скачать рефераты

МЕНЮ


Обратное действие закона об уголовной ответственности во времени

Действие или бездействие -- важнейший признак объективной стороны преступления. Действие -- это активный, осознанный, волевой акт поведения субъекта, выражающийся в совершении общественно опасного посягательства, предусмотренного уголовным законом. Физическое свойство уголовно-правового действия, как и всякого человеческого поступка, движимого сознанием и волей, выражается в совершении одного или нескольких однородных или разнородных движений (актов). Например, при краже имущества виновный совершает комплекс движений: приближается к предмету (объекту посягательства), тайно берет этот предмет, выносит его из помещения и т.д. Только весь комплекс перечисленных движений образует единое преступное действие, именуемое кражей.

Бездействие - это общественно опасное, пассивное, осознанное и волевое поведение, то есть несовершение действий, которые лицо должно было и могло совершить.

Наконец, обсудим понятие самого закона об уголовной ответственности.

В статье 1 Конституции Украины закреплено, что наше государство является суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым. Реализация этих конституционных положений связана не только с созданием, в результате конституционного строя Украины, но и с соблюдением законом, охраняющих права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность. окружающую природную среду. конституционный строй Украины от преступных посягательств. Таким образом, закон, в том числе и уголовный, как основополагающее звено национальной правовой системы, приобретает особое значение. Действующий УКУ содержит ч. 1 ст. 3 УКУ, которая гласит: «Законодательство Украины об уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс Украины, который основывается на Конституции Украины и общепризнанных принципах и нормах международного права». Исходя из этого можно сфоpмулиpовать определенное понятие уголовного закона следующим образом:

закон об уголовной ответственности (уголовный закон) - это нормативно-правовой акт, принятый Верховной радой в порядке, предусмотренном Конституцией Украины, и содержащий взаимосвязанные юридические нормы, закрепляющие основания и принципы уголовной ответственности, определяющие, какие наказания могут быть применены к лицам, их совершившим, либо указывающие условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых и составляет уголовное право. Поэтому понятия эти неразделимы. Закон и норма права, совокупность законов (уголовное законодательство) и совокупность норм права соотносится между собой, как форма и содержание. Правильное и точное применения уголовного закона играет важную и основополагающую роль в борьбе с преступностью и в предупреждении преступлений.

Закон об уголовной ответственности следует рассматривать не только как отдельный кодифицированный уголовный закон, т.е. тут подразумевается не только Кодекс в целом, а и его отдельные структурные элементы (нормы): разделы, статьи, части статей, пункты, абзацы, предложения, словосочетания, слова и цифры.. С принятием такого закона об уголовной ответственности и вступлением его в силу, в УК должны быть своевременно внесены изменения и дополнения в предусмотренном законном порядке (ч. 2 ст. 3 УКУ).

История принятия действующего УКУ такова. После долгих обсуждений на международном уровне, проект нового УК Украины был подан в 1998 г. в Верховную Раду Украины достаточно обоснованным, таким, который отвечает современному уровню юридической науки и требованиям времени. При первом чтении проекта УК, которое состоялось 8 сентября 1998 г., Верховная Рада рассмотрела также альтернативный проект УК, представленный народным депутатом Украины М.Н. Пилипчуком. Достаточным преимуществом голосов был принят проект, разработанный рабочей группой Кабинета Министров Украины. Затем проект был принят во втором чтении и окончательно - 5 апреля 2001 г.

Итак, действующий УКУ вступил в действие 01 сентября 2001 года. В УК нашли отражение и закрепление наиболее существенные и принципиальные положения Конституции Украины (1996 г.). Уголовный кодекс Украины защищает права и свободы каждого человека и гражданина и является той необходимой законодательной базой для усовершенствования этой защиты.

Уголовный закон считается действующим с момента вступления его в силу. Уголовное законодательство основывается на принципах законности, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, справедливости, демократизма и гуманизма.

Уголовный закон является единственным источником уголовного пpава. Hоpмы уголовного пpава содеpжатся только в уголовном законе. Hикакие дpугие акты оpганов госудаpства не могут содеpжать ноpм уголовно - пpавового хаpактеpа. Это вытекает из пpинципа веpховенства уголовного закона в области уголовно-пpавотвоpческой и уголовно-пpименительной деятельности.

