скачать рефераты

МЕНЮ


Конституция России 1918 г.

Принятие Советской Конституции 1918 г. имело колоссальное значение -- это была первая в мире Конституция, закрепившая завоевания социалистичес-кой революции. Она явилась юридической базой ста-новления советской правовой системы. Характерной ее чертой явилось то, что ее содержание полностью соответствовало реальной действительности. Но вмес-те с тем в ней четко была сформулирована программа дальнейшего построения социалистического общества и государства.

Возникновение и развитие советского права в период октябрьской революции и гражданской войны о 1017-1920 годы

§ 1. возникновение советского права и его источники

Победа Октябрьской революции и создание Рес-публики Советов как одной из форм диктатуры проле-тариата по мысли большевиков направлена была на разрушение старого буржуазного правопорядка и фор-мирование нового советского правопорядка.

Лидеры взявшей власть в свои руки партии боль-шевиков исходили из представления о праве как ору-дии классовой политики. Они считали, что каждый класс, приходящий к власти и устанавливающий свою диктатуру, проводит свои требования в виде общеобя-зательных законов и добивается их претворения в жизнь, опираясь на мощь государственного аппарата. Такие представления о праве, сформулированные в программных документах большевистской партии, были разработаны задолго до Октября 1917. Еще в XIX в. Ф. Энгельс писал, что «требования интересов какого-либо класса могут быть осуществлены только путем за-воевания этим классом политической власти, после чего он придает своим притязаниям всеобщую силу в форме законов»224.

Отсюда и содержание законов определяется гос-подствующим классом исходя из интересов укрепле-ния его руководящего положения в обществе, прове-дения в жизнь программы преобразований, соответ-ствующих его классовым целям, а вовсе несоображениями какой-либо абстрактной «справедли-вости».

Указанные взгляды большевиков на право и его роль были сформулированы на основе обобщения ис-торического опыта европейских буржуазных револю-ций и особенно самой радикальной из них Великой Французской революции конца XVIII в. Ведь именно в ходе этой революции наиболее решительно была раз-рушено и отброшено старое феодальное право, закреп-лявшее сословную структуру общества и сословные при-вилегии и ограничения, а также феодальную собствен-ность и феодальные повинности, что, конечно с позиции дворян-собственников феодальных землевладений было величайшей «несправедливостью», а сточки зре-ния французских крестьян, получивших эту землю из рук революционной якобинской диктатуры, наоборот, величайшей «справедливостью».

Таким образом, исторический опыт подтверждает, что каждый новый класс, приходящий к власти, не может себя связывать законами свергнутых классов, и слова лидера большевиков В. Ленина о том, что «дик-татура есть власть, опирающаяся на насилие, не свя-занное никакими законами»225 вовсе не означает, что в условиях пролетарской диктатуры не должно быть законов и законности, а лишь произвол и анархия. Это значит, что власть не связана какими-либо законами, исходящими не от самого господствующего класса. Наоборот, именно господствующий класс диктует за-коны и, по мере формирования своего государствен-ного аппарата, судов, правоохранительных органов и установления контроля за территорией и населением страны, добивается их претворения в жизнь.

Советское право явилось мощным орудием рево-люционного преобразования общества, рычагом реа-лизации основной цели социалистической революции. Ее суть сводилась к тому, чтобы создать социальный строй, который бы обеспечивал всем членам общества возможность удовлетворять свои потребности, имею-щимися у общества материальными благами, благами культуры и цивилизации. А потому, в соответствии с социалистической концепцией прав и свобод именно социально-экономические права составляют реальный фундамент политических и личных прав. В самом деле, человеку надо, прежде всего, быть уверенным в том, что он не окажется без средств к существованию, бу-дет иметь работу с оплатой, обеспечивающей достой-ную жизнь, иметь крышу над головой, гарантирован-ную охрану здоровья, бесплатное образование и т. д. Для того чтобы иметь средства на решение указанных выше

224 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21, с. 515.

социальных проблем большевики считали необ-ходимым превратить основные средства производства в общенародное достояние, то есть национализировать землю и ее недра (добычу полезных ископаемых), бан-ки, крупную промышленность, внешнюю торговлю, железные дороги, торговый флот, средства связи и т. д. Национализация рассматривалась как средство для устранения чрезмерной поляризации общества -- кон-центрации невиданного богатства и роскоши в руках узкого слоя финансово-промышленной элиты и тесно связанной с ней высшей бюрократии и относительно-го обнищания широких масс трудящихся. Национали-зация основных средств производства и государствен-ное регулирование экономики призваны были по мыс-ли большевиков, перераспределить доходы от производства от частного паразитического потребле-ния социальных верхов на обеспечение социальных программ в интересах основной массы трудового на-селения страны.

