скачать рефераты

МЕНЮ


Организация исследования запаховых следов человека в органах внутренних дел

2.2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по использованию запаховых следов человека в оперативно-розыскной и следственной практике

Основной закон

Конституция Российской Федерации принят-12.12. 1993г.

Кодексы

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации-№174 ФЗ-2001г.

Федеральные законы

№73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»от 31.05.2001г

.№144-ФЗ Закон об оперативно-розыскной деятельности от 12.08.1995г

Ведомственные приказы и проекты приказов

Проект приказа МВД России «Об организации деятельности отделений (групп) экспертизы запаховых следов человека в экспертно-криминалистических центрах при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации»

разработан во исполнение директивы Министерства внутренних дел Российской Федерации № 1 дсп от 23 марта 2004 г, предусматривающей активизацию работы по организации подразделений экспертизы запаховых следов человека в экспертно-криминалистических центрах при МВД, ГУВД, УВД Российской Федерации, и создание приказа МВД России, регламентирующего их деятельность и нормы материально-технического обеспечения.

В настоящее время создание и обеспечение деятельности отделений (групп) экспертизы запаховых следов человека, производство экспертиз и исследований, подготовка экспертов, а также отбор, содержание, кормление, ветобслуживание и подготовка к рабочему применению собак-детекторов регламентируются следующими приказами МВД России:

1. Приказ № 261 от 01 июня 1993г. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», которым утверждены действующие до настоящего времени Наставление по работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел (Приложение №1 к указанному приказу) и Положение о производстве экспертиз в экспертно экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел

2. Приказ № 525 от 25 сентября 1996г. (утратил силу). «Об утверждении Наставления по служебному собаководству в органах внутренних дел» - регламентирует вопросы применения служебных собак, планирования работы и отчетности (п. 1 Наставления), приобретения (п. 6), подготовки (п. 7), содержания и сбережения (п. 8), , ветобслуживания (п. 9) и списания служебных собак (п. 10).

3. Приказ МВД России № 21 от 14 января 2005г. «Об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки» - регламентирует вопросы предоставления экспертам права производства, в том числе экспертиз запаховых следов человека.

4. Приказы № 309 от 23 апреля 1999г. «Об утверждении Положения о ветеринарно-санитарном надзоре в системе МВД России» и № 512 от 10 июля 1999г. «Об утверждении норм снабжения ветеринарной техникой и имуществом органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Приказ № 816 от 20 октября 1999г. «О мерах по дальнейшему развитию кинологической службы в системе МВД России» - утверждает Типовое штатное расписание отделения (группы) экспертизы запаховых следов человека экспертно-криминалистического подразделения МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации и Примерное положение об отделении (группе) экспертизы запаховых следов человека экспертно-криминалистического подразделения МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации.

6. Приказ № 720 от 3 июля 2000г. «Об утверждении Инструкции по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России». Согласно п. 3 данного приказа снабжение подразделений МВД производится на основе единого плана снабжения, в соответствии со штатами, табелями, и нормами довольствия (положенности), а также в соответствии с утвержденной этим приказом Инструкцией по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России. Согласно п. 18.2. приложения №1, ЭКЦ МВД России «распределяет новые типы криминалистической техники, комплектные криминалистические лаборатории, аналитические приборы и лабораторное оборудование для проведения криминалистических исследований, специальные виды технических средств и расходные материалы для работы на местах происшествий, передвижные криминалистические и др. лаборатории для УРО, ГУВДТ, ГУБОП, ОПУ, РУБОП, УВДТ МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации». Приложением № 2 данного приказа в подразделениях МВД предусматривается наличие запаса продовольствия на 30 суток (в т.ч. продукты для кормления служебных собак).

7. Приказ № 366 от 30 мая 2003г. «О вопросах деятельности экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел» - утверждает нормы введения должностей сотрудников экспертно-криминалистических центров при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах по видам специализации, в том числе сотрудников отделений (групп) экспертизы запаховых следов человека, а также нормы закрепления за ними служебных собак-детекторов.

