скачать рефераты

МЕНЮ


Международное космическое право

Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а споры и расхождения по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Действующие соглашения в области космического права не только основываются на этих общепризнанных принципах, но и углубляют их применительно к отдельным аспектам космической деятельности.

Статут Международного Суда ООН относит к вспомогательным источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов.

Вопросы, связанные с использованием и исследованием космического пространства и небесных тел, пока не являлись предметом рассмотрения в Международном Суде ООН или третейских судах, так как до настоящего времени между государствами не возникало практических споров относительно применения и толкования положений международного космического права.

Вторым вспомогательным источником являются труды наиболее квалифицированных юристов, специалистов в области международного публичного права, и в первую очередь международного космического права.

Решения международных организаций, и прежде всего ООН, принятые единогласно, служат доказательством становления норм международного космического права и намерения государств следовать им.

 

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

Субъекты международного космического права

 

Согласно общей теории права, под субъектом права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, лицо, участвующее или могущее участвовать в правоотношении. Правоотношение является общественным отношением, в котором деятельность субъектов урегулирована правом. Возникающие на основе юридических норм права и обязанности друг без друга и вне связи друг с другом существовать не могут. В результате взаимодействия и реализации субъективных прав и обязанностей общественные отношения облекаются в правовую форму, упорядочиваются.

Эти общие положения относятся к международному праву в целом, а следовательно, и к международному космическому праву в частности, с учетом его особенностей и специфики.

Под субъектом международного космического права понимается участник, в том числе потенциальный, международно-правового отношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии.

Основными субъектами международного космического права являются суверенные государства как носители международных прав и обязанностей. Международная космическая правосубъектность государства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений.

Вторичными, производными субъектами международного космического права являются созданные государствами и правомерно действующие международные организации. Объем космической правосубъектности таких международных межправительственных организаций ограничен, он определяется волей их государств-членов и фиксируется в международном договоре, на основании которого они учреждаются.

При этом следует иметь в виду, что одни международные организации, такие, например, как Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ), Европейское космическое агентство (ЕКА) и др., могут быть как субъектами международных космических правоотношений (в силу своей компетенции, определенной учредительными актами), так и субъектами международных правоотношений вообще. В то же время другие международные организации не всегда являются субъектами международных космических правоотношений, так как для этого необходимо, чтобы государства-члены наделили их специальной компетенцией, зафиксированной в их уставах.

Действующее международное право допускает возможность осуществления деятельности по исследованию и использованию” космического пространства как государствами в рамках международных межправительственных организаций, так и самими международными межправительственными организациями (см. ст. VI и XIII Договора по космосу 1967 г., ст. VI Соглашения о спасании 1968 г., ст. XXII Конвенции об ответственности 1972 г., ст. VII Конвенции о регистрации 1975 г., ст. XVI Соглашения о Луне 1979 г.).

В отличие от суверенных государств, которые ipso facto (в силу самого факта) являются субъектами международного космического права, международные организации являются производными субъектами.

Для того чтобы международная межправительственная организация пользовалась правами и несла обязанности по Соглашению о спасании, Конвенции об ответственности, Конвенции о регистрации и Соглашению о Луне, должны быть соблюдены четыре непременных условия: организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению; большинство государств--членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения; большинство государств--членов этой организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 года; организация должна осуществлять космическую деятельность (в случае Соглашения о спасании организация должна быть ответственной за запуск космического объекта).

Согласно Конвенции об ответственности, Конвенции о регистрации и Соглашению о Луне, государства--члены международных межправительственных организаций, осуществляющих космическую деятельность, обязались принимать все необходимые меры для обеспечения того', чтобы такая организация сделала заявление о принятии на себя прав и обязанностей по упомянутым договорам. Европейское космическое агентство заявило 31 декабря 1975 г. о принятии на себя прав и обязанностей по Соглашению о спасании, 23 сентября 1976 г.--по Конвенции об ответственности, 2 января 1979 г.--по Конвенции о регистрации.

Права и обязанности международных организаций по трем из названных договоров являются ограниченными по сравнению с правами и обязанностями государств--участников этих договоров. Так, ст. XXIV--XXVII Конвенции об ответственности относятся только к государствам. Это значит, что международная организация не может подписать эту конвенцию или присоединиться к ней, то есть стать ее официальным участником со всеми вытекающими из этого последствиями. То же самое относится к Конвенции о регистрации и к Соглашению о Луне. Согласно ст. XIII Договора по космосу 1967 года, практические вопросы в связи с осуществлением космической деятельности международными межправительственными организациями могут решаться государствами--участниками договора либо с самой соответствующей организацией, либо с одним или несколькими государствами--членами этой организации. Данное положение также свидетельствует об ограниченной правосубъектности международных организаций.