Реализация столь грандиозной программы была рассчитана на долгосрочную перспективу. Ближайшей задачей являлось конституционно-правовое закрепле-ние становления советского государства.

В первых правовых актах Советской власти -- в обращении II Всероссийского съезда Советов «Рабо-чим, солдатам и крестьянам», «О полноте власти Сове-тов», в «Декларации прав трудящегося и эксплуатиру-емого народа» -- документе конституционного значе-ния, принятом III Всероссийским съездом Советов, законодательно провозглашалось принципиальное по-ложение, что вся государственная власть целиком и исключительно принадлежит трудящимся города и деревни в лице их полномочных органов -- Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Соот-ветственно за трудящимися закреплялось право изби-рать и быть избранными в Советы. Основные положе-ния первых декретов Советской власти затем были развиты и конкретизированы в первой Советской Кон-ституции -- Конституции РСФСР 1918 года, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.

В Конституции была сформулирована основная за-дача Советского государства -- уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, подавление свергну-тых эксплуататоров и установление социалистической организации общества. В Конституции указывалось, что первыми шагами на пути реализации этой задачи явля-ются: национализация (социализация) земли и ее недр, лесов, банков, аннулирование кабальных иностранных займов, переход основных командных высот управле-ния народным хозяйством (в том числе заводов, фабрик и рудников общегосударственного значения, железных дорог, морского и речного транспорта и т. д.) в руки Советской власти. Создание основ социалистической экономики большевики рассматривали как решающий фактор, определявший сущность Советской Конститу-ции. Следовательно, возникавшее советское право, юридической базой которого являлась Конституция РСФСР 1918 г. закрепила смену господствующего клас-са, каковым теперь стал рабочий класс в союзе с тру-дящимся крестьянством, что и получило отражение и в системе органов власти, и в порядке их формирования (избирательной системе), и в правовом статусе граж-дан. Конституция закрепила также важнейший резуль-тат любой революции и социалистической в том чис-ле -- передел собственности и изменение ее форм, что нашло отражение во всей системе нового права. Все это означало принципиальный разрыв советского права со старым дореволюционным правом. Этот разрыв спра-ведливо подчеркивался во всей научной и учебной историко-правовой литературе. Однако, при всей револю-ционности нового права оно не могло возникнуть на абсолютно пустом месте, игнорируя многовековую ис-торию права, накопленный человеческой цивилизаци-ей уровень как общей, так и, особенно, правовой юри-дической культуры, юридической техники.

Таким образом, говоря о принципиальном разры-ве со старым правом, следует напомнить и о проблеме преемственности советского права с предшествующи-ми правовыми системами, использовании, накоплен-ного человечеством опыта и правовой культуры. Но этот вопрос целесообразнее рассмотреть в заключение, опираясь на уже изложенный фактический материал.

Основным источником возникавшего советского права являлись законодательные акты, именовавшие-ся тогда «декретами» (по аналогии с декретами рево-люционного конвента во времена Великой Французс-кой революции).

Это объяснялось, во-первых, тем, что только путем издания декретов и возможно было проведение в жизнь программы революционного преобразования общественных отношений и формирования основ прин-ципиально нового социалистического строя. Во-вторых, имела место и историческая преемственность. Ведь и дореволюционное российское право относилось к романо-германской («континентальной») правовой семье, где законодательный акт являлся основным источни-ком права.

Важнейшую роль играли законодательные акты Всероссийских съездов Советов, имевшие конституци-онное значение, такие как декреты «О мире» и «О зем-ле», «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемо-го народа», «О федеральных учреждениях Российской Республики». Особенно велика была роль Конституции РСФСР 1918г., закрепившая конституционные принци-пы построения советского государства, структуру госу-дарственного аппарата и порядок его функционирова-ния, правовой статус советских граждан, их права и обязанности. Первая советская Конституция -- Консти-туция РСФСР 1918 г. явилась правовой базой всей формировавшейся системы советского права.

