скачать рефераты

МЕНЮ


Лизинг: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ

Что же касается передачи в залог прав на получение лизинговых платежей, то банк вообще не рассматривает такую возможность, объясняя это тем, что нельзя передать в залог денежные средства. Это положение трудно оспаривать, но ведь в данной ситуации в залог передается имущественное право на получение лизинговых платежей. Проблема в том, что, несмотря на содержащуюся в Законе “О лизинге” норму, прямо оговаривающую возможность как передачи в залог приобретаемого в будущем предмета лизинга, так и возможность уступки своих имущественных прав по договору лизинга, которые в силу статьи 336 ГК РФ также могут являться предметом залога, банки это не убедило и данная норма не действует. Для того чтобы она работала, желательно разработать сам механизм ее действия и отразить это в банковском законодательстве.

§2. Перспективы развития лизинга

Экономическая сущность лизинга делает его применение наиболее эффективным в отраслях, выпускающих продукцию высокой степени готовности, сбыт которой во многом определяется ее конкурентоспособностью и наличием средств у пользователя этой продукции. Наглядным примером невостребованности лизинговых операций является сокращение в первом полугодии 1994 года в 2,9 раза выпуска грузовых автомашин главным образом из-за недостатка средств у основного покупателя - сельскохозяйственных предприятий - и сокращения потребности в этих машинах оборонных отраслей. Особенно тяжелая обстановка складывалась на авто гигантах - АМО "ЗИЛ" и Нижегородском автозаводе, где производство сократилось в 3,2-5 раз.

Неконкурентноспособность российских грузовиков, не отвечающих экологическим и другим нормам мировых достижений, не дает возможности компенсировать потери спроса на внутреннем рынке дополнительными поставками автомашин на внешний рынок. Если бы в России действовала разветвленная система финансового и оперативного (что особенно важно для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий) лизинга автомашин, проблемы сбыта машин и неплатежеспособности пользователя могли бы быть значительно смягчены.

Использование ускоренной амортизации при лизинговых операциях позволяет оперативнее обновлять оборудование и вести техническое перевооружение, в чем так нуждается отечественное машиностроение, легкая и пищевая отрасли промышленности. Успешное применение лизинга в инвестировании оборудования этих отраслей требует широкой поддержки региональных структур, что особенно важно при лизинге оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, когда в качестве лизингополучателя выступают фермерские хозяйства и малые предприятия, не располагающие достаточными средствами.

Развитие лизинга строительных машин и механизмов, а также оборудования стройиндустрии и строительных материалов, в первую очередь для высококачественной деревообработки, производства санитарно-технических изделий, отделочных и кровельных материалов позитивно скажется на ценообразовании в строительстве и во многом облегчит реализацию программ жилищного строительства и индивидуального домостроения.

Лизинг оборудования, особенно в сфере малого предпринимательства, сопровождается созданием дополнительных рабочих мест, что особо значимо в период структурной перестройки промышленности и осуществления конверсионных программ.

Решая чисто народнохозяйственные задачи, лизинг дает всем участникам сделки ряд существенных преимуществ. Так, от лизингополучателя не требуется единовременной полной оплаты стоимости имущества, включая накладные расходы, что высвобождает его ликвидные средства, снижает общие расходы и дает безусловные преимущества против обычной купли-продажи.

При проведении Международного лизинга стороны могут успешно использовать налоговые льготы стран-участниц лизинговой операции. По данным Административно-бюджетного управления США, использование так называемого налогового убежища при проведении лизинговых сделок в США в 1983-1985 годах стоило федеральному бюджету около 9 миллиардов долларов.

За рубежом лизинговые компании используют в своих операциях, как правило, 75-80 процентов заемных средств. Применяется практика предоставления банками так называемых гарантированных кредитов, сроки действия которых совпадают со сроками действия лизинговых договоров и обычных кредитов. Роль государства сводится к регулированию налоговых льгот и созданию благоприятных условий для привлечения лизинговыми компаниями заемных средств.

Использование для лизинговых операций заемных средств российских коммерческих банков сталкивается с двумя проблемами: высокая ставка рефинансирования и риск обесценения банковских ресурсов.

Кроме того, необходимо формировать резерв под лизинговые операции, создаваемого аналогично ссудным операциям. Хотя имущество до полного выкупа принадлежит лизингодателю, это не уменьшает риск для лизинговой фирмы. Банк вложил средства в приобретение основных средств. В случае возврата имущества оно отражается в учете на счете собственных основных средств (лизинг учитывается в балансе банка как актив, приносящий доход). При этом снижается ликвидность активов, показатели баланса ухудшаются, а вопрос о реализации имущества (особенно специфического или дорогостоящего) проблематичен (аналогичная по платежному дефициту и погашению ссудной задолженности ситуация возникает в том случае, когда в залог по ссудам принимаются низко ликвидные товары). Таким образом, риск при проведении лизинговых операций нисколько не ниже, чем при проведении ссудных операций. Начисленный резерв может быть списан с баланса после реализации (или списания) основных средств, приобретенных для проведения лизинговых операций.