8. Приказ № 905 от 22 ноября 2003г. «Об утверждении некоторых норм снабжения органов внутренних дел, воинских частей внутренних войск и образовательных учреждений Министерства Внутренних дел Российской Федерации» предусматривает децентрализованную заготовку (закупку) снаряжения и предметов ухода для содержания, дрессировки и применения служебных собак.

9. Приказ № 985 от 16 декабря 2003г. «Об утверждении норм положенности технических средств в экспертно-криминалистических центрах в системе МВД России». На отделения (группы) экспертизы запаховых следов человека распространяются общие (на штатную единицу независимо от специализации) нормы положенности технических средств для экспертно-криминалистических центров при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ и УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

10. Приказ № 511 от 29.06.2005г. «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»(вместе с «инструкцией по организации производства судебных зкспертиз в ЭКП ОВД РФ» и «перечнем родов(видов) судебных экспертиз, производимых в ЭКП ОВД РФ».

В этих нормативных правовых актах МВД не отражены следующие вопросы:

1. Нормы материально-технического обеспечения отделений и групп экспертизы запаховых следов человека оборудованием, инструментами и расходными материалами, необходимыми для производства данного вида экспертиз.

2. Требования к помещениям, в которых планируется размещение отделений (групп) экспертизы запаховых следов человека и их оборудованию.

3. Контроль деятельности отделений (групп) экспертизы запаховых следов человека, ведение отчетности.

4. Специфика содержания, подготовки, тестирования навыков служебных собак, используемых в отделениях (группах) экспертизы запаховых следов человека.

5. Порядок взаимодействия экспертно-криминалистических центров с кинологической службой.

Отсутствие нормативного регулирования этих вопросов является препятствием для создания новых и работы существующих отделений (групп) экспертизы запаховых следов человека в ЭКЦ при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Кроме того, приложения №№ 3 и 6 к приказу МВД России № 816 от 20 октября 1999г., регламентирующие штатную численность и деятельность отделения (группы) экспертизы запаховых следов человека не соответствуют новой структуре экспертно-криминалистических центров при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, определенной приказом МВД России от 30 мая 2003г. № 366.

В соответствии с приказами МВД России № 816 от 20.10.99г. и № 366 от 30.09.03г. в состав отделения экспертизы запаховых следов человека входит начальник отделения, старший эксперт, эксперт и два техника-криминалиста, в состав группы -- старший эксперт (руководитель группы), один - два эксперта и один техник-криминалист. В соответствии с приказом МВД России от 20 ноября 2002г. № 1120 соотношение главных экспертов к старшим составляет 1:2, старших экспертов к экспертам - 1:2. Группа экспертизы запаховых следов человека может состоять из 2-5 сотрудников, отделение - из 6-10. Начальник отделения (руководитель группы) находится в подчинении начальнику ЭКЦ при МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации.

Подготовка экспертов включает их стажировку по вопросам исследования запаховых следов человека, которая в настоящее время проводится в ЭКЦ МВД России. По результатам рецензирования заключений эксперта Центральная экспертно-квалификационная комиссия МВД России решает вопрос о предоставлении сотрудникам отделения (группы) права производства экспертизы запаховых следов человека, руководствуясь требованиями, изложенными в п. 27 приложения № 1 к приказу МВД России от 14 января 2005г. № 21.

Нормы обеспечения отделений (групп) экспертизы запаховых следов человека оборудованием, инструментами и расходными материалами, необходимыми для производства этого вида экспертиз, в настоящее время обозначены только в методических рекомендациях (Сулимов К.Т., Старовойтов В.И. Использование запаховой информации с мест происшествий в раскрытии и расследовании преступлений: Методические рекомендации. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989). Это затрудняет планирование расходов при создании отделений (групп) и финансирование подобных подразделений, уже имеющихся в ЭКЦ при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Не нормированы также и требуемые размеры и планировка помещений, отводимых для деятельности отделений (групп).

