скачать рефераты

МЕНЮ


Муниципальное управление в социальной сфере

- осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

- лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;

- регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;

- создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

- санитарно-гигиеническое образование населения.

Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлены широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государств далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные с льготной и бесплатной выдачей лекарств.

Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.

Одной из важных задач органов местного самоуправления является обеспечение санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарной благополучия населения.

Необходимым условием обеспечения санитарного благополучия населения является гигиеническое воспитание и образование граждан. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания 'разделов о гигиенических знаниях. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т. д., предусматривается гигиеническая подготовка.

Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19) устанавливают, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние. Основное внимание уделяется информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Эта информация должна представляться органами местного самоуправления через средства массовой информации, а также непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения является его финансирование, которое носит многоканальный характер. За счет бюджетных средств финансируется профилактические мероприятия, обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т. п.

Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств государственного внебюджетного Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских услуг. Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программа обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в составе единого социального налога. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС. Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования, в принципе имеет возможности выбора между лечебно-профилактическими учреждениями, что позволяет создать конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество. Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании.

Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования.

Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг, структуры потребностей в них населения, местных особенностей и других факторов.

В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Возможность решения поставленных перед муниципальным здравоохранением задач, реализация принятых программ зависят от системы управления муниципальным здравоохранением, эффективности ее влияния на процессы, происходящие в сфере здравоохранения. В условиях острого дефицита бюджетных среде обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения требует оптимального использования предназначенных для этого ресурсов, что, в свою очередь, предполагает выбор приоритетов развития здравоохранения, определения и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи. В частности, следует больше акцентировать внимание на профилактическом направлении охраны здоровья граждан с соответствующим перераспределением финансовых средств из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор.

Серьезной проблемой является низкая заработная плата работников этой отрасли, что негативно отражается не только на текущем состоянии здравоохранения, но и на его развитии, так как современные медицинские технологии весьма трудоемки. Часто применение нового диагностического и лечебного оборудования требует дополнительного числа специалистов различного профиля. В связи с недостаточным финансированием, не позволяющим обеспечить нормальное функционирование материально-технической базы учреждений и организаций здравоохранения, особую актуальность приобретает эффективное управление инфраструктурой организаций и учреждений здравоохранения. Одним из направлений развития здравоохранения в условиях рыночных отношений является его коммерциализация, объективными предпосылками которой служат следующие обстоятельства:

- недостаточность бюджетного финансирования для должного развития материально-технической базы, наращивания научно-практического потенциала, материального стимулирования работников;

- повышение спроса населения на высококвалифицированную медицинскую помощь, комфортные условия пребывания в стационаре; наличие законодательной базы для оказания платных медицинских услуг.

Для осуществления собственной и переданной компетенции в области охраны здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших муниципалитетах либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения (ТМО).

При муниципальных органах здравоохранения могут создаваться комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения, рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности определения видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за выполнением установленных норм и правил.

Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с планами, сформированными с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных ресурсов отраслевой системы

2.4.1 Анализ реализации национального проекта здравоохранения в МО Щербиновкий район Краснодарского края

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в муниципальном образовании Щербиновский район проводится, согласно Постановления Правительства Российской Федерации и обращения Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года.

В районе утвержден сетевой график реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», согласно которому проводятся следующие мероприятия:

- развитие первичной медицинской помощи.

Все врачи и медицинские сестры первичного звена прошли специализацию и сертификацию на 100%.

Со всеми работниками заключены трудовые договоры и осуществляются денежные выплаты, согласно Постановлению Российской Федерации.

Проведена реструктуризация врачебных терапевтических и педиатрических участков. Созданы два малокомплектных педиатрических участка. Заработная плата врачей первичного звена выросла на 330 %, участковых медицинских сестер на 244 %.

