скачать рефераты

МЕНЮ


Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью

Не является преступлением деяние, хотя и подпадающее под признаки уголовно-наказуемого, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но совершенное при выполнении полученного в установленном порядке и с соблюдением надлежащей формы задания по проведению оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лицами, содействующими им в проведении оперативно-розыскных мероприятий, если такое задание выполняется в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, предусмотренных статьями 77,... настоящего Кодекса и если при этом:

а) лишение жизни или умышленное причинение вреда здоровью, чести, достоинству, свободе личности совершено в условиях необходимой обороны либо крайней необходимости,

б) сотрудники специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью не являлись организаторами либо руководителями банды, организованной группы, преступной организации, преступного сообщества либо их преступной деятельности.

Склонение сотрудником, осуществляющим оперативно-розыскную деьтельность или предварительное расследование, к совершению преступления лица, которое не имело намерения совершить преступление, называется как подстрекательство к совершению соответствующего преступления в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса». Одновременно УК РСФСР дополняется статьей следующего содержания:

Освобождение от уголовной ответственности и наказания участников организованной группы, банды, преступной организации, преступного сообщества

Организатор и руководитель банды, преступной организации, преступного сообщества, их деятельности не подлежат освобождению от уголовной ответственности и наказания по основаниям, предусмотренным статьями 50--5 2 настоящего Кодекса.

Участник организованной группы, банды, преступной организации, преступного сообщества, не принимавший участия в совершаемых организованной группой, бандой, преступной организацией, преступным сообществом преступлениях, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса, или совершивший преступление, не являющее тяжким, и принявший все зависевшие от него меры по предотвращению указанных преступлений, может быть освобожден судом от уголовной ответственности на основании санкционированного соответствующим прокурором представления органов дознания или следователя.

Участник организованной группы, банды, преступной организации, преступного сообщества, их деятельности освобождается судом от наказания, если он до привлечения к уголовной ответственности добровольно сообщил органам дознания, следователю, прокурору, суду все известные ему сведения об этих организованных группах, бандах, преступных организациях, преступных сообществах, об их деятельности и активно способствовал раскрытию совершенных ими преступлений и возмещению причиненного ущерба. Если такой участник соверши тяжкое преступление против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности, ему назначается наказание, а указанные выше обстоятельства рассматриваются как смягчающие ответственность.

Лицо, участвовавшее в легализации и (или) приумножении преступных доходов, освобождается судом от наказания, если оно способствовало раскрытию преступления и изобличению соучастников, добровольно выдайте преступные доходы и доходы, полученные в результате их приумножения. Такое лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно заявило о легализации и (или) приумножении преступных доходов и предприняло действия по раскрытию преступления, связанного с легализацией и (или) приумножением преступных доходов, изобличению лиц, совершивших незаконные финансовые и имущественные операции».

5. Все, что связано с институтом квалификации преступлений, в оперативно-поисковой, оперативно-проверочной работе трансформируется в обнаружение признаков и характера преступной деятельности. В правоприменительной деятельности (не в ОРД) квалификация представляет собой логический процесс установления соответствия (тождества) конкретно рассматриваемого случая признакам состава преступления, указанного в норме особенной части Уголовного кодекса. В то же время это и определенная правовая оценка общественно опасного деяния. Квалификация преступления осуществляется на всех стадиях уголовного процесса, но ее значение не равнозначно. Например, при возбуждении уголовного дела она носит лишь предварительный характер, а на стадии постановления приговора она должна быть максимально точной. Оперативный работник, сталкиваясь с противоправными действиями конкретных лиц (получая о них информацию), также обращается к квалификации, Характер легальной квалификация приобретает только при условии, если она закрепляется в официальных уголовно-процессуальных документах и порождает правовые последствия: служит основанием для возбуждения уголовного дела и производства предварительного расследования, предъявления обвинения, предания суду, вынесения обвинительного приговора.

