скачать рефераты

МЕНЮ


Основы конституционного строя РФ

«Конституция РФ закрепила следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок» Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.152..

В настоящее время в Российской Федерации имеет место, как её иногда называют в юридической литературе «полупрезидентскую» республиканскую форму правления. Это связано с тем, что, во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием(в этом отличие её от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и министры, образующие Правительство, в определённой степени ответственное перед парламентом (в этом отличие от президентской формы). Именно названные выше признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

2. Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации.

1.1 Экономическая основа.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Субъектами таких отношений являются частные субъекты хозяйствования, которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию, а также предотвращает монополию и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.1.,ст. 8.

В Российской Федерации действует Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст 499. Этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках РФ.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собст-венности осуществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нор-мам -- основе всего правового регулирования отношений собственно-сти.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых госу-дарством.

Конституция РФ исходит из того, что экономической системе России присущи различные формы собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2.,ст. 8..

Так же в Конституции установлено, что «земля и другие при-родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници-пальной и иных формах собственности. Они используются и охраняют-ся в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 9.

В Конституции предусмотрено что «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользова-ние и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуще-ствляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 36.

Конституция РФ установила (ст. 35), что в России «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино-лично, так и совместно с другими лицами. Никто не мо-жет быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Прину-дительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценно-го возмещения». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 35.

В России отношения собственности, не предусмотренные Консти-туцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами респуб-лик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов феде-рального значения, автономной области и автономных округов, издан-ными в пределах их полномочий.

1.2 Социальное государство.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства -- дос-тижение такого общественного развития, которое основывается на за-крепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей соли-дарности и взаимной ответственности. Социальное государство при-звано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому дос-тойное человека существование.

Следует отметить, что в условиях демократии социальное государ-ство предоставляет широкий простор любым общественным силам, ко-торые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Напри-мер, в Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотво-рительность» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.3 ст. 39..

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.159..

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты:

1. Охрана труда и здоровья людей. Труд -- основа жизни любого об-щества и в любом государстве, решающая сфера применения человеческих сил и способно-стей. В демократическом обществе труд не может быть прину-дительным. Гражданин сам вправе распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе заключённого им договора.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойно-го человека прожиточного минимума Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 4904.

. Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Ответственность государства за предоставление гражданину прожи-точного минимума может наступать лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.

Одним из средств удовлетворения этой потребности является уста-новление гарантированного минимального размера оплаты труда. Та-кой размер зависит от многих факторов. Прежде всего он зависит от экономиче-ских возможностей общества в данный период, и не всегда соответству-ет той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Феде-рации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.

Исходя из того, что демократическое государство призвано защи-щать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равно-правие женщины и мужчины. В Российской Федерации брак основыва-ется на добровольном согласии и равноправии супругов. Так же в Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Государство должно проявлять заботу об инвалидах и пожилых гра-жданах.

4. Развитие системы социального обслуживания. Согласно Феде-ральному закону от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872; 2002. № 28. Ст. 2791; № 30. Ст. 3032; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607.

Социальным обслуживание является деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию со-циально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению соци-альной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации кон-ституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор-мильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных зако-ном. Государство в законодательном порядке определяет систему госу-дарственных пенсий и социальных пособий.

Российская Федерация ставит перед собой цель построения соци-ального государства. Но в настоящее время она находится только в са-мом начале пути к достижению этой цели.

3. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации.

1.1 Идеологическое многообразие.

Идеология является сложным духовным образованием. Она включа-ет в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взгля-дов на социальную действительность, общество и отношения людей меж-ду собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.166.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологиче-ского многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего не допускает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология не может уста-навливаться в качестве государственной или обязательной» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст. 13.. Таким образом в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие предполагает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием та-ких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобо-да мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии данного рассматриваемого принципа является отмена цензуры, свобо-да информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т. д.

Установление в Конституции принципа идеологического многооб-разия является одним из важнейших демократических завоеваний на-родов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, а так же группам людей, их объединениям свободно развивать свои на-учные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законо-проектов и т. д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не озна-чает, что органы государственной власти действуют независимо от ка-ких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Именно возможность с помощью госу-дарственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и полити-ческих партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

1.2 Светское государство.

Статья 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не призна-ется обязательным или предпочтительным. В таком государстве рели-гия, а так же ее каноны и догматы, дейст-вующие в ней, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. «Светский характер государства обеспечивается, как прави-ло, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церк-ви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.)». Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.169.

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и ни-какая религия «не может устанавли-ваться в качестве государственной или обязательной». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст. 13. Содержание это-го положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. (с измене-ниями и дополнениями), где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отно-шения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу ве-роисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов, государственных учреждений и органов местного са-моуправления; не вмешивается в деятельность данных религиозных объедине-ний, если эта деятельность не противоречит законодательству; обеспечивает свет-ский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Так же деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе военнослужащие не впра-ве использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

III. Основные черты конституции.

На основании всего выше сказанного, я теперь могу приступить к рассмотрению вопроса темы моей курсовой работы.