С 1 июля 2007 года заключены договора и проводится выплата фельдшерам, медицинским сестрам ФАП, врачам, фельдшерам скорой медицинской помощи, согласно Постановлению Российской Федерации. Заработная плата врачей скорой медицинской помощи повысилась на 145 %, а фельдшеров скорой медицинской помощи на 28 % Медицина через призму президентского послания. // Щербиновкий курьер, №65. 17 июня 2006г..

В Щербиновском районе в настоящее время функционируют три врачебные амбулатории, в которых работают три врача общей практики (один из них подготовлен в 2006-2007), что является достаточным для нашего района.

- оснащение диагностическим оборудованием.

Согласно поданным заявкам Департамент здравоохранения удовлетворил заявку на дорогостоящее медицинское оборудовании.

Получен R-комплекс «Мовиплан» на сумму 1 млн. 838 рублей, на котором выполнено 6732 обследования. Это позволило улучшить диагностику запущенных форм онкопатологий и снизить заболеваемость туберкулезом.

Получен и функционирует комплект лабораторного оборудования на сумму 1 млн.235 584 рублей. Аппарат УЗИ - диагностики «Алока» на сумму 477 тыс. рублей.

Полученное оборудование позволило расширить диагностические возможности, проведение диспансеризации работающего населения и декретированных контингентов, что создает предпосылки для раненого выявления и снижения заболеваемости с временной утерей трудоспособности, особенно среди лиц трудоспособного возраста и позволяет улучшить экономический потенциал нашего района.

Также поставлено в район три единицы санитарного транспорта марки «Газель» класса А, оснащенных диагностическим, лечебным оборудованием, что позволяет на догоспитальном этапе оказывать квалифицированную помощь населению района и позволило снизить общую смертность в районе с 18,2 в 2005 году до 15,9 в 2006 году и смертность лиц трудоспособного возраста при ДТП и несчастных случаях на 23 %.

- вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С в районе уделяется особое внимание. Имеются необходимые диагностикумы для выявления ВИЧ-инфекции, антивирусные препараты.

В 2006 году проведено 2150 исследований на ВИЧ-инфекцию.

Иммунизация населения в рамках национального календаря прививок выполнена на 100%.

Важнейшим элементом по изменению демографической ситуации и улучшения здоровья будущего поколения является обследование новорожденных на наследственные заболевания в 100 %-ном объеме на базе медико-генетической консультации краевой клинической больницы № 1.

Со всеми медицинскими работниками, медицинскими сестрами процедурных кабинетов проведен семинар работниками медико-генетической консультации краевой клинической больницы № 1.

- дополнительная диспансеризация в 2006 году.

Подлежало дополнительной диспансеризации 2421 человек. Из них работников бюджетной сферы 1365 человек, осмотрено 1057 человек, что составило 84 %.

Диспансеризацией работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами охвачено 100 %.

В результате проводимой диспансеризации на ранних стадиях выявлены социально-значимые заболевания: онкопатология - 10 человек, сахарный диабет - 16 человек, туберкулез - 2 человека.

Проводимая дополнительная диспансеризация позволила повысить заработную плату. Заработная плата в среднем повысилась у 30 работников на 44,5 %. Осуществлялась дополнительная оплата за первичную медико-санитарную помощь работающему и неработающему населению в размере

- введенные с 1 января 2006 года в действие родовые сертификаты позволили улучшить качество оказания медицинской помощи беременным и роженицам, повысилась рождаемость с 343 до 386 человек (детей).

В районе снизилась младенческая смертность с 17,5 до 2,6, снизилась мертворождаемость с 5,8 до 5,2, неонатальная смертность с 14,5 до 7,8. Снизилось число абортов женщин фертильного возраста с 45,8 до 29,8.

Повысилась заработная плата работникам акушерской службы на 113,2 %.

Родовые сертификаты позволили улучшить материально-техническую базу женской консультации и акушерского физиологического отделения, приобретено оборудование на сумму 410000 рублей, улучшилось медикаментозное обеспечение акушерского физиологического отделения на сумму 236000 рублей.

