скачать рефераты

МЕНЮ


Лишение свободы

Лишение свободы

43

Выпускная квалификационная работа

Тема: «ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ»

2005

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

  • Введение 3
  • Глава 1. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ 6
  • В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ 6
    • 1.1. Сущность и содержание лишения свободы 6
    • 1.2.Цели лишения свободы 10
    • 1.3. Дифференциация наказания 14
    • 1.4. Порядок исполнение наказания в виде лишения свободы 17
  • Глава 2. РОССИЙСКАЯ КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЯ 32
    • 2.1.Анализ состояния преступности в Российской Федерации 32
    • 2.2. Совершенствование уголовно-правовой регламентации лишения свободы 37
  • Заключение 41
  • Список литературы 43

Введение

Актуальность работы. Российское уголовное право традиционно рассматривает санкцию как одно из важнейших уголовно - правовых средств борьбы с преступлениями. Статья 60 УК РФ устанавливает: «Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса». Это общее начало назначения наказания базируется на сложившемся порядке законодательного закрепления границ наказуемости конкретных преступных деяний.

Законодательное закрепление максимума и минимума наказания служит гарантией обеспечения принципа законности. Однако свою служебную роль санкция уголовно - правовой нормы выполняет при условии, если ее минимальный и максимальный пределы соответствуют опасности преступления и если она эффективно используется судами. В силу этого оценка эффективности санкции предполагает учет двух основных аспектов. Первый - статический, т.е. тот сдерживающий потенциал, который изначально заложен в санкции. Она должна быть настолько строга, чтобы могла сдержать потенциального правонарушителя от совершения преступления. Второй аспект - динамический, это жизнь санкции, применение ее в судебной практике, использование объема ее репрессивного воздействия. Следовательно, существуют и два направления усиления воздействия рассматриваемого уголовно - правового средства на преступность.

Первое направление предполагает повышение минимального и максимального пределов санкции в составах деяний, представляющих наибольшую опасность для общества. Второе связано с рациональным использованием пределов санкции судами при назначении наказания. Значительное осложнение криминогенной ситуации в стране обусловливает актуальность проблемы максимального повышения эффективности применения санкции. Главная проблема в том, каким образом используется объем репрессивного воздействия санкции, заключенный между ее минимальным и максимальным пределами.

Следует отметить, что в последнее время суды стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных преступных групп и сообществ. Но размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных преступлений. При его назначении необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть достаточно строгим, способным удержать самого преступника от рецидива, а также других неустойчивых членов общества от нарушения уголовного закона. Криминогенная ситуация в стране и практика применения норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в России развивается сама по себе; законодатель творит законы, пытаясь привести их в соответствие со сложившейся обстановкой, а судебная практика идет своим путем. Поэтому требуется постоянная координация законотворческой и правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния преступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направлений является повышение эффективности использования санкций. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, неосторожных.

При назначении наказания суды должны руководствоваться положениями Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.(ст.22) Данное право является одним из основных прав человека в любом демократическом государстве современного мирового сообщества. Соблюдение данного права является важной гарантией недопущения произвола как в отношении отдельной личности, так и в отношении достаточно больших общностей людей.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в рассмотрении правового института лишения свободы в российском уголовном праве и анализе состояния и основных тенденций в данной области уголовно-правовой политики России на современном этапе.

В задачи работы входит:

1.Определить сущность, содержание и цели лишения свободы по российскому уголовному закону.

2.Осуществить анализ порядка исполнения наказания в виде лишения свободы.

3.Охарактеризовать криминальную ситуацию в России и определить возможные пути совершенствования уголовно-правовой регламентации лишения свободы.

В работе использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, литература по вопросам формирования института лишения свободы и его правовой регламентации в России.

Глава 1. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

1.1. Сущность и содержание лишения свободы

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. изменилась идеологическая сущность концепции уголовного законодательства, базирующегося на качественно иных, чем ранее, ценностных ориентирах и идейных установках. Это обусловлено переходом к демократическому правовому обществу, где задачи уголовного права в корне меняются. Современной правовой доктриной декларируется, что центре уголовной политики оказывается человек, защита его жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, охрана его собственности.

В новом Уголовном кодексе последовательно реализовывались две общемировые тенденции развития уголовного права: смягчение ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности и совершенные впервые, с одновременным ужесточением наказания за наиболее опасные и распространенные преступления, а также в отношении рецидива преступлений.

