скачать рефераты

МЕНЮ


Новеллы уголовного кодекса РФ 1996 года

Новеллы уголовного кодекса РФ 1996 года

32

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I Общая часть уголовного права Рос ,сии и его отражение в УК РФ 1996г.

§ 1 Общая часть уголовного права: понятие, система, значение…………………6

§ 2 Уголовный кодекс РФ: общая характеристика……………………….............14

Глава II Изменения уголовного закона: причины и условия.

§ 1 Отражение общепризнанных норм и принципов международного права в новом УК РФ 1996 г..................................................................................................18

§ 2 Изменения в общей части УК РФ: плюсы и минусы………………………...24

Заключение.................................................................................................................30

Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики

и специальной литературы…………………………………………………...........35

Введение.

Сегодня Россия переживает время бурного реформирования в целях преодоления системного кризиса охватившего экономическую, политическую и иные сферы общественной жизни. Формируются принципиально новые правовые институты, отвечающие изменившимся экономическим условиям, критериям правового государства. Вместе с тем любая ломка всех ранее существовавших устоев, перестройка общества и государства предполагает прекращение существования прежних структур, либо утрату ими своих позиций. Новые же структуры еще не окрепли. Данное обстоятельство послужило причиной широкого распространения преступности, имеющей тенденцию дальнейшего количественного роста и качественного изменения. Судебная статистика свидетельствует, что только регистрируемая преступность вот уже ряд лет балансирует на уровне двух с половиной - трех миллионов преступлений. В частности, в январе - декабре 2001 г. зарегистрировано 2968,3 тыс. преступлений, что на 0,5 процента больше, чем за аналогичный период 2000 года. В 2002 году зарегистрировано более 2526 тыс. преступлений, в 2004 году - более 2650 тыс. Все последние годы темпы прироста тяжких и особо тяжких преступлений превышали темпы прироста общей преступности Краткий анализ состояния преступности в России в 2001 году // Российская юстиция. 2002. N 4. С. 77; Краткий анализ состояния преступности в России в 2002 году // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 74; Состояние преступности в России. За январь - ноябрь 2004 г. С. 4..

Для решительного наступления на преступность, результатом которого должны быть ее постепенное сокращение и наличие устойчивой тенденции к ее дальнейшему снижению, необходимы комплексные меры общегосударственного масштаба, создание и реализация единой программы, в которой были бы задействованы все государственные властные структуры, общественные организации. Эти действия укладываются в рамки такого направления деятельности государственной органов и негосударственных организаций как уголовная политика. Уголовная политика представляет собой вырабатываемую органами законодательной, исполнительной и судебной власти, политическими партиями и общественными объединениями определенную стратегию и тактику в области борьбы с преступностью и использования в этих целях соответствующих правовых, экономических и социально-культурных средств, на основе которых формируется, изменяется и дополняется уголовное законодательство, определяется преступность и наказуемость деяний, устанавливаются цели, задачи, формы и порядок воздействия на лиц, совершивших преступления.

Уголовная политика не только определяет содержание норм и институтов уголовного права, но и устанавливает главные направления борьбы с преступностью, определяя практическую деятельность правоохранительных органов и иных общественных формирований по охране порядка, средства, меры и методы предупреждения правонарушений.

Уголовная политика современной России определяется в Конституции Российской Федерации, в федеральных конституционных и иных законах, актах палат Федерального Собрания, в ежегодных посланиях Федеральному Собранию и указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства РФ по вопросам борьбы с организованной и иной преступностью и коррупцией, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по итогам обобщения судебной практики по отдельным категориям уголовных дел, а также в решениях Конституционного Суда РФ по конкретным делам. Однако основным нормативным актом, отражающим уголовную политику в Российской Федерации является Уголовный кодекс РФ.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, действовавший до вступления в силу УК РФ 1996 года, отражая идеологию и политику (в частности в сфере борьбы с преступностью) прошлого, дореформенного периода устарел. Он перестал соответствовать задачам, стоящим перед Российской Федерацией, на нынешнем этапе ее развития. К тому же в силу многочисленных изменений и дополнений, внесенных под влиянием меняющихся тенденций уголовной политики, УК РСФСР потерял характер систематизированного акта.

