скачать рефераты

МЕНЮ


Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова

28

План.

Введение.

1. Понятие и историческое развитие института прав и свобод личности.

2. Понятие и сущность правового статуса человека и гражданина.

3. Классификация прав и свобод человека и гражданина:

а) Личные права и свободы;

б) Политические права и свободы;

в) Социально-экономические права и свободы.

4. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова. Гарантии и ограничения прав и свобод.

5. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова.

Заключение.

Библиография.

Введение.

Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства - «основные права и свободы человека и гражданина» и гарантии по защите этих прав и свобод Конституцией Республики Молдова. Основной закон государства - Конституция, в первом разделе «Основные принципы» декларирует положение о том, что «Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются». Ч. 3 ст. 1 Конституции Республики Молдова от 27. 08. 1994 г. Данное положение - одна из фундаментальных основ конституционного строя РМ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя в правовом государстве.

Демократическое правовое государство - это идеал, к которому человечество стремилось веками. Представления человека о государстве как организации, функционирующей на основе справедливого закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека - это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей - человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который призван охранять важнейшие интересы личности, облеченные в форму права. Федоров Г.К. «Теория государства и права» Кишинев 1998г. стр.152 Подлинно демократическое правовое государство наделяет своих граждан не только правами и свободами, но и налагает на них определенные обязанности. Очень важно, чтобы права и свободы граждан были соответствующим образом гарантированы, в противном случае они из блага превращаются в пустые лозунги, не представляющие никакой ценности. И, наконец, в правовом государстве должна господствовать взаимная ответственность государства и личности. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях, и наоборот, правомерные решения и действия государственных органов в определенных случаях могут ограничивать свободу личности.

Таким образом, институт прав и свобод личности является фундаментальным институтом Конституционного права всякого государства, декларируемого в качестве правового. Анализ теории и практики его применения позволяет наглядно продемонстрировать соотношение принципов правового государства, продиктованных теорией, и фактического положения, которое имеет место в реальной жизни того или иного государства. Правовое положение личности - важнейший индикатор законности и правопорядка в обществе.

1. Понятие и историческое развитие института прав и свобод личности.

Институт прав и свобод человека и гражданина является основой конституционализма во всяком государстве, декларирующем себя правовым. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе буржуазных революций XVII - XVIII вв.

Институт прав и свобод личности содержит в себе два самостоятельных подинститута - институт прав и институт свобод. Юридическое различие между правом и свободой провести довольно трудно. Субъективное право - это мера возможного поведения лица признаваемая и гарантируемая государством. Многие считают, что данное определение подходит и к свободе (свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д.). Так, например, ч. 1 ст. 11 германского Основного закона гласит: «все немцы пользуются свободой передвижения в пределах федеральной территории», а ч. 2 той же статьи: «это право может ограничиваться лишь законом». Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. «Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии» - М., «Права человека - Будапешт» COLPI 1997 г. Все же когда идет речь о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит обязанность, соответствующая этому праву. Например, если провозглашается право на охрану здоровья (ст. 36 Конституции РМ), обязанным субъектом по природе вещей должны выступать государственные учреждения здравоохранения. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу лиц, обязанных уважать эту свободу. Так, если провозглашена свобода слова (ст.32 Конституции РМ), человек вправе требовать у государства защиты от любого субъекта, препятствующего ему ею пользоваться. Интересно характеризует соотношение права и свободы профессор М.В. Баглай: «Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы». «Конституционное право зарубежных стран. Учебник для ВУЗов» - М., «Норма - ИнфраМ» , 1999 г., стр. 84

Возникновение понятия "права человека" неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V-IV вв. до н.э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, Папиниан, Ульпиан и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе.

В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Правовое положение человека в обществе и государстве определялось его принадлежностью к определенному сословию, божественными законами. По сей день теологические идеи о правовом статусе личности остаются неизменными. Папа Римский пишет, что «права человека были предначертаны Создателем при сотворении мира и неверно говорить, что их «даруют» какие-либо институты - государства или международные организации. Эти структуры лишь осуществляют предначертание Господне - написанный в сердцах закон» Папа Иоанн-Павел II «Права человека//Российский бюллетень по правам человека» № 7 - М., 1995 г., стр. 5.

Начиная с И.Канта (1724-1804), просвещенная европейская мысль культивировала начала автономности, абсолютной самоценности, самозаконности личности в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Бентама и других мыслителей. Правовой статус личности начинает ассоциироваться с системой неотъемлемых прав человека. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791г.). Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Конституции Республики Молдова (раздел 2 «Основные права, свободы и обязанности»).

В историческом развитии прав и свобод исследователи выделяют три волны или три поколения:

Первая волна восходит к истокам конституционализма. В первых конституционных актах фиксировались как правило две группы прав и свобод, обусловленные дуализмом гражданского и политического общества. Это гражданские или личные (хабеас корпус, неприкосновенность жилища и др.) и политические (избирательное право, свобода слова и др.)

Вторая волна, проявившаяся в первой половине-середине XX в. характеризуется признанием социально-экономических и социально-культурных прав и свобод.

Третья волна обусловлена обострением во второй пол. XX в. глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, и вступлением мира в эпоху информатизации. Отсюда такие права, как право на здоровую окружающую среду, право на информацию и др. «Конституционное право зарубежных стран. Общая часть». Под ред. Б. А. Страшуна - М., «Бек» 2000г. стр. 121-122

2. Понятие и сущность правового статуса человека и гражданина.

Правовое положение личности в каждом обществе определяется не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм (моральными, религиозными и др.) Положение личности называется общественным или общесоциальным статусом личности, который в качестве своей составляющей включает наряду с другими (социальным, семейным, профессиональным, политическим, экономическим и т.п.) и правовой статус личности. Правовым он называется потому, что положение личности в обществе определяется юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой.

В широком смысле под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права и свободы, обязанности, ответственность, установленные законодательством и гарантируемые государством. В узком смысле категория правовой статус характеризует объем прав и свобод, которыми обладает субъект права. «Теория права и государства. Учебник» под ред. В. В. Лазарева - М., «Право и закон» 2002 г. стр.480-481

Правовой статус гражданина прослеживается как многоплановое политико-правовое явление с приоритетным конституционным выражением и закреплением, без чего невозможно обеспечить полное и четкое урегулирование правового положения личности в различных сферах общественной жизни. В Конституции РМ, законе «о гражданстве РМ» (№1024-XIV от 02.06.2000 Официальный Монитор Молдовы N 98-101 от 10.08.2000), законе «о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РМ» от 10.11.1994 г., других нормативных актах конституционно-правовой статус личности содержит наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Виды правового статуса личности:

1. Общий (конституционно-правовой) - определяется Конституцией РМ и является единым, одинаковым для всех.

2. Индивидуальный - это статус конкретного индивида, отражающий совокупность только ему принадлежащих прав и обязанностей (в зависимости от гражданства, семейного положения, возраста, пола и т.д.).

3. Специальный - это статус лица, принадлежащего к конкретной категории граждан (сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, государственные служащие), который позволяет осуществлять возложенные на них специальные функции.

Структуру правового статуса образуют:

· Гражданство как политико-правовая основа статуса личности;

· Единство прав, свобод и обязанностей;

· Юридические гарантии реализации прав и свобод. Иванов В.М. «Конституционное право Республики Молдова» Кишинев 2000 г. стр. 183

Правовой статус уравнивает людей в их правовых возможностях путем установления общих для всех пределов возможного и должного, что отнюдь не нарушается наличием внутри правового статуса норм, рассчитанных на определенные социальные группы.

Правовой статус характеризуется не только юридическим, но и политическим аспектом. В этом смысле в конституциях многих стран мира проводятся различия между статусом человека и статусом гражданина. В юридической литературе часто, имея в виду права человека, пишут о правах личности. Слово «личность» употребляют при этом в качестве синонима таких понятий, как «человек» или «индивид». Права человека признаются за каждым человеческим существом.

Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, а как член политического, то есть государственно образованного общества, он равноправен лишь с теми, кто как и он, принадлежит к данному государству. В мировой практике различие между правами человека и гражданина проводится в формулировках самих статей конституций. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы: «каждый», «все», «никто» или безличные формулы типа «признается право», «гарантируется свобода» и т.п. Так, ст. 26 п. 2 Конституции РМ гласит: «каждый человек имеет право самостоятельно реагировать законными способами на нарушение своих прав и свобод». Применительно же к правам гражданина указывается: «граждане имеют право», «гражданин может» и т.д. Так, п.1 ст. 18 Конституции РМ закрепляет положение: «граждане РМ не могут быть выданы другому государству или высланы из страны». Иногда вместо этого указывается на принадлежность к нации (например, «все испанцы»), при этом следует иметь в виду, что в западных странах термин «нация» означает не этническую, а политико-правовую общность.

В настоящее время в РМ правовой статус личности строится исходя из следующих принципов:

· Принцип признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

· Принцип соответствия основ правового статуса человека и гражданина РМ общепризнанным принципам и нормам международного права.

Ст. 4 Конституции РМ гласит, что конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является РМ.

· Принцип равенства прав, свобод и обязанностей граждан.

Ст. 16 Конституции закрепила положение о равенстве всех граждан перед законом и властями, независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.

· Принцип единства прав и обязанностей РМ, который выражается в том, что многие права воплощают в себе и обязанности, одни в правовом аспекте, другие - в форме общественного долга.

Так, п. 5 ст. 46 Конституции гласит, что право частной собственности обязывает к соблюдению требований защиты окружающей среды и обеспечению добрососедства, а так же к соблюдению других требований, которые согласно закону возлагаются на собственника.

· Принцип обеспечения прав и свобод надежными гарантиями( о гарантиях речь пойдет ниже).

3.Классификация прав и свобод человека и гражданина.

Каждый человек обладает огромным количеством различных прав и несет определенные обязанности. В своей совокупности они направляют поведение человека, юридически закрепляют за ним различные социальные блага, материальные, духовные, политические, личные. Обобщая практику, наука сводит все права и обязанности каждого человека в единую систему субъективных прав и обязанностей. В этой системе выделяют две главные части:

1. Конституционные права и обязанности.

Они занимают ведущее место, наиболее важны для личности и общества, выражают демократическую сущность государства, обеспечивают его жизнедеятельность в политической, экономической, духовной сфере. Эти права носят изначальный, а не производный характер, неотчуждаемы и принадлежат всем в равной мере с рождения. Они составляют ядро правового статуса личности, основу всех других прав, закрепляемых другими отраслями права. Только конституционные права и свободы имеют такой всеобъемлющий адрес - как каждый человек и гражданин, или каждый гражданин. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.195

2. Отраслевые права и обязанности детализируют конституционные, иногда выполняя гарантийную функцию.

Второй раздел Конституции, закрепляющий основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, включает 44 статьи, большая часть которых обращена к конкретным правам и свободам. В своей совокупности они представляют определенную логически построенную систему, отражающую с одной стороны особенности самих прав и свобод, с другой - регулируемые ими сферы жизнедеятельности. В соответствии с этими признаками конституционные права и свободы подразделяются на три группы:

· Личные;

· Политические;

· Социально-экономические.

В данном аспекте Конституция РМ соответствует Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., в структуре которой основные права и свободы изложены в аналогичной последовательности. Подобное деление имеет и историческое обоснование. Известно, что впервые о правах человека стали говорить еще в ходе ранних буржуазных революций XVIII века. Тогда закреплялись лишь политические и личные права человека. В последствии общество пришло к пониманию необходимости конституционной защиты и экономических прав и свобод.

Конституционные права и свободы особо значимы для человека и общества, они являются основными, неотчуждаемыми, принадлежат каждому от рождения. Они составляют ядро правового статуса личности, основу всех других прав, закрепляемых в различных отраслях права.

Основываясь на концепции приоритета прав и свобод человека и гражданина во всех сферах жизни, выделяют также права и свободы:

· В сфере личной безопасности и частной жизни (право на жизнь, право на личную неприкосновенность и др.);

· В области государственной и общественно-политической жизни (избирательные права, свобода слова и др.);

· В области экономической и социально-культурной деятельности (право на труд, право на образование и др.). Воеводин Л.Д. «Юридический статус в России» М., 1997г. стр. 184

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.