скачать рефераты

МЕНЮ


Международное право

1) типы, описание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия договора;

2) время прибытия и пребывания, маршруты следования экспедиций;

3) подробное описание всех научных станций, создаваемых в районе действия Договора, с указанием программы их работ, оборудования, персонала и erg личного оружия; 4) средства связи и запасные аэро-дромы; 5) средства оказания помощи; 6) извещения о намерении использовать радиоизотопы, о научно-исследовательских работах и о морских судах, используемых для широких океанографических исследований, а также некоторые другие сведения.

Договором об Антарктике (ст. VII) предусмотрена также система инспекции: государства -- участники Консультативных совещаний вправе назначать из числа своих граждан неограниченное число наблюдателей, каждый из которых «имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики». Все районы Антарктики, находящиеся в ней объекты (станции, установки и обо-рудование, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погруз-ки), а также персонал, пребывающий в Антарктике, открыты для инспеции указанными наблюдателями в любое время. По результатам инспекции наблюдатели составляют доклады, направляемые участ-никам Консультативных совещаний.

Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой договаривающейся стороной, имеющей право назначать наблюдателей.

В соответствии со ст. XI Договора 1959 года все споры между дву-мя или несколькими сторонами относительно толкования или при-менения Договора разрешаются мирными средствами по выбору участвующих в споре сторон. Любой спор, который не будет разре-шен указанным путем, передается на разрешение в Международный Суд ООН с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в спо-ре. Однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спо-ра в Международный Суд, стороны не освобождаются от обязанности разрешить спор мирными средствами, признанными Уставом ООН.

Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого го-сударства, которое может быть приглашено присоединиться к До-говору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в Консультативных совещаниях.. В настоящее время кроме 12 первоначальных сторон Договора еще 14 государств являются консультативными сторонами Договора и еще 12 государств являются участниками Договора, но не являются его консультативными сторонами, поскольку не подпадают под опреде-ление п. 2 ст. IX Договора.

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех консультативных сторон Договора.

679. Исторические заливы. Моря типа заливов.

Канадский профессор Д. Фаран отмечает, что главными кри-териями для отнесения морских вод к историческим являются следующие: «(1) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных судов из него в случае необходимости; (2) долгое пользование им или истече-ние длительного времени, хотя длина конкретного периода за-висит от обстоятельств; (3) молчаливое согласие других госу-дарств, особенно тех, чьи интересы могут быть задеты данным статусом».

Главной отличительной чертой правового статуса истори-ческих вод, как и внутренних морских вод в целом, является то, что в их пределах иностранные суда не пользуются правом мир-ного прохода. Прибрежное государство своими нормативными актами определяет их правовой режим, в частности устанавли-вает порядок захода иностранных судов во внутренние морские воды.

Внутренние морские воды состоят из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исто-рических» вод (заливов, морей, проливов), а также всех других вод, расположенных, как гласят ст. 5 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 8 Конвенции 1982 года, в сторону берега от исходных ли-ний, от которых отсчитывается территориальное море.

Под заливом понимается хорошо очерченное углубле-ние берега, вдающееся в сушу и включающее замкнутые сушей воды; это углубление образует нечто большее, чем простую извилину берега. Если расстояние между отмет-ками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает 24 морских миль, замыкающая линия может проводиться между этими отметками отлива и ог-раниченные таким путем воды считаются внутренними.

За прибрежными государствами признается право рас-пространять режим внутренних морских вод на «истори-ческие» моря и заливы. Признание статуса «исторические» за некоторыми водами содержится в ст. 12 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года. В законодательстве СССР в качестве «исторических» провоз-глашены в 1957 году залив Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный), Азовское и Белое моря, Рижский и Кольский заливы, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова. В советской доктрине международного права «истори-ческими» объявляются моря: Карское, Восточно-Сибир-ское, Лаптевых, Чукотское.

709. Иммунитет военных кораблей в открытом море. Их право на осмотр в открытом море иностранных суден, которые не пользуются иммунитетом, и условия реализации такого права. Порядок такого осмотра. Право преследования по горячим следам и условия его использования.

Важнейшим и определяющим в этом плане является наделение военного корабля полным иммунитетом. Являясь не толь-ко собственностью государства, но и составной частью его вооружен-ных сил, военный корабль пользуется полным иммунитетом на основе давно установившегося обычая, закрепленного в договорном праве. Иммунитет военного корабля основывается на общепризнан-ном принципе международного права -- признании и уважении су-веренности государств. Нарушение иммунитета военного корабля влечет за собой ответственность за несоблюдение норм международ-ного права.