Помимо легальной в теории уголовного права имеется понятие доктринальной квалификации (неофициальной). Это оценка преступных деяний, даваемая в научных работах, иных публикациях и выступлениях. Но под эти случаи не подпадают действия оперативных работников. Даваемая ими квалификация имеет служебное назначение и тактические последствия, поскольку в зависимости от характера преступления избираются тактика оперативного поиска, приемы задержания воров, мошенников, спекулянтов, валютчиков, взяточников, расхитителей, а также тактика оперативной разработки; моделируются необходимые доказательства при сборе информации и документировании.

Поэтому, не будучи легальной, квалификация преступлений при осуществлении ОРД является оперативно-тактической, имеющей конкретные последствия для содержания этой деятельности. Также как и легальная, оперативно-тактическая квалификация базируется на главном принципе уголовной ответственности: эта ответственность может наступить только при установлении всех признаков состава преступления того или иного вида.

Имеется и еще один аспект квалификации преступлений в ОРД-- прогностический (использование при оценке различных видов отклоняющегося, «допреступного» поведения). Прогностическая модель позволяет оперативному работнику «увидеть», в какое преступление может перерасти аморальное, подстрекательское поведение в сочетании с вредным влиянием ближайшего окружения.

Такое прогностическое видение обусловлено тем, что нормы уголовного закона отражают реальную объективную действительность, в них обобщены жизненные факты, они содержат необходимые признаки всех элементов состава преступления. Имело эти признаки помогают оперативному работнику предвидеть, в какое преступное деяние может перерасти поведение криминально активных лиц и групп.

Используется в ОРД и легальная квалификация при выборе объектов оперативной профилактики, их классификации и определении комплекса профилактических мер, которые могут быть эффективны с учетом преступного опыта профилактируемых. Одно дело работа с рецидивистами, неоднократно судимыми за квалифицированные кражи, разбои, бандитизм, другое -- с судимыми за малозначительные преступления. На основе легальной квалификации систематизируется оперативно-розыскные учеты по «окраске» преступной деятельности. Легальная квалификация часто сама по себе предопределяет необходимость постановки на оперативный учет определенных категорий ранее судимых.

6. Институт стадий совершения преступления определяет характер реагирования на преступное поведение, которое развивается тайно и обнаруживается с помощью средств и методов ОРД. В уголовном праве предусмотрено три стадии, через которые проходит в своем развитии умышленное преступление: приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление. Вне правового регулирования существует и еще одна стадия -- обнаружение (формирование) умысла. Для ОРД существенны все четыре стадии, поскольку от того, на какой из них наступает оперативно-розыскное вмешательство, зависит направленность и содержание оперативно-розыскных действий и избираемой тактики.

Три стадии, которые определены в законе (приготовление, покушение, оконченное преступление), в практической деятельности моделируют, то есть очерчивают, пределы сбора информации и ориентируют на выбор момента задержания подозреваемых. Вместе с тем этот правовой институт имеет важное значение в решении задачи не допустить завершенности преступления и, следовательно, ущерба определенным группам общественных отношений. Зная, например, три признака покушения (непосредственная направленность действий на совершение преступления; незавершенность преступления, что выражается в отсутствии результата, который является обязательным признаком данного состава преступления; незавершенность преступления по причинам, не зависящим от воли виновного), оперативные работники стремятся реализовать оперативную информацию именно при покушении, если оно не грозит жизни, здоровью граждан, уничтожением имущества. Особенно такая тактика характерна при задержании соучастников хищений, взяточничества, карманных воров, мошенников. Применение этого института уголовного права ориентирует на ведение комбинационной оперативной работы для создания всех возможных препятствий на пути к достижению преступниками конечных целей преступлений.

Имеет значение для ОРД и стадия обнаружения умысла, который представляет собой выражение преступного намерения совершить преступление.

Обнаружение умысла, когда нет данных об уже совершенных преступлениях, требует оперативно-профилактического вмешательства, Оперативных работников должны всегда настораживать как тщательное обдумывание деталей замышляемого преступления, так и возможность возникновения преступного умысла в любой благоприятной для этого ситуации. И то и другое -- свидетельство формирования и развития общественной опасности личности.

7. Особое значение для борьбы с организованной преступностью имеет институт соучастия в преступлении, который практически определяет правовые рамки организованной преступности и создает для оперативных работников варианты ее моделей.