Уголовный кодекс 1996 года содержит ряд новых положений, которыми должны руководствоваться суды при решении вопроса о назначении наказания. В отличие от ранее действовавшего уголовного закона в УК РФ несколько сужены рамки судебного усмотрения при назначении наказания. Но это не умаляет роль суда при решении вопроса о назначении наказания, а повышает ответственность судей за строгое применение норм Общей части Уголовного кодекса как дополнительной гарантии назначения законного и справедливого наказания лицам, признанным виновными в совершении преступления.

Необходимо отметить, что восстановление социальной справедливости (ст. 43 УК РФ) как цели уголовного наказания впервые определено в нашем национальном уголовном законодательстве. Профессор А.В. Наумов справедливо отмечает, что «правовое отражение справедливости (а уголовно - правовое - тем более) не ограничивается ее экономическим содержанием. Право фиксирует определенный уровень прав и обязанностей человека. Нарушение их, т.е. нарушение права, всегда есть нарушение справедливости» Российское уголовное право, общая часть. Курс лекций. М., 1997. С. 363-364.. Разумеется, не все нарушенные преступлением права и свободы человека могут быть восстановлены с помощью репрессивного потенциала. Если имущественные уголовно - правовые санкции (штраф, конфискация имущества) носят восстановительный характер, то восстановление социальной справедливости в связи с совершением, например, посягательств на жизнь и здоровье человека не может привести к восстановлению фактически утраченной жизни потерпевшего, утраты здоровья и т.п. Вместе с тем восстановление социальной справедливости, заложенное в его уголовном наказании и связанное с его карательным содержанием, не означает, что наказание преследует цель кары по отношению к преступнику. Наказание, даже самое суровое, применяется не для того, чтобы причинить осужденному моральные и физические страдания. Поэтому судам надо это учитывать, решая вопрос о целесообразности избрания лишения свободы и его продолжительности с точки зрения исправления осужденного.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию - поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч.1 ст. 56 УК РФ).

В теории уголовного права нет единого определения содержания наказания в виде лишения свободы, так В.М. Здравомыслов считает, что содержание этого одного из наиболее суровых видов наказаний состоит в принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенные для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом содержания. Здравомыслов В.М.Уголовное право. Общая часть. М. 1999 г. С.359.

Другие авторы ДементьевС.Н. Лишение свободы как мера уголовного наказания. Краснодар. 1977. С.30. считают, что сущность лишения свободы заключается в характере, т.е. в определенных законом правоограничениях, которые не могут сводится только к лишению осужденного права на передвижение, распоряжаться собой. Основным элементом объема карательного воздействия, заложенного в лишении свободы, является его продолжительность, которая определяет величину моральных и физических страданий, применяемых наказаниям к осужденным.

Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее шести месяцев. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет (ч.2-4 ст. 56 УК РФ).

Лишение свободы обладает большим числом правоограничений для осужденного, а следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью. Оно предусматривается в законе и применятся судом в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений к лицам, ранее осуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т. п.

Лишение свободы должно назначаться в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, наказание лица возможно в условиях строгой изоляции и специального режима.

Содержание лишения свободы как способа воздействия на осужденного, закрепленного в уголовном законе и могущего быть примененным судом, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством, которым в соответствии с п. 2 ст. 2 УИК РФ «устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренного УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам».

При этом уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

Если мы обратимся к истории мировой правовой мысли, то, например, у Ч.Беккариа Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях.-М., 1998. можно найти весьма интересные рассуждения о преступлениях и наказаниях, многие из которых справедливы и сегодня.

Он пишет, что законы являются условиями, на которых люди, до того независимые и жившие в одиночку, объединились в общество, утомясь от постоянной войны и свободы, бесполезной, потому что не обеспеченной. Всякое наказание, не вытекающее из абсолютной необходимости, является, как говорит великий Монтескье, тираническим. Это положение может быть выражено более общим образом: всякое проявление власти человека над человеком, не вытекающее из абсолютной необходимости, является тираническим. Таким образом, вот на чем основывается право суверена карать за преступления: на необходимости защищать хранилище общего блага от посягательств отдельных лиц. И чем более священна и неприкосновенна безопасность, чем больше свободы сохраняет суверен за подданными, тем справедливее наказание.

1.2.Цели лишения свободы

Лишение свободы как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ч.2 ст. 43 УК РФ).

Ч.Беккариа по этому поводу писал, что цель наказаний, по его мнению, заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление, а только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует употреблять только такие наказания, которые при сохранении соразмерности с преступлениями производили 6ы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на душу людей и были 6ы наименее мучительными для тела преступника.

Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, принудительных работ исполняемых осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, то есть, учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание (речь идет о лишении свободы) должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах - соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. При том нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.1973. С.29.

Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений. По ст. 43 УК РФ цель исправления осужденного не направлена на достижение таких результатов, как перевоспитание осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам человеческого общежития, хотя и предполагает использование любых законных и разумных средств позитивного изменения личности и социальных связей осужденного.

Для достижения данной цели, то есть специального предупреждения преступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и не правовыми средствами. Эффективность достижения данной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива. Комментарий к УК РФ/ Под общей редакцией Скуратова Ю.И. М.1998. С.94.

Существуют и другие понятия эффективности наказания, и в частности лишения свободы. Так А.М. Яковлев считал, что эффективность наказания - это степень реального обеспечения безопасности общества. Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания / Советское государство и право. 1964.№ 1. С.101.

Кроме того, как указывал М.Д. Шаргородский на эффективность уголовного наказания влияют:

- соответствие уголовного запрета объективным закономерностям, существующим в обществе;

- соблюдение принципов уголовного права;

- неотвратимость наказания, что определяется степенью раскрываемости преступления, обеспечением кратчайшего срока от совершения преступления до наказания за него;

- стабильностью уголовной политики;

- законностью и обоснованностью судебных приговоров. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л. 1973. С.70.

Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. То есть неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых индивидов от попыток совершения преступлений.

Достижение целей лишения свободы, к сожалению, не всегда способствует достижению целей всей системы уголовного наказания. На такие мысли наталкивает следующее. 20 мая 1999 г. под председательством Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который обсудил вопрос о практике назначения судами уголовного наказания. Однако обобщение судебной практики показало, что наиболее распространенным наказанием за преступления против собственности является лишение свободы без штрафа. Установленные в законе значительные размеры штрафных санкций затрудняют их применение в связи с низким материальным положением лиц, осужденных за такие преступления. В результате, как подчеркнул П.Ф. Стародубов, самым распространенным при всей разновидности уголовных наказаний остается лишение свободы. Такое положение не способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в ст. ст. 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вообще, при характеристике служебной роли уголовно - правовой санкции как юридической гарантии достижения целей правового регулирования, предупреждения преступлений следует выделить, прежде всего, ее сдерживающую функцию. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел его совершить. Поэтому так важно при принятии соответствующей нормы тщательно сопоставить минимальный и максимальный пределы санкции с возможными уровнями опасности преступлений, ответственность за совершение которых устанавливается. Однако даже самая точная санкция может остаться декларацией при ее неправильном, не учитывающем сложившихся реалий применении.

Изучение складывающихся в практике назначения наказания тенденций в использовании санкций уголовно - правовых норм позволяет сделать ряд выводов. Законодатель, конструируя составы преступлений, достаточно полно учел наиболее характерные признаки отдельных, наиболее распространенных видов деяний: организованные формы, крупные размеры последствий и т.д. Кроме того, вполне обоснованно изменил правила назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров, предусмотрев возможность превышения пределов санкций тех статей, по которым виновный осуждается. Одновременно следует отметить, что пределы санкций некоторых норм УК явно не соответствуют опасности преступлений. Изучение практики назначения наказания подтверждает, что репрессивная политика судов не вполне соответствует сложной криминогенной ситуации в стране.

Следует также сказать, что уголовное законодательство Российской Федерации содержит наибольшее количество наказаний по сравнению с другими развитыми странами мира. В зарубежных государствах применяются два - четыре основных наказания, в их числе лишение свободы, штраф и смертная казнь (там, где она не отменена). В Уголовном Кодексе РФ - тринадцать видов наказания.

Теоретические исследования, анализ практики исполнения отдельных наказаний, изучение истории и опыта применения зарубежного уголовного законодательства позволяют заявить, что обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и арест в рыночных условиях, которые сложились в России, реальной перспективы для применения в борьбе с преступностью не имеют.

1.3. Дифференциация наказания

Принцип дифференциации наказания является одним из основополагающих в современной уголовной доктрине. В уголовном законе перечисляются места отбывания лишения свободы и виды исправительных учреждений: колонии-поселения, колонии общего, строгого и особого режима и тюрьмы.

Лица, осужденные к лишению свободы, которым к моменту вынесения судом приговора не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч.1 ст. 56 УК РФ).

Ранее все виды колоний, в которых отбывалось лишение свободы, а также тюрьмы объединялись термином «исправительно-трудовые учреждения». В УК РФ 1996 г. термин «трудовые» исключен, хотя, по существу, принудительный труд является составной частью данного вида наказания. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. Учеб.пос.-М.:Зерцало, 1997.