В буржуазной доктрине международного права обосновывается точка зрения, согласно которой отдельные индивиды (физические лица) могут обладать международной правосубъектностью. Некоторые положения международного космического права используются сторонниками этой концепции для подкрепления своей позиции. В частности, ссылаются на ст. V Договора по космосу 1967 года, в которой говорится, что “государства-- участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос”. Однако понятие “посланец человечества в космос” в контексте Договора по космосу 1967 года не означает признания космонавтов субъектами международного права. В той же ст. V договора предусматривается возвращение космонавтов, совершивших вынужденную посадку за пределами государства регистрации космического корабля, этому государству. Согласно ст. VIII договора, государство регистрации космического объекта сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве. Тем самым подтверждается статус космонавта в качестве гражданина того или иного государства, а не самостоятельного субъекта международного права. Выражение “посланец человечества в космос” носит характер торжественного признания космонавта как личности, совершающей свои полеты на благо всего человечества.

Международное космическое право не исключает возможности осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами). Именно поэтому ст. VI Договора по космосу 1967 года предусматривает международную ответственность государства “за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами”.

Это не значит, что неправительственные юридические лица становятся субъектами международного космического права. Согласно указанной выше статье, “деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства--участника Договора”, а государства несут международную ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность таких лиц проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в договоре.

Поскольку в международном праве общепризнанно, что его субъекты являются равноправными и независимыми во внутренних и внешних делах от какой-либо другой власти, очевидно, что в свете изложенных положений вопрос о международной правосубъектности юридических лиц ставиться не может.

В 1984 году в США было принято законодательство, разрешающее частным корпорациям запускать космические объекты. Координация этой деятельности возложена на специально созданное при министерстве транспорта Управление коммерческого космического транспорта. Частный капитал владеет техникой космической связи, используемой в рамках Международной организации связи через искусственные спутники Земли и Международной организации морской спутниковой связи. Все частные компании могут осуществлять свою деятельность только под контролем и с разрешения правительств их национальной принадлежности, а ответственность за их деятельность несут правительства.

Таким образом, субъектами международного космического права являются только суверенные государства и международные межправительственные организации, осуществляющие космическую деятельность.

Некоторые западные юристы склоняются к тому, что субъектом международного космического права следует считать человечество в целом. Эта точка зрения опирается на концепцию “общего наследия человечества”, нашедшую отражение в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Такая позиция не может быть признана научно обоснованной, поскольку она не учитывает современные реальности в жизни международного сообщества и в международных отношениях, основу которых составляет сосуществование государств с различными социально-политическими и экономическими системами. В этих условиях невозможно представить себе человечество в целом как носителя единых прав и обязанностей. Кроме того, не ясно, во взаимоотношениях с какими другими субъектами права могут реализовываться такие права и обязанности.

Объект международного космического права

Объект международного права -- это все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, то есть материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.

Таким образом, объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, наземные компоненты космических систем, результаты практической космической деятельности, космическая деятельность.

Договорного понятия “космический объект” пока не выработано. Однако сложилась практика регистрации искусственных космических объектов в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Согласно конвенции, регистрации подлежат космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство. При этом термин “космический объект” включает его составные части, а также средство его доставки и его части.

Можно считать, что созданный искусственный объект, предназначенный для запуска в космос, но еще находящийся на Земле, не является космическим объектом. Однако если такой объект был запущен, то он считается космическим, даже не будучи выведенным на орбиту (в случае неудачного запуска), а также после возвращения на Землю (запланированного или аварийного). Это вытекает из соответствующих положений международного космического права, касающихся вопросов возвращения космических объектов властям, осуществившим их запуск, ответственности за ущерб, причиненный на Земле космическими объектами, и др.

Не существует также и договорного определения понятия “космическая деятельность”. Деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства (включая естественные небесные тела внеземного происхождения) получила название космической. Первое официальное упоминание понятия космической деятельности (outer space activities) в международном документе встречается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. В международном договоре оно впервые использовано в преамбуле Конвенции об учреждении Европейской организации по проектированию и созданию ракет-носителей (ЭЛДО) от 29 марта 1962 г.

