного права.Это правила поведения,
нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых,
однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо
санкционированные государством. Чаще всего эти правила представ-
ляют собой определенный способ реализщии констжуционно-правовых
норм. Впрочем, судом они в любом спучае не защищаются.
Широкое распространение обычай получил в конституционном
праве Великобритании (конституционные соглашения). Многие положе-
ния британской конституции существуют ныне именно в этой форме:
"король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты
Парламента", "лидер партии большинства - Премьер-Министр"; "ми-
нистры выходят в отставку, если перестают попьзоваться доверием
Палаты общин", "Палате лордов не принадлежит инициатива финансо-
вых биллей" и др.
Международные договоры служат источниками конституционного
права в случае когда регулируют конституционные проблемы и пре-
дусмотрено их непосредственное применение. В современных консти-
туциях многих государств содержатся положения о примате междуна-
родного права перед внутригосударственным. Это порождено процес-
сом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон об-
щественной жизни.
- 5 -
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
Конституция - это Основной закон государства, выражающий во-
лю господствующего класса или всего общества и закрепляющий осно-
вы общественного и государственного строя, права и свободы чело-
века и гражданина.
Слово (термин) "конституция" происходит означает "установле-
ние", "устройство". Конституция как Основной закон государства
учреждает политическую форму существования общества, систему го-
сударственных органов, устанавливает порядок их формирования и
способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и
гражданина.
Конституция в современном ее понимании не была известна ни в
древности, ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные
акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общего
не имели с основными законами государств, возникшими в эпоху пе-
рехода человечества от феодализма к капитализму.
Первой конституцией в ее подлинном понимании оказалась конс-
титуция США 1787 г. Вслед за ней появилась конституция Франции
1791 г. в результате победы Великой французской революции. В Х1Х
в. конституции были приняты в большинстве европейских стран. С их
помощью господствующие классы стремились "... придать своей во-
ле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде за-
кона". Конституция как Основной закон государства появляется
только в ту историческую эпоху, которая характеризуется правовым
равенством граждан или подданных. Собственно она как бы олицетво-
- 6 -
ряет это равенство своим содержанием. Законодательно оформляя и
закрепляя общественные отношения, отвечающие коренным потребнос-
тям и интересам господствующих классов или всего общества, конс-
титуция выступает в качестве мощного рычага внутриполитической
стабильности государства, устойчивого функционирования его власт-
ных структур.
Закрепляя наиболее важные обшественные отношения, принципи-
альные положения и основополагающие устои общества, политическую
форму его существования, конституция служит правовой базой для
текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются,
раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем,
важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или
дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства,
текущее законодательство наполняет его положения конкретным со-
держанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою опреде-
ленность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего
законодательства.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства ха-
рактеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества консти-
туции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абс-
трактного содержания ее положений она не подвержена постоянным
изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изме-
нений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долго-
вечности.
Таким образом все другие законы и правовые предписания
властных структур государства должны соответствовать конституции
- их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституци-
онным принципам и нормам, подлежат отмене.
- 7 -
Конституции можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от способа объективирования государственной воли
господствующего класса или всего общества конституции подразделя-
ются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и
неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы
конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обы-
чаев.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений консти-
туции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими явля-
ются конституции, для принятия и изменения которых установлена
более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К
обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменя-
ются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для
обычных парламентских законов.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем факти-
ческим общественным отношениям, которые сложились и господствуют
в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действи-
тельные. Фиктивные конституции не выражают общественные отноше-
ния, которые функционируют в стране. Они оторваны от действитель-
ности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются
адекватным выражением и воплощением фактических общественных от-
ношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым
критерием социальной природы политической власти и государства,
способа их организации и деятельности на соответствующей террито-
рии, фактического статуса человека и гражданина.
- 8 -
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ
Основные черты характеризуют конституцию как специфическую
реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отно-
шения. Являясь концентрированным политическим выражением состоя-
ния общества, уровня его развития, конституция регулирует осново-
полагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое вопло-
щение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адек-
ватный характер складывающимся в обществе общественным отношени-
ям. Она отражает переходный характер российского общества, проти-
воречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то,
что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России:
многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономичес-
кой деятельности, политический и идеологический плюрализм, приз-
нание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройс-
тво, основанное на самоопределении и равноправии народов, самос-
тоятельный статус местною самоуправления и т.д.
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие
в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирую-
щие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой
основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержа-
нию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление
- 9 -
самого главного в общественных отношениях.
Характерной чертой Конституции России является также ее пря-
мое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В
соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком ли-
бо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную
высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны не-
зыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это
выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязан-
ность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что
"человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конс-
титуции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и
гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права (статья 17).
Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.
Прежде всего в отличие от предшествующих конституций Консти-
туция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком
разработки.
Как известно, в силу сложившихся обстоятельств и политичес-
кого противоборства между Президентом РФ и высшими органами госу-
дарственной власти (Съезд народных депутатов, Верховный Совет)
осуществлялась разработка двух проектов Конституции Российской
Федерации. 7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя
Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановле-
ние "Об основных положениях проекта Конституции Российской Феде-
рации", которым утверждался представленный рабочей группой проект
положений проекта Основного Закона России. При этом в постановле-
- 10 -
нии указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в
соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов
Российской Федерации от 12 марта 1993 г. "О мерах по осушествле-
нию конституционной реформы в Российской Федерации (о постановле-
нии седьмого Съезда. народных депутатов Российской Федерации "О
стабилизации конституционного строя Российской Федерации").
В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изна-
чально разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы
правления в России и низведения статуса президента до номинально-
го главы государства, Президент Российской Федерации своим указом
от 20 мая 1993 г. "О созыве Конституционного совещания и заверше-
нии подготовки проекта Конституции Российской Федерации" учредил
Конституционное совещание, которое призвано было выработать аль-
тернативный вариант конституции России. Это сделано после том как
6 мая 1993г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию
свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за
подписью ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г.
Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского по-
явился документ, в котором давалась негативная политико-правовая
оценка президентского варианта конституции. В частности, в нем
утверждалось, что в указанном проекте "президент не только выво-
дится за рамки системы трех властей - законодательной, исполни-
тельной и судебной, - но и ставится над ними, что присуща, глав-
ным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии форм
правления". При этом особо подчеркивалось, что "наличие оснований
для роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно" и
что "при подобной конструкции Парламент превращается в безвольный
и фактически безвластный орган".
- 11 -
Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституци-
Страницы: 1, 2
|