скачать рефераты

МЕНЮ


Международная защита прав человека

Международная защита прав человека

2

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

Международная

Защита прав человека

Курсовая работа по теории государства и права

Студентки 2-го курса, группы Ю-201/ЗО

Колесовой Анастасии Александровны

Научный руководитель - д.ю.н.

Ст. преп. Симоношвили Л. Р.

Москва- 2005

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….............2

2. Понятие и сущность прав и свобод человека……………………………..3

3. Способы прав и свобод человека…………………………………………..4

Защита права на свободу…………………………………………………...4

Защита публичных свобод…………………………………………………7

Защита свободы выражений мысли и мнения……………………............8

Защита права на равенство………………………………………………...8

Защита права на собственность……………………………………………9

Защита права на неприкосновенность личности………………………..10

Юридическая защита личности…………………………………………..13

4. Особенности международных прав и защит человека………………….15

5. Вывод………………………………………………………………………16

6. Библиографический список………………………………………………18

7. Список используемой литературы……………………………………….20

Нормативный материал……………………………………………...........20

Литература…………………………………………………………………20

Введение

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю над выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств- членов этой универсальной организации «... утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека. И основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии».

Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.

Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП.

Анализ содержащихся в них норм, а также структура и компетенции международных органов, занимающихся контролем за их соблюдением, и является главной целью работы.

Проблемы международной защиты социально-экономических и культурных прав человека рассматривались в работах А.П. Мовчина, В.А. Карташкина, Б.Г.  Машова, Б.Н. Жаркова и ряда других авторов.

Однако наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости, расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению - показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности. Максимальное приближение внутригосударственных правовых норм к международным стандартам в области прав человека - одно из необходимых условий построения правового государства.

1. Понятие и сущность прав и свобод человека

Права человека имеют сложную структуру. Существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», «права» и «свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности -- личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства. По своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере отражают самостоятельность личности, невмешательство в ее внутренний мир: "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28 КРФ); "каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29 КРФ); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37 КРФ). Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур(например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным).

Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.

Другие документы представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государственной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства

2. Способы прав и свобод человека

Защита права на свободу

Свобода личности. Право личности на свободу это право ин-дивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых име-ет соответствующее подкрепление в Конституции. Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид:

1. Право беспрепятственного передвижения.

2. Право на частную жизнь.

3. Право на семейную жизнь.

4. Право располагать своим достоянием.

Последние две разновидности прав по существу лишь модифи-цируют право на частную жизнь.

Защита свободы передвижения. "Каждый, кто законно находит-ся на территории Российской Федерации, имеет право свободно пе-редвигаться, выбирать место пребывания и жительства". (Ч. 1 ст. 27 КРФ) Таким образом, статья 27 КРФ гарантирует, а, следова-тельно, и защищает право личности на свободу передвижения на территории РФ. Сравнение: непосредственно в Конституции Франции этот принцип четко не закреплен, однако этот принцип свободы личности защищается решением Конституционного Совета, сформули-рованным в следующей форме: "Свобода передвижения есть принцип конституционного значения" (решение от 12 июля 1979 года), а также в наиболее емкой форме пользование правом передвижения зафиксировано в законах, гарантирующих неприкосновенность лич-ности.

"Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Фе-дерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятс-твенно возвращаться в Российскую Федерацию" (Ч. 2 ст. 27 КРФ). Данный пункт этой статьи гарантирует человеку право передвиже-ния не только в пределах территории Российской Федерации, но и покидать её. Он защищает право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. Сравнение: в Конституции Франции это право не закреплено, однако согласно ратифицированным международным соглашениям ( ст. 2-3 дополнительного протокола Европейской кон-венции по защите прав человека и основных свобод и статье 12-2 международного пакта о гражданских и политических правах) предусмотрена защита этого права. Кроме того, на мой взгляд, это право косвенно вытекает из Декларации 1789 года. И существует несколько решений Конституционного Совета на этот счет.

В данном случае мы можем видеть, что Конституция РФ доста-точно четко ( даже если сравнить её с Конституцией Франции) за-щищает право человека и гражданина на свободу передвижения. Считаю, что формулировка статьи 27 вполне корректна и достаточ-но конкретна, что исключает возможность нарушения данного права человека и гражданина. В этой статье полностью соблюден принцип либерализма.

Защита права на частную жизнь. "Люди рождаются и остаются свободными" (ст. 1 Декларации 1789 года). А поскольку человек волен, жить так, как ему нравится, то и нет надобности в специ-альной регламентации дозволений; напротив, необходимы законы, где перечислялись бы основания для ограничения свободы (неоднок-ратно уже упомянутый принцип либерализма - "свобода и закон"), а тогда закономерен вопрос о том, каковы же пределы законода-тельного вмешательства в эту сферу.

Свобода личности предполагает, что каждый вправе свободно располагать своим организмом, ухаживать за собой так, как он этого пожелает, и, следовательно, обращаться к лечащему врачу по своему выбору. Исходя из этого принципа, каждый имеет право на самоубийство, так как оно не является уголовно наказуемым и не может быть таковым в силу принципа свободы. Но в таком слу-чае следует позаботится о том, чтобы индивид осознавал то, что он совершает, так как безрассудство или бессознательное состоя-ние человека есть болезнь, которую общество обязано исцелить во имя принципа охраны здоровья.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жиз-ни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго име-ни.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных пере-говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного реше-ния" (ст. 23 КРФ)

"Сбор, хранение, использование и распространение информа-ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому воз-можность ознакомления с документами и материалами, непосредс-твенно затрагивающими его права и свободы, если иное не предус-мотрено законом. (Ст. 24 КРФ).