Отсюда следует, что в качестве источников уголовного пpава не могут пpизнаваться ни обычаи, ни пpавила общежития, ни судебный пpецедент. Последние лишь pаскpывают сущность и смысл уголовно - пpавовых ноpм, содеpжащихся в уголовном законе, но не создают новых ноpм. Издаваемые высшими оpганами госудаpственной власти стpаны отдельные уголовные законы, понимаемые в узком смысле, включающие несколько уголовно - пpавовых ноpм или даже одну такую ноpму, действуют самостоятельно до включения их в УК, а затем пpименяются наpавне с дpугими, уже имеющимися в нем ноpмами. Пpи этом ссылка делается обычно только на опpеделенную статью УК.

Естественно, что действие уголовных законов ограничено во времени. Понятие действия уголовного закона во времени слагается из следующих основных моментов:

1. вступление закона в силу. После принятия закона Верховной Радой Украины, он подписывается Председателем Верховной Рады Украины и направляется Президенту Украины. Президент Украины в течение пятнадцати дней после его получения подписывает его, принимая к исполнению, и официально обнародует его либо возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения (ст. 94 Конституции Украины). Обнародование закона -- самостоятельная стадия законодательного процесса, которая заключается в доведении его до сведения общественности, граждан и соответствующих государственных органов путем помещения принятого закона в определенном печатном издании.

Согласно ч. 5 ст. 94 Конституции и ч. 1 ст. 4 УК закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования. Днем вступления закона в силу является день, следующий после истечения последних су ток установленного срока. Отчет же срока начинается со дня, следующего за опубликованием закона;

2. прекращение действия закона. Уголовный закон прекращает свое действие в результате наступления одного из следующих условий: 1) отмены закона (например, законом Украины от 17 июня 1992 года были отменены ст. 2, 61, 62', 64, 65, 80, 92 УК 1960 годаВідомості Верховної Ради України, 1992.- № 35.- Ст. 511.); 2) прекращения срока действия, о чем должно быть прямо указано в законе; З) замены новым законом (например, УК Украины, принятый Верховной Радой 5 апреля 2001 года заменяет УКУ 1960 года, что обозначено в самом действующем ныне кодексе в ч.2 раздела I Заключительных и переходных положений); 4) отпадения особых условий и обстоятельств, вызвавших издание этого закона.

3. обратная сила закона. Согласно ч. 2 ст. 4 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Это означает, что, как правило, уголовный закон обратной силы не имеет. Однако и из этого правила есть исключения. Данный вопрос будет освещен в следующем разделе работы.

II. Виды законов об уголовной ответственности, имеющих обратное действие во времени.

Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охва-тываемых этими актами лиц. Установление этих рамок-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содер-жащихся в данных актах общеобязательных норм.

В прошлом нарушались общепринятые принципы действия уголовных законов во времени. Это приводило к тому, что те или иные деяния объявлялись тяжкими преступлениями и им еще придавалась обратная сила.

Так, например, было с постановлением Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. "Об объявлении вне закона должностных лиц-граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР". Этот Закон, известный как "Закон о невозвращенцах", рассматривал лиц, отказавшихся вернуться в СССР, как перебежчиков в лагерь врагов, квалифицировал их действия как измену, влекущую объявление вне закона, последствием чего были конфискация всего имущества осужденного и расстрел его через 24 часа после удостоверения личности. В ст. 6 постановления было сказано: "Настоящий закон имеет обратную силу".

В отечественном уголовном законодательстве неоднократно менялись подходы к проблеме регулирования действия уголовного закона во времени. Однако уже в начале века профессор Н. С. Таганцев писал, что все главнейшие теории относительно обратного действия уголовных законов могут быть сведены к следующих группам:

1. К преступному деянию может быть применяем только закон, действовавший в момент его учинения.

