скачать рефераты

МЕНЮ


Образование РСФСР, Конституция РСФСР

В 1921 г. были образованы Дагестанская АССР, Горская АССР, Крымская АССР, в 1922 г. - Якутская АССР, в 1923 г. - Бурят-Монгольская АССР, объединив бурят-монгольские области РСФСР; ДВР; Карельская АССР (преобразована из Карельской трудовой комму-ны); АССР немцев Поволжья (преобразована из автономной области). В Горскую АССР входили территории, на которых проживали чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы. IV съезд Советов Кабардинского округа решил вопрос о выделении Кабарды в автоном-ную область. ВЦИК 1 сентября 1921 г. принял постановление о создании Кабардинской автономной области. В том же 1921 г. из Горской, АССР выделился Балкарский округ и, объединившись с Кабардинской автономной областью, составил Кабардино-Балкарскую автономную область. Из Горской АССР выделился Чеченский округ и по постанов-лению Президиума ВЦИК в ноябре 1922 г. создается Чеченская авто-номная область. На карачаевской территории, выделившейся из Горской АССР, и черкесской, выделившейся из Кубано-Черноморской области, декретом ВЦИК от 12 января 1922 г. была создана Карачаево-Черкесская автономная область. 7 июля 1924 г. с упразднением Горской АССР создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. 22 августа 1921 г. образуется автономная область Коми, 1 июня 1922 г. - Ойротская автономная область.

В 1923 г. в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автоном-ных областей, 63 губернии и области. Областной съезд Чувашской ав-тономной области принял решение о преобразовании ее в автономную республику, и ВЦИК по ее просьбе 21 апреля 1925 г. издал декрет о преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. 15 июня 1925 г. Президиум ВЦИК «в соответствии с волей трудящихся Киргизской АССР, выраженной на V съезде Советов Киргизской АССР», постановил о переименовании Киргизской АССР в Казахскую АССР. С этого времени она именуется Казахской республикой. 25 мая 1925 г. постановлением ВЦИК Кара-Киргизская автономная область была переименована в Киргизскую автономную область, которая 1 фев-раля 1926 г. была преобразована в Киргизскую АССР. В 1928 г. созда-ется Мордовский округ в составе Средне-Волжского края. В 1926 г. из Карачаево-Черкесской автономной области выделился Черкесский на-циональный округ, преобразованный в 1928 г. в Черкесскую автоном-ную область в составе Ставропольского края. Для народов Севера, от-личающихся особым национальным составом и бытом, также стали соз-даваться национальные округа. Первый такой округ, Коми-Пермяцкий, был учрежден в 1925 г11 Поздеев В.М. История СССР, М., 1978, с. 167.

. Как видим, национально-государственный во-прос в РСФСР решался в разных формах.

Таким образом, РСФСР в период нэпа представляла собой сложное национально-государственное образование.

До образования СССР, когда РСФСР была самостоятельным госу-дарством, ее взаимоотношения с автономными республиками строились следующим образом: иностранные дела и внешняя торговля целиком относились к компетенции РСФСР, военные дела также относились к ведению РСФСР, хотя в республиках и создавались свои военные ко-миссариаты. Вопросы продовольствия, финансов, труда, РКИ, СНХ, путей сообщения, почты и телеграфа находились в совместной компе-тенции РСФСР и автономных республик. Остальные вопросы республики решали самостоятельно. В целом автономные области обладали теми же правами, что и губернии. Однако в отличие от губерний автономные области, также как и автономные республики, имели свои представи-тельства в Москве и использовали язык коренной национальности в государственном делопроизводстве. Границы территорий автономных 3 республик и областей обычно указывались в актах об их создании. Иногда они устанавливались в общих чертах с уточнением впоследствии, в ряде случаев ВЦИК поручал своей Административной комиссии определить границы.

