скачать рефераты

МЕНЮ


Конституция

Конституция

http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).

П Л А Н

1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2

2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5

3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8

4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16

5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

- 2 -

1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Объективные причины (источники) возникновения и существова-

ния конституционного права коренятся в материальных условиях жиз-

ни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических

источников права. Под источником права в юридическом смысле пони-

маются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.

Основными видами источников конституционного права- являются нор-

мативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а

также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нор-

мативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяют-

ся на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные

акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские

регламенты, акты местного самоуправления.

Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иног-

да другими высшими органами власти - монархами в абсолютных мо-

нархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в

некоторых странах.

По степени важности и характеру регулируемых общественных

отношений законы подразделяются на основные (конституции), конс-

титуционные, органические и обычные.

Конституции (основные законы) провозглашают основные права и

свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного

строя, форму государства, устанавливают принципы организации и

деятельности государственных органов. В отдельных странах они ре-

- 3 -

гулируют не все отмеченные общественные отношения.

Конституционные законы как источники права имеют различное

значение в разных странах. В Чехо-Словакии например, было приня-

то, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органичес-

кие законы в ряде стран (обычно романской системы права) опреде-

ляют статус органов государства на основе бланкетных статей конс-

титуций. Например, Конституции Франции предусматривает урегулиро-

вание органическими законами статуса таких государственных орга-

нов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата правосу-

дия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший

совет магистратуры (ст. 65).

Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых

странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парла-

ментов.

Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и

являются источниками конституционного права, если содержат соот-

ветствующие нормы.

К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся

нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.)

и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы,

декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками

конституционного права лишь в той части, в какой содержат его

нормы. Между ними существует определенная субординация: норматив-

ные акты нижестоящих государственных органов не должны противоре-

чить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и прави-

тельств имеют наиболее широкую сферу действия.

Практически в каждой стране существуют конституционноправо-

вые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются офици-

- 4 -

альными источниками конституционного права.Это правила поведения,

нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых,

однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо

санкционированные государством. Чаще всего эти правила представ-

ляют собой определенный способ реализщии констжуционно-правовых

норм. Впрочем, судом они в любом спучае не защищаются.

Широкое распространение обычай получил в конституционном

праве Великобритании (конституционные соглашения). Многие положе-

ния британской конституции существуют ныне именно в этой форме:

"король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты

Парламента", "лидер партии большинства - Премьер-Министр"; "ми-

нистры выходят в отставку, если перестают попьзоваться доверием

Палаты общин", "Палате лордов не принадлежит инициатива финансо-

вых биллей" и др.

Международные договоры служат источниками конституционного

права в случае когда регулируют конституционные проблемы и пре-

дусмотрено их непосредственное применение. В современных консти-

туциях многих государств содержатся положения о примате междуна-

родного права перед внутригосударственным. Это порождено процес-

сом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон об-

щественной жизни.

- 5 -

2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ

Конституция - это Основной закон государства, выражающий во-

лю господствующего класса или всего общества и закрепляющий осно-

вы общественного и государственного строя, права и свободы чело-

века и гражданина.

Слово (термин) "конституция" происходит означает "установле-

ние", "устройство". Конституция как Основной закон государства

учреждает политическую форму существования общества, систему го-

сударственных органов, устанавливает порядок их формирования и

способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и

гражданина.

Конституция в современном ее понимании не была известна ни в

древности, ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные

акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общего

не имели с основными законами государств, возникшими в эпоху пе-

рехода человечества от феодализма к капитализму.

Первой конституцией в ее подлинном понимании оказалась конс-

титуция США 1787 г. Вслед за ней появилась конституция Франции

1791 г. в результате победы Великой французской революции. В Х1Х

в. конституции были приняты в большинстве европейских стран. С их

помощью господствующие классы стремились "... придать своей во-

ле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде за-

кона". Конституция как Основной закон государства появляется

только в ту историческую эпоху, которая характеризуется правовым

равенством граждан или подданных. Собственно она как бы олицетво-

- 6 -

ряет это равенство своим содержанием. Законодательно оформляя и

закрепляя общественные отношения, отвечающие коренным потребнос-

тям и интересам господствующих классов или всего общества, конс-

титуция выступает в качестве мощного рычага внутриполитической

стабильности государства, устойчивого функционирования его власт-

ных структур.