Иммунитет (как изъятие из-под действия отдельных общих за-конов) применительно к военному кораблю можно определить как совокупность прав и привилегий, включающих полную независи-мость военного корабля от юрисдикции любого иностранного го-сударства.

Иммунитет военных кораблей закреплен в Конвенции 1982 г., ст. 95 которой гласит: «Военные корабли пользуются в открытом мо-ре полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было го-сударства, кроме государства флага». Данное положение кратко и емко определяет правовой статус военного корабля при его нахож-дении в водах открытого моря и является доминирующим в право-вой регламентации военного мореплавания в водах Мирового океана. Остановимся более подробно на юридическом содержании понятия «иммунитет военного корабля».

Иммунитет военного корабля -- особое явление в международ-ном морском праве. В содержание иммунитета военного корабля входят три взаимосвязанных между собой элемента (иногда их на-зывают свободы и привилегии).

1. Иммунитет от юрисдикции любых властей, кроме государства флага корабля. Это означает, что на военный корабль, находящийся в открытом море, не распространяется действие иностранных зако-нов и только государство-собственник военного корабля имеет над ним полную власть.

При нахождении военного корабля в иностранных национальных водах на него не может быть распространена уголовная, граждан-ская и административная юрисдикция прибрежного государства.

Военные корабли также освобождены от судебного преследова-ния, ареста или каких-либо имущественных требований. Однако это освобождение военного корабля в силу его иммунитета не дает ему права совершать какие-либо неправомерные действия.

2. Иммунитет от иностранного принуждения означает, что по от-ношению к военному кораблю, где бы он не находился, не могут быть применены иностранными властями никакие принудительные меры и насильственные действия, сопряженные с ограничением пра-вомерной деятельности военного корабля. Если же подобные дейст-вия происходят, они могут быть квалифицированы как акты агрессии.

3. Льготы, привилегии и преимущества военного корабля выра-жаются в оказании ему особых почестей, в освобождении от сани-тарного и таможенного осмотров, от различных видов сборов и налогов, а также в наделении военных кораблей особыми правами, которые в дальнейшем будут рассмотрены подробнее.

Государство, наделяя военные корабли иммунитетом, тем са-мым передает им часть своих прав и обязанностей и поэтому им-мунитет военного корабля рассматривается как часть иммунитета государства флага корабля. В силу этого, каждый военный ко-рабль, будь-то авианосец или торпедный катер, является особым государственным органом, уполномоченным действовать от имени своего государства1! Эти функции особенно ощущаются, когда во-енный корабль выходит за пределы своих национальных вод и по-падает в сферу действия международного морского права и международных отношений.

Для более полного представления о юридическом содержании иммунитета военного корабля и его возможностях, необходимо под-робнее ознакомиться с правами и обязанностями военного корабля, которые обусловлены наличием иммунитета.

Относительно военных кораблей в открытом море в мирное время, как уже отмечалось, не могут быть предприняты никакие принуди-тельные меры. Никакие органы власти иностранного государства (ко-рабли, самолеты и т. п.) не вправе отдавать находящемуся в открытом море военному кораблю другого государства какие бы то ни было приказания пли распоряжения, например, относительно изменения курса за исключением случаев предупреждения об опасности курса, предъявления национального флага, запроса о маршруте следова-ния, пункте назначения и т. д.

Военные корабли одного государства не имеют права заниматься опознаванием военных кораблей других государств, плавающих в водах открытого моря.

Принимая во внимание, что общепринятые нормы международ-ного морского права провозглашают свободу судоходства в открытом море, ни одно государство не имеет права ограничить эту свободу и произвольно диктовать военным кораблям какие-либо маршруты или действия.

Военные корабли, принадлежащие различным государствам и на-ходящиеся в открытом море, независимо от их различия по разме-рам, тоннажу, типам и классам, в правовом положении равны между собой и относительно друг друга никакой власти не имеют (равный над равным власти не имеет). Они подчинены только законам своего государства, поэтому всякие насильственные действия военного ко-рабля (отряда кораблей) одного государства по отношению к воен-ному кораблю другого государства должны квалифицироваться как акты агрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В случае совершения неправомерных действий военным кораблем какого-либо государства, военный корабль другого государства впра-ве заявить командиру корабля, совершившего неправомерные дейст-вия, о недопустимости подобного и доложить об этом по команде.

738. Правовой статус воздушного пространства.