В этом вопросе Конституция РФ более четко сформулировала принцип защиты права на неприкосновенность частной жизни, чем Конституция Франции. Конституционная ценность этого права во Франции была признана, но четкого решения Конституционного Со-вета по этому вопросу нет. Принцип невмешательства в частную жизнь является логическим следствием Декларации 1789 года.

Обеспечение тайны корреспонденции, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных Конституция Франции также не дек-ларирует, хотя действующий кодекс признает уголовные наказания за её нарушение. Исключение аналогичное - на основании судебно-го решения.

“Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть вынужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (Ст. 26 КРФ)”.

"Жилище неприкосновенно. Никто не в праве проникать в жи-лище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, ус-тановленных федеральным законом, или на основании судебного ре-шения" (ст. 25)

Таким образом, рассмотрев текст Конституции РФ по данной проблеме, мы можем видеть, что она выгодно отличается от Конс-титуции Франции. Но, что для нас более важно, принцип неприкос-новенности частной жизни защищен вышеприведенными статьями Конституции РФ. Ссылка на федеральный закон подразумевает огра-ниченный список исключений из данной нормы, а судебное решение является механизмом защиты прав других лиц, то есть полностью соответствует принципу либерализма "Моя свобода заканчивается там, где начинается твоя".

Защита права на семейную жизнь. "Материнство, детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (Ст. 38 КРФ)

"Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия

для развития"(10 абзац Преамбулы Конституции 1946 года)

На мой взгляд, последняя формулировка более конкретна, чем первая. Согласитесь, что "условия для развития" являются более серьёзной мерой по защите права человека и гражданина на семей-ную жизнь, чем "защита государства". Сравните: "Нация обеспечи-вает..." - "под защитой государства". Само по себе государство теоретически ничего защищать не может, а, точнее не должно. За-щищает, безусловно, народ, но посредством такого искусственно созданного механизма для исполнения своей воли, как государс-тво. Нас не должно смущать слово "нация". В переводе на рос-сийскую действительность оно звучало бы как "многонациональный народ" (такому словосочетанию нашлось место лишь в насквозь дек-ларативной Преамбуле к Конституции РФ). Но не стоит забывать, тот факт, что создатели Конституции РФ пытались придать ей (по крайней ме-ре внешне) явно либеральный характер. В связи с этим я считаю необходимым напомнить: Конституция - не "вещь в себе", а всего лишь инструмент по передаче полномочий от народа системе госу-дарственной власти. Поэтому гарантом защиты прав и свобод не может являться государство, как всякое вторичное явление. Ду-маю, что моя мысль достаточно ясна и не стоит на ней больше за-держиваться.

Защита свободы распоряжаться своим состоянием. "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности" (Ст. 34 КРФ).

Принцип свободного распоряжения своим состоянием специаль-но не фигурирует в Декларации 1789 года. В основе своей он ни-когда не обсуждался; применительно к имуществу свобода распоря-жения им есть один из атрибутов права собственности, за которой Декларация признает нерушимый и естественный характер (Ст. 17).

Вывод: По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ является более основательным и разработанным документом, чем Конституция такого общепризнанного демократическим государства, как Франция. Многие права и свободы из этой сферы не закреплены непосредственно в Конституции Франции, однако существуют в дру-гих правовых документах.

Вопрос о степени реального действия данных статей мной не может быть рассмотрен на практическом уровне ввиду отсутствия необходимой для этого достоверной современной информации. Можно лишь констатировать тот факт, что эти статьи обладают достаточ-но высоким потенциалом с точки зрения защиты прав и свобод человека.

Защита публичных свобод.

Термин "публичные свободы" обозначен в статье 34 Конститу-ции Франции, гласящей, что закон устанавливает нормы, касающие-ся "основных гарантий, предоставляемых гражданам для осущест-вления публичных свобод". Поскольку, таким образом, свобода возведена в принцип, закон устанавливает не столько свободы, сколько гарантии, необходимые для пользования ими, ибо ограни-чение свободы кого-либо из людей может стать гарантией свободы других людей (ст. 4 Декларации); следовательно, закон может и ограничивать пользование свободами; это конституционное право на установление ограничений варьируется по-своему объему в за-висимости от объективной сущности каждой из свобод. В этом от-ношении уместно проводить некоторые разграничения.

Государственный Совет Франции дает такое определение. Тер-мин "публичные свободы" - это, прежде всего, свободы личности, а также основные свободы, которые не ограничиваются только од-ним индивидом, а проявляются вовне. В частности, свобода собра-ний, свобода ассоциаций, свободу объединений, свободу печати и вообще право на распространение мыслей, свободу совести и куль-тов, свободу образования" Думаю, что это определение публичных свобод можно использовать и применительно к Конституции РФ.

Итак, "Каждому гарантируется свобода совести, свобода ве-роисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (Ст. 28 КРФ) На мой взгляд, законодатели несколько увлекшись красивой деклараци-ей прав людей религиозных, забыли о разумном ограничении данной свободы. Как, скажем, это было сделано в (ст. 29 КРФ) или в ст. 10 Декларации 1789 года: "Никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных, если их проявление не нару-шает общественного порядка, установленного законом". Это пос-леднее добавление весьма существенно: оно, безусловно, ограничи-вает право личности на свободу совести, но лишь в той мере, в какой эта свобода может стать социально опасной.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.