Использование термина “космическая деятельность” дает основание считать, что государства не ограничивают его деятельностью исключительно в космическом пространстве, но относят к нему и деятельность на Земле, если она связана с деятельностью в космическом пространстве. Из этого исходит и Договор по космосу 1967 года, устанавливающий принципы деятельности государств и на Земле, если эта деятельность имеет отношение к исследованию и использованию космического пространства (например, ст. VII договора).

Встает вопрос о том, на какую деятельность распространяются нормы и принципы космического права. В настоящее время толкование понятия космической деятельности зависит от подхода к этому вопросу со стороны того или иного государства. Тем не менее можно считать, что под космической деятельностью подразумевается размещение созданных человеком предметов на околоземных орбитах (в околоземном пространстве), в межпланетном пространстве (за пределами сферы земного тяготения), на поверхности Луны и других небесных тел. Иногда к понятию космической деятельности относят также вертикальный запуск предметов на большие высоты с помощью ракетной техники с их последующим возвращением на Землю без выхода на околоземную орбиту (суборбитальные запуски).

К понятию космической деятельности, бесспорно, относятся также действия людей (космонавтов) и работа автоматических (автономных или управляемых по радио с Земли) аппаратов и приборов на борту космических объектов, включая выход людей и вынос приборов в открытый космос или на поверхность небесных тел.

Таким образом, понятие космической деятельности связывается с деятельностью в космической среде, включая операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космического объекта, его управлением и возвращением на Землю.

Можно ли считать космической деятельностью операции на Земле, если они не завершились успешным помещением объекта в космическом пространстве? Иначе говоря, подлежат ли регулированию нормами и принципами международного космического права те правоотношения, которые могут сложиться в результате неудачного запуска космического объекта? Прямого ответа на эти вопросы современное международное право не дает. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, исходит из того, что его положения относятся к объектам, запущенным в космическое пространство (см. название соглашения и первый абзац преамбулы). С другой стороны, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, прямо устанавливает, что “термин “запуск” включает попытку запуска” (п. b ст. I). Следовательно, для того чтобы подпадать под действие норм конвенции, соответствующие операции должны иметь связь не обязательно с реальной космической деятельностью, но и с намерением ее осуществить. Договор по космосу 1967 года предусматривает международную ответственность за ущерб, причиненный объектами, запуск которых в космическое пространство осуществлен или только организован и производится (ст. VII). Статья IX договора регулирует даже те правоотношения, которые могут возникать в связи с планированием деятельности в космическом пространстве.

По-видимому, на настоящем этапе в вопросе определения космической деятельности следует исходить в каждом конкретном случае из соответствующих положений международных договоров, применимых к данному правоотношению.

Российская доктрина исходит из того, что космическое право призвано регулировать деятельность государств по освоению космоса независимо от места ее осуществления.

Необходимость международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства вытекает из того факта, что космическая деятельность затрагивает интересы многих государств даже тогда, когда она физически не затрагивает пределы территориальной юрисдикции иностранных государств. Прежде всего само космическое пространство и небесные тела представляют интерес с точки зрения их исследования и использования для всех без исключения государств. Кроме того, результаты деятельности, осуществляемой в космическом пространстве, могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира. Например, телевизионные передачи с помощью спутников непосредственно на бытовые телевизоры могут приниматься на 90% территории Земли; геодезические спутники обеспечивают обследование целых континентов;

метеорологические спутники фиксируют явления природы, оказывающие влияние на погодные условия целых регионов, и т. д.

Учет всего этого привел специалистов к выводу, что космическая деятельность носит глобальный характер, не ограничиваясь национальными рамками государства, непосредственно ее осуществляющего.

Представляется не случайным тот факт, что современное международное космическое право регулирует вопросы как исследования, так и использования космического пространства. Поскольку в настоящее время постоянных поселений человека в космосе не существует, имеется в виду его использование с точки зрения интересов людей, живущих на Земле, для улучшения земных условий жизни. Соответственно и международное право призвано регулировать как режим самого космического пространства, так и возможные результаты космической деятельности, сказывающиеся на Земле.

В Договоре по космосу 1967 года установлено, что исследование и использование космического пространства являются “достоянием всего человечества”. Юридическое содержание этого положения заключается в том, что космическая деятельность должна осуществляться на благо и в интересах всех стран в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. I и III Договора по космосу 1967 г.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.