Приказ МВД России № 366 от 30 мая 2003г. предусматривает, что, за каждым сотрудником отделения (группы) экспертизы запаховых следов человека могут быть закреплены 1-3 служебные собаки-детектора, а согласно п. 5 приложения № 6 приказа МВД России № 816 от 20 октября 1999г. сотрудники отделения (группы) обеспечиваются спецодеждой и спецснаряжением согласно табельной положенности для лиц, работающих со служебными собаками.

2.3 Оценка результатов и использование экспертного исследования запаховых следов человека

Практика показывает, что оценка данных судебной экспертизы запаховых следов человека следователем и судом зачастую сводится лишь к ознакомлению с выводами эксперта без изучения исследовательской части и других составляющих заключения. Нередко игнорируются разъяснения Пленума Верховного Суда о недопустимости использования вероятных выводов эксперта при обосновании решения по уголовному делу. Не всегда субъекты предварительного следствия и суд вникают в научную обоснованность выводов эксперта, определяемую правильным использованием им специальных познаний, и требований методик исследования. Юристы, представляющие сторону защиты, обычно, более внимательно изучают заключения эксперта, однако акцентируют внимание лишь на формальную сторону, явные противоречия и несоответствия, если таковые имеются в заключении. Это же относится к оценке содержания, полноты и качества исследования представленных на экспертизу объектов, пригодности и достаточности использовавшихся сравнительных запаховых образцов, соответствия и обоснованности ответов на решаемые вопросы.

Статья 17 УПК РФ определяет принцип свободы оценки доказательств. В соответствии с ней никакие доказательства не имеют заранее установленной силы: «Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью». По правилам оценки доказательств, закрепленных в ст.88 УПК РФ, «каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности-достаточности для разрешения уголовного дела». Результаты любой экспертизы не должны противоречить другим фактам и подтверждаются другими данными. Кроме оценки выявленных фактов в комплексе, на предварительном следствии и судом должно тщательно и всесторонне проверяться каждое отдельное доказательство.

Судебная экспертиза запаховых следов человека производится в порядке, установленном главой 27 УПК РФ. В случаях получения заключения эксперта по исследованию запаховых следов человека с нарушением требований УПК, суд в порядке, установленном ст. 234 и 235 УПК РФ, прокурор, следователь, дознаватель по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе вправе признать такое доказательство недопустимым. Заключение эксперта как доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт (ст.75 УПК РФ).

В частности, для получения этой экспертизы следователь вправе получить образцы крови и пота для сравнительного ольфакторного исследования у подозреваемого, обвиняемого, а также у свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает необходимость проверить, оставлены ли им запаховые следы в определенном месте или на вещественных доказательствах (ст.202 УПК РФ). При получении запаховых образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство. С учетом этого необходимые сравнительные образцы крови от проверяемых лиц должны отбираться с участием специалистов в соответствующих условиях медицинского учреждения.

Знакомящимся с заключением должна быть понятна логика рассуждений и ход проведенных исследований. Инициатором проведения экспертизы от эксперта (экспертов) могут быть получены показания- сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после получения его заключения, в целях разъяснения или уточнения данного заключения в соответствии с требованием ст.80, 205 и 282 УПК РФ. По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд также вправе вызвать для допроса эксперта, давшего заключение по результатам исследования запаховых следов в ходе предварительного расследования, для разъяснения или дополнения данного заключения (ст.282 УПК РФ). Эксперту, вызванному в суд, после оглашения заключения сторонами могут быть заданы вопросы для разъяснения обстоятельств, процедуры исследования запаховых следов, по вопросам обоснованности выводов или для пояснения позиций, недостаточно полно раскрытых в заключении эксперта.