Закрепляя наиболее важные обшественные отношения, принципи-

альные положения и основополагающие устои общества, политическую

форму его существования, конституция служит правовой базой для

текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются,

раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем,

важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или

дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства,

текущее законодательство наполняет его положения конкретным со-

держанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою опреде-

ленность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего

законодательства.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства ха-

рактеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества консти-

туции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абс-

трактного содержания ее положений она не подвержена постоянным

изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изме-

нений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долго-

вечности.

Таким образом все другие законы и правовые предписания

властных структур государства должны соответствовать конституции

- их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституци-

онным принципам и нормам, подлежат отмене.

- 7 -

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли

господствующего класса или всего общества конституции подразделя-

ются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и

неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы

конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обы-

чаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений консти-

туции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими явля-

ются конституции, для принятия и изменения которых установлена

более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К

обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменя-

ются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для

обычных парламентских законов.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем факти-

ческим общественным отношениям, которые сложились и господствуют

в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действи-

тельные. Фиктивные конституции не выражают общественные отноше-

ния, которые функционируют в стране. Они оторваны от действитель-

ности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются

адекватным выражением и воплощением фактических общественных от-

ношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым

критерием социальной природы политической власти и государства,

способа их организации и деятельности на соответствующей террито-

рии, фактического статуса человека и гражданина.

- 8 -

3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ

Основные черты характеризуют конституцию как специфическую

реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отно-

шения. Являясь концентрированным политическим выражением состоя-

ния общества, уровня его развития, конституция регулирует осново-

полагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое вопло-

щение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адек-

ватный характер складывающимся в обществе общественным отношени-

ям. Она отражает переходный характер российского общества, проти-

воречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то,

что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России:

многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономичес-

кой деятельности, политический и идеологический плюрализм, приз-

нание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройс-

тво, основанное на самоопределении и равноправии народов, самос-

тоятельный статус местною самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие

в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирую-

щие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой

основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержа-

нию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление

- 9 -

самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее пря-

мое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В

соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком ли-

бо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную

высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны не-

зыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это

выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязан-

ность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что

"человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конс-

титуции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и

гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного права (статья 17).

Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.

Прежде всего в отличие от предшествующих конституций Консти-

туция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком

разработки.

Как известно, в силу сложившихся обстоятельств и политичес-

кого противоборства между Президентом РФ и высшими органами госу-

дарственной власти (Съезд народных депутатов, Верховный Совет)

осуществлялась разработка двух проектов Конституции Российской

Федерации. 7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя

Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановле-

ние "Об основных положениях проекта Конституции Российской Феде-

рации", которым утверждался представленный рабочей группой проект

положений проекта Основного Закона России. При этом в постановле-

- 10 -

нии указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в

соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов

Российской Федерации от 12 марта 1993 г. "О мерах по осушествле-

нию конституционной реформы в Российской Федерации (о постановле-

нии седьмого Съезда. народных депутатов Российской Федерации "О

стабилизации конституционного строя Российской Федерации").

В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изна-

чально разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы

правления в России и низведения статуса президента до номинально-

го главы государства, Президент Российской Федерации своим указом

от 20 мая 1993 г. "О созыве Конституционного совещания и заверше-

нии подготовки проекта Конституции Российской Федерации" учредил

Конституционное совещание, которое призвано было выработать аль-

тернативный вариант конституции России. Это сделано после том как

6 мая 1993г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию

свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за

подписью ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г.

Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского по-

явился документ, в котором давалась негативная политико-правовая

оценка президентского варианта конституции. В частности, в нем

утверждалось, что в указанном проекте "президент не только выво-

дится за рамки системы трех властей - законодательной, исполни-

тельной и судебной, - но и ставится над ними, что присуща, глав-

ным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии форм

правления". При этом особо подчеркивалось, что "наличие оснований

для роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно" и

что "при подобной конструкции Парламент превращается в безвольный

и фактически безвластный орган".

- 11 -

Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституци-

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.