Рассматривая Конституцию РФ, как нормативно правовой акт, занимающий особое место в правовой системе современного демократического государства такие авторы как Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин выделяют следующие основные, по их мнению, черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается, так как конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признается домини-рующей в конституционной теории и практике. Не случайно конститу-ции большинства демократических государств мира начинаются слова-ми: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) на-стоящую конституцию».

2) учредительный, первичный характер конституционных установ-лений. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуслов-ливает и вторую сущностную черту конституции -- ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носи-тель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением -- учредительной властью. В содержание по-следней вкладывается именно право принимать конституцию и посред-ством ее учреждать те основы общественного и государственного уст-ройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредитель-ная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Именно на признании учредительной природы конституции осно-вываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной.

Учредительная сущность конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы и являются первичны-ми. В результате чего для установления положений конституции не су-ществует никаких правовых ограничений. Не может существовать такой право-вой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по при-знаку не соответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так, например, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны про-тиворечить Конституции и федеральным законам, постановления Пра-вительства не могут противоречить Конституции, федеральным зако-нам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка» Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С. 68..

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т. е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

Одной из важных черт, характеризующей конституцию, является осо-бый предмет конституционного регулирования, т. е. специфика тех общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим ха-рактером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества -- политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сфе-рах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридиче-ская сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические фор-мы охраны и др.

Конституцию отличают особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт консти-туции и выражаются:

1. в верховенстве конституции;

2. в ее высшей юридической силе;

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

4. в особой охране конституции;

5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конститу-ции РФ 1993 года.

1. в верховенстве конституции.

В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа ее верхо-венства на всей территории России означает, прежде всего, утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление народа к созданию пра-вового государства.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федера-тивный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик, уставов других субъектов Федерации, Консти-туции России.

2. в ее высшей юридической силе.

В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей терри-тории России…» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.1 ст. 15.. Это юридическое свойство Конституции имеет иное со-держание, нежели принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Россий-ской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправ-ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю-дать Конституцию.

Следовательно, высшая юридическая сила Конституции характери-зует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права.

Конституция РФ 1993 года является ядром правовой системы го-сударства. Принципы и положения Конституции играют направляю-щую роль для всей системы права и системы законодательства. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С. 70.

Непосредственно Конституция определяет сам процесс правотворчества. Она устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия за-конов.

В самой Конституции названо множество федеральных конституцион-ных законов и федеральных законов, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

4. в особой охране конституции.

К ещё одним юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, которая осуществляет эту охрану в различных формах.

В Конституции закреплено, что «Президент России является гарантом Конституции Российской Федерации,…» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст.80. . В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Кон-ституцию (ст. 82). В случае противоречия Конституции Президент мо-жет отменить постановления и распоряжения Правительства РФ, при-остановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Фе-дерального собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде РФ о соответствии Конституции норматив-ных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Так же важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, при-знанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствую-щий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Конституцию Российской Федерации отличает особый, услож-ненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Конституция отличается от федеральных законов тем, что она единственный акт с таким особым наименованием; порядок ее приня-тия иной, нежели федеральных законов; она в отличие от последних не требует подписания Президентом РФ. Лишь образно Конституцию называют основным законом. Она во всех слу-чаях говорит о «Конституции и федеральных законах» (ст. 4, 15), т. е. не отождествляет эти термины.

Рассмотрев основные черты конституции, можно сде-лать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, по-средством которого народ учреждает основные принципы устройства об-щества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С. 71..

Заключение.

Моя работа состоит из следующих трёх основных глав.

В первой главе я постарался осветить историю развития Конституции Российской Федерации, выяснить характерные черты каждой из существовавших в России Конституций. Первые Советские Конституции 1918, 1925, 1937, 1978 года имели схожие черты. Все они в той или иной степени были фиктивны, провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизнь. Конституции этого периода были сильно идеализированы и имели классовый характер.

Наряду с общими чертами у Конституций Советского периода были и существенные различия. По моему мнению, это было связано с новыми потребностями, с историческим развитием общества и государства в целом.

Вторую главу я посветил основам конституционного строя Российской Федерации. Я считаю, что без основ нельзя понять и важные черты Конституции.

В данной главе я постарался осветить все основы: это и политические, и экономические, и социальные, а так же духовные.

Основываясь на всём выше сказанном, я приступил к основной задаче своей курсовой - выяснению основных черт Конституции РФ.

Руководствуясь мнением таких авторов как Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, я пришёл к выводу, что основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это находит свое воплощение в ее характерных чертах. Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивы способ его существования. В ней нашло воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т. д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17). Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.

Список используемой литературы:

1. Конституция РФ;

2. №5-ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»

3. СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

4. ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16.

5. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. № 33.

6. СЗ РФ. 1997. № 39.

7. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.

8. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев «Теория государства и права » М.,2005.

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.