2. К преступному деянию может быть применяем только закон, действующий во время его учинения, но законы более мягкие или более снисходительные к преступнику всегда получают обратную силу. При этом более мягкими признаются: а) объявляющие ненаказуемым деяние, до того момента обложенное наказанием; б) отменяющие род наказания или без замены его новым, или с заменой новым, но более мягким для преступника; и в) уменьшающие меру ответственности без изменения рода.

3. Всегда применяется новый закон, но закон новый, более

строгий, не распространяется на прежние деяния.

4. Новый закон применяется ко всем деяниям, признававшимся преступными до его издания, но подлежащим суду и наказанию после его издания” Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции. Общая часть.

Т. 1. М., 1994. С. 118

.

Действующий УК Украины в ч. 2 ст. 4 велит определять преступность и наказуемость деяния законом об уголовной ответственности, который действовал во время совершения этого деяния.

Нормы Уголовного кодекса Украины 2001 года в целом можно классифицировать на три группы (по действию их во времени).

К первой относятся нормы немедленного действия; это та категория норм, которая является действующей на момент вынесения решения по уголовному делу и поэтому к нему применяется. К ним могут относиться любые нормы УК в тех случаях, когда одна и та же норма являлась действующей и во время совершения преступления, и во время рассмотрения дела в суде.

Во вторую группу входят нормы, которым не может быть придана обратная сила - т.е. те, которыми устанавливается преступность деяния, усиливается наказание либо иным образом ухудшается положение лица (обвиняемого, подсудимого, осужденного, отбывшего наказание). Эти и другие нормы, усиливающие ответственность и наказуемость, не распространяются на деяния, совершенные до вступления в силу нового Уголовного кодекса Украины, т.е. до 1 сентября 2001 г.

К третьей группе относятся нормы, обладающие обратной силой. Как отмечалось, к ним могут быть причислены не только те из них, которые устраняют преступность деяния, смягчают наказание, но также и нормы, иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление. Эта последняя категория включает значительное число норм Общей части УКУ.

Тщательный анализ и правильное применение на практике норм нового УКУ о действии уголовного закона во времени работниками органов дознания, следствия, прокуратуры и в особенности судов имеет принципиальное значение для обеспечения законности. Такой анализ норм уже действующего Уголовного кодекса имеют практическую ценность, так как процесс дополнения и декриминализации уголовного кодекса перманентен, то есть постоянно развивается.

Рассматриваемая проблема привела к постановке крайне важного вопроса с теоретической и в больше мере с практической (правоприменительной) точек зрения. Имеется ли общественная опасность в деяниях, признаваемых законодателем с определенного момента непреступными? В нашем примере УКУ был принят Верховной Радой и подписан Президентом Украины к 5 апреля 2001 г. То есть на момент принятия нового УК законодателем дана окончательная правовая оценка, какие деяния являются преступными, а какие не являются таковыми.

Статья 58 Конституции Украины четко урегулировала применение обратной силы уголовного закона, поэтому законодатель сформулировал эту норму в самостоятельной статье. В Основном законе указано, что законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Положение ч. 1 ст. 5 УК почти полностью отоюражает соответствующее положение. Принцип ретроактивности является абсолютно правовым и традиционным в международном праве: согласно с международными конвенциями не может быть назначено наказание более тяжкое, чем такое, какое могло быть применено во время совершения преступления, а если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на это лицо. Науково-практичний коментар Кримінального кодексу України від 5 квітня 2001 року За ред. М.І. Мельника, М.І. Хавронюка. -- К.: Каннон, А.С.К., 2001. Обратная сила закона об уголовной ответственности является исключением из правил, которое было принято всеми цивилизованным государствами и закреплено в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., заключенного под эгидой ООН.

Hужно сpазу заметить, что ноpмы о действии уголовного закона во вpемени (ст.ст. 4 и 5) в современном УК подвеpглись опpеделенному обновлению со времен существования Советского государства. УК значительно pасшиpил содеpжание пpинципа обpатной силы уголовного закона.

Вот те самое исключения из правила о действии уголовного закона во времени: ч. 1 ст. 5 УКУ допускает, чтобы закон об уголовной ответственности, устраняющий преступность деяния или смягчающий уголовную ответственность, имел обратную силу во времени, т.е. предусматриваются случаи применения нового УК к деяниям, совершенным до его вступления в силу. Эти исключения, основанные на принципах справедливости и гуманизма, касаются трех случаев.