Уголовный кодекс, введенный в действие с 1 января 1997 года, в значительной мере восполняет пробелы и недостатки предыдущего УК РСФСР, он в большей степени отвечает задачам построения нового общества, государственного и общественного строя Российской Федерации. Предметно это выражается, прежде всего, в изменении приоритетов уголовно-правовой охраны. На первое место в соответствии с Конституцией РФ поставлена защита личности, законных прав, свобод и интересов граждан. Впервые в УК закреплены принципы уголовного законодательства.

Целью настоящей курсовой работы является - установление новелл уголовного кодекса РФ 1996 года.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

рассмотреть общую часть уголовного права;

ознакомится с изменениями уголовного закона;

рассмотреть общепризнанные нормы и принципы международного права в УК РФ 1996 г;

выявить изменения общей части УК РФ

Глава I Общая часть уголовного права России и его отражение в УК РФ 1996 г.

§ 1 Развитие иных положений общей части УК РФ 1996 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. существенным образом реконструировал институт множественности преступлений. Было исключено понятие «неоднократность преступлений» (ст. 16 УК), а также упоминание о неоднократности и судимости как квалифицирующих обстоятельствах при совершении лицом, отбывшим наказание, нового аналогичного преступления. Следует согласиться с тем, что применение такого квалифицирующего признака, как неоднократность, его конкуренция с признаком прежней судимости, несмотря на замену терминов («неоднократность» вместо «повторность» в УК РСФСР 1960 г.), вызывали многие затруднения при квалификации соответствующих деяний. В науке уголовного права отмечалось, что неоднократность преступлений как квалифицирующее обстоятельство в сложных составах зачастую дублирует такой признак, как имевшая место ранее судимость лица, что создавало ситуацию удвоения однородных квалифицирующих обстоятельств при совершении одного деяния.

Устранение из УК РФ ст. 16 (неоднократность преступлений); исключение из определения совокупности преступлений (ст. 17 УК) такого признака совокупности, как совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи настоящего Кодекса; исключение названного квалифицирующего признака из всех квалифицированных составов Особенной части УК РФ, а также реформирование признаков рецидива значительно изменяют содержание понятия и характер структурных элементов института множественности преступлений. Фактическое разрушение института совокупности преступлений, сложившегося в судебной практике и признанного в теории уголовного права, при допустимости применения при назначении наказания принципа поглощения менее тяжкого наказания более суровым (ч. 2 ст. 69 УК) создает опасность формирования правовых условий для безнаказанности совершения многих преступлений небольшой и средней тяжести.

Учитывая эту опасность, законодатель Федеральным законом от 21 июля 2004 г. N 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внес существенное исправление в ч. 1 ст. 17 УК РФ, дополнив ранее действовавшую редакцию понятия совокупности преступлений: «Совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено» указанием на то, что исключением при этом являются случаи, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части УК РФ в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание.

Ограничению сферы уголовно-правового воздействия на повторность преступлений послужил также пересмотр оснований установления в действиях виновного опасного и особо опасного рецидива (ст. 18 УК). Из этой статьи были исключены указания на совершение лицом ранее умышленных преступлений небольшой тяжести и судимости за неосторожные преступления для признания вновь совершенного умышленного преступления опасным рецидивом. Повышение критерия общественной опасности при повторном совершении тяжкого преступления, за которое лицо осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раз было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы или если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы, направлено на ограничение круга лиц, повторное совершение которыми преступлений признается опасным рецидивом. Для признания рецидива особо опасным также требуется раннее осуждение лица не менее двух раз за тяжкое преступление к реальному лишению свободы. При признании рецидива преступлений не учитываются: судимости за умышленные преступления небольшой тяжести; судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет; судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора.