Уголовный закон устанавливает предельные сроки лишения свободы: от 6 месяцев до 20 лет (ч.2 ст. 56 УК РФ).

Закон четко и дифференцированно определяет, кто (какие категории) из осужденных к лишению свободы должны отбывать наказание в том или ином учреждении (ст. 58 УК РФ).

Лица, которые осуждены к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, на срок не свыше 5 лет, - в колониях-поселениях. Т.о., согласно УК РФ для отбывания лишения свободы в колониях-поселениях необходимы 2 условия: лицо совершило преступление по неосторожности и срок лишения свободы не превышает 5 лет. При этом не имеет значения, осуждается ли лицо при наличии указанных условий впервые.

Лица, которые впервые осуждаются к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, а также тяжких преступлений (ч. 2, 3 и 4 ст. 15 УК РФ), и лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5 лет, - в исправительных колониях общего режима. Следовательно, для исправления осужденного для отбывания наказания в исправительных колониях общего режима необходимо, чтобы:

а) за преступления, если оно умышленное, лицо осуждалось к лишению свободы впервые;

б) это умышленное преступление по своей категории относилось к преступлениям небольшой или средней тяжести или к числу тяжких преступлений (в первом случае максимальный срок лишения свободы, указанный в санкции соответствующей ст. Особенной части УК РФ, не должен превышать 2 лет, во втором - 5 лет, в третьем - 10 лет);

в) лицом было совершено преступление по неосторожности, и он было осуждено к лишению свободы на срок свыше 5 лет.

Лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщины в случае особо опасного рецидива - в исправительных колониях строгого режима.

Из смысла УК РФ следует, что в колониях строгого режима должны отбывать наказания 4 категории осужденных:

а) лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений (ч. 5 ст. 15 УК РФ);

б) при рецидиве преступления (т.е. при совершении умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ране совершенное преступление, ч.1 ст. 18 УК РФ);

в) лица ранее отбывавшие лишение свободы. Высшие судебные органы в прошлые годы ориентировали суды на то, что к числу ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы следует относить лиц, осужденных к лишению свободы и реально его отбывших (причем вне зависимости от погашения или снятия прошлой судимости), а также лиц, совершивших новое преступление в период отбывания лишения свободы. В то же время не признавались ранее отбывавшими лишение свободы:

- осужденные к исправительным работам, которые были заменены лишением свободы;

- условно осужденные к лишению свободы;

- лица, которым суд заменил лишение свободы направлением в воинские дисциплинарные части (дисбаты);

- лица, осуждающиеся к лишению свободы, но фактически не отбывавшие его в связи с отсрочкой исполнения приговора, в связи с применением к осужденным амнистии, освобождения от наказания в порядке помилования;

- лица, не отбывшие наказание за истечением срока давности исполнения приговора. БВС СССР 1997, № 5, 1984, № 4, 1986 № 2.

г) женщины, признанные особо опасными рецидивистками (ч.3 ст.18 УК РФ).

Лица, признанные особо опасными рецидивистами, а также при осуждении к пожизненному лишению свободы - в исправительных колониях особого режима.

Таким образом, в колониях особого режима должны по закону отбывать наказание две категории осужденных: при особо опасном рецидиве (ч.3 ст. 18 УК РФ) и при осуждении к пожизненному лишению свободы.

Закон устанавливает также, что если лицо осуждается на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжкого преступления, а также в случаях особо опасного рецидива, если ему может быть назначено отбывание срока наказания в тюрьме. Стало быть, для отбывания части срока наказания в тюрьме условиями являются:

а) осуждение за совершение особо опасного преступления;

б) осуждение на срок свыше 5 лет.

Закон не указывает, какая часть срока должна отбываться в тюрьме, и этот вопрос, очевидно должен решаться судом с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела и личности осужденного.

Уголовный закон лишь определяет срок лишения свободы, виды мест отбывания этого наказания, категории осужденных, которые должны отбывать его в том или ином учреждении, и условия направления в определенный вид места лишения свободы.

Порядок исполнения лишения свободы применительно к каждому учреждению, где оно должно отбываться, режимные требования и условия содержания осужденных определяются УИК РФ. Этим же нормативным актом устанавливаются изменения вида исправительного учреждения, назначенного приговором (Ч.3 ст. 58 УК РФ).

Хотелось бы особо подчеркнуть, что неправильное назначение вида исправительного учреждения является основанием для отмены приговора.

1.4. Порядок исполнение наказания в виде лишения свободы

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно - исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации (ст.73 УИК РФ).

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.