Некоторые вопросы, касающиеся механизма образования запаховых следов, возможности их сохранения и анализа могут быть предложены на разрешение экспертов и разрешены непосредственно в суде. В этом случае председательствующий суда предлагает сторонам представить в письменной форме вопросы эксперту (ст. 283 УПК РФ). По ним заслушивают мнения участников судебного разбирательства. Рассмотрев указанные вопросы, суд своим определением или постановлением отклоняет те из них, которые не относятся к уголовному делу или компетенции эксперта, формулирует новые вопросы.

В ст.10 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» разъясняется, что при проведении необходимых исследований вещественные доказательства с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения данного исследования. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении экспертизы запаховых следов человека или в соответствующем письме. Это же требование предусмотрено ст. 57 УПК РФ, и его выполнение необходимо учитывать при оценке правомочности действий экспертов.

Необходимо подчеркнуть, что доказательственное значение результаты судебной экспертизы запаховых следов человека приобретает только при выполнении следователем и экспертами комплекса следующих правовых, организационных и методических мероприятий Старовойтов В.И., Шамонова Т.Н. Запах и ольфакторные следы человека. - М.: ЛексЭст, 2003. - С. 116-117.:

- организации правильного изъятия, хранения и транспортировки запаховых объектов (предметов-носителей запаховых следов человека, собранных с них запаховых проб, образцов);

- процессуального закрепления обнаружения, изъятия объектов, вероятных носителей запаховых следов человека (получения образцов для сравнительного исследования) в протоколе соответствующего следственного действия;

- проведения исследования компетентными и квалифицированными экспертами, прошедшими обучение в рамках экспертной специальности, и имеющими право на самостоятельное производство судебной экспертизы запаховых следов человека;

- соблюдения методических принципов проведения ольфакторных исследований в судебной экспертизе;

- процессуальным оформлением результатов экспертного исследования;

- возможностью проведения дополнительного и повторного исследования объектов экспертизы.

Глава3. Организация исследования запаховых следов человека в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД

3.1. Тактика и техника работы с запаховыми следами при следственных действиях и оперативных мероприятиях

Криминалистическое значение запаховых следов

Использование запаховой информации в оперативной деятельности органов внутренних дел по раскрытию преступлений происходит:

1) для преследования и задержания преступников по их "горячим" следам (давностью до одного-трех часов);

2) для обследования местности и помещений с целью поиска утерянных или спрятанных предметов, имеющих отношение к преступлению;

3) для установления маршрута передвижения участников события к месту совершения преступления и обратно;

4) для проведения оперативного мероприятия - кинологической выборки изъятых предметов по заданным служебно-розыскной собаке запахам проверяемых лиц (обычно, предметов их одежды);

5) для розыска спрятанных (сокрытых) трупов, оружия, наркотических средств, взрывчатых веществ и так далее.

Накопленный опыт использования метода лабораторного экспертногоисследования запаховых следов человека опроверг бытовавшее представление о криминалистическом исследовании запаховых следов человека как исключительно оперативно-розыскном средстве и показал заинтересованность в нем работников не столько уголовного розыска, сколько следствия и прокуратуры См. Информационное письмо Прокуратуры РСФСР № 15л - 85к/ 86 от 04.03.1986г. «О возможностях одорологии в раскрытии преступлений»; Информационное письмо Прокуратуры РСФСР № 15л-85/89 от 12.12.1989 г. «Об экспертном исследовании запаховых следов».. Так, доля поручений служб уголовного розыска по исследованию запаховых следов в ЭКЦ МВД России в среднем составляет ежегодно лишь 8%, в то время как остальные 92% заданий поступают от органов следствия милиции и прокуратуры. По данным ДепУР МВД России даже традиционная кинологическая выборка вещей и человека, которую проводят в Центрах (Зональных Центрах) кинологической службы, составляет только 5-6% от общего числа применений служебно-розыскных собак. Метод экспертного ольфакторного исследования запаховых следов, таким образом, объективно нацелен на проверку и подтверждение разрабатываемых по уголовному делу версий, на решение, в основном задач, следствия, а не розыска: установления участников происшествия по их запаховым следам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.