Первые годы после октября 1917 г. декреты, имев-шие общегосударственное значение, кроме Всероссийс-ких съездов Советов издавали также ВЦИК, Совнарком и даже народные комиссариаты. Так, к примеру, декрет «О рабочей милиции» от 27 октября (10 ноября) 1917 г. издал НКВД, а «Руководящие начала по уголовному пра-ву» от 12 декабря 1919 г. изданы наркоматом юстиции.

Всероссийское законодательство дополнялось за-конодательством местных советов. Советы всех уров-ней составляли единую пирамиду Советов и являлись полновластными органами пролетарской диктатуры на местах, соответственно и их акты имели силу законов на подведомственной территории. Поскольку Всерос-сийское законодательство не поспевало за ходом жиз-ни и носило фрагментарный характер, то местное за-конотворчество восполняло пробелы в праве и решало возникавшие на практике неурегулированные всерос-сийским законодательством вопросы.

Создавая новую советскую систему права, принци-пиально отличавшуюся от старого буржуазного права, советская власть не могла сохранить в целом всю сис-тему дореволюционного права. Отсюда и необходимость ее слома. Но это вовсе не означает, что отдельные нор-мы дореволюционного права, особенно те, которые от-ражали общесоциальные задачи, без решения которых не может существовать никакое человеческое сообщество (не убий, не укради и т. д.), а также нормы технического характера не могут быть использованы и новой властью. Этим и объясняется, что в декрете «О суде» № 1 говори-лось о возможности для судов временно, впредь до из-дания соответствующих советских законов, руководство-ваться законами свергнутых правительств, но лишь постольку, поскольку они не противоречили декретам Советской власти, революционной совести и револю-ционному правосознанию, а также программам минимум партий большевиков и левых эсеров (поскольку на момент издания декрета «О суде» №1 советское прави-тельство было двухпартийным). К лету 1918 г. ссылка на законы «свергнутых правительств» были запрещены. Но «революционным правосознанием» как суды, так и орга-ны государственного аппарата руководствовались в слу-чае отсутствия соответствующих законодательных норм на всем протяжении гражданской войны, вплоть до коди-фикации советского права в первой половине 1920-х гг., когда в основном завершилось формирование системы советского законодательства. Основным ориентиром, определившим параметры революционного правосозна-ния, являлись Конституция РСФСР и декреты Советс-кой власти.

Характерной особенностью законотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудя-щихся и их общественных организаций. Так в подго-товке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвова-ли профсоюзы и иные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основу дек-ретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармей-ским комитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Дек-рет «О национализации торгового флота» согласовы-вался с ЦК Всероссийского союза речников и моряков торгового флота.

Аналогичная практика привлечения профсоюзов и иных общественных организаций трудящихся к подго-товке и обсуждению проектов нормативных актов по-лучила распространение и на уровне местных советов. Насколько велик был размах местного правотворчества свидетельствует тот факт, что даже на уровне отдель-ных сел и деревень на сельских сходах разрабатыва-лись различные местные законопроекты, а нередко они и рассматривались в качестве источников права на местном уровне. Об этом красноречиво говорят доку-менты, собранные в сборниках «Материалы НКЮ», публиковавшиеся в первые годы после революции. Вот примеры: в селе Чиняты Змеиногорского уезда граж-дане на сельском сходе разработали и утвердили Уло-жение о наказаниях за грабеж, кражи, порчу имуще-ства и даже за нарушение общественной тишины и спокойствия. В наказе граждан ряда сельских сходов Камышевскому народному суду говорилось о более чем 50 видах уголовных преступлений с мерами наказаний в виде денежных штрафов и лишения свободы. Эти факты показывают демократизм советского правотвор-ческого процесса, участие в нем самых широких масс народа, что способствовало тому, что в законодатель-стве советской власти получали свое отражение инте-ресы и нужды трудящихся.

Однако столь широкий размах местного правотвор-чества имел и другую сторону. Многие местные органы Советской власти не всегда правильно понимая лозунг полновластия Советов, проявляли элементы местничества и сепаратизма и издавали акты, которые подчас не только далеко выходили за рамки их компе-тенции, установленной Конституцией РСФСР 1918 г., но и противоречили актам центральной власти. Это объяснялось как отсутствием опыта функционирования Советского государственного аппарата, который созда-вался впервые в мире, так и сепаратистскими настро-ениями многих работников на местах.

