скачать рефераты

МЕНЮ


Органы юстиции и адвокатура

Также существовала точка зрения, согласно которой адвокатура - это профессиональный союз. Однако для приёма в профессиональный союз не требуется специального образования, но требуются специальные заслуги. Для приёма в адвокатское объединение обязательно юридическое образование, а вот заслуги в области правоприменительной практики иметь вовсе не обязательно.

Согласно третий точке зрения адвокатура является общественной организацией. Общественные организации создаются путём добровольного объединения лиц для осуществления конкретной деятельности, построены на основе самоуправления, равенства прав членов, подчинения требованиям законности и обладают организационным единством. Т.е. мы можем твёрдо утверждать, что адвокатура является негосударственным, профессиональным, добровольным общественным объединением.

Адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, открыть своё адвокатское бюро или же объединяться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы, конторы и другие адвокатские объединения.

Т.к. адвокатура является органом, который принимает активное участие в защите прав граждан, в своей деятельности она тесно взаимодействует с органами юстиции.

4. Взаимодействие органов юстиции и адвокатуры.

Специфика отношений адвокатуры с органами юстиции Украины является то, что адвокатура не государственный орган, как, например, суды общей юрисдикции, а общественная организация, которая самостоятельно разрешает свои внутренние вопросы и действует на самоуправленческих началах. Однако органы юстиции оказывают определённое влияние и на адвокатскую деятельность. К такому влиянию относятся:

1) участие представителей органов юстиции в квалификационно-дисциплинарных комиссиях;

2) участие представителя Минюста Украины на заседаниях Высшей квалификационной комиссии адвокатуры в качестве её члена;

3) в случаях участия адвоката в уголовных делах по назначению либо при освобождении гражданина от оплаты юридической помощи Минюста Украины обеспечивает необходимое финансирование оплаты труда адвокатов за счёт государства;

4) согласно Положению о порядке регистрации адвокатских объединений Минюста Украины осуществляет регистрацию адвокатских коллегий, фирм, контор и иных адвокатских объединений;

5) обобщает статистическую отчётность об адвокатской деятельности.

4.1. Квалификационно-дисциплинарная комиссия адвокатуры и Высшая квалификационная комиссия Адвокатуры.

Профессия юриста на сегодняшний день стала массовой и уровень многих высших учебных заведений не даёт с полной уверенностью сказать, что из него выходят специалисты высокого класса. Соответственно, знания у таких «специалистов» не соответствуют необходимым требованиям. Поэтому для определения уровня профессиональных знаний лиц, которые собираются заниматься адвокатской деятельностью, решения вопросов о дисциплинарной ответственности адвокатов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе создаются сроком на 3 года квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры. п.2 Положения о квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры от 5.05.1993 г.

В своей деятельности квалификационно-дисциплинарная комиссия руководствуется Основным законом Украины, актами законодательства Украины, актами Высшей квалификационной комиссии адвокатуры, принятыми в пределах её компетенции, а также Положением о квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры от 5 мая 1993 г.

Формирование квалификационно-дисциплинарной комиссии осуществляется Советом Министров Автономной Республики Крым, областными и Киевским и Севастопольским городскими советами народных депутатов.

Комиссия действует в составе двух палат - аттестационной и дисциплинарной. Аттестационная палата создаётся в составе 11 членов, в неё входят 4 адвоката, 4 судьи, по одному представителю от Совета Министров Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских Советов народных депутатов, по одному представителю от Главного управления юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областного, Киевского и Севастопольского городского управления юстиции и один представитель от отделения Союза адвокатов Украины. п.8 Положения о квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры от 5.04.1993 г.

Дисциплинарная палата образуется в составе 9 членов, из которых 5 - адвокаты; 2 - судьи; по одному представителю от Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины и Автономной Республике Крым, областного, Киевского и Севастопольского городского управления юстиции; и один представитель от отделения Союза адвокатов Украины. п.9 Положения о квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры от 5.04.1993 г.

Члены палат квалификационно-дисциплинарных комиссий избираются в следующем порядке:

- адвокаты избираются на общих собраниях адвокатов Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя тайным голосованием на альтернативной основе при свободном выдвижении кандидатов;

- судьи избираются на конференции судей Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя тайным голосованием на альтернативной основе при свободном выдвижении кандидатов;

- представители отделения Союза адвокатов Украины избираются на собраниях отделения Союза тайным голосованием на альтернативной основе при свободном выдвижении кандидатов;

- представитель областного, Киевского и Севастопольского городских советов избираются соответствующим советом, представитель Совета министров Автономной Республики Крым назначается Советом министров Республики;

- представитель Главного управления юстиции Минюста Украины в Автономной Республике Крым, областного, Киевского и Севастопольского городского управления юстиции назначается начальником соответствующего управления юстиции п.11 Положения о квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры от 5.04.1993 г..