Важным фактором успеха лизингового бизнеса является выбор рациональной организационной структуры лизинговой компании и высокая профессиональная подготовка ее персонала. Лизинговую компанию отличает большое количество аналитических служб, сильное маркетинговое и юридическое обеспечение. Существенно постоянное взаимодействие с банковскими учреждениями, страховыми компаниями и региональными властными структурами.

Лизинговый бизнес - один из сложнейших видов предпринимательской деятельности, в котором задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и другие финансовые механизмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

Мне кажется, следует более полно использовать инструменты регулирования правоотношений лизинга при помощи налогового права. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.

Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами международного финансового лизинга.

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.

Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности.

Сейчас Россия переживает экономический кризис, и поэтому остро нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный.

На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:

-- была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

-- предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

-- развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например страхование).

-- наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.

Обеспечение этих условий способствует развитию в России действительно крупных лизинговых компаний, причём не только в Европейской части страны, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, то есть в регионах, где сосредоточена значительная часть промышленности.

Приложение 1.

СХЕМА УЧАСТНИКОВ ЛИЗИНГА

Приложение № 2.

РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ.

Документы

Содержание

1. Указание ГУГТК СССР от 5 июня 1990 г. № 11-38/20 “О пропуске товаров по лизинговым контрактам” (утратило силу)

Первое официальное упоминание о лизинге и лизинговых отношениях:

- долгосрочный кредит (15-20 лет)

- лизингодатель выкупает лицензируемое имущество после истечения срока договора

- балансовая стоимость имущества ежегодно уменьшается на величину лизинговых платежей

2. План счетов бух. Учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. № 56)

Этот документ не содержит термина “лизинг”, но давал объяснение для долговременной аренды с продажей арендуемого имущества после истечения срока договора.

3. Указ Президента РФ № 1929 от 17.09.94 г. “ О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”

- дает определение фин. Лизинга;

- дает указание Правительству РФ подготовить временное положение о лизинге;

- устанавливает, что лизинговые предприятия создаются в форме АО;

- дает указание Правительству РФ подготовить ряд вопросов в целях развития лизинга в РФ.

4. Правительство РФ, постановление № 633 от 29.06.95 г. “ О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”.

Подробно регулирует отношения, возникающие при финансовом лизинге.

5. Письмо ГТК РФ от 20.07.95 г. № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров временно ввозимых в рамках лизинговых отношений”.

В соответствии с положением Правительства РФ № 633 от 29.06.95 г., определяется, что товары, являющиеся объектом международного лизинга, временно ввозимые на территорию РФ, подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов.

6. Мин. Финансов РФ, приказ № 105 от 25.09.95 г. “Об отражении в бух. Учете и отчетности лизинговых операций”.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 633 от 29.06.95 г. определяется ведение бух. Учета у лизингополучателя и лизингодателя.

7. Правительство РФ, постановление № 1133 от 20.11.95 г. “О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №633 от 29.06.95 г., определяется внесение лизинговых платежей по операциям финансового лизинга в состав затрат по производству и реализации продукции у лизингополучателя.

8. “Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией”. (утвержден Минэкономики РФ от 29.12.95 г.)

Первый официальный примерный договор о финансовом лизинге.

9. Гос. Дума Федерального Собрания РФ, кодекс № 14-ФЗ от 26.01.96 г. “Гражданский кодекс РФ (часть вторая)”

Все иные документы, регулирующие отношения финансового лизинга имеют силу в части не противоречащей ГК РФ.

10. Правительство РФ, постановление № 167 от 26.02.96 г. “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 633 от 29.06.95 г. и в соответствии с постановлением Правительства от 24.12.94 г. № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, вводит обязательное лицензирование для всех лизингодателей.

11. Госкомстат РФ, письмо № 24-1-21/483 от 13.03.96 г. “Об утверждении затрат на приобретение лизингового оборудования”.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 633 от 29.06.95 г., регламентирует отражение в статистической отчетности предприятий затраты на приобретение оборудования.

12. Мин. Экономики РФ, приказ № б/н от 16.04.96 г. “Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей”.

Рекомендуемая Мин. Экономики методика расчета лизинговых платежей как один из возможных вариантов расчета.

13. Правительство РФ, постановление № 528 от 23.04.96 г. “О внесении дополнений в постановление Правительства РФ от 29.06.95 г. “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”.

Вносит дополнения в постановление Правительства РФ от 29.06.95 г. № 633, касающиеся финансирования лизинговых операций за счет бюджетных средств.

14. Мин. Экономики РФ, приказ № 91 от 20.06.96 г. “Об организации работы в Мин. экономики РФ по лицензированию лизинговой деятельности в РФ”.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.02.96 г. № 167, регламентирует порядок организации работы по лицензированию лизинговой деятельности в РФ.

15. Правительство РФ, постановление № 752 от 27.06.96 г. “О государственной поддержке лизинговой деятельности в РФ”.