С созданием СССР РСФСР вошла в состав союзного государства на, правах члена федерации. Она передала в ведение СССР внешние сно-шения, внешнюю торговлю, организацию и руководство вооруженными силами и т.д. Правовой статус автономных республик и областей РСФСР регулировался гл. 4 Конституции РСФСР 1925 г. Автономные республики имели право принимать на своих съездах Советов Основные, Законы (Конституции), подлежащие утверждению ВЦИК и Все-российским съездом Советов. Закреплялись система органов власти и управления автономных республик, право издания законодательных ак-тов, имевших обязательную силу на территории автономной республи-ки. Положения об автономных областях принимались их съездами Со-ветов и утверждались ВЦИК. Высшим органом власти автономных рес-публик являлись съезды Советов республик, а в период между съезда-ми - избираемые ими ЦИК. ЦИК автономных республик и областные исполнительные комитеты избирали из своей среды президиумы, кото-рые в период между сессиями ЦИК и исполкомов являлись высшими органами власти. ЦИК автономных республик образовывали свои ис-полнительные органы - СНК в составе председателя СНК и народных комиссаров: внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения, а также народных комиссаров объединенных комиссариатов РСФСР: финансов, труда, внутренней тор-говли, РКИ, ВСНХ. Конституция предоставила автономным республи-кам право в зависимости от местных условий сокращать количество народных комиссариатов и соответственно изменять состав СНК. Кон-ституция РСФСР 1925 г. закрепила Российскую республику как госу-дарство, строящееся на основе федерации национальных советских рес-публик. По Конституции за гражданами РСФСР признавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе. К ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК были отнесены вопросы установления границ автономных республик, разрешения споров между ними, а также между автономными республиками и другими частями федерации. Конституция признавала право за отдельными национальностями на выделение по решению их съездов Советов в автономные республики и области с ут-верждением высших органов РСФСР. Автономные республики и облас-ти имели своих представителей во ВЦИК и в Совете национальностей ЦИК СССР11 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 281.

.

В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР, в которую вошли молдаване, проживавшие на левом берегу Дне-стра. Большая часть молдаван проживала на территории Бессарабии, захваченной в 1918 г. Румынией. В составе Азербайджанской ССР 7 июля 1923 г. была образована Нагорно-Карабахская автономная об-ласть, а 9 февраля 1924 г. - Нахичеванская АССР. 16 июля 1921 г. Рев-ком Грузии издал декрет об образовании в составе Грузии Аджарской АССР, 16 декабря 1921 г. на основе «Союзного договора между ССР Грузии и ССР Абхазии» Абхазская ССР вошла в состав Грузии. Декре-том ЦИК и СНК Грузии от апреля 1922 г. в составе Грузии была созда-на Юго-Осетинская автономная область.

2. Конституция СССР 1924 г.

Декларация об образовании СССР и Договор об образова-нии СССР стали основой Конституции СССР 1924 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию лишь в основном и передал их на рассмотрение ЦИКов союзных рес-публик.

В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Консти-туции. Началась работа над проектом и в союзных республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе созда-ния СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхожде-нии в состав СССР ее автономных республик; о предоставле-нии республикам Закавказья права непосредственного вхожде-ния в СССР и т.д.

Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП (б) (апрель 1923 г.). Съезд отметил необходи-мость создания специального органа представительства на-циональностей на началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в со-ставе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик11 Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000, с. 307.

.

Совещание представителей национальных республик и об-ластей высказалось за создание второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, дало назва-ние двум будущим палатам ЦИК СССР - Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, право обеих на законодательную инициативу.

26-27 июня 1923 г. проект Конституции СССР был одобрен Пленумом ЦК РКП (б). Специальные сессии ЦИКов республик обсудили и утвердили проект Конституции СССР. 6 июля 1923г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и принял постановление «О введении в действие Кон-ституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен и съез-дами Советов союзных республик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного уст-ройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избира-тельном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разде-лов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

В Декларации отражены принципы добровольности и рав-ноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик в од-но союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и су-допроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР ре-шали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопро-сы, возникающие между республиками.