Два из них известны и прежнему законодательству: закон имеет обратную силу, если он декриминализирует какое-либо деяние или если он смягчает наказание за его совершение. Новый Уголовный кодекс декриминализировал десятки составов преступлений УК УССР (как и новые УК остальных республик бывшего Союза ССР Попов А. Н. Уголовный закон и его обратная сила: Серия “Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе” /Науч. редактор проф. Б. В. Волженкин. СПб., 1998.С 18.)

Устранение преступности деяния означает его декриминализацию (полную либо частичную). То есть теперь уголовный закон не признает преступлением деяние, ранее, до его вступления в силу, считавшееся преступным. Декриминализация может быть достигнута путем:

1) отмена норм Особенной части УК (например, УК 2001 г. декриминализовано недонесение о преступлении);

2) внесение изменений в нормы Особенной части УК -- включение в диспозиции дополнительных признаков или исключение признаков, которые были в предыдущей редакции нормы;

3) внесение изменений в нормы Общей части УК (например, дополнение УК дополнительным обстоятельством, которое исключает преступность деяния, или включение в УК положения о том, что приготовление к преступлению небольшой тяжести не влечет за собой уголовную ответственность);

4) нового официального толкования уголовно-правовой нормы, которое изменяет объем запрещенной этой нормой поведения без изменения ее содержания (без изменения “буквы” закона). Согласно со ст. 147 Конституции Украины официальное толкование законов Украины дает Конституционный Суд Украины.

С момента вступления в силу закона, устраняющего наказуемость деяния, уголовные дела о таком деянии, находящиеся в судах или органах расследования, подлежат прекращению за отсутствием в деянии состава преступления (ч. 2 ст. 6 УПКУ), а лица, осужденные за их совершение, -- освобождению от наказания.

Под смягчением уголовной ответственности следует понимать изменение в сторону смягчения санкции той или иной нормы Особенной части УК, а также исключение из санкции дополнительной меры наказания либо включение в нее такой альтернативной меры, которая дает суду возможность назначить виновному лицу более мягкую меру наказания.

Hужно заметить, что в доктpине уголовного пpава высказывались мнения, что более мягкий закон - это закон с более низким минимальным сpоком наказания (М.И.Блум) и, наобоpот, сопоставлять стpогость законов следует по высшему, а не по низшему пpеделу их санкции (И.И.Солодкин). Последняя позиция пpедставляется пpедпочтительной, поскольку в необходимых случаях суд может назначить наказание ниже низшего пpедела санкции или даже назначить более мягкое наказание, чем пpедусмотpено законом. Hазначить же наказание более стpогое, чем установлено законом, суд не может ни пpи каких обстоятельствах.

Пpи оценке стpогости или мягкости уголовного закона тpебуется учитывать не только его санкцию, но и иные обстоятельства, влияющие на усиление или смягчение уголовной ответственности и наказания.

Для смягчения санкции нормы Особенной части УК новый закон может:

1) устанавливать другой, менее тяжки вид основного наказания (одно из альтернативных основных наказаний на уровне других основных наказаний);

2) отменять наиболее тяжкое среди альтернативных основных наказаний;

3) устанавливать максимальную грань основного наказания того же вида (одного из альтернативных основных наказаний) меньшей;

4) устанавливать минимальную грань основного наказания того же вида (одного из альтернативных основных наказаний) меньшей;

5) не предусматривать дополнительное наказание;

6) устанавливать иной, менее тяжкий вид дополнительного наказания (одно из альтернативных дополнительных наказаний);

7) отменять наиболее тяжкое среди альтернативных дополнительных наказаний;

8) устанавливать максимальную грань дополнительного наказания того же вида (одного из альтернативных дополнительных наказаний) меньшей;

9) устанавливать минимальную грань дополнительного наказания того же вида (одного из альтернативных дополнительных наказаний) меньшей;

10) устанавливать дополнительное наказание (одно из альтернативных дополнительных наказаний) факультативным, а не обязательным;

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.