1. Вносит изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 29.06.95 г. № 633:

определяет собственника имущества, переданного в лизинг и варианты его постановки на баланс лизингодателя или лизингополучателя;

вводит механизм ускоренной амортизации по отношению к движимому лизинговому имуществу с коэффициентом 3;

дает определение дохода лизингодателя.

2. Дает указание заинтересованным федеральным органам исполнительной власти разработать методы дальнейшего развития лизинговых отношений в РФ.

16. Мин. Финансов РФ, приказ № 15 от 17.02.97 г. “Об отражении в бух. Учете операции по договору лизинга”.

Полностью описаны необходимые бух. Проводки при постановке оборудования как на баланс лизингодателя, так и на баланс лизингополучателя.

17. Правительство РФ, постановление № 915 от 21.07.97 г. “О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 годы”.

План поддержки лизинговой деятельности государством.

18. Правительство РФ, постановление № 1020 от 03.09.98 г. “Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций”.

Описаны схемы получения государственных гарантий под лизинговые операции. Время выхода этого постановления совпало с кризисом в РФ и с потерей доверия к государству, а тем более к его гарантиям, со стороны иностранных инвесторов.

19. Закон “О лизинге”. Принят Гос. Думой 11.09.98 г. и одобрен Советом Федерации 14.10.98 г.

С момента опубликования 05.11.98 г. является основным законодательным актом.

Список использованной литературы:

Нормативный материал:

Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.88). //Вестник ВАС РФ.-1998.-№5.

Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 нояб. 1989 г.//Ведомости СНД и ВС СССР.-1989.-№25.-ст.481.

О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности: Указ Президента от 17 сентября 1994 г. № 1929// Российская газета, N 180, 21.09.94

Изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогообложении прибыли: Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г.

О развитии лизинга в инвестиционной деятельности: Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г.// " Российская газета " N 135, 14.07.95

Об организации работы по лицензированию лизинговой деятельности в РФ: Приказ Минэкономики от 20 июня 1996 г.//Закон №8, 1999.

О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге: Закон РФ от 16 янв. 1998 г.// Российская газета. - 12 фев. 1998 г.

Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Закон РФ от 15 июля 1998 г.// Российская газета. - 4 марта 1999.

О лизинге: Закон РФ от 11сен.1998 г.//Российская газета 5 ноября 1998г.

О лицензировании отдельных видов деятельности: Закон РФ от 16 сен. 1998 г.//Российская газета 3 окт., 1998 г.

О федеральном законе о лизинге: Письмо ВАС РФ от 3 дек. 1998 г.// Налоговый вестник.-1999.-№3.

Специальная литература:

Медведков С.Ю. Лизинг в экономике США// США: политика, экономика, идеология.-1979.-№ 5.

Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1989.

Сусанян К. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами. - М.: Мировой океан, 1992.

Чекмарёва Е.Н. Лизинговый бизнес.--М.: Экономика, 1993.

Лизинг и коммерческий кредит. М.: “Ист-сервис”, 1994.

Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга. М.:”Ист-сервис”, 1994.

Смирнов А. П. Лизинговые операции. - М.: Мысль, 1995.

Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ, М., 1996 г.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй постатейный./ Отв. Ред. Садиков О.Н.--М., Инфра-М НОРМА, 1996.

Балтус П., Майджер Б. Школа европейского бизнеса,// Лизинг-ревю.- 1996. №1.

Голощапов В. “Развитие лизинга в России: реальность и перспективы” // Финансовый бизнес.-1996.- № 7.

Голощанов В. Н. Лизинг обречен на успех, но мешают налоги// Экономика и жизнь. - 1996.- № 8.

Газман В. "Лизинг Теория. Практика. Комментарий" М.: Фонд “Правовая культура”, 1997.

Талье И., Абашина А. Аренда и лизинг.- М: Издательский дом "Филинъ", 1997.

Прилуцкий Л. “Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика”.-М.: ОСЬ-89, 1997.

Калачева С. Арендные сделки. - М.: ПРИОР, 1997 .

Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: ИНФРА-М, 1998.

Харитонова Ю.С. Финансовая аренда (лизинг)// Законодательство.-1998.- №1.

Сахарчук В. Виды лизинговых операций.// Хозяйство и право.-1998.-№4.

Газман В. Лизинг в малом предпринимательстве, организационно-правовое обеспечение// Хозяйство и право. -1998. -№7.

Газман В. Лизинг в малом предпринимательстве, организационно-правовое обеспечение// Хозяйство и право. -1998. -№8.

Масленченков Ю. Краткая характеристика законодательной базы лизинга и основных его субъектов //Финансист. - 1998.- №9.

Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. -М.: Правовая культура, 1999г.

Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, Юнити -Дана, 1999.

Гражданское право: Под ред. Гришаева. М.:Юрист.-1999.

Гражданское право ч.2: Под ред. Сергеева. М.: Проспект. - 1999.

Газман В. Кризис законодательства о лизинге // Хозяйство и право. 2000. №4.

Газман В. Российский лизинг нуждается в законодательной поддержке.//Хозяйство и право.-2001.-№1.

Полякова Ю. О лизинге сельхозтехники в РФ.// Ведомости. 15 февраля 2001 г.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.