Вне этих пределов каждая союзная республика осуществля-ла свою власть самостоятельно. Территория союзных респуб-лик не могла быть изменена без их согласия. Конституция ус-танавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

Верховным органом власти СССР являлся съезд советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1 депу-тат от 25 тыс. избирателей и от губернских или республикан-ских съездов Советов из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИк СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзно-го Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет изби-рался съездом Советов СССР из представителей союзных рес-публик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономные респуб-лики, автономные области и губернии. Совет Национально-стей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от авто-номных областей и утверждался съездом Советов СССР. Кон-ституция не устанавливала количественного состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союз-ный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум. Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения, как Союзным Советом, так и Советом Национальностей. ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека11 Поздеев В.М. История СССР, М., 1978, с. 175..

Происходило раздельное голосование палат при выборах Пре-зидиума. ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР: пять общесоюзных (по ино-странным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руковод-ство на территории союзных республик через одноименные наркоматы. В остальных сферах управление осуществ-лялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних ] дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социальною обеспечения.

В последние годы в литературе высказывалось мнение, что СССР не был федерацией или что он утратил характер федера-тивного государства с установлением «личной диктатуры Ста-лина». Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было доста-точно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные проти-воречия эффективно разрешались, а подрывные действия мар-гинальных националистических групп подавлялись. Это про-исходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.

Особое значение имело повышение статуса органов безопасности. Если в РСФСР Государственное политическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенно-го наркомата - ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с правом совещательного голоса).

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и еди-ноначалия. При наркоме, под его председательством, образо-вывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР11 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 297.

. Народный комиссар имел право и единолично принимать ре-шения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее от-дельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая ис-полнения решения.

3. Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федера-тивное государство с автономными образованиями. На терри-тории РСФСР имели обязательную силу постановления вер-ховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Некоторые исследователи полагают, что из задачи внесения частич-ных изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 300.. Однако, следует отметить, что новая Кон-ституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на том новом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также с потребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Кон-ституции вначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию воз-главлял Д.И. Курский. Затем над проектом работала комиссия Прези-диума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Кон-ституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовой статус автоном-ных республик и областей РСФСР. Об этом уже шла речь в данной гла-ве. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное по-ложение было утрачено. Затем проект был передан в СНК РСФСР, где из проекта была исключена «Декларация прав трудящегося и экс-плуатируемого народа» и введена новая глава «Об основах экономиче-ского строя РСФСР». Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК, который из главы «Об основах экономического строя РСФСР» сделал лишь одну статью. Проект Конституции РСФСР обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республикан-ские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Совет-скую Конституцию.

Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Но-вым в Конституции РСФСР 1925 г. было появление главы 4 «Об авто-номных Советских Социалистических республиках и областях», где был обобщен опыт национально-государственного строительства РСФСР с 1918 по 1925 г. Опущена была в новой Конституции «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. закре-пила РСФСР как федеративное государство с автономными об-разованиями. На этих позициях стоят многие ученые. Однако есть и иные взгляды на РСФСР как на государство, не являющееся по своей сущности федеративным государством, а являющееся унитарным госу-дарством. В Конституции РСФСР 1925 г. было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в со-ответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР. Об этом уже говорилось в данной главе. На территории РСФСР имели обя-зательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компе-тенции Союза (ст. 19). Если Конституция РСФСР 1918 г. говорила лишь о первых шагах к «полному переходу фабрик, заводов, рудников, же-лезных дорог и прочих средств производства в собственность государст-ва» и в связи с этим подтверждала закон о рабочем контроле и ВСНХ, то Конституция РСФСР 1925 г. прямо записала, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи со-ставляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей «осуществление коммунизма», а о других странах ничего не говорилось. В самой Конституции РСФСР 1925 г. отмечалось, что она исходит из основных положений «Деклара-ции прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 1). В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закрепление такой орган власти, как Президи-ум ВЦИК11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 304.. О нем было сказано, что в период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим орга-ном власти РСФСР является избираемый ВЦИК Президиум ВЦИК. Он, в частности, созывал сессии ВЦИК. По его инициативе могли быть со-званы чрезвычайные сессии ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право при-останавливать и отменять постановления СНК. Перед ним были ответ-ственны народные комиссары. В случае несогласия коллегии с решени-ем народного комиссара она могла обжаловать и в Президиум ВЦИК. Это же право принадлежало и отдельным членам коллегии. Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган - президиумы ис-полнительных комитетов местных Советов, для руководства всей теку-щей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов централь-ной власти. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количе-ство членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом для каждой административной территориальной единицы Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на Конституции других союз-ных республик.