Подготовка заседания палаты обеспечивается председателем палаты или заместителем председателя палаты либо по поручению председателя одним из членов палаты.

К полномочиям квалификационно-дисциплинарной комиссии относятся:

1. выдача свидетельств о праве на занятие адвокатской деятельностью;

2. принятие присяги адвоката Украины;

3. приостановление адвокатской деятельности, аннулирование свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью и решения аттестационной палаты о выдаче такого свидетельства;

4. осуществление контроля за соблюдением адвокатами обязанностей, закреплённых в Присяге адвоката Украины, в актах законодательства Украины и Правил адвокатской деятельности;

5. выявление причин и условий, способствовавших совершению адвокатами дисциплинарных проступков, оказанию правовой помощи на низком профессиональном уровне, а также разработка рекомендаций относительно мер по устранению этих причин и условий;

6. утверждение решений о повышении квалификации адвоката и организация их исполнения;

7. избрание представителей в состав Высшей квалификационной комиссии адвокатуры.

Непосредственно к полномочиям аттестационной палаты комиссии относятся:

1) рассмотрение заявлений лиц, которые имеют намерение заниматься адвокатской деятельностью;

2) принятие решений о допуске лиц или отказе в допуске к сдаче квалификационных экзаменов;

3) принятие квалификационных экзаменов;

4) утверждает решения о выдаче или отказе в выдаче свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью.

В свою очередь дисциплинарная палата комиссии:

1) рассматривают жалобы граждан, отдельные определения судов, постановления судей, постановления, представления следственных органов, председателя квалификационно-дисциплинарной комиссии или её членов, заявления адвокатских объединений, предприятий, учреждений, организаций на действия адвокатов;

2) решает вопросы о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности и рассматривает возбуждённые дела, принимает решения о применении дисциплинарного взыскания или об отказе в привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности;

3) обобщает дисциплинарную практику палаты и адвокатских объединений за год.

Для качественного осуществления своей деятельности квалификационно-дисциплинарная комиссия и её палаты имеют право спрашивать и получать бесплатно информацию от судов, следственных органов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, других органов исполнительной власти, адвокатских объединений, адвокатов, предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан, но только с их согласия. Так же она может направлять соответствующие запросы в вышеперечисленные органы, которые должны дать на них ответ в течение 10 дней.

В случае получения сведений о нарушении адвокатами законодательства Украины в сфере осуществления адвокатской деятельности квалификационно-дисциплинарная комиссия может проводить проверки деятельности соответствующих адвокатских объединений. Во время таких проверок члены квалификационно-дисциплинарной комиссии могут требовать от адвокатов и руководящих органов объединений личных объяснений по вопросам проверки.

Результаты проверок рассматриваются на заседании комиссии, на котором может быть принято решение о внесении представления в дисциплинарную палату комиссии о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности либо о возложении на него обязанности повысить свою квалификацию.

Лицо, которое подало заявление или в отношении которого рассматривается дело может заявить до начала рассмотрения дела отвод одному из членов палаты комиссии, если он считает, что член палаты заинтересован в результатах рассмотрения, либо имеет сомнение в отношении объективности члена палаты. Член палаты считается отведённым, если за это проголосовало большинство или половина членов палаты комиссии.

Эти члены палат квалификационно-дисциплинарной комиссии освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей на время работы комиссии с сохранением среднемесячного заработка за счёт средств квалификационно-дисциплинарной комиссии.

Решения об отказе в передаче свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью или на привлечение адвоката к дисциплинарной ответственности могут быть обжалованы в Высшей квалификационной комиссии адвокатуры.

Порядок деятельности Высшей квалификационной комиссии адвокатуры регулируется Положением «О Высшей квалификационной комиссии Украины» от 5 мая 1993 г. Комиссия создаётся при Кабинете Министров Украины сроком на 3 года.

В состав Высшей квалификационной комиссии адвокатуры входят по одному представителю от каждой квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, Верховного Суда Украины, Министерства юстиции Украины, Союза адвокатов Украины.

Представители от квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры избираются тайным голосованием на альтернативной основе при свободном выдвижении кандидатов из членов квалификационно-дисциплинарных комиссий.

Представители от Верховного Суда Украины избираются Пленумом Верховного Суда, а представители Союза адвокатов Украины - правлением этого Союза.

Представители от Министерства юстиции Украины назначаются Мини стром юстиции Украины.