Правящей партии большевиков и органам цент-ральной Советской власти приходилось вести упорную борьбу против сепаратизма, за внедрение в работу местных органов Советской власти, и соответственно, в процесс законотворчества принципа демократичес-кого централизма. Существенную роль в этом сыграло Постановление Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов «О точном соблюдении Законов», в котором предписывалось всем органам и должностным лицам, а также и гражданам точно и неуклонно соблю-дать постановления, положения и распоряжения, из-даваемые центральной советской властью. Меры, от-ступающие от законов центральных органов РСФСР или выходящие за их пределы, допускались лишь в том случае, если они были вызваны экстренными услови-ями гражданской войны с контрреволюцией. Но в этих случаях требовалось немедленное сообщение о подоб-ных мерах в Совет Народных Комиссаров, с копией для заинтересованных центральных ведомств, с объяс-нением причин таких действий и лиц, ответственных за принятие подобных мер.

В дальнейшем был упорядочен и процесс нор-мотворчества в Центральных органах советской вла-сти. Постановлением «О советском строительстве» VIII Всероссийского съезда Советов от 29 декабря 1920 г. устанавливалось, что законодательные акты, имеющие общегосударственное значение, имеют право издавать лишь Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, его Пре-зидиум и СНК.

Более точно была разграничена законодательная компетенция ВЦИК и СНК. Декреты, касающиеся ус-тановления общих норм политической и экономической жизни, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов, обязательно рассматриваются и утверждаются ВЦИК, причем законопроекты такого рода публикуются и рассылаются местным органам Советской власти для предварительного обсуждения и выявления их мнения не позднее, чем за две недели до обсуждения соответ-ствующего законопроекта и его утверждения ВЦИК. Такой порядок позволял законодателю учитывать мне-ния и интересы местных органов власти и населения. Совет Народных Комиссаров издавал декреты обще-государственного характера по вопросам не терпящим отлагательства, а также по военным и иностранным делам и делам, влекущим обязательства для РСФСР. Причем Президиуму ВЦИК представлялось право от-менять постановления СНК с представлением соответ-ствующего доклада на ближайшей сессии ВЦИК.

Устанавливался более эффективный порядок кон-троля за законотворческой деятельностью местных органов советской власти. Так, акты местных съездов Советов могли быть отменены лишь вышестоящими съездами, их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом, а постановления местных исполкомов, также и СНК.

Таким образом, уточнялось понятие декрета как источника права, а также разграничивались законода-тельные акты как источники права общегосударствен-ного и местного уровня. Вместе с тем в связи с фраг-ментарностью советского законодательства и наличи-ем существенных пробелов в праве роль источника права играло революционное правосознание.

§ 2. Проблема равноправия граждан

Одной из важнейших своих задач Советская власть считала ликвидацию таких пережитков феодально-крепостнических порядков, как сословные и религиоз-ные привилегии и ограничения прав, национальное угнетение и бесправие женщин.

В России вплоть до Октябрьской революции 1917 г. все подданные империи делились на четыре сословия: дворянство, духовенство, городское сословие (мещане) и крестьянство. Дворянство, духовенство и верхний слой городского населения (купечество и так называ-емые «почетный граждане» -- буржуазия и буржуаз-ная интеллигенция) имели ряд сословных привилегий, в частности право свободного передвижения по стра-не и выбора места жительства, свободного выезда за границу и возвращения обратно, а дворянство -- так-же получения высших орденов империи. Они имели также свои сословные учреждения -- дворянские со-брания, игравшие существенную роль в местном уп-равлении, дворянские и купеческие клубы, банки, уч-реждения опеки и т. д. Крестьянство и низшие слои мещанства были ограничены в ряде своих прав (права передвижения и выбора места жительства, выезда за границу и т. д.). Для царской бюрократии были введе-ны военные и гражданские чины, разделенные на 14 классов, дававшие их обладателям немалые привиле-гии. Верхушка бюрократии, армейский генералитет сплошь состояли из дворянства. Тем более, что получе-ние чина полковника в армии, капитана 1-го ранга на флоте и действительного статского советника в граж-данской службе давало право для недворян на вступ-ление в дворянское сословие. Сословный характер государственного аппарата и офицерского корпуса подчеркивался и сугубо сословной наградной системой и обращением солдат к офицерам и людей из низших сословий к чиновникам: «ваше благородие» к младшим офицерам и чиновникам до VII класса, «ваше высоко-благородие» к старшим офицерам и чиновникам VI класса и «ваше превосходительство» к генералам и чиновникам от IV класса и выше.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.