Заключение

После Октябрьской революции произошел распад единой Российской Империи на ряд независимых совет-ских республик. В годы гражданской войны эти респуб-лики тесно сотрудничали в военной, экономической, фи-нансовой сферах. Россий-ские руководители активно подталкивали республики к более тесному объединению. В 1920-1921 гг. между рес-публиками заключаются экономические договоры и дип-ломатический союз. В марте 1922 г., несмотря на сопро-тивление грузинских коммунистов, происходит объедине-ние Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

В 1922 г. в руководстве РКП (б) возникла идея закре-пить сложившиеся отношения между формально незави-симыми республиками путем создания единого Советско-го государства. Комиссия во главе с народным комисса-ром по делам национальностей Сталиным предложила проект «автономизации». Он предполагал включение республик в состав РСФСР на правах автономий. План вызвал протесты Грузии и Украины. Поэтому Ленин настоял на создании федерации равноправных советских республик. Кроме того, федерация открывала перспекти-вы для вхождения в Союз новых государств в процессе осуществления мировой революции.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В его состав вошли четыре республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Декларация содержала основные принципы нового федеративного государства: национальная свобода, равен-ство, братское сотрудничество народов. Договор перечислял предметы ведения федерального центра. Правительство РСФСР становилось правительством СССР. В 1924 г. образование Союза получило оформление в Конституции СССР.

Предполагалось, что СССР станет переходной формой ко всеобщему объединению. Однако республики были крайне неоднородны по экономическому, социальному, культурному развитию. Поэтому в рамках СССР предпо-лагалось создать новую пролетарскую культуру, которая вытеснила бы национальные традиции, интегрировала национальные республики и округа в единое социали-стическое государство.

Создание СССР потребовало соответствующего консти-туционного оформления. В течение 1923 г. конституцион-ная комиссия во главе с Калининым подготовила проект Конституции СССР. Его основу составила Конституция РСФСР 1918 г., дополненная Декларацией и Договором об образовании СССР. Новая конституция была одобрена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конститу-ция СССР оформила структуру верховных органов вла-сти, определила полномочия союзных органов, статус со-юзных республик, государственную символику.

В Конституции была реализована концепция двойно-го государственного суверенитета. Она предполагала, что суверенитет принадлежал и федерации, и каждой из со-юзных республик. Суверенитет субъектов федера-ции ограничивался лишь компетенцией Союза. За союз-ными республиками признавалось право сецессии, т. е. право свободного выхода из Союза.

Конституция устанавливала исключительную компе-тенцию Союза в лице его верховных органов: междуна-родные отношения, вопросы обороны, внутренней безопас-ности, внешняя торговля, планирование экономического развития, бюджет, финансы, руководство транспортом, связью и др.

Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Он формировался на основе косвенных, многостепенных выборов. В период между съездами его полномочия передавались ЦИК СССР, от-ветственному перед съездом. ЦИК состоял из двух палат: Союзного Совета, обеспечивавшего предста-вительство населения союзных республик, и Совета На-циональностей, представлявшего интересы союзных и автономных республик, а также автономных областей РСФСР. Конституция устанавливала равен-ство палат в законодательной сфере. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменять реше-ния органов власти субъектов федерации. ЦИК собирался три раза в год, поэтому в период между сесси-ями его полномочия передавались Президиуму ЦИК и СНК. При этом Президиум являлся «выс-шим законодательным, исполнительным и распоряди-тельным органом», а СНК -- «исполнительным и распорядительным органом», но наделенным некото-рыми законодательными полномочиями. Президиум обладал правом вмешиваться в дела республик. Народные комис-сариаты подразделялись на общесоюзные (единые для всего Союза) и объединенные (существующие одновремен-но на союзном и республиканском уровнях).

Список литературы

1. История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000.

2. История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000.

3. На пути к «социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4.

4. Поздеев В.М. История СССР, М., 1978.

5. Фроянов В.К. История СССР, т. 1, М., 1994.

6. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.