В соответствии с нормами международного и внутригосудар-ственного права суверенитет государств распространяется на воздушное пространство в пределах их сухопутной и водной тер-ритории, т.е. по своей юридической природе это пространство -- часть государственной территории. Конвенционной же нор-мы о верхней границе воздушной территории государства не существует. Нет такой нормы и в украинском законодательстве. Имеется международный обычай о том, что эта граница не дол-жна превышать 100 -- 110 км над уровнем моря.

На основе принципа полного и исключительного суверени-тета государств над их воздушным пространством каждое госу-дарство определяет порядок допуска иностранных воздушных судов на свою территорию. Как уже отмечалось, существует раз-решительная система полетов над государственной территори-ей. Государства сами устанавливают правила влета на свою тер-риторию или вылета с нее иностранных воздушных судов. От-сюда следует, что экипажи воздушных судов, осуществляющие международные полеты, должны знать национальное воздуш-ное законодательство не только своего государства, но и госу-дарств, над которыми они пролетают. В рамках ИКАО была

проведена большая работа по унификации аэронавигационных

правил, которые сформулированы в приложениях к Чикагской конвенции 1944 г. Правила о воздушных передвижениях долж-ны применяться к судам всех государств на недискриминацион-ной основе (ст. 11 Чикагской конвенции 1944 г.).

В соответствии со ст. 29 данной Конвенции каждое воздуш-ное судно, осуществляющее международные полеты, должно иметь на борту такие документы, как свидетельство о регистра-ции, удостоверение о годности к полетам, бортовой журнал и др. При нахождении в воздушном пространстве иностранного государства воздушному судну разрешается иметь радиопереда-ющую аппаратуру, которая может использоваться только члена-ми летного состава экипажа, обладающими специальным на то разрешением, выданным компетентными властями государства регистрации судна (ст. 30 Чикагской конвенции 1944 г.).

Иностранные воздушные суда, находящиеся в пределах оп-ределенного государства, подчиняются его юрисдикции, и на них распространяется таможенный, иммиграционный, санитар-ный контроль данного государства.

Каждое государство обязано принимать необходимые меры по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие на его территории. При происшествии с иностранным воздушным судном, повлекшем смертные случаи или серьезные телесные повреждения либо указывающем на серьезный технический де-фект воздушного судна, государство, на территории которого произошло происшествие, должно расследовать обстоятельства происшествия (ст.ст. 25, 26 Чикагской конвенции 1944 г.).

В период холодной войны (1955 г.) президент США Д. Эй-зенхауэр выдвинул концепцию «открытого неба», в соответствии с которой необходимо, было заключить международное согла-шение о создании режима «открытого неба». Суть этого режима сводилась к тому, что невооруженные самолеты государства, участвующего в соглашении, получат возможность совершать полеты над территорией других государств-участников на осно-ве принципа взаимности и равноправия для наблюдения за их военной деятельностью. Цель режима -- укрепление доверия между государствами, содействие процессу ограничения воору-жений и разоружения и осуществление контроля в этой сфере. План американского президента получил широкую поддержку западных государств, но был отклонен советским руководством, по мнению которого режим «открытого неба» был направлен на достижение односторонних преимуществ для США и их союз-ников.

Идея «открытого неба» получила договорное подтверждение лишь спустя более 30 лет. 24 марта 1992 г. в Хельсинки 24 госу-дарства, включая всех членов НАТО и бывших участников ОВД, подписали Договор по открытому небу. В Договоре нашли отра-жение современные тенденции развития международных отно-шений. Так, режим "открытого неба» распространяется на но-вые сферы взаимодействия государств, в частности на обеспече-ние экологической безопасности (преамбула). Депозитарием Договора по открытому небу были определены правительства Венгрии и Канады. В настоящее время Договор находится в силе. Украина подписала данный Договор, но пока не ратифицирова-ла его.

796. Организация объединенных наций. История создания и правовая природа ООН. Статут ООН. Членство в ООН. Система органов ООН.

Создание Организации Объединенных Наций стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с фашизмом в период Второй мировой войны.

Лига Наций, созданная после Первой мировой войны, хотя и про-возгласила своими официальными целями поддержание мира и разо-ружение, не стала эффективным инструментом в их осуществлении. Ее Статут не только не запретил агрессивную войну, но и не подверг ее безусловному осуждению. Военные санкции против государства, развязавшего войну в нарушение положений Статута, не носили обязательного характера для членов Лиги. Установленная Статутом мандатная система закрепляла колониализм. Лига Наций не смогла стать эффективным препятствием на пути развязывания Второй мировой войны. Она фактически прекратила свою деятельность в 1939 году. Формально Лига Наций была распущена в 1946 году, после создания Организации Объединенных Наций.