Степень участия в преступлении, которая зависит от «вклада» виновного в совместно совершаемое преступление, во многом определяется характером соучастия. Как известно, в уголовном праве выделено четыре его вида: организатор, исполнитель, подстрекатель, пособник.

Наибольшую общественную опасность представляют организаторы. Поэтому они всегда становятся главными объектами оперативной проверки организованных преступных групп. Они организуют совершение преступлений, руководят его участниками, устанавливают в преступных группах нормы отношений и поведения, внутригрупповую дисциплину. Организатор воздействует на сознание неустойчивых лиц, направляет их на совершение преступлений, вносит в преступные действия других участников определенную систему, налаживает между ними конспиративные связи, требует тщательной маскировки и принимает контрагентурные меры.

Среди исполнителей, как правило, существует распределение ролей: одни выполняют более, Другое -- менее общественно опасные функции. Многое в этом распределении зависит от их преступного опыта, моральных, волевых и физических данных. Такая неравномерность в степени общественной опасности исполнителей имеет существенное значение, Она помогает оперативным работникам находить в преступных группах «слабые звенья» на всех стадиях оперативной проверки. Это либо малоискушенный соучастник, либо опытный преступник, но с ослабленной нервной системой, пережившей на себе неотвратимость наказания и воочию убежденный в силе доказательств.

Пособники представляют особый оперативный интерес. Содействуя совершению преступлений, они оказываются хранителями орудий преступлений, предметов, добытых в результате их совершения, бывают хорошо осведомлены о деталях преступлений.

Значительный интерес для оперативно-розыскной деятельности представляет фигура подстрекателя, особенно в борьбе с организованными формами преступной деятельности несовершеннолетних.

Все виды соучастия, в том числе и прикосновенность к преступлению, обычно моделируются уже при выявлении и тем более в ходе оперативной разработки организованных преступных групп. И это важное тактическое обстоятельство помогает в рамках негласной оперативной работы получать достаточно четкое представление о структуре организованных преступных формирований, распределении в них ролей, общественной опасности их участников, о тех «прикосновенных» лицах, через которых можно получить информацию об организаторах, исполнителях, подстрекателях и пособниках. Фактически именно уголовно-правовой институт соучастия определяет достигаемые во всех формах оперативно-розыскной деятельности цели выявления всех преступных связей организованных преступных формирований.

8. Для оперативной проверки лиц, подозреваемых в подготовке и совершении преступлений, особое значение имеет институт доказывания. Он объединяет нормы уголовного и уголовно-процессуального законов, которыми определены: состав преступления, обстоятельства, подлежащие доказываник) по уголовному делу (в том числе перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств); понятие доказательства и процессуальный порядок их получения с помощью следственных действий. В законе дается единое понятие доказательств как фактических данных (сведений) о существенных обстоятельствах дела, дополненных и зафиксированных в соответствии с установленными правилами, органом, осуществляющим производство по делу. Доказательство представляет собой единство процессуальной формы и фактического содержания. Но фактическое содержание может быть дополнено и из негласных источников. Поэтому оперативно-розыскные действия, осуществляемые в ходе оперативной проверки, моделируют доказательства: обозначают их содержание и указывают на возможные процессуальные источники. В этой модели должны быть представлены следующие элементы: известно происхождение сведений и есть возможность их проверки, вероятный процессуальный источник -- лицо, от которого исходят сведения, обладает компетентностью и осведомленностью; могут быть соблюдены общие правила доказывания, установленные уголовно-процессуальным законом.

Моделирующая функция института доказывания проявляется и в том, что при оценке оперативной информации сразу включается механизм отсева сведений, которые не могут быть введены в уголовный процесс. Не могут рассматриваться как доказательства данные, носящие характер слухов, предположений, догадок, хотя бы они и были получены от лиц, относимых к источникам доказательств. Поэтому, прежде чем вводить в уголовный процесс соответствующие источники доказательств, необходимо всесторонне оценить значимость информации, которой они располагают.