- в вопросах: обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью в 2006 году в МУЗ ЦРБ муниципального образования Щербиновский район создана комиссия по отбору пациентов, возглавляемая заместителем главного врача по медицинской части. Однако в начале года в этом направлении проводилась недостаточная работа, особенно врачей первичного звена. В настоящее время проведена разъяснительная работа о важности и необходимости этого вида помощи.

Нуждалось в высокотехнологичной медицинской помощи 49 человек, получило 14 человек, состоит на учете 5 человек, отказались 19 человек, 11 человек воздерживаются временно.

- заключены договоры с Фондом социального страхования на получение путевок для санаторно-курортного лечения работающих граждан с целью, реабилитации после заболевания сердечно-сосудистой системы, гастроэнтероскопических операций, беременных женщин.

Всего за этот период прошли реабилитацию в отделениях долечивания 63 человека:

Санаторий «ДиЛуч» - 23 человека;

Санатооий «ДиЛуч» в отделение долечивания беременных - 11 человек;

Санатооий «Русь» (сахарный диабет) - 14 человек;

Санаторий «Лаба» - 1 человек;

Санаторий «им.Ломоносова» - 9 человек:

Санаторий «Предгорье Кавказа» - 2 человека;

Санаторий «Горячий Ключ» - 3 человека Касай О.В. Пациенты должны об этом знать. // Щербиновкий курьер. №55. 23 мая 2006 г..

Данный вид реабилитационных мероприятий способствует улучшению здоровья и восстановлению трудоспособности работающего населения.

- реализации информационной поддержки и управления приоритетного национального проекта «Здоровье».

Имеется приказ о создании «Горячей линии» и назначены ответственные по реализации мониторинга по приоритетному национальному проекту «Здоровье».

Информация об этом опубликована в районной газете. Во всех подразделениях и участковых больницах также имеется подобная информация. Оборудованы стенды и уголки по приоритетному национальному проекту ««Здоровье». Имеется литература для информации населения, опубликовано семь статей а районной газете, в краевом издании «Вольная Кубань» - одна статья, четыре телеинтервью. Проведено пять встреч руководителей ЦРБ, опубликованы интервью руководителя ЦРБ по приоритетному национальному проекту «Здоровье», проводятся беседы, лекции с больными на различные темы по профилактике заболеваний и здорового образа жизни.

Национальный проект «Здоровье» дает новые возможности для широкой иммунизации населения. В прошедшем году около 20 процентов жителей нашего района были привиты от гриппа, в этом году этот неплохой результат надеются превзойти. Из 8000 детей вакцинация коснется 3600; большая часть детей уже была привита ранее. Ребятишкам впервые делают прививку от гепатита В. Она проходит в три этапа и потом действует в течение всей жизни. Более пристальное внимание к здоровью подрастающего поколения решает и другую актуальную задачу - снижение уровня детской смертности и в свою очередь прямо влияет на состояние демографии в нашей стране.

Без сомнения, национальный проект «Здоровье» - конкретное свидетельство того, что государство наконец-то обратило должное внимание на здравоохранение. В рамках проекта задумано много преобразований, есть средства и желание для коренных перемен в этой сфере. Необходимо какое-то время, чтобы эффективность принимаемых решений выявилась в полной мере. Первые шаги обнадеживают, дают уверенность в конечном успехе

Заключение

В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Социальная функция является главной, определяющей для муниципального управления среди всех остальных. Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Под социальной политикой в узком смысле при анализе управления социальным развитием муниципального образования понимается деятельность субъектов управления различного уровня, направленная на управление социальным развитием муниципального образования, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации.

Местная социальная политика, как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой муниципальных образований, в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления.

Под социальной сферой понимается социально-культурный комплекс муниципального образования. Входящие в социально-культурный комплекс социальной сферы отрасли образования, здравоохранения, культуры, занятости, социальной поддержки объединены общей целью, содержанием и тенденциями развития.

Особенностью сферы социального регулирования является преобладание в ней учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета.