Более снисходительное отношение законодателя к оценке общественной опасности рецидива можно отметить и в факте снижения предельно низкого уровня наказания для назначения наказания при любом виде рецидива - не менее одной трети максимального срока наказания наиболее строгого вида, предусмотренного за совершенное преступление в пределах санкции соответствующей статьи УК РФ. Ранее запрещалось назначать наказание в этих случаях менее половины этого срока. Новая редакция ст. 18 УК РФ допускает назначение наказания на срок менее одной трети максимального срока наиболее строгого вида наказания при установлении судом предусмотренных ст. 61 УК РФ смягчающих обстоятельств, а при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ст. 64 УК РФ, может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление (ч. 3 ст. 68 УК РФ). Отбывание лишения свободы женщинам при любом виде рецидива теперь назначается в исправительных колониях общего режима.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. существенно изменен порядок назначения наказаний при совокупности преступлений. С принятием данного Закона принцип поглощения наказаний может быть применен, если все преступления, совершенные по совокупности, являются преступлениями как небольшой, так и средней тяжести, путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения назначенных наказаний. Ограничение усмотрения судьи при включении в совокупность преступлений небольшой и средней тяжести и при сложении наказаний выражается в том, что окончательное наказание не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений. Аналогично решается вопрос о сложении наказаний при совершении совокупности тяжких или особо тяжких преступлений: окончательное наказание в виде лишения свободы не может превышать более чем наполовину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений, в то время как ранее этот максимум составлял 25 лет.

Из иных положений Федерального закона от 8 декабря 2003 г., направленных на смягчение ответственности или порядка отбывания наказания, следует отметить распространение на лиц, совершивших преступление средней тяжести, в связи с их деятельным раскаянием освобождения от уголовной ответственности ввиду того, что они перестали быть общественно опасными. Основание освобождения от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК) преобразуется в основание освобождения лица судом от уголовного наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК). Решение этого вопроса судом, а не органами уголовного преследования более соответствует принципу презумпции невиновности. Именно суд признает лицо виновным в совершении преступления. И только суд должен определить, действительно ли обстановка изменилась и обвиняемый, совершенное им деяние перестали быть общественно опасными.

Одним из законодательных способов борьбы с организованной преступностью является предоставление членам преступного сообщества возможности прекратить противоправную деятельность при гарантии непривлечения их к уголовной ответственности. Такая гарантия предоставляется примечанием к ст. 210 УК о том, что лицо, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе (преступной организации) и способствовавшее раскрытию или пресечению этого преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Аналогичное специальное основание освобождения от уголовной ответственности предусматривается новой для УК РФ ст. 127.1 "Торговля людьми". Вместе с тем законодатель не считает правильным сохранять специальное основание для освобождения лица от уголовной ответственности в иных случаях. Так, исключено примечание к ст. 198 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступления, предусмотренные ст. 194, 198, 199 УК РФ, связанные с уклонением лиц от уплаты таможенных платежей, налогов или страховых взносов, но способствовавшего раскрытию преступлений и полностью возместившего причиненный ущерб.Система уголовных наказаний играет существенную роль в механизме назначения наказания, предоставляя критерии оценки при определении меры ответственности. Структура системы наказаний лежит в основе реализации принципа назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров, поглощения и сложения сроков наказаний различных видов.

Обострение криминологической ситуации в России, связанной с многократным ростом общей и специальной преступности, потребовало значительного усиления интенсивности уголовной репрессии, что нашло свое выражение в довольно значительном увеличении сроков лишения свободы: их верхний предел возрос до 20 лет, по совокупности преступлений достиг 25 лет, а при совокупности приговоров - 30 лет. При сохранении в системе наказаний смертной казни (которую, следует заметить, в настоящее время суды не имеют право назначать) перечень форм наказаний дополнен новым для российского уголовного права видом - пожизненным лишением свободы, назначаемым за совершение особо тяжких преступлений, представляющих посягательство на жизнь. Учитывая существующие в уголовном законодательстве особенности и принимая во внимание характерные тенденции развития его норм в сфере регулирования института наказания и его применения, можно с уверенностью констатировать имевшее место общее усиление репрессивности в Уголовном кодексе 1996 г. сравнительно с УК РСФСР 1960 г. Однако констатация этого факта, несмотря на известную противоречивость некоторых решений законодателя, не снижает уровня актуальности обсуждения проблем состояния института наказания и его стабильности.

Следует признать, что предложенная составителями проекта УК РФ концепция системы уголовных наказаний полностью не оправдала себя. Идею создания системы уголовных наказаний применительно к устанавливаемой УК РФ категоризации общественной опасности преступлений, содержащей градацию на санкции небольшой, средней и особой тяжести, предоставляющую судье широкий выбор видов наказания в целях индивидуализации уголовно-правового воздействия на подсудимого, не удалось реализовать в должной мере. Введение в действие положений о таких наказаниях, как обязательные работы, ограничение свободы и арест, было отложено до 2004 - 2006 гг. Неполное введение в действие всех видов уголовного наказания, предусмотренных ст. 44 УК РФ (в настоящее время не применяется четыре вида из 13 и один вид исключен), не позволяет полностью реализовать изложенный в ст. 60 УК РФ принцип приоритета более мягких видов наказаний, чем лишение свободы.