9. Институты задержания, избрания меры пресечения, связанные с водворением задержанных и арестованных в изолятор временного содержания (ИВС) или следственный изолятор (СИЗО), создают организационную основу и реальную возможность оперативной проверки задержанных и арестованных в условиях изоляции, где применяется своеобразная тактика получения необходимой для следствия информации. Причем в этой работе активно используется институт доказывания, поскольку проводимые параллельно с оперативной проверкой в условиях изоляции следственные действия по-существу «вплетаются» в ее тактику.

10. Институт уголовного наказания объединяет многие нормы уголовного, исправителыю-трудового и уголовно-процессуального права. В целом этот институт предопределяет организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности в исправительно-трудовых учреждениях. В частности, существенное значение имеют определяемые нормами исправительно-трудового права виды и содержание режима в ИТК разных типов, уголовно-правовые основания и порядок условного освобождения.

Многие правила содержания осужденных в ИТУ используются для решения оперативно-тактических задач (порядок трудоиспользования, размещение в жилой зоне, разрешение свиданий, посылок, расконвоирование и др).

Можно сделать вывод, что правовые институты не только обеспечивают в деятельности оперативного работника необходимую правовую культуру, но и непосредственно используются для обогащения содержания всей оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью.

§2. Использование криминологических знаний в оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Криминология как отрасль юридической науки изучает главный предмет оперативно-розыскной деятельности -- преступность, ее причины, все аспекты личности преступника (правовые, социологические, психологические), весь сложный механизм преступного поведения, индивидуального и группового.

Естественно, что все категории криминологии, отражая углубленные знания многочисленных явлений, порождаемых организованной преступностью, оказывают непосредственное влияние на организацию и тактику ОРД.

Структура субъектов ОРД, их отраслевая и линейная специализация определяются структурой преступности, и не только ее видами, но и формами, учение о которых разработано в теории криминологии (рецидивной, несовершеннолетних, групповой, профессиональной, организованной). Но это лишь один аспект использования криминологической характеристики преступности в организации ОРД. Важнейшим элементом этой организации является оценка оперативной обстановки на всех уровнях функционирования субъектов ОРД. Эта оценка обязательно включает криминологический анализ организованной преступности, ее состояния, структуры и динамики, а также местных, или региональных, географических, демографических, экономических и социально-психологических факторов, причинно связанных с организованной преступностью.

На основе анализа определяются тенденции организованной преступности, выявляются наиболее пораженные объекты и участки территории, железных дорог, делаются прогностические выводы о количестве, структуре и наиболее вероятных местах преступных проявлений. Эти выводы используются при выборе вариантов расстановки оперативных сил субъектов ОРД в организации оперативного прикрытия территории и объектов. Для оперативной обстановки в ИТУ и местах их дислокации существенное значение имеет криминологический подход к анализу структуры местного населения, состава осужденных, производственного профиля колоний и дислокации их объектов. Углубленному анализу оперативной обстановки и прогнозированию тенденций организованной преступности способствуют установленные в криминологии зависимости между распространенностью различных видов негативно отклоняющегося проведения и динамикой преступлений, насильственных, корыстно-насильственных и корыстных (умышленных убийств, тяжких и менее тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей, краж, уголовно наказуемого хулиганства). Статистическая информация о тенденциях мелкого хулиганства и пьянства, проявлений паразитического антиобщественного образа жизни, антиобщественного поведения ранее судимых, дающего основания для установления административного надзора, нарушение правил общежития в быту, в связи с которыми применяется привод и официальное предостержение, групповых нарушений правопорядка неформальными группами подростков, отражает глубинные процессы возникновения преступлений и должна использоваться как инструмент предвидения вероятных тенденций в организованной преступности. Прогностическое значение информации об административных правонарушениях проявляется при ее оценке наряду с другими видами социальной информации. Так, анализ, свидетельствующий о распространенности в некоторых районах (микрорайонах, поселках, селах) хулиганства и нарушений общественного порядка и неадекватности реагирования на них, правонарушений на потребительском рынке и т.д., дает ценную прогностическую информацию, поскольку позволяет определить значимость комплекса факторов, связанных с динамикой преступности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.