К полномочиям Высшей квалификационной комиссии относятся:

- рассмотрение жалоб: на решения квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры или их палат об отказе в допуске к квалификационным экзаменам, отказе о выдаче свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, об аннулировании решения аттестационной палаты о выдаче свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, рассмотрение жалоб о наложении на адвоката дисциплинарного взыскания, о прекращении адвокатской деятельности и аннулировании свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью;

- разрабатывает и утверждает программы и порядок составления квалификационных экзаменов лицам, которые проявили желание заниматься адвокатской деятельностью, порядок выдачи и аннулирования свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью;

- осуществляет контроль за деятельностью квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры, анализирует практику применения ими Закона Украины «Об адвокатуре», Положения о квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, актов, принятых Высшей квалификационной комиссией адвокатуры, разрабатывает и осуществляет меры относительно улучшения работы этих комиссий;

- одобряет Правила адвокатской этики;

- устанавливает порядок осуществления контроля за соблюдением адвокатами обязанностей, которые предусмотрены в Присяге адвоката Украины, актов законодательства Украины, Правил адвокатской этики, порядок организации и проведения проверок, которые осуществляются ежегодно квалификационно-дисциплинарной комиссией относительно качества предоставления правовой помощи п. 18-1 Положения о квалификационно-дисциплинарных комиссиях от 5.05.1993 г. ;

- утверждает Положение «О едином реестре адвокатов Украины», составляет, ведёт и систематически обнародует этот Реестр;

- утверждает образец ордера, который используется адвокатом для утверждения своих полномочий и представительства или защиты клиента;

- изготовляет по установленному образцу бланки свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью;

- устанавливает порядок и формы повышения квалификации адвокатов и координирует работу квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры по этим вопросам;

- применяет меры по устранению нарушений требований несовместимости адвокатской деятельности с другими видами роботы и причин и условий, которые способствовали совершению других нарушений законодательства. п. 10 Положения о Высшей квалификационной комиссии от 5.05.1993 г.

В результате рассмотрения жалоб Высшая квалификационная комиссия может:

- оставить решение палаты или квалификационно-дисциплинарной комиссии без изменений;

- изменить решение;

- отменить решение и отослать дело в туже самую квалификационно-дисциплинарную комиссию для повторного рассмотрения или закрыть дело, или принять дело в своё производство, рассмотреть её по существу и вынести новое решение.

В результате рассмотрения жалоб на действия квалификационно-дисциплинарных комиссий Высшая квалификационная комиссия адвокатуры может вынести решение о:

- применении мер об устранении нарушений законодательства в деятельности квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, её палат или членов палат и устранении причин и условий, которые способствовали совершений нарушений;

- внесении представлению органу, который выбрал или назначил члена палаты, который грубо нарушен законодательство во время осуществления своих функций в комиссии, о его досрочном отзыве. п. 23-1 Положения о Высшей квалификационной комиссии адвокатуры от 5.05.1993 г.

Решение Высшей квалификационной комиссии является окончательным.

Высшая квалификационная комиссия ежегодно информирует о своей работе Кабинет Министров Украины.

4.2. Финансирование оплаты труда адвокатов за счёт государства. Обобщение статистической отчётности по адвокатской деятельности.

Согласно статье 12 закона Украины «Об адвокатуре» оплата труда адвоката осуществляется на основании договора между гражданином или юридически лицом и адвокатским объединением или адвокатом. В случае участия адвоката в уголовном деле по назначению и при освобождении гражданина от оплаты юридической помощи из-за его малообеспеченности оплата труда адвоката осуществляется за счёт государства в порядке установленным Кабинетом Министров Украины.

Участие адвоката при проведении досудебного следствия и в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции обязательно:

1) по делам лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления в возрасте до 18 лет,- с момента признания лица подозреваемым или предъявления ему обвинения;

2) по делам о преступлениях лиц, которые вследствие своих физических или психических недостатков не могут сами реализовать своё право на защиту, - с момента задержания лица или предъявления ему обвинения либо с момента установления этих недостатков;

3) по делам лиц, не владеющих языком, на котором ведётся судопроизводство, - с момента задержания лица или предъявления ему обвинения;

4) если санкция статьи, по которой квалифицируется преступление, предусматривает пожизненное лишение свободы, - с момента задержания лица или предъявления ему обвинения;

5) при производстве по делу о применении принудительных мер медицинского характера - с момента установления наличия у лица душевной болезни;

6) при производстве по делу о применении принудительных мер воспитательного характера - с момента помещения его в приёмник-распределитель.

В суде апелляционной инстанции участие адвоката обязательно во всех выше перечисленных случаях, если в апелляции ставится вопрос об ухудшении положения осуждённого или оправданного. ст. 45 УПК Украины с изменениями и дополнениями по состоянию на 1.05.2002г.

Так же Минюст проводит обобщение статистической отчётности по адвокатской деятельности. ст.18 Закона Украины «Об адвокатуре» от 19.12.1992 г. Статистические данные адвокатской деятельности необходимы для выявления отрицательных и положительных моментов в данной деятельности, обнаружения пробелов законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, и усовершенствования этого законодательств, а также для обработки научных данных адвокатской деятельности и использования этих данных в научных целях.

4.3. Регистрация адвокатских объединений.

Как уже говорилось, адвокат может открыть своё адвокатское бюро или объединиться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы, конторы и другие адвокатские объединения.

В соответствии со статьёй 4 закона Украины “Об адвокатуре” регистрация адвокатских объединений осуществляется в Министерстве юстиции Украины. Адвокатские объединения письменно извещают местные органы власти о своей регистрации, а адвокаты - о получение свидетельства на право заниматься адвокатской деятельностью.

Для регистрации адвокатского объединения в Министерство юстиции подаются:

1. заявление, подписанное уполномоченным представителем объединения;

2. устав адвокатского объединения;

3. учредительный договор или протокол собрания адвокатов о создании адвокатского объединения;

4. данные про количественный состав адвокатского объединения, наличие у членов свидетельств о праве заниматься адвокатской деятельностью;

5. документ о внесении платы за регистрацию. п.2 Положения о порядке регистрации адвокатских объединений 27.04.1993 г.

Данное заявление о регистрации объединения рассматривается в месячный срок со дня поступления всех необходимых документов. В случае если в Минюст не были предоставлены все вышеуказанные документы, заявление о регистрации адвокатского объединения остаётся без рассмотрения.

В результате рассмотрения заявления Министерство юстиции Украины может вынести одно из следующих решений:

- о регистрации адвокатского объединения;

- об отказе о регистрации адвокатского объединения;

- об оставления заявления без рассмотрения.

После регистрации адвокатского объединения ему выдаётся свидетельство и присваивается соответствующий номер, который вносится в Реестр адвокатских объединений.

Если же устав или иные документы противоречат законодательству Украины, принимается решение об отказе в регистрации адвокатского объединения, которое в течение 10 дней направляется заявителю.

Адвокатское объединение обязано извещать Минюст об изменения в уставных документах, адреса или об окончании деятельности в 5-дневный срок для внесения необходимых изменений в Реестр.

6. Заключение.

Таким образом, деятельность органов юстиции и адвокатуры осуществляется в строгом соответствии с Конституцией Украины и направлена, прежде всего, на защиту прав и свобод человека в Украине. Органы юстиции играют важную роль в деятельности адвокатов и адвокатуры. В процессе своей работы данные структуры осуществляют тесное правовое взаимодействие. Это, в свою очередь, позволяет определить пробелы в законодательстве государства относительно защиты прав, свобод и законных интересов граждан, выработать пути устранения недостатков в определенной отрасли права и определить направления развития правовой науки в соответствии с международным законодательством.

Кроме того, деятельность органов юстиции и адвокатуры способствует осуществлению правовой информатизации общества и контролю за соблюдением законодательства Украины в сфере защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Исходя из вышеизложенного, следует, что данные структуры имеют немаловажное значение в структуре государства и непосредственно способствуют демократизации общества и развитию правового государства в Украине.

Список использованной литературы:

1. Нормативные материалы:

- Конституция Украины от 28 июня 1996 года;

- Закон Украины «Об адвокатуре» от 19 декабря 1992 года;

- Постановление Кабинета Министров Украины «О системе органов юстиции» от 30 апреля 1998 года;

- Положение о Министерстве юстиции Украины от 30 декабря 1997 года;

- Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке регистрации адвокатских объединений» от 23 апреля 1993 года;

- Положение «О квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры» от 5 мая 1993 года;

- Положение «О Высшей квалификационной комиссии адвокатуры» от 5 мая 1993 года,

2. Специальная литература:

- Гель А.П., Семаков Г.С., Цвигун Д.Д. «Правоохранительные органы Украины» // Киев.-2000 г.

- Кондратьев Я. « Суд, правоохранительные и правозащитные органы Украины» // Киев, Юринком Интер. - 2002 г.

- Битяк Ю.П. «Административное право Украины» // Харьков, Право - 2001 г.

- «Комментарий к законам о прокуратуре, адвокатуре и милиции» // Харьков, Одиссей - 2001г.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.