Важными этапами в становлении новой организации явились: Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании с участием посла Китая в СССР, принявшая 30 октября 1943 г. Декларацию по вопросу о всеобщей безопасности,

в которой признавалась необходимость учреждения всеобщей между-народной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств; Тегеранская конференция глав прави-тельств-СССР, США и Великобритании (сентябрь--декабрь 1943 г.), подтвердившая важность задачи создания новой организации; конфе-ренция в Думбартон-Оксе (близ Вашингтона) представителей тех же держав и на второй стадии -- Китая (сентябрь 1944 г.), выработавшая проект Устава ООН; Крымская конференция руководителей СССР, США и Великобритании (февраль 1945 г.), на которой был согласо-ван вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности ООН.

Окончательный текст Устава ООН был принят на конференции в Сан-Франциско (апрель--июнь 1945 г.) и подписан 26 июня 1945 г. Дата вступления его в силу, 24 октября 1945 г, отмечается во всех государствах -- членах ООН как День Организации Объединенных Наций.

Создание ООН явилось крупным политическим достижением в области межгосударственных отношений и международного сотруд-ничества. В ходе подготовки и принятия Устава ООН на всех этапах переговоров Советский Союз сыграл исключительную роль в оконча-тельном закреплении в Уставе передовых, прогрессивных принципов международных отношений и международного права.

Делегаты Сан-Францисской конференции, чтобы подчеркнуть историческую важность Устава ООН (теперь, к концу XX столетия можно со всей определенностью заявить, что это наиболее значимый документ этого столетия), при его принятии и подписании отступили от некоторых общепризнанных процедур международных договоров. Устав ООН был одобрен единогласно, но не голосованием с подня-тием рук или поименно, а вставанием всех участников Конференции. При подписании Устава отступили от общепризнанного алфавитного порядка. Было решено первые пять мест при подписании Устава предоставить основным державам -- четырем приглашающим госу-дарствам на Сан-Францисскую конференцию в порядке английского алфавита: Китаю, СССР, Великобритании и США, затем Франции, далее всем остальным государствам в алфавитном порядке. Польше, которая не принимала участия в Конференции, было оставлено место для подписи.

Было также решено дать возможность подписать Устав от имени своих стран всем делегатам, которые имели соответствующие полно-мочия. Устав был подписан 153 делегатами от 51 государства. От СССР Устав подписали 7 представителей, в том числе первый заведующий кафедрой международного права Московского государственного института международных отношений доктор юридических наук, профессор СБ. Крылов, который принимал самое активное участие на всех этапах подготовки проекта Устава.

2. Цели и принципы ООН

Организация Объединенных Наций создана, как это определено в ст. 1 ее Устава, в целях: 1) поддерживать международный мир и безопасность; 2) развивать дружественные отношения между нация-ми на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; 3) осуществлять международное сотрудничество в разреше-нии международных проблем экономического, социального, культур-ного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Организация основана на прогрессивных, демократических прин-ципах международного права. В ст. 2 Устава ООН предусмотрено, что Организация и ее члены действуют в соответствии с принципами суверенного равенства всех ее членов; добросовестного выполнения принятых на себя обязательств по Уставу; разрешения международ-ных споров мирными средствами; отказа в международных отноше-ниях от угрозы силой или ее применения как против территориаль-ной неприкосновенности или политической Независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН; всемерного оказания помощи Организации во всех ее действиях в соответствии с Уставом и отказа от помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превен-тивного или принудительного характера.

В Уставе ООН нашли отражение и другие важные принципы современных международных отношений и международного права: добрососедских отношений («проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи»); совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопас-ности; разоружения; равноправия и самоопределения народов; широкого международного сотрудничества для содействия эконо-мическому и социальному прогрессу всех народов, обеспечения равноправия людей, их основных прав и свобод, уважения к обяза-тельствам, вытекающим из договоров и других источников междуна-родного права.

Принципы международного права, закрепленные в Уставе, полу-чили подтверждение и дальнейшее развитие в резолюциях и декла-рациях Генеральной Ассамблеи ООН, таких, например, как резолю-ция о всеобщем и полном разоружении 1939 года, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Декларация о принципах международного права, касаю-щихся дружественных отношений и сотрудничества между государ-ствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года. Определение аг-рессии 1974 года, Декларация об усилении эффективности принципа

отказа от угрозы силой или ее применения в международных отно-шениях 1987 года и др.

3. Членство в ООН

В Организации Объединенных Наций различаются первоначаль-ные и принятые члены. Первоначальными членами являются 50 госу-дарств, принявших участие в Конференции в Сан-Франциско и под-писавшие и ратифицировавшие Устав, 51-му государству -- Польше было дано право подписать Устав на правах первоначального члена.

Согласно ст. 4 Устава, членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. Для приема в члены ООН не-обходимы рекомендация Совета Безопасности ООН, принятая не менее чем девятью голосами, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов Совета, и постановление Генеральной Ассамб-леи ООН, вынесенное 7Э присутствующих и участвующих в голосова-нии государств.

Член ООН, систематически нарушающий принципы Устава ООН, может быть исключен из Организации решением Генеральной Ас-самблеи по рекомендации Совета Безопасности (ст. 6). ООН к такой мере пока не прибегала.

Хотя Устав ничего не говорит о возможности выхода из Органи-зации, однако такое право принадлежит каждому члену ООН как суверенному государству. В январе 1965 года Индонезия вышла из ООН, а в сентябре 1966 года возобновила свое участие в ее деятель-ности.

В Уставе предусмотрена возможность приостановления прав и привилегий государства -- члена ООН, если против него Советом Безопасности были приняты меры превентивного или принудитель-ного характера. Такое приостановление производится Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности, а восстановле-ние -- Советом Безопасности.

За время, прошедшее после создания ООН, количество ее членов достигло 188 (на 1 января 2000 г.).

Государств -- нечленов ООН осталось немного. Это Швейцария, Ватикан, государство Океании -- Тувалу. Что касается Швейцарии, то в ней дважды состоялся общенациональный референдум относи-тельно членства в ООН (второй раз --- 16 марта 1986 г.). Большин-ство населения страны высказалось против вступления Швейцарии в ООН, считая, что членство в ООН может ущемить принцип по-стоянного нейтралитета, которого Швейцария придерживается с 1815 года.

дальнейший рост числа членов возможен не только за счет госу-дарств-нечленов, но и в случае деколонизации еще оставшихся ко-лониальных владений и зависимых территорий. Среди них можно назвать колониальные владения Великобритании (например, Бермуд-ские острова, ряд островов в Вест-Индии), так называемые «замор-ские департаменты» и «заморские территории» Франции (Реюньон, Гваделупа, Мартиника и др.).

Как правило, государства-члены учреждают при Организации свои постоянные представительства. Государства-нечлены могут установить отношения с ООН и учредить миссии постоянных наблю-дателей. В настоящее время такие миссии имеют Швейцария и Вати-кан. Свою миссию сохраняет Палестина. Статус наблюдателя может Предоставляться также освободительным движениям, специализиро-ванным учреждениям, другим межправительственным организациям. Такой статус имеют Европейский Союз, Организация американских государств, Лига арабских государств, Организация африканского единства и др.

824. Государство как субъект международного экономического права.

Международное публичное право регулирует лишь межгосударственные экономические отношения (межгосу-дарственные в широком смысле слова), которые складыва-ются между государствами как субъектами власти, госу-дарствами и международными (межгосударственными) организациями, и отношения последних между собой. Специфика этих отношений, их отличие от рассмотренных выше заключается в их политическом характере. Межго-сударственные экономические отношения тоже весьма разнообразны. Они возникают по поводу внешней торгов-ли, мореплавания и других видов транспорта, финансов и кредита, научно-технического и иного промышленного сотрудничества, охраны окружающей среды и т. д.

Таким образом, международное экономическое право как отрасль международного публичного права представ-ляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений.

854. Разоружение как принцип современного международного права. Регулирование вооружения и планы разоружения согласно Устава ООН.

Устав ООН относит принципы, опре-деляющие разоружение и регулирование вооружений, к числу общих принципов сотрудничества в деле поддержания между-народного мира и безопасности (п. 1 ст. 11). В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея уполномочена рассмат-ривать эти принципы и делать в отношении их рекомендации членам ООН и Совету Безопасности.

С целью более эффективной реализации данного принципа при ООН создана Комиссия по разоружению, в состав которой входят все государства члены Организации. Регулярно вопро-сы разоружения обсуждаются на очередных сессиях Генераль-ной Ассамблеи ООН. Кроме того, были проведены три специ-альные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (1978, 1982 и 1988 гг.). Документы, принятые на этих сессиях в значительной степени содействовали созданию солидной нор-мативной базы разоружения.

Пожалуй, наиболее актуальной проблемой разоружения яв-ляется проблема постепенной ликвидации ядерных вооружений и других видов оружия массового уничтожения. В современном международном праве нет нормы, прямо запрещающей приме-нение ядерного Оружия. Это было подтверждено, в частности, Консультативным заключением Международного Суда ООН в 1996 г.

Однако США, а сейчас и Рос-сия считают, что возможность использования ядерного оружия является мощным фактором сдерживания агрессивных устрем-лений и стабильности на международной арене.

Важное значение имеют обязательства неядерных государств по установлению международного контроля за их ядерными объектами, работающими в мирных сферах. Для этих целей ис-пользуется механизм контроля («система гарантий»), созданный в рамках МАГАТЭ. Неядерные государства должны представ-лять Агентству отчеты, а также содействовать ему в проведении инспекций.

Ныне все ядерные государства участвуют в ДНЯО. Украина, добровольно став неядерным государством, присоединилась к нему в 1994 г. США, Великобритания и Россия в односторон-нем порядке в Будапеште в 1994 г. приняли решение предоста-вить гарантии безопасности Украине как неядерному государ-ству-частнику ДНЯО. Позже такие гарантии были предос-тавлены Украине Францией и Китаем. К 1 июня 1996 г. Украина завершила процесс вывезен из со своей территории стратегичес-ких ядерных боеприпасов.

Одним из эффективных средств уменьшения угрозы ядер-ной войны является создание безъядерных зон' По своей сути запрещение размещать в любой форме ядерное оружие на опре-деленной территории есть институт демилитаризации.

883. Понятие преступлений международного характера как основного объекта сотрудничества государств для предотвращения таких преступлений и наказания личностей, которые их совершили.

Преступность -- это сложное социальное явление, обуслов-ленное комплексом причин. Некоторые западные авторы, пе-рефразировав известную поговорку, считают, что «каждое общество имеет такую преступность, какую оно заслуживает». Преступления и преступность имеют, как правило, четкую на-циональную «прописку», поскольку во многом зависят от соци-альной структуры, уровня социально-экономического развития и культуры конкретного государства. Вместе с тем также спра-ведливо утверждение, что каждое время имеет свои преступле-ния. И, конечно, преступления периода научно-технической революции в каждом государстве несут на себе печать времени. Необычайно расширившиеся экономические, научно-техничес-кие, культурные и личные связи, невероятно высокий уровень развития транспортных систем и средств связи непосредственно сказываются на масштабах, технических возможностях и степе-ни организованности преступности. В современном мире по-вседневной действительностью стали международно организо-ванные и профессионально осуществляемые преступные дея-ния. Широко распространенными в юридическом и научном лексиконе стали термины «международная преступность» и «международный уголовный преступник». Чертой сегодняшне-го дня являются крупные, финансово сильные, хорошо органи-зованные международные преступные группировки.

Перерастание национальной преступности в международную потребовало объединения усилий международного сообщества в борьбе с этим опасным социальным явлением.

Сотрудничество в этой области развивается по трем направ-лениям. Первое -- это заключение двусторонних договоров, в которых государства регламентируют вопросы оказания право-вой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, пере-

дачи осужденных лиц для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Украина активно исполь-зует эту форму сотрудничества в своих взаимоотношениях с парт-нерами по международному сообществу. Кроме того, в после-днее время все более популярной формой двустороннего сотруд-ничества становится профессионально-техническая помощь. При реализации соглашений об этом государство организует подго-товку и переподготовку специалистов из правоохранительных органов государства-партнера, между ними происходит обмен технической информацией, образцами техники или ее поставка для нужд борьбы с преступностью.

Второе направление связано с сотрудничеством государств в борьбе с преступностью на региональном уровне. В рамках СЕ, ЕС, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ и других региональных организаций разработаны механизмы координации усилий государств в борьбе с преступностью. Юридическую основу таких механизмов со-ставляют многосторонние конвенции, например Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Третье направление охватывает сотрудничество в рамках универсальных международных организаций. Прежде всего это относится к ООН и ее специализированным учреждениям, а также к Международной организации уголовной полиции (Ин-терполу).

Сотрудничество государств в борьбе с таким международ-ным явлением, как преступность, направлено на решение сле-дующих задач: 1) согласование квалификации,преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств; 2) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; 3) установление юрисдикции над преступления-ми и преступниками; 4) обеспечение неотвратимости наказа-ния; 5) оказание правовой помощи по уголовным делам, вклю-чая выдачу преступников.

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.