Состояние системы уголовных наказаний, правовой режим применения наказаний, необходимость устранения пробелов и редакционных недочетов в формулировании уголовно-правовых норм потребовали проведения реформирования системы уголовных наказаний. При этом приоритетным направлением модернизации правового регулирования в государственной политике противодействия преступности была признана гуманизация наказания и его применения. Гуманизация наказания находит свое выражение в методах законотворческой практики. К ним, в частности, относятся исключение отдельных видов наказания из установленной законом системы наказаний; преобразование содержания наказания; введение в альтернативную санкцию менее строгих видов наказания; ограничение сферы применения отягчающих обстоятельств; конкретизация оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания; облегчение режима отбывания наказаний; совершенствование структуры глав и отдельных сложных составов путем декриминализации; преобразование ряда институтов и уголовно-правовых норм в целях расширения сферы благоприятствования субъектам уголовной ответственности и снижения общего уровня репрессивности уголовного закона.

В науке уголовного права неоднократно отмечались такие недостатки действующего Закона, как нелогичность структуры системы наказаний, ее количественная и качественная усложненность, неработоспособность в значительной части видов наказаний, явно выраженная репрессивность таких институтов, как множественность преступлений (неоднократность и совокупность преступлений, рецидив), суровость наказаний за участие в групповых преступлениях независимо от роли соучастников в их совершении, казуальность и обилие отягчающих наказание обстоятельств.

Одной из целей реформирования системы наказаний является также гармонизация положений УК РФ с нормами недавно принятых УПК РФ, КоАП РФ и Налогового кодекса РФ. Смягчение ответственности за менее тяжкие и средней тяжести преступления, сокращение объема применения лишения свободы в целях уменьшения числа осужденных, пребывающих в местах лишения свободы, заслуживает поддержки. Однако не все преобразования в системе наказаний и их применении представляются безупречными.

Преобразования в системе наказаний имеют наиболее существенное значение в отношении таких их видов, как штраф, конфискация имущества, исправительные работы. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. исключена из системы наказаний конфискация имущества, которая в качестве дополнительного наказания заменена штрафом. Для обоснования такого изменения в системе наказаний указывалось на низкую эффективность этого вида наказания и на факт дублирования ст. 81 УПК РФ.

В связи с этим социально-правовой характер конфискации имущества, необходимость ее сохранения в качестве меры наказания и эффективного применения стали предметом оживленной дискуссии в науке уголовного права. Основными аргументами сторонников отказа от конфискации имущества как вида наказания можно назвать следующие: 1) конфискация имущества в силу одноразового исполнения менее эффективна в плане предупреждения совершения новых преступлений; 2) сокращение применения конфискации имущества в судебной практике последних лет объясняется фактическим отсутствием этого имущества у большинства осужденных; 3) конфискация нарушает неприкосновенность права граждан на собственность, приобретенную законным путем; 4) применение такой меры только к имущим противоречит принципу равенства перед законом. Однако ряд исследователей проблем современного уголовного права выступали за ее сохранение (А.И. Зубков, А.Н. Игнатов, Н.Ф. Кузнецова), указывая на то, что этот вид наказания может служить эффективным средством в противодействии коррупционной и организованной преступности. Группа ученых до второго чтения законопроекта обратилась к руководству Федерального Собрания, выражая несогласие с исключением конфискации из перечня наказаний и отмечая ратификацию Россией международных и европейских конвенций о борьбе с терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, в которых конфискация имущества осужденного за особо тяжкие преступления в сфере экономической деятельности и общественной безопасности рассматривается как эффективная уголовно-правовая мера Кузнецова Н. Мнение ученых о реформе УК (или qui prodest?) // Уголовное право. 2004. N 1. С. 26 - 27. Следует заметить, что Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин и Генеральный прокурор РФ В. Устинов также высказываются за возрождение института конфискации имущества в целях более эффективной борьбы с коррупцией. См.: РГ. 2005. 27 янв..

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.