Местное самоуправление составляет одну из важнейших частей механизма управления, который позволяет оптимально сочетать интересы и права человека и местные, региональные, общегосударственные интересы.

Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, имеющим как общие черты с государственной властью, так и существенные отличия. Местное самоуправление и государство тесно связаны и представляют собой два уровня властной организации общества.

При анализе особенностей муниципального управления были рассмотрены особенности деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления по управлению развитием социально-культурной сферы муниципального образования Щербиновский район.

Муниципальное управление в социальной сфере заключается в осуществлении органами муниципального управления управленческой деятельности, направленной на поддержание и развитие основных отраслей социальной сферы муниципального образования, обеспечение целостности местного сообщества, в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

Специфика муниципального управления в социальной сфере состоит в сочетании двух видов воздействия: административного (государственного) и самоорганизации (самоуправления) - и достижении целостности этих видов.

Муниципальное управление в социальной сфере - это управление на местном уровне, объектом воздействия которого является целостное развитие местного сообщества соответствующего муниципального образования, обеспечивающее создание благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Список использованной литературы

1. Атаманчук В.Г. Государственное управление / Организационно-функциональные вопросы: Учебное пособие.- М.: Юридическая литература, 2000.

2. Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. Система государственного управления: Кн. 1. Управление и право.-М.: ГУУ, 2000.

3. Волгин И.А. Социальное государство: Учебник / И.А. Волгин, Н.Н. Грищенко, Ф.И. Шариков. - М.: Дашков и К, 2004. -416с.

4. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов.- М.:ЮНИТА-ДАНА, 2002.

5. Государственная служба/комплексный подход/. Учеб. пособие.-2-е изд.-М.:Де-ло,2000.

6. Государственное и муниципальное управление. Справочник ./ Под ред. Н.И. Глазуновой, Ю.М. Забродина, А.Г. Поршнева /.М.: Магистр,1997.

7. Гуторова А.Л. Система государственного управления.В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика.- М.: ГУУ, 2000.

8. Зотов В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. М.: ИМ- ИНФОРМ, 1998.

9. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 13-19.

10. Конституция Российской Федерации.-М.: Юрид. литер., 1993.

11. Куприянин Г.Л.,Соловьев А.И. Государственное управление. Уч. пособие для студентов вузов.- М.: Университ. гуманит. лицей, 1996.

12. Курашвили Б.Н. Очерк теории государственного управления.- М.: Наука, 1987.

13. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов / Е.Е. Мачульская, - 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Книжный мир, 1999. -240с.

14. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. Для

15. Местное самоуправление в России. Вып. 1.- М.: 1995.

16. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия.-М.: 1999.

17. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учебное пособие для высшей школы / Г.И. Осадчая - 2-е изд. перераб. И доп. - М.: Академический проект, 2003.-336 с.

18. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000.

19. Пронкин С.В.Петрунина О.Е.Государственное управление зарубежных стран :- Учебное пособие.М.: Аспект Пресс, 2001.

20. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. - Ростов-на-Дону: АООТ ”Ростиздат”, 1997.

21. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2005.- 336 с.

22. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб .: Лидер, 2005. - 493 с.

23. Социальная политика: Учебник / Н.А Волгин (и др.). - М.: Экзамен, 2002.

24. Социальный менеджмент: Учебник / Д.В Воловый (и др.); Отв. ред. Н.Н. Гриценко.-М.: Синтел- Синтез, 1999. - 384 с.

25. Суварян Ю.М.,Копян В.М. Общественное управление экономикой: методология и современные проблемы. - Ер.: АРТ, 2003 /на арм. языке/.

26. Теория государства и права. Учебник. Под ред. М.Н. Марченко. М.: 2001.

27. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс.М:Юристь,2001.

28. Эффективность государственного управления. Пер. с англ. М.: Консат-банкир, 1998.

29. юридических вузов и факультетов / Е.Е Мачульская. - Норма, 2001. - 252 с.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.