скачать рефераты

МЕНЮ


Основные прав и свободы человека и гражданина

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения уста-новлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких наруше-ний их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственно-сти, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (по ст.46).

В начале 2002 года Государственной Думе РФ предстоит принять Жилищный кодекс Российской Федерации.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить госу-дарство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граж-дан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предостав-лением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, нацио-нальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловлен-ной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоро-вья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие а России, и беженцы пользуются правом на охрану здо-ровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными до-говорами России.

Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства финансировать федераль-ные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополу-чию. Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении рек-ламы несут ответственность.

Право на медицинскую помощь - это субъективное право человека на лече-ние в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская по-мощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопро-тезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособ-ными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо.

При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ законодательства об охране здоровья граждан, граждане имеют право на:

уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего пер-сонала;

выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обяза-тельного и добровольного медицинского страхования и т.д.;

отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;

возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения вреда здоро-вью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в ко-тором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицин-ские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей является эколо-гическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало экологические права в качестве фундаментальных прав человека и гражданина.

Право на благоприятную окружающую среду

Понятие “окружающая среда” охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и пр.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окру-жающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую ин-формацию, право на возмещение ущерба.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, сани-тарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства природных ресурсов РФ, иных специально уполномоченных государст-венных органов.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Фе-деральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, кото-рые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с пись-мами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном по-рядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, экс-плуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должност-ные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.

Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 10.07.2001 г.) государ-ственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие обществен-ным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, прини-мать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, пре-пятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответствен-ности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объедине-ния граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в не-своевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикрат-ного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного раз-мера минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятель-ностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.

Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или ар-битражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здо-ровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банков-скими учреждениями.

Право на образование

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация этого права дает возможность получить общеобразова-тельную и профессиональную подготовку необходимую для осуществ-ления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производ-ства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями.

Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию и др.).

Наряду с государственными, развивается и система частных плат-ных образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.

Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необ-ходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в пер-спективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеоб-щей декларацией прав человека (ст.13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождаю-щийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определен-ного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

Граждане России имеют право на получение ос-новного образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможно-стей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона об образовании.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профес-сионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образования понимается совокупность:

сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-право-вых форм, типов и видов;

системы преемственных образовательных программ и государственных образователь-ных стандартов различного уровня и направленности;

системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

В соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение на конкурс-ной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона об образовании).

Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, опреде-ляемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная атте-стация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспе-чению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

Вместе с тем ст.19 Закона об образовании устанавливает обязательность основного об-щего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соот-ветствующее образование не было получено им ранее.

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отры-вом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося.

Часть 5 ст.43 предусматривает, что РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной на-грузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образо-ватель-ных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специ-альные государственные образовательные стандарты.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандар-тов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона об образовании.

Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня образова-ния и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона об образовании освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от про-изводства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный обра-зовательный стандарт.

Свобода творчества

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется сво-бода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным цен-ностям.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедо-ступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящих-ся в государственных и общественных фондах, развитием и равномер-ным размещением культурно-просветительных учреждений на терри-тории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культур-ного обмена с зарубежными государствами.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст.44 Конститу-ции РФ относится к числу важнейших прав и свобод граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства РФ о культуре (1992 г.) и Закон РФ о средствах массовой информации (1991 г. с изменениями и дополнениями от 4.08.2001 г.).

В числе таких гарантий, следует, прежде всего указать на недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятель-ность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной дея-тельности может быть осуществлен только судом, а авторы подобных произведений, как и ор-ганы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Гарантией права на свободу творчества в средствах массовой информации является уста-новление недопустимой цензуры - требования от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общест-венных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложения запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что согласно законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профес-сиональной, так и на непрофессиональной (любительской ) основе. Профессиональный и не-профессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распо-ряжения результатами своего труда, поддержку государства. Согласно ст.31 Основ законода-тельства о культуре представительная, исполнительная и судебная власть в РФ выступает га-рантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности (в том числе и творческих ра-ботников), защищая их посредством законодательной и иной информативной деятельности, пресечения посягательств на права и свободы.

Для защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность принят пакет специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности. К ос-новным из них следует отнести законы РФ от 23 сентября 1992 г.: Патентный закон (охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов), Закон о товарных знаках, знаках обслужива-ния и наименовании мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий инте-гральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных и Закон об авторском праве и смежных правах (1993 г.).

Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на ре-зультаты интеллектуальной деятельности, т.е. на нематериальные объекты, тогда как право собственности относится к вещным правам.

Выделяются две основные группы исключительных прав в зависимости от характера объ-ектов этих прав.

Первая охватывает права "промышленной собственности" ("промышленные права"), под которыми понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемой в производстве, а также на охраняемые законом символы и обозначения, ис-пользуемые в торговом обороте (товарные знаки, наименования мест происхождения товара и др.).

Вторая группа охватывает исключительные права на объекты авторского права, которые не требуют специальной регистрации. Новое российское законодательство значительно расши-рило сферу действия авторского права. Наряду с охраной традиционных объектов (произведений науки, литературы, искусства) теперь охраняются также смежные права (исполнителей произведений, права на фонограммы, постановки, передачи эфирного и кабель-ного вещания). Система охраны произведений литературы распространяется также на компьютерные про-граммы и базы данных.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществля-ется в административном либо судебном порядке в зависимости от характера спора.

Споры об имущественных и личных правах патентовладельцев (обладателей свиде-тельств ), а также авторов литературных, научных, художественных произведений и других субъектов авторского права рассматриваются судами общей юрисдикции, если это спор между гражданами, арбитражными судами, если сторонами спора выступают предприниматели, и третейским судами по желанию сторон, кроме споров, отнесенных к исключительной компе-тенции Высшей патентной палаты.

Право на участие в культурной жизни

Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значи-тельной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приоб-щение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, ар-хивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования уста-навливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библио-течными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере куль-туры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военно-служащих срочной службы (ст.12, 48, 52 Основ законодательства о культуре).

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-куль-турные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

III. Заключение

В настоящей контрольной работе были рассмотрены, перечисленные в Конституции РФ основные экономические, социальные и культурные права гражданина Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в предыдущей Конституции СССР основные экономические, культурные и социальные права человека только декларировались. На деле, даже понятие защиты конституционных прав, не практиковалось. Основная защита своих прав происходила через профсоюзы и, в редких, случаях в судах.

В действующей Конституции раскрывается важная грань социаль-ного правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если госу-дарство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными прот-иворечиями и, в конце концов, погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина.. Экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к кото-рому должно стремиться государство в своей политике.

К сожалению, в Конституции РФ имеются очевидные противоречия международно-правовым актам (Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах). В ст.6 Международного пакта закреплено право на труд, что в действующей Конституции России совершенно отсутствует.

Коллизия есть и в содержании Конституции РФ. В соответствии со ст.2 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. Трудовые права регламентированы в главе второй Конституции РФ, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина. Из чего следует, что регулирование и защита трудовых прав и свобод должны находиться в компетенции федерального законодателя. Однако в ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Сказанное явно не способствует созданию условий для реализации норм трудового законодательства.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно боль-шого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.

IV. Литература

«Конституция Российской Федерации». Москва. Издательство “Юристъ”, 1997 г.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. “Конституционное право Российской Фе-дерации”». Москва, Издательство "Юристъ", 1998 год.

Кутафин О.Е., «Комментарий к Конституции Российской Федерации». Москва, Издательство " Бек ", 1997 год.

Кутафин О.Е., «Государственное право Российской Федерации», Москва. Издательство «Юридическая литература», 1996 год.

Ковалев С.А. «Права человека в современной России». Издательство «Человек», 1995 год.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс законов о труде Российской Федерации.

Жилищный кодекс РСФСР.

Кодекс о браке и семье РСФСР.

Права человека. Основные международные документы: Сборник. Мо-сква, Издательство " Международные